ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


МЫСЛИТЕЛЬ-ЕРЕТИК ПЕТР-ИОАНН ОЛИВИ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 декабря 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Еще при жизни Оливи (1248 - 1298 гг.) начался его конфликт с папской курией. Однако наиболее яростным нападкам имя его и идеи подверглись позднее, когда получили известность некоторые его сочинения антикатолического характера и обнаружилось их влияние на еретические народные движения. Удары, наносимые сторонниками Оливи, были тем более чувствительными, что исходили из рядов самой церкви.

В возрасте 12 лет Петр-Иоанн был отдан родителями во францисканский монастырь на юге Франции, неподалеку от его родного города Сериньяна. В монастыре он проявил рвение к учению и был направлен в Париж для продолжения образования. Окончив теологический факультет Сорбонны, он через шесть лет получил степень бакалавра теологии и принял активное участие в различных схоластических диспутах. Уже в то время в его речах и письменных трактатах были заметны элементы свободомыслия и критического отношения к церкви. Высшие члены францисканского ордена стали относиться к нему с некоторым недоверием, для чего у них имелись реальные основания. Хотя, по словам историографа францисканского ордена Луки Уоддинга, Оливи выказывал "благочестие, кротость и терпение", он, чем дальше, тем более резко, выступал с критикой накопления церковных богатств, упрекал прелатов в жадности, корыстолюбии и разврате. Призывая к жизни в бедности, Оливи вскоре вызвал ярую ненависть у римской курии1 . Критик папства не побоялся вступить в спор с непререкаемым авторитетом той эпохи - самим Фомой Аквинским. Именно столкновение с Фомой привело Оливи к необходимости покинуть Париж2 .

Одной из форм тогдашней оппозиции догматам католической церкви было иное истолкование сложившегося в христианской литературе и в культе образа девы Марии. Эта тема в эпоху средневековья, особенно в народном творчестве, часто была поводом для выражения антикатолических настроений, и церковь относилась к такого рода идеям особенно болезненно. Крамольные трактаты Оливи были пересланы его врагами генералу францисканского ордена Иерониму Асколи, позднее ставшему римским папой Николаем IV. Асколи особенно беспокоило, что "заблуждения" Оливи восприняли многие францисканцы из Прованса, в один из монастырей которого отбыл Оливи3 . Угрожая страшными карами, Оливи заставили собственноручно сжечь свои сочинения.

Однако вокруг него стали постепенно группироваться единомышленники. Один из его сподвижников, Ангелус Кларено, писал в своей "Истории семи пострясений ордена миноритов", что именно с этого эпизода началась открытая борьба Оливи и его сторонников против большинства францисканцев, верных политике римской курии4 . В ответ руководители ордена предприняли экстренные меры. Орденский генерал специально посетил Прованс и организовал расследование деятельности оливистов - так называемых спиритуалов. Тем временем идеи Оливи получали все большее распространение во Франций и Италии. Этот вопрос специально обсуждался на капитуле ордена в Страсбурге (1282 г.). Одним из постановлений капитула определили: тщательно изучить все сочинения Оливи и установить степень его виновности5 .

Во исполнение этого решения была создана авторитетная комиссия из семи человек: четырех магистров теологии и трех парижских бакалавров. Результатом ее работы явились два документа, Направленные генералу ордена. Первый содержал 34 тезиса, извлеченные из сочинений Оливи и признанные ошибочными. Во втором излагалось в виде 22 положений такое истолкование затронутых проблем, которое, с точки зрения членов комиссии, соответствовало католическим догмам. Этот второй документ, снабженный личными печатями магистров и бакалавров, получил известность под названием "Письма с семью печатями". Идеи, содержавшиеся в трудах Оливи, были осуждены как еретические или, в лучшем случае, как "сомнительные" и "чересчур дерзкие"6 .

1 "Annales Minorum, seu trium ordinum a S. Francisco institutorum, auctore ARP Luca Waddingo Hiberno". T. V. Romae. 1733, p. 52.

2 P. K. Balthasar. Geschichte des Armutsstreites im Franziskanerorden bis zum Konzil von Vienne. Munster i. W. 1911, S. 155 - 169.

3 "Archivum Franciscanum Historicum" (далее: AFH). Quaracchi. T. 24. 1931. Documenta, p. 495 ss.

4 "Archiv fur Litteratur- und Kirchengeschichte" (далее: ALKG). Bd. II. B. 1886, S. 288.

5 AFH. T. 26. 1933, p. 137.

6 C. du Plessi's d'Argentre. Collectio judiciorum de novis erroribus qui ab initio

стр. 208
Руководство ордена придавало очень большое значение признанию самим Оливи своих "ошибок". Новый генерал ордена Жерар де Прато, приехавший в Авиньон, вызвал туда Оливи и заставил его подписать в знак согласия обвинительные документы. Жерар распорядился зачитать их затем во всех монастырях Прованса, а "преступные сочинения" изъять7 . Вынужденное отступление не помешало Оливи продолжать высказываться в прежнем духе ив новых работах. Не уменьшилось его влияние и среди оппозиции. Тогда в Милане в 1285 г. общий капитул ордена осудил все его труды, поручил "тщательно выяснить... не имеет ли кто-либо из братьев "Вопросы" или что- нибудь, другое из сочинений брата Петра-Иоанна из провинции Прованс, все найденное принести, а пользоваться этим лишь с разрешения генерала"8 .

Большое беспокойство вызвало у папы римского сближение сплритуалов с ненавистными инквизиции членами полумонашеских общин - бегинами, движение которых на Юге Франции, а также в некоторых районах Италии (здесь они были известны чаще под именем бизокков, или фратичеллов) приняло откровенно еретический и антикатолический характер9 . Наиболее чувствительным направлением атак спиритуалов против церкви явилось осуждение ими церковных богатств. С просьбой о принятии мер воздействия к спиритуалам обратился французский король Филипп IV, которого беспокоила связь спиритуалов с народным движением бегинов. Под давлением обстоятельств орден решил заслушать Оливи на Парижском общем капитуле 1292 года.

Оливи избрал умную тактику. Он показал противоположность между декларациями руководителей католической церкви и действительным положением дел. Капитулу пришлось оправдать смельчака10 . Было вновь разрешено читать его произведения. Однако, пойдя на временную уступку, враги спиритуалов попытались вскоре взять реванш. Оливистов обвинили в том, что они устраивают заговоры и выказывают неповиновение воле папы и старших прелатов.

Преследование его сторонников вызвало беспокойство у Оливи11 . Однако он не смог предпринять каких-либо действий в их защиту. Скорее всего, его просто лишили такой возможности. Последний приют Оливи в одном из монастырей провинции Нарбонна, где он и умер, был фактически насильственной изоляцией вождя от его партии, а также от бегинов. Эти последние годы своей жизни Оливи, оторванный от всех, использовал для создания новых философских трактатов, облеченных в традиционную форму вопросов, а также для написания ярчайшего сочинения, направленного против католической церкви и папы, - "Постиллы на Апокалипсис". В этой работе он опирается на концепции итальянского мыслителя XII в. Иоахима Флорского, который учил, что вся история человечества есть путь развития от рабства к свободе, проходящий через три стадии. Оливи, в свою очередь, определяет семь таких стадий, показывает, что католицизм лишь одна из преходящих форм, и резко осуждает "великую блудницу" - церковь, которую он считает целиком нечестивой, а папу римского - антихристом. Поэтому он требует не "улучшения" церкви, как Иоахим, а полного ее уничтожения и создания взамен другой, руководимой спиритуалами.

"Постилла" и другие сочинения Оливи, написанные в тот период, стали известны только после его кончины. Но на смертном одре мыслитель и борец еще раз изложил свое кредо, осудив роскошь и распущенность, распространившиеся в ордене, а также решительно высказавшись против тезиса о непогрешимости папы и церковных соборов12 . Вот почему труды Оливи в дальнейшем нашли широкое распространение. Ревностными его последователями стали бегины. Небольшая книга, посвященная Петру-Иоанну, в которой кратко говорилось о его жизни и величайших достижениях, изучалась и перечитывалась бегинами на их собраниях. Бегины читали (чаще слушали чтение, ибо большинство их, принадлежавшее к беднейшим слоям населения, было неграмотными) и сочинения самого Оливи. Если книг не имелось, их содержание передавалось устно.

Вслед за Оливи бегины называли католическую церковь нечестивым Вавилоном и великой блудницей и противопоставляли ей духовную общину, состоящую из людей,

duodecimi seculi post incamationem, isque ad annum 1713 in Ecclesia proscripti sunt notati. T. I. Lutetiae. 1724, p. 227.

7 ALKG. Bd. III. 1887, S. 14.

8 AFH. T. 22. 1929, p. 289.

9 ALKG. Bd. III, S. 14.

10 "Chronica XXIV generalium Ordinis Minorurn". "Analecta Franciscana". T. III. Quaracchi. 1897, pp. 421 - 422.

11 См. "Historisches Jahrbuch", 1882, S. 648 - 659.

12 "Annales Minorum", pp. 378 - 379.

стр. 209
которые следуют их принципам. Еретики-бегины, в свою очередь, развили и усилили антикатолическую направленность сочинений Оливи. От призывов к сдерживанию роста богатств и от протеста против злоупотреблений роскошью они перешли к прямому призыву установить общность имущества13 . Расширявшееся влияние идей Оливи, интерес к рассказам о его жизни привели к созданию вокруг его имени подлинного культа. К его могиле стекались огромные массы населения. Число собиравшихся превышало стечение людей в день, связанные с именем самого Франциска Ассизского основателя ордена францисканцев14 .

Папство переживавшее на рубеже XIII-XIV вв. большие трудности в связи с огромным размахом антикатолического движения, повело яростную борьбу как против бегинов и других еретиков в целом, так и непосредственно против последователей Оливи. На Юге Франции резко усилилась репрессивная деятельность инквизиций. Римская курия периодически создавала комиссий для изучения сочинений Оливи и готовила полное запрещение этих работ. Одна из последних комиссий подобного рода была создана в 1311 году. В целях придания ей видимости объективности в нее не включили ни одного францисканца. Затем дело перенесли на собор, работа которого началась в октябре того же года в южнофранцузском городе Вьенне. Католическая церковь решила, что наступил удобный момент для окончательной расправы с оливистами. Решения собора явились сигналом для широкого наступления на бегинов и спиритуалов.

Во втором десятилетий XIV в. инквизитор Бернар Ги на основании допросов еретиков сделал пространные выводы о сущности взглядов бегинов и влиянии на них доктрин Оливи. Как правило, допросы оканчивались тем, что людей отправляли на костер. В 1317 г. папа Иоанн XXII распорядился передать все монастыри, в которых были сильны позиции спиритуалов, в другие руки. Могила Оливи была вскоре разрушена, а останки его рассеяны по ветру. Комиссия из восьми теологов провозгласила труды мыслителя вредными и еретическими. Оригинал "Постиллы на Апокалипсис" и все найденные ее копии были сожжены. В дальнейшем римская курия сочла более выгодным изображать Оливи как правоверного католика и защитника устоев церкви. Эта линия нашла свое выражение в высказанной в конце XV в. папой Сикстом IV формулировке: он разрешил пользоваться трудами Оливи при условии, что читатели "извлекут из них розу; не касаясь шипов"... Прошли столетий. Католическая "роза" давно увяла. А труды смелого вольнодумца прочно заняли свое место в истории борьбы человечества за прогресс и просвещение.

13 Bernard Gui. Manuel de l'inquisiteur. Т. I. P. 1926, pp. 110, 144, 150 - 152, 192.

14 ALKG. Bd. I, S. 544.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций