ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


ХРИСТИАНСКИЙ СИНДИКАЛИЗМ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 25 мая 2017
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Официальная точка зрения руководства международного объединения христианских профсоюзов - Всемирной конфедерации труда (ВсКТ, до 1968 г. Международной конфедерации христианских профсоюзов - МКХП) относительно места христианского синдикализма в движении Сопротивления гласит: "В горестный период войны 1940 - 1945 гг. ...каждая организация МКХП участвовала в патриотической борьбе, многие активисты пали в подпольной войне за свободу"1 . Такое утверждение является преувеличением, более того, концепция последовательного антифашизма МКХП не согласуется с историческими фактами. История христианского синдикализма свидетельствует, что христианские профцентры многих европейских стран либо полностью капитулировали перед фашизмом и даже примкнули к нему, либо примирились с его режимом. Антифашизм рядовых членов организации и низовых профлидеров был ослаблен антикоммунистическими, националистическими настроениями, укоренившимися в этих союзах. Руководители МКХП не сочувствовали фашизму, отвергали его крайности и жестокости, расизм и нацистское "язычество", но в то же время занимали позицию партийно-политического нейтралитета, упорно не желали преодолеть профсоюзный раскол, мешали борьбе с фашизмом и препятствовали созданию антифашистского Народного и единого рабочего фронта.

Антифашизм в рядах МКХП сдерживался и церковной иерархией, которая рассматривала христианские профсоюзы как важнейшее учреждение "массового действия". Прогрессивная историография достаточно глубоко и разносторонне вскрыла политику пособничества фашизму, проводившуюся папством и епископатом. Известен призыв Пия XII 25 декабря 1939 г. к воюющим державам: "Положим конец братоубийственной войне, объединим свои усилия в борьбе против общего врага - атеизма"2 . Конечно, не следует отождествлять политическую линию Ватикана и МКХП. Руководству христианских синдикатов, которые объединяли трудящихся, было трудно проводить откровенно антирабочую политику. Определенная часть христианских синдикатов принимала участие в общем патриотическом движении.

Накануне второй мировой войны христианский синдикализм придерживался концепций мелкобуржуазного пацифизма, который, как известно, вполне устраивал агрессоров. МКХП не воспитывала рабочих в духе бдительности по отношению к угрозе войны, она одобрила мюнхенский сговор (разумеется, под предлогом "миролюбия"), ограничившись выражением сожаления, что это "соглашение" обсуждалось не в

1 La CMT: Unite dans la diversite. "Labor", 1970, N 3 - 4, p. 11.

2 "Разоблачение антикоммунизма в Италии" (статьи из журнала "Ринашита" N 8 - 9 за 1954 г.). М. 1956, стр. 63.

стр. 57

Лиге наций, а на конференции четырех3 . Идейным обоснованием этой политики явилась оппортунистическая теория "классового мира" и евангельской "любви к ближнему". "Мы можем работать в пользу мира, если будем проповедовать любовь между людьми", - говорилось в одном христианско-синдикалистском издании4 .

К началу войны в МКХП входили христиански-синдикалистские центры стран, которым угрожала фашистская агрессия, однако политический курс этой организации не изменился. Даже 14 декабря 1939 г. Совет конфедерации на последнем своем заседании не счел нужным призвать к борьбе с фашизмом, а сосредоточил свое внимание на "подготовке мирового правопорядка в послевоенное время"5 . Во время войны деятельность МКХП была парализована6 , хотя продолжали существовать национальные центры, в тактике которых нашли свое выражение порочные идейные и политические установки всего движения. Так, ФКХТ поддерживала "странную войну", когда правительства Англии и Франции, продолжая придерживаться довоенного курса, все еще рассчитывали на примирение с фашистской Германией на почве антикоммунизма и надеялись на то, что им удастся направить гитлеровскую агрессию против СССР. ФКХТ не протестовала против преследования коммунистов и патриотических сил французской реакцией, умалчивала о подлинных причинах сентябрьского поражения Польши. Канадский христианский профцентр в 1939 и 1940 гг. настаивал на соблюдении Канадой нейтралитета в международных отношениях, что было на руку агрессорам. Люксембургский христианский профцентр, который в 1934 г. оценил принятие СССР в Лигу Наций как "оскорбление христианства", развернул шумную антисоветскую кампанию, изображая Советский Союз врагом, "не признающим человеческие законы", организовал сбор пожертвований в пользу финской военщины. Этот профцентр распространял клевету на Народный фронт во Франции, на коммунистов, оправдывая их исключение из Всеобщей конфедерации труда (ВКТ)7 .

Положение, однако, изменилось, когда гитлеровцы оккупировали ряд государств Западной Европы, установив в них режим фашистского "нового порядка", а народные массы вступили в движение Сопротивления, начатое по инициативе компартий. Огромное влияние на рост этого движения оказал вдохновляющий пример советского народа, давшего героический отпор нацистским полчищам. Все это не могло не отразиться на христианском синдикализме, который постепенно оказался вовлеченным в антифашистскую борьбу. Примером может служить Франция.

Французские трудящиеся христиане восприняли капитуляцию правящих кругов перед фашизмом как национальное унижение. Они стали сражаться в рядах народно-демократического крыла Сопротивления вместе с коммунистами и социалистами. На юге Франции, где условия борьбы до гитлеровской оккупации этой части страны (в ноябре 1942 г.) были наиболее благоприятны, в группе "Либерасьон сюд", объединявшей под руководством Э. де ля Вижери коммунистов, социалистов и синдикалистов различного толка, действовали и члены ФКХП, а в исполком этой группы входил христианский профактивист М. Пуамбеф. Совместно с деятелями ВКТ эта группа организовала 1 мая 1942 г. манифестацию трудящихся, создала единую тайную организацию "Французское

3 "L'lmprimerie francaise", 16.XII.1938. Руководство Французской конфедерации христианских трудящихся заявляло, что Мюнхен - "последний шанс спасти мир". "Labor", 1961, N 2, р. 72; "Die christliche Gewerkschafts-Internationale", 30.XI.1938.

4 "Sozialer Fortschritt", 30.IX.1938.

5 "L'lnternationale syndicale chretienne 1937 - 1945. De Paris a Bruxelles-Utrecht". Utrecht. 1945 (в дальнейшем - "VIII Congres de la CISC"), pp. 35 - 36.

6 "Au Travail", 2l.II.1970.

7 "Syndicalisme", 1939, IX; 1940, I; "La Gazette du travail", 1939, X; 1940, X; "Sozialer Fortschritt", 26.I, 2.II, 15.III.1940.

стр. 58

рабочее движение" (ФРД), поставившую перед собою цель: освобождение французской территории и освобождение рабочего класса8 , оказывавшую материальную помощь участникам Сопротивления и содействовавшую срыву депортации французских рабочих в Германию. Трудящиеся христиане принимали участие в забастовках, многочисленных актах саботажа, например, в организации взрыва пропагандистского центра Виши в Шамбери в 1942 г., в организации многочисленных крушений железнодорожных эшелонов в 1943 г. и т. п.9 . Имея это в виду, прогрессивный профсоюзный деятель А. Лябрусс говорил в 1945 г.: "Трудящиеся христиане, как и мы, сражались против бошей и Виши"10 . Находясь в отрядах маки и группах франтиреров, они боролись как патриоты и антифашисты, а отнюдь не как представители ФКХТ или религиозной организации.

Более сложной и менее определенной была позиция лидеров ФКХТ, отражавшая их антикоммунистические воззрения, а также склонность церковной верхушки к коллаборационизму. Князья церкви оказывали решительную поддержку петэновскому режиму. "Петэн - это Франция, а Франция - это Петэн", - провозгласил лионский кардинал Жерлье11 . Лидеры христианского синдикализма оправдывали политику сотрудничества с фашистами ссылками на нормы христианской морали. Однако и в этой среде имели место другие тенденции, развивавшиеся в связи со стремлением руководства ФКХТ удержать под своим влиянием трудящихся-христиан, видевших в оккупантах своего смертельного врага. В какой-то мере ими учитывался и трагический опыт христианского профдвижения в Италии, Германии и Австрии, где оно было попросту ликвидировано. Но, принимая участие в движении Сопротивления, лидеры ФКХТ не ставили перед собой цель добиться социального освобождения трудящихся, они стремились восстановить в полной мере власть буржуазии и порядки, существовавшие до оккупации страны, хотя об этом, разумеется, открыто не говорилось.

Сегодняшнее руководство ФКХТ пытается изобразить эту организацию как ведущую и организующую силу "в борьбе рабочего класса Запада за свою независимость"12 . Однако никаких аргументов, подтверждающих, что конфедерация выполняла эту роль, не приводится. Пропагандируя этот тезис, клерикальная историография рассчитывает подкрепить свою концепцию о непричастности коммунистов к начальному этапу Сопротивления. Без тени смущения официозная "История" ФКХТ заявляет, что в первый период войны коммунисты "не боролись против Гитлера"13 , одновременно расхваливается "католическое сопротивление"14 . Как же оно выглядело на самом деле?

Когда речь идет об участии ФКХТ в борьбе с оккупантами, клерикальные историки прежде всего называют генсека ФКХТ Г. Тесье, который, как они утверждают, "сразу откликнулся на призыв де Голля к со-

8 H. Michel. Les courants de pensee dans la Resistance. P. 1962, p. 19; J. Bron. Histoire du mouvement ouvrier francais. T. II. P. 1970, p. 268; "Syndicalisme", 19.V. 1945.

9 G. Adam. La CFTC. 1940 - 1958. Histoire politique et ideologique. P. 1964, p. 43. Среди организаторов выделялся Л. Розе, христианско-профсоюзный работник Верхней Савойи, возглавлявший департаментский комитет Сопротивления. J. Duquesne. Le catholiques francais sous l'occupation. P. 1965, p. 238.

10 "Lettre fedyale", 1945, N 1.

11 Цит. по: "Histoire du Parti Communiste francais". P. 1964, p. 386.

12 "Histoire du mouvement ouvrier et des centrales syndicales en France". P. 1966, p. 72.

13 Ibid., p. 73. Эта фальсификация давно опровергнута. См., например, "Histoire du Parti Communiste francais", p. 388. М. Торез писал: "Мы первыми начали на национальной почве битву за независимость и возрождение Франции, в то время как другие партии гибли в позоре и смятении" ("Cahiers du communisme", 1947, N 2, p. 1119). Даже ренегат А. Баржоне подтверждает "историческую реальность" того, что компартия боролась еще до июня 1941 года. A. Barjonet. La CGT. P. 1968, p. 43.

14 "Temoignage chretien", 24.XI.1964.

стр. 59

противлению 18 июня 1940 г."15 . Однако единственным шагом, предпринятым этим деятелем, была попытка наладить контакты с правым крылом ВКТ, организации, из которой к этому времени были исключены коммунисты16 . Переписка Тесье с руководителем ВКТ Л. Жуо позволяет судить о тогдашних настроениях реформистских вождей как христианского, так и светского толка. В конце июня 1940 г. Тесье пытался добиться у администрации Виши сохранения некоторых профсоюзных свобод, коллективных договоров и иных "паритетных соглашений" и предложил Жуо согласовать усилия "по защите рабочих интересов" в чисто тред-юнионистском, то есть узкопрофессиональном, смысле. Последний 12 июля ответил согласием, выразив свое удовлетворение "общностью взглядов". В результате этой "общности" было начато издание совместного легального "Бюллетеня рабочей информации"17 .

Вплоть до 16 августа 1940 г., когда был опубликован закон "О временной организации промышленного производства", объявивший о роспуске всех общенациональных профессиональных группировок рабочих и предпринимателей и создании их единого союза по фашистскому образцу, ни ВКТ, ни ФКХТ никаких иных действий, помимо сугубо защитных, не предпринимали. 21 августа ФКХТ письменно упрекнула Петэна в том, что он предал забвению свои обещания добиваться сотрудничества с существующими синдикатами, и охарактеризовала решение 16 августа как "ошибочное и... неоправданное"18 . В письме же к активистам департаментских и местных профорганизаций, на которые не распространялся закон о роспуске конфедерации, президент ФКХТ Ж. Зирнель определил свою позицию так: "Если события заставят нас терпеть тиранию унифицированного профсоюза, вы по- прежнему будете сеять семена христианского решения проблем"19 . Следовательно, христианские профлидеры отнюдь не исключали подчинение фашистской унификации, а, вступив в переписку с Петэном, они тем самым признали его де факто. Об организации сопротивления оккупантам они на первых порах и не помышляли.

Тесье, как и другие руководители ФКХТ, придерживался политики "аттантизма" (ожидания), как якобы созвучной христианской морали. Достаточно сослаться на его сотрудничество в журнале "Arc", выходившем с октября 1940 по январь 1941 г., в котором французов призывали терпеливо ожидать "часа икс", то есть освобождения20 . Тесье оказался в лагере тех, кто боялся развертывания движения Сопротивления, полагая, что подлинная борьба против оккупантов чревата опасностью перерастания ее в войну классовую, против крупного капитала. Верхушка ФКХТ, хотя и находилась в оппозиции по отношению к "новому порядку", не могла возглавить движение Сопротивления уже по той причине, что не желала встать на путь беспощадной борьбы с режимом Петэна. Этого не хотели ни Жуо, ни Тесье. Буржуазный историк Ж. Адам справедливо замечает: "До провозглашения Хартии труда общим лозунгом ВКТ и ФКХТ было сотрудничество с правительством Виши"21 . Организация "Либерасьон нор", куда входил Тесье, вплоть до 1941 г. рассматривала правительство Петэна как "французское правительство"22 .

15 "Labor", 1962, N 2, p. 79.

16 J. Duquesne. Op. cit., p. 225.

17 G. Adam. Op. cit., p. 16; "La CFDT". P. 1971, p. 33.

18 P. Delon. Le syndicalisme chretien en France. P. 1961, p. 48.

19 G. Lefranc. Les experiences syndicales en France de 1930 a 1950. P. 1950, p. 85.

20 "Revue d'histoire de la deuxieme guerre mondiale", 1958, IV, p. 23. Это соответствовало призыву де Голля 15 августа 1940 г.: "Пусть французский народ замкнется в самом себе, пусть каждый в своем доме закроет глаза и уши и молча ждет освобождения". Цит. по: "Новая и новейшая история", 1964, N 6, стр. 6.

21 G. Adam. Op. cit., p. 19.

22 Цит. по: "Французский ежегодник. 1969". М. 1971, стр. 181.

стр. 60

Позиция лидеров ФКХТ была противоречивой: в ней как бы соседствовали дух коллаборационизма и оппозиции. Кроме того, у большинства этих лидеров защита профсоюзных свобод переплеталась с проповедью социальной доктрины церкви, которой идейно питалось социальное законодательство Виши.

В доказательство причастности ФКХТ к всенародной антифашистской борьбе нынешние ее деятели ссылаются на "Манифест двенадцати" от 15 ноября 1940 г., под которым стояли также подписи трех руководителей этой конфедерации: Ж. Зирнеля, Г. Тесье и М. Буладу. Действительно, провозглашенные им шесть принципов, которыми должен вдохновляться синдикат, отразили традиционный антикапитализм французского профдвижения. В общем, этот документ принадлежит к антифашистской литературе той эпохи: в условиях оккупации он провозглашал демократические и гуманистические идеалы - уважение человеческой личности, независимо от расы, религии и убеждений; подчинение частных интересов общему; коллективную и индивидуальную свободу; призыв к сотрудничеству трудящихся и народов. Будучи плодом коллективного творчества обоих потоков реформизма, он все же делал доминантой христианскую концепцию. Это видно из определения функций государства, которое точно воспроизводило формулу социального католицизма: "государство должно сыграть свою роль арбитра между интересами" (то есть между антагонистическими классами. - М. Д .). Понятно, поскольку речь шла о принципах, то имелся в виду не петэновский, а будущий режим, но сказать об этом прямо авторы декларации не посмели, что открывало возможности для толкования ее в духе коллаборационизма. К тому же манифест содержал в себе недвусмысленно выраженный идейный компромисс с официальной социальной идеологией. "Нет нужды, - говорилось в нем, - выбирать между синдикализмом и корпоративизмом. Оба одинаково необходимы. Формула будущего это: свободный синдикат в организованной профессии и в суверенном государстве"23 . Одним словом, "Манифест двенадцати" вовсе не был объявлением беспощадной войны тем, кто предал Францию.

4 октября 1941 г. была опубликована петэновская "Хартия труда"24 - свод актов о трудовых отношениях. В основу хартии легла идея корпоративизма, выдвинутая в 1891 г. папой Львом XIII в энциклике "Рерум новарум". Ее заимствовали и Муссолини, и Дольфус, и Петэн, рассчитывая на то, что она поможет им добиться "прекращения классовой борьбы" (Петэн) и "дисциплинирования" рабочего класса, а тем самым и укрепления власти монополий. Идею корпоративизма использовали и гитлеровцы как средство достижения "межклассовой общности", то есть "гармонизации" отношений классов в "единой семье" - корпорации. Хартия предусматривала создание смешанных профсоюзов хозяев и рабочих одной отрасли промышленности, принудительное членство в этих союзах, запрет стачек и содержала в себе прочие атрибуты клерикально-фашистского идеала "социального мира". Однако "Хартия труда" не была идентична той программе общественного и профессионального устройства, которая проповедовалась ФКХТ, в частности, в ее "Плане" (программном документе 1936 г.), содержавшем призыв к независимости и свободе профсоюзов как средству от угрозы порабощения общества25 . Конечно, не могло быть и речи о том, что трудящиеся примут эту хартию, продиктованную захватчиками, хотя большинство церковной знати и одобрило ее. Напротив, как свидетельствовал М. Торез,

23 J. D. Reynaud. Les syndicats en France. P. 1966, pp. 109 - 112.

24 См. И. А. Колосков, Н. Г. Цырульников. Народ Франции в борьбе против фашизма. М. 1960; Г. П. Морозов, Р. Л. Сабсович. Очерки истории профсоюзного движения во Франции. М. 1961; В. П. Смирнов. Франция во время второй мировой войны. М. 1963.

25 См. "Французский ежегодник. 1969", стр. 156 - 158.

стр. 61

"все члены профсоюзов, принадлежавшие ко Всеобщей конфедерации труда или к христианским профсоюзам (ФКХТ), все рабочие, независимо от своих политических взглядов и верований, объединились против хартии"26 . Потерпели крах надежды тех христианских синдикалистов, которые рассчитывали приспособиться к режиму, одновременно сохранив свое достоинство как профсоюзных работников. Даже апологеты ФКХТ вынуждены признать, что "в отношении совокупности правительственных социальных проектов христианские профсоюзы не занимали последовательно враждебной позиции", что они "не были чужды корпоративизму", что они были увлечены петэновской демагогией, "социальными неделями", "семинарами", которые церковь проводила совместно с правительственными чиновниками из ведомства вишистского министерства труда с целью "изучения социального вопроса"27 и т. д. Тем не менее в явном противоречии с фактами активист конфедерации Ж. Бродье, выступая в официозе ФКХТ после войны, уверял, будто христианские синдикалисты "без колебания" "единодушно" избрали путь борьбы и даже заявили: "нет - покорности, компромиссам, предательству. Да - борьбе французского народа ради освобождения"28 .

ФКХТ не заняла твердой позиции в движении Сопротивления, она не решилась аккумулировать антифашистские настроения масс, не стремилась возглавить их борьбу. Между тем трудящиеся христиане принимали участие в движении в тех департаментах, где разворачивалась народная война, организатором и идейным вдохновителем которой была компартия29 . Оказывая влияние на народные массы, воздействуя на них личным примером, коммунисты сплачивали их на борьбу с оккупантами и коллаборационистами. Летом 1941 г. они призвали образовать повсеместно "Национальный фронт борьбы за независимость Франции"30 . Коммунисты видели в верующих трудящихся патриотическую силу, они искали и находили возможности контактов с отдельными руководителями ФКХТ, в частности и с Тесье, с каноником Шевро и др.31 .

В первые месяцы петэновского режима деятельность департаментских объединений и федераций христианских профсоюзов, стремившихся избежать репрессий, протекала преимущественно в легальных формах. В неоккупированной зоне она была более активной. Профактивисты ФКХТ Бродье, Пуамбеф и др. установили связи с работниками ВКТ П. Берто, Л. Хамоном, Э. Форгом и основали координирующий центр - "Межрегиональный комитет связи христианско-профсоюзных организаций". В сотрудничестве с петэновским министром труда Р. Беленом этот комитет разработал проект такой профессиональной организации, в которой "не было враждебности к корпоративизму", но при одновременном сохранении множественности профессиональных союзов32 . На этой платформе произошло объединение организаций ФКХТ и ВКТ южной зоны и образование 12 января 1941 г. "Межпрофсоюзной комиссии". Отстаивание "профсоюзной свободы" привлекало оппозиционно настроенные в отношении петэновского режима департаментские объединения

26 М. Торез. Избранные произведения. Т. I. М. 1959, стр. 566.

27 J. Duquesne. Op. cit., p. 227; G. Adam. Op. cit., pp. 21 - 22.

28 "Syndicalisme", 19. V.I 945.

29 В своем манифесте от 10 июля 1940 г. ЦК ФКП призвал создать "фронт свободы, независимости и возрождения Франции". М. Торез. Избранные произведения. Т. I, стр. 486.

30 В подпольной прессе коммунистов были такие обращения: "Отныне коммунисты и деголлевцы, атеисты и верующие, рабочие и крестьяне, интеллигенты, люди, принадлежащие ко всем слоям общества, полные решимости освободить Францию, обязаны бороться бок о бок". См. Ж. Дюкло. Избранные произведения. Т. I. М. 1959, стр. 285.

31 J. Duclos. Memoires. Dans la bataille clandestine. Т. I. 1940 - 1942. P. 1970, p. 133.

32 G. Adam. Op. cit., pp. 21 - 22.

стр. 62

неоккупированной зоны. Впрочем, свой отказ от унификации профсоюзов они мотивировали тем, что единые профсоюзы могут быть очень скоро "колонизированы коммунистами"33 . И это писалось в дни, когда коммунисты, не щадя себя, героически сражались с врагом, когда активисты прогрессивных профсоюзов, действовавшие в подполье под руководством Б. Фрашона, мужественно боролись в нелегальных профсоюзных органах и комитетах безработных34 . В целом христианские синдикаты южной зоны, отказавшись признать "Хартию труда", выступили противниками сотрудничества с Виши, хотя и здесь имелись элементы, согласные подчиняться указаниям властей. В таком направлении действовали, к примеру, союзы металлистов Тулузы, Лиона и Савойи.

В оккупированной зоне сложилась иная обстановка. Меньшинство христианских профлидеров стояло за участие во "временных социальных комитетах" на предприятиях (организациях типа "трудового фронта")35 . Они объединились в специально созданной "Всеобщей комиссии для изучения и информации о применении Хартии труда" во главе с П. Хибу и Ж. Меннеле, активистами из Федерации служащих ФКХТ. Секретарь Федерации металлистов Ж. Перес открыто перешел на службу Виши, заняв пост одного из директоров так называемого Рабочего института - правительственного учреждения "по изучению" трудовых отношений. Что же касается большинства христианских профдеятелей, которые не поддерживали хартию, то оно оформилось значительно позднее. Еще в ноябре 1941 г. собравшиеся в Париже активисты христианского профдвижения оккупированной зоны согласились с предложением Тесье отвергнуть хартию. Понадобилось два года, чтобы это большинство пришло к решению о необходимости осудить социальное законодательство Петэна. Только 27 июня 1943 г. собрание христианских профактивистов обеих зон голосами 34 департаментских объединений и 8 федераций против 16 департаментских и 3 федеративных объединений решило воздержаться от всякого участия в унифицированных профсоюзах Виши и исключить из своих рядов тех, кто будет сотрудничать с ними36 . На этом легальная синдикальная жизнь союзов ФКХТ прекратилась и одновременно активизировалась их деятельность в составе движения Сопротивления.

Однако и в этот период руководство христианских союзов неизменно тяготело к буржуазному крылу движения Сопротивления. Оно думало не столько об организации действенной борьбы против захватчиков, сколько о своем положении во Франции после освобождения. Поэтому в акциях этого крыла Сопротивления преобладали сбор сведений о противнике, связь с посланцами из Лондона, распространение листовок и т. п. Что касается самого Тесье, то он занимал видное место в руководстве буржуазно- католической народно-республиканской партии (МРП)37 . При "Французском национальном комитете" в Лондоне находились Л. Моранда и "друзья ФКХТ" М. Шуман и "синдикалист" Ж. Бидо. Параллельно конфедерация сотрудничала с профцентрами США, ее руководящие работники П. Винью и Ж. Боттон побывали в США, установили контакт с АФТ и КПП, получив от них денежные суб-

33 J. Duquesne. Op. cit., p. 229. В декабре 1941 г. ассамблея кардиналов и архиепископов охарактеризовала ФКХТ как большую силу, "которая охраняла рабочих от марксистского материализма". Ж. К. Пулэн. Церковь и рабочий класс. М. 1962, стр. 110.

34 См. Р. Сабсович. Профсоюзы Франции в годы второй мировой войны. "Ученые записки" ВШПД. Вып. 3. М. 1968, стр. 205; J. Duquesne. Op. cit., p. 229,

35 Состав комитетов подбирался предпринимателями из специфических слоев: владельцев садовых участков, бывших заключенных, отцов многочисленных семей, членов кооперативов и т. п. G. Adam. Op. cit., р. 28.

36 G. Adam. Op. cit., pp. 31 - 35; J. Bron. Op. cit., p. 266.

37 "Syndicalisme". 19.V.1945; "Cahiers du communisme", 1947, N 11, p. 1119; "Formation", 1961, N 2, p. 10.

стр. 63

сидии38 . ФКХТ по-прежнему стояла на позициях антикоммунизма, и это мешало реализации полного профсоюзного единства, за которое боролись прогрессивные рабочие деятели39 . Как писал католик Ж. Дюкень, христианские синдикалисты поддерживали связь с ВКТ, поскольку там были социалисты, а с коммунистами же контактов практически не было40 . Когда же 17 апреля 1943 г. была восстановлена единая ВКТ, христианские синдикаты не вошли в нее.41 .

Участие ФКХТ в Сопротивлении в определенной мере расширялось под влиянием таких решающих событий, как историческая победа Советской Армии под Сталинградом. Конфедерация основала "Комитет сопротивления", координировавший действия местных организаций, которые, даже по словам обычно склонного к патетической приподнятости М. Буладу, сводились к "тысячам индивидуальных акций". ФКХТ не создала ни одной партизанской группы, не провела ни одной самостоятельно запланированной и осуществленной боевой операции. Акции подобного рода составляют историю компартии и Национального комитета Сопротивления, основанного 27 мая 1943 г. представителями шести политических партий и обоих профцентров. Тесье в нем представлял ФКХТ. Своего представителя последняя имела и во "Временной консультативной ассамблее в Алжире". Деятели ФКХТ обычно преувеличивают свою роль в движении Сопротивления, заявляя, что конфедерация "всегда занимала место в авангарде сражения"42 . Но это явное расхождение с действительностью. Можно сослаться, например, на события в Лионе (август 1944 г.), когда ФКХТ не приняла участия в организации всеобщей повстанческой забастовки, а лишь примкнула к ней43 .

К концу войны активность ФКХТ несколько возросла. В 1944 г. укрепились ее контакты с ВКТ - был создан "Межконфедеральный комитет профсоюзного согласия", сообща были проведены диверсионные операции на железных дорогах. Когда был создан Парижский комитет освобождения, куда вошли 3 коммуниста и 2 социалиста, ФКХТ делегировала в него Ж. Дюма. Призыв к всеобщей стачке за освобождение был подписан 18 августа совместно обеими профсоюзными конфедерациями, и в этом документе можно обнаружить различные тенденции: одна к тому, чтобы использовать сложившиеся обстоятельства для революционных преобразований, другая - к оказанию поддержки "Временному правительству" в Алжире, которое, как известно, противопоставляло себя движению Сопротивления. Имелись расхождения и по вопросу об отношении к переговорам о капитуляции немецко-фашистских войск, которые шведский консул вел с немецким командующем в Париже Нордлингом. Тесье был за переговоры, Л. Сайан - за безоговорочную капитуляцию44 . Наконец, во всех публикациях ФКХТ упоминается о том, что ее лидеры принимали личное участие в захвате министерства снабжения (Тесье), министерства общественных работ (А. Пайо)45 .

В борьбе за освобождение Франции ФКХТ тоже понесла потери, она имела своих мучеников, искалеченных в тюрьмах, депортированных, расстрелянных, например, А. Клемана, президента профсоюза служащих, и др. Участие в движении Сопротивления не прошло бесследно для христианского синдикализма. Во французском христианском профдвижении

38 G. Adam. Op. cit., pp. 40 - 42.

39 "Мы стоим за профсоюзное единство", - писала подпольная "La vie ouvriere", 1940, N 1.

40 J. Duquesne. Op. cit., p. 239.

41 "Histoire de Parti Communiste francais", p. 415.

42 "Syndicalisme", 12 - 15.VIII.1954.

43 "La vie ouvriere", 17 - 23.VIII.1954.

44 "La vie ouvriere", 24.VI.1961; "Note documentaires", 27.IХ.1946.

45 "Formation", 1961, N 2, p. 7. Г. Тесье был награжден орденом Почетного легиона. "Syndicalisme", 1946, N special.

стр. 64

в годы войны были заложены некоторые основы его будущих прогрессивных эволюционных процессов, сформировались новые кадры, зародилась оппозиция к епископату, сотрудничавшему с оккупантами. Буржуазная историография утверждает, что участие в Сопротивлении "спасло честь католицизма"46 . Однако реально в борьбе с фашистскими оккупантами участвовали лишь трудящиеся христиане, которые безотносительно к своим религиозным воззрениям, выступили как союзники патриотических и революционных сил. Противоборствующие тенденции во французском христианском синдикализме развивались под влиянием антифашистской борьбы народа, возросшего авторитета компартии, а с другой стороны, политики капитулянтского режима Виши.

История христианских профцентров в других странах во время войны беднее событиями, но и она обнаруживает принципиальное сходство тенденций, характерных вообще для МКХП.

Бельгийская конфедерация христианских профсоюзов (БКХП) тоже поначалу проявила колебания и не примкнула к движению Сопротивления, возникшему с первых дней оккупации страны нацистами. Это признало и руководство МКХП на конгрессе 1945 г., хотя и в достаточно обтекаемых выражениях. Избегая термина "коллаборационизм", оно заявило, что "вначале обнаружились расхождения в мнениях, но кончилось тем, что наши бельгийские товарищи отказались от всякого сотрудничества с оккупантами"47 . Французский реформистский историк Ж. Лефран выразился яснее - когда нацисты основали "Союз трудящихся физического и интеллектуального труда" (СТФИТ), то БКХП в него вступила, но в 1941 г. ретировалась"48 . Лефран не проводит различия между поведением массы рядовых трудящихся христиан, участвовавшей в борьбе с оккупантами в рядах Сопротивления, и деятельностью профлидеров. Кроме того, он умалчивает о том, что поворот в политической линии БКХП произошел под прямым воздействием вступления СССР в войну против гитлеризма. Как бы то ни было, факт остается фактом: оккупанты не проявили враждебности к конфедерации. Взяв под свой контроль профсоюзные кассы взаимопомощи Всеобщей конфедерации трудящихся Бельгии, они не прикоснулись к фондам христианских союзов49 . Последнее вовсе не означает, что нацисты намеревались сохранить БКХП; в ноябре 1940 г. последовало распоряжение о вхождении всех профцентров в СТФИТ. Руководство БКХП раскололось. В обстановке, когда повсеместно разгоралась антифашистская борьба, часть руководства конфедерации во главе с президентом А. Поуэльсом, представлявшая индустриальную Валлонию, стала в оппозицию к этому новому изданию нацистского "трудового фронта". Выходцы же из отсталой в то время в промышленном отношении Фламандии "с оговорками" приняли "предложение" нацистов. Однако их сотрудничество с оккупантами, продолжалось лишь до августа 1941 г., когда фламандцы тоже встали в оппозицию к унифицированному профцентру. Тогда прекратилось легальное существование всех христианских синдикатов.

В конце 1941 г. валлоны и фламандцы вновь объединились, но уже в рамках антигитлеровской оппозиции50 . История антинацистского движения в этой стране богата примерами героизма и мученичества. Имеются документальные материалы о подпольных профсоюзных комитетах борьбы, организованных коммунистами, о комитетах предприятий, руководимых левыми социалистами. Зарегистрированы многочисленные акты саботажа, диверсий, поджогов, "битвы на рельсах", уничтожения гитле-

46 G. Adam. Op. cit, p. 11.

47 "VIII Congres de la CISC", p. 29.

48 G. Lefranc. Le syndicalisrne dans Ie monde. P. 1949, p. 82.

49 "Rundschau", 1949, N 6.

50 "VIII Congres de la CISC", pp. 80 - 81.

стр. 65

ровцев и т. п. Известны патриотические акции, совершенные рядом священников, против которых ополчился фашистский прислужник и предатель Л. Дегрель. Можно перечислить имена кюре, расстрелянных оккупантами51 . Но нигде не зафиксированы организованные боевые действия, которые бы направлялись БКХП, хотя рядовые ее члены участвовали в Сопротивлении, руководимом коммунистами и левыми социалистами. У авторов официозного издания МКХП не было, конечно, оснований к тому, чтобы объявить президента БКХП Поуэльса "героическим борцом Сопротивления"52 .

История христианских профцентров Голландии военных лет в документах VIII конгресса МКХП выглядит как борьба за самосохранение, в которой отказу подчиниться унификации предшествовали переговоры и переписка с гитлеровцами различных рангов. И все это в полном отрыве от народной борьбы с захватчиками. В отчете обойден вопрос о нацистском терроре. Такое умолчание естественно: ведь основная забота вождей христианских союзов состояла в том, чтобы как-то приспособиться и выжить в условиях оккупации. Если социалистический профцентр уже в июне 1940 г. был обезглавлен и поставлен в прямое подчинение нацистам, то католическая Профсоюзная нидерландская конфедерация (ПНК) и протестантская Христианская национальная ассоциация (ХНА) были ими сохранены. К ним были приставлены комиссары для наблюдения и санкционирования важных решений. Инструкция из Берлина предписывала идейно обработать местные рабочие организации "соответственно принципам национал- социализма..."53 . Сами христианские профлидеры шли навстречу этим планам. Не желая "дать предлог нацистам для вмешательства в социально-экономическую жизнь", они всячески усердствовали в том, чтобы установить дух "согласия и сотрудничества" между всеми "социальными организациями", то есть между профсоюзами и предпринимателями. Стремясь упредить нацистскую унификацию, руководство ПНК само выдвинуло план создания корпоративной организации, включающей предпринимателей, мелких коммерсантов, ремесленников, земледельцев и трудящихся. Казалось, это будет приемлемо для фашистов. Однако возникли расхождения по поводу отправки рабочей силы в Германию и в связи с "мерами внутренней гигиены", предпринятыми прессой ПНК, в качестве профилактического средства против влияния нацистской пропаганды54 . В ноябре 1940 г. оккупанты сместили слишком "снисходительного" комиссара Кота, заменив его неким Керном, но и тот оказался верующим, да еще критически настроенным в отношении "трудового фронта" Лея. Он даже предупредил вожаков конфедерации о предстоявшем роспуске их организации, в связи с чем лидеры ПНК обратились к рейхскомиссару Зейс Инкварту и... Герингу, причем последний распорядился сохранить организацию при условии, что "в стране будут порядок и спокойствие"55 .

Было ясно, что оккупанты стремятся осуществить "мирное" включение христианского профцентра в систему оккупационного режима, однако осуществить эту задачу им оказалось не под силу - начались акции саботажа, в апреле 1941 г. прошли всеобщие стачки в различных городах с участием католиков и протестантов, поводом к которым было введение на территории Голландии антисемитских законов. Не могла понравиться нацистам и манифестация 15 мая 1941 г. по случаю юбилея папских "рабочих энциклик". Тогда они перешли к действиям: были составлены списки заложников из числа активистов ПНК, в июне газета

51 "Au travail", 12.XI.1960; R. Motz. La Belgique invaincu. L. (s. a.).

52 "50 ans". Bruxelles. 1970, p. 22.

53 "VIII Congres de la CISC", p. 90.

54 Ibid., p. 91.

55 Ibid., p. 93.

стр. 66

конфедерации "Herstel" была запрещена на три месяца, "мягкий" Керп заменен Шори, нацистским пропагандистом, который стал единолично управлять конфедерацией. 5 августа 1941 г. А. Киперу и другим ответственным лицам под угрозой предложили работать под началом этого нациста, но они отказались. "Наше сознание, - сказал Кипер, - тверже броневиков фюрера"56 . За ним и весь персонал ПНК подал в отставку. В ответ на это ПНК 12 августа была запрещена, ее касса, архивы и имущество конфискованы, официоз закрыт, члены организации автоматически включены в унифицированную Нидерландскую профсоюзную конфедерацию (НПК). Однако этому распоряжению подчинилось всего 4600 из общего числа 200 тыс. членов, остальные же "с риском для жизни"57 , как утверждает официоз МКХП, отказались вступить в фашистским "трудовой фронт". Бюро распущенной католической конфедерации продолжало функционировать тайно. 4 мая 1942 г. оккупанты взяли 800 заложников из активистов подпольной ПНК, почти все они в том же году были освобождены. Таким образом, католический профцентр Голландии не стал заметной антифашистской силой, хотя и сыграл определенную роль в сопротивлении нацистам благодаря своим оппозиционным настроениям, противодействию ставленникам Гитлера, своему христианскому антифашизму.

Руководство протестантской ХНА добросовестно "информировало" гитлеровского комиссара о деятельности и финансовом состоянии своих союзов и "поддерживало тесный контакт" с ним в социально- экономической области. "Во всем остальном, - говорилось в отчете конгрессу МКХП, - наша работа протекала нормально", дискуссии с комиссаром Элльвигом касались только проблем унификации. То, что состояние поднадзорности считалось "нормальным", отчасти было результатом нацистской демагогии. Уполномоченный рейхс- комиссара Г. Вуденберг торжественно обещал "оставить нетронутыми, и даже расширить, права трудящихся и их профессиональных организаций", разумеется, при условии, если те изъявят готовность к коллаборационизму. Члены бюро ХНА опасались реакции рядовых членов. Они предвидели, что масса спросит: "Что означает для нашего профдвижения "сотрудничество между комиссаром рейха и организациями, работающими в социальной области?"58 . Надежды лидеров ХНА на то, что ценой христианского смирения им удастся продлить призрачное самостоятельное существование, не оправдались. Не помогло им и участие в профсоюзной делегации, направленной в Германию для изучения опыта "трудового фронта". В июне 1941 г. президент ХНА А. Амелинк был арестован, а 27 июля членам бюро предложили включить свою организацию в унифицированный профцентр, на что последовал отказ, подкрепленный ссылками на "христианские принципы". Запрещенная организация ушла в подполье. 5 мая 1942 г. группа активистов была задержана в качестве заложников, но уже в декабре этого года часть из них, в том числе Амелинк, была выпущена на свободу59 .

Оба христианских профцентра Голландии наладили совместную работу с подпольным Бюро социалистических профсоюзов, завершившуюся 5 мая 1945 г. образованием "Совета профцентров"60 . Это единство родилось в совместной борьбе с оккупантами. Вместе с тем все три профцентра предприняли попытку реализовать корпоративистскую идею "организованной профессии", то есть сотрудничества между синдикатами

56 Ibid., pp. 93 - 96.

57 "Labor", 1962, N 5, p. 227.

58 "VIII Congres de la CISC", pp. 104, 105.

59 Сообщалось о смерти в концентрационных лагерях профактивистов ван-Оттена, Панекука, Нота и Ж. Поста. Ibid., p. 108.

60 Ibid., p. 109; "Articles et documents", 14.XII.1949; "Le Mouvement syndical aux Pays-Bas". P. 1968.

стр. 67

предпринимателей и профсоюзами. Для этого была создана нелегальная организация "Основы труда", которая преследовала цель "восстановить порядок в профессиях и оказать содействие возврату к нормальным отношениям и сотрудничеству между предпринимателями и трудящимися"61 . Подписывая акт о единстве с социалистическими профсоюзами, лидеры обоих христианских профцентров заявили, что они не желают "жертвовать фундаментальными принципами, составляющими их силу во время войны"62 . К этим принципам они относили автономию, право меньшинства не соглашаться с решением, принятым большинством. Очевидно, что с подобными организационными принципами создать боевую организацию было невозможно.

Христианский профцентр Люксембурга, зарекомендовавший себя в годы "странной войны" как ярый пропагандист антикоммунизма, не вел активной антифашистской борьбы. Эта организация и не была запрещена оккупантами. Отчитываясь в 1945 г. перед VIII конгрессом МКХП, ее лидеры поставили себе в заслугу попытку раздать членам союза его денежный фонд. Гестаповцы пресекли эту "антигосударственную" акцию и конфисковали большую часть средств союза (347229 франков из 400000), а президента профцентра Ж. Рокка депортировали в Германию63 . Вместе с тем в Люксембурге, как и других странах, рядовые члены христианских союзов активно участвовали в антифашистской борьбе (например, во всеобщей политической забастовке в 1942 г., начавшейся на металлургических заводах, а затем перекинувшейся на всю страну)64 .

В ином положении находился канадский христианский профцентр, направивший правительству Канады меморандум от 7 января 1941 г., в котором, правда, с большим опозданием, говорилось о желании сотрудничать с правительством в целях наибольшей эффективности военных усилий и "поддержания национального единства". Впрочем, это заявление не означало отказа от трудовых конфликтов и забастовок65 .

Католический и протестантский профцентры нейтральной Швейцарии были далеки от борьбы с фашистами. Во всяком случае делегат от швейцарских протестантов на VIII конгрессе МКХП мог привести в "доказательство" своего участия в антифашистском движении всего лишь один манифест, да и то предвоенного времени. Его заявление о том, что протестантский профцентр "принял меры к спасению независимости и демократии, когда Швейцария была окружена немцами", носило сугубо декларативный характер. В военные годы эти профцентры даже сотрудничали с местными социалистическими профсоюзами в области социальных реформ, но при этом подчеркивали, что они не признают "уничтожения частной собственности на средства производства"66 .

В особом положении находились профцентры фашистских или насильственно включенных в рейх государств. В Австрии христианского профцентра не существовало: в 1934 г. он был унифицирован Э. Дольфусом, а в 1938 г. и вовсе ликвидирован гитлеровцами. Поэтому в источниках о верующих, ставших жертвами нацизма, не указывается их принадлежность к христианским профсоюзам. В то же время известно, что созданный компартией "Фронт свободы" объединял в своих рядах и католиков и беспартийных67 .

В фашистской Германии существовала "христианская оппозиция", включавшая в себя членов "католических групп действия", отдельных

61 "VIII Congres de la CISC", p. 111.

62 Ibid., p. 99.

63 Ibid, p. 87.

64 См.: "Правда". 4.II.1973.

65 "La Gazette du travail", 1941, N 1.

66 "VIII Congres de la CISC", pp. 114 - 119.

67 "Die Arbeit", 1965, N 6; 1966, N 5; "Антифашистское движение Сопротивления в странах Европы в годы второй мировой войны". М. 1962. стр. 459 - 466.

стр. 68

руководителей бывшей партии "Центр" (А. Хермес), священников, рядовых верующих из распущенного "католического рабочего движения" и Всеобщего объединения христианских профсоюзов (ВОХП). Эта оппозиция оформилась тогда, когда уже четко обозначился неизбежный крах фашистской Германии под ударами Советской Армии. Известен "кружок Крейзау", состоявший из приверженцев своеобразного "христианского социализма". Один из бывших лидеров ВОХП, Я. Кайзер, был среди заговорщиков 20 июля 1944 года68 . Общая тенденция к профсоюзному единству наметилась и здесь; она была подсказана необходимостью сплочения сил в борьбе с нацизмом. В глубоком подполье было достигнуто соглашение о единстве между В. Лейшнером (Всеобщее объединение немецких профсоюзов), Я. Кайзером (ВОХП), Э. Леммером (гиршдункеровские союзы) и М. Гоберманом (профсоюз служащих). Это устное соглашение послужило одной из предпосылок для сформирования в послевоенное время единого профцентра Западной Германии.

В то время как в Италии движение Сопротивления, возглавленное коммунистами, "родилось вместе с фашизмом"69 , христианских профсоюзов и христианского антифашизма там не было на протяжении 20 лет. Они оформились в годы второй мировой войны в условиях развертывания всенародного партизанского движения. Только под давлением рядовых верующих и перед лицом неизбежного краха фашизма сохранившиеся группы "католического действия" и демохристиане примкнули к движению Сопротивления70 . В октябре-ноябре 1942 г. был основал Комитет национального фронта с участием коммунистов, социалистов и демохристиан. Вступив в движение, христианские вожди совместно с буржуазно-монархическими кругами предпочитали выжидать высадки войск союзников и, как охарактеризовал эту линию Л. Лонго, "сократить участие народа в вооруженной борьбе, с тем, чтобы не допустить глубокого политического и социального обновления страны после разгрома фашизма"71 . В ходе всенародной борьбы и революционного по своему существу движения Сопротивления возродились и "белые" (христианские) профсоюзы. Их руководители вступили в унитарную профсоюзную организацию вместе с объединениями, возглавляемыми коммунистами и социалистами. 3 июня 1944 г. был подписан Римский пакт о профсоюзном единстве трудящихся "независимо от их политических взглядов и религиозных убеждений"72 .

Спустя почти 30 лет после разгрома гитлеровского блока опасность фашизма все еще сохраняется, а в отдельных районах земного шара даже усиливается. Понятно, почему так остра сейчас проблема сплочения всех демократических, антифашистских сил. В связи с этим приобретает актуальность и выяснение возможностей христианского, в частности христианско-синдикалистского, антифашизма.

68 Г. Варнке. Очерки истории профсоюзного движения в Германии. М.-Л. 1956, стр. 147; Л. И. Гинцберг, Я. С. Драбкин. Немецкие антифашисты в борьбе против гитлеровской диктатуры (1933 - 1945). М. 1961; W. Abendroth. Die deutschen Gewerkschaften. Heidelberg. 1955, S. 36; G. Helga. Geschichte der deutschen Gewerkschaftsbewegung. Munchen. 1966, S. 234; H. Ester. Hans Pelger. Gewerkschafter im Widerstand. Hannower. 1967, S. 114.

69 Л. Лонго. Идеи Сопротивления живут и побеждают. "Правда", 8.V.1965.

70 Л. Лонго. Народ Италия в борьбе. М. 1951. В составе добровольческих отрядов в округе Ломбардия 48% были коммунистами, 31,5% принадлежали к движению "справедливости и свободы", 6,2% - социалисты, 14,2% - христиане (П. Секкья. Итальянские коммунисты и Сопротивление. "Новая и новейшая история", 1963, N 3, стр. 107).

71 Л. Лонго. Идеи Сопротивления живут и побеждают.

72 Д. Канделоро. Профсоюзное движение в Италии. М. 1953, стр. 110.

стр. 69

Ни МКХП, ни ее европейские профцентры не занимаются исследованием своего места в Сопротивлении и сбором соответствующих документов. Статьи к юбилейным датам полны самовосхваления, дифирамбами в адрес своих вождей за их "непримиримость" к гитлеризму и "беспощадность" в борьбе с ним. Истина далека от такого изображения. В буржуазной литературе, светской и клерикальной, этому вопросу уделено не так уж много места, но достаточно, чтобы создать у читателя искаженное представление. Одни - сплошь панегирики, к примеру, утверждают, что все лидеры ФКХТ "отказались от сотрудничества с Петэном" и были "враждебны его патерналистскому духу"73 . Другие, в духе антиклерикализма просветителей XVIII в., отрицают все подобные факты. Писала же газета "L'Aube", что христианские профсоюзы всюду "самораспустились, в то время как немцы их не преследовали"74 . Некоторые авторы вообще стирают социальные и политические грани между различными группировками, входившими в движение Сопротивления. "Епископы и вольнодумцы, - писал А. Верт, - снобы-роялисты и железнодорожники-коммунисты, кюре и учителя - все они были одинаковыми участниками Сопротивления"75 . Заявление бывшего президента МКХП А. Поуэльса относительно того, что его профсоюзы "сделали все, чтобы организовать сопротивление"76 , содержало полуправду. Верно, что христианские синдикалисты отдали немало жизней для дела свободы, но никак нельзя утверждать, что эти профцентры как организации действительно сыграли такую роль, о которой говорил Поуэльс. Все обстояло гораздо сложнее. В христианском профдвижении таились сильные антифашистские потенции, но проявились они далеко не в полной мере. Причины этого коренятся в изначальной раздвоенности и противоречивости этих союзов. Рядовая масса, состоявшая из пролетарских и пролетаризирующихся слоев, была готова (и многократно это доказала) к беззаветной борьбе с оккупантами и их прислужниками. Чуждая политиканства и априорных идеологических предубеждений, она сражалась в партизанских отрядах бок о бок со своими собратьями по классу - коммунистами и социалистами. Профсоюзная же верхушка, в большинстве своем также отвергавшая идеологию и практику фашизма, вместе с тем отличалась непоследовательностью, она колебалась и нередко тормозила единые действия против оккупантов. Ситуацию, созданную войной и нашествием нацистских полчищ, она рассматривала с высоты своего христианского мировоззрения и социальной доктрины Ватикана, записанной в параграфах корпоративистской Инсбрукской программы МКХП (1920 г.). Эта профсоюзная бюрократия находилась под духовной опекой церковной иерархии, а нормой поведения членов христианских профсоюзов оставалась "христианская мораль". Само собой, в профсоюзной среде не имели широкого хождения епископские призывы к почитанию "властей предержащих", но тем не менее они ослабляли оппозицию профцентров к гитлеризму.

У этой разновидности антифашизма были отчетливо выраженные особенности. Это прежде всего склонность к компромиссам, переговорам с гитлеровскими бонзами и квислинговцами. Неприятие "нового порядка" не было безоговорочным для всех без исключения функционеров среднего и высшего звена христианских синдикатов. В такой позиции их утверждало то, что ведь и гитлеровцы не обнаружили откровенной враждебности к христианским синдикатам, они даже уповали сначала на сближение с ними на общей платформе антимарксизма и "народной гармонии", с тем чтобы потом поглотить их.

73 "Temoignage chretien", 12.III. 1964.

74 "L'Aube", ll.X. 1945.

75 А. Верт. Франция. 1940 - 1955. М. 1959, стр. 153.

76 "VIII Congres de la CISC", p. 56.

стр. 70

Христианско-синдикалистское Сопротивление началось с большим опозданием. С горечью восклицал прогрессивный профсоюзный активист полковник движения Сопротивления Франции П. Делон: "Да, ФКХТ присоединилась к движению. Но какая растерянность! Сколько времени потеряно!"77 . По своему характеру это сопротивление было в значительной мере пассивным. Так, например, директивы ХНА предписывали своему активу в качестве меры противодействия унификации подачу в отставку, и не более78 . Вынужденные уйти в подполье, вожди этих союзов, как правило, сосредоточили свою нелегальную деятельность на сборе средств в приходских церквах для вспомоществования нуждающимся, и то, что относится к разделу "борьба", даже по официальному определению, ограничивалось "контрпропагандой и саботажем"79 . Боевые же действия с участием христианских синдикалистов происходили в отрядах и группах, заслуга создания которых принадлежала вовсе не этим профцентрам. Наконец антифашизм христианских профсоюзов был скован их враждебностью и подозрительностью в отношении коммунистов. Опыт войны показал также, что трудящиеся христиане всего более вовлекались в настоящую борьбу там, где были сильны и влиятельны компартии и прогрессивные профсоюзы, проводившие проверенную политику "протянутой руки".

Тактика коммунистических партий, нацеленная на вовлечение христианских профсоюзов в единый антиимпериалистический, а следовательно, и антифашистский фронт, научно обоснована и практически осуществима также и в мирное время. Успешному решению этой задачи помогают и уроки второй мировой войны.

77 P. Delon. Op. cit, p. 49.

78 "VIII Congres de la CISC", p. 108.

79 Ibid., p. 56.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций