ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


Д. Б. МАЛЫШЕВА. РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 30 мая 2017
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




М. Изд-во "Наука". 1974. 168 стр. Тираж 3800. Цена 58 коп.

Работа кандидата исторических наук, научного сотрудника Института международного рабочего движения АН СССР Д. Б. Малышевой посвящена теме, имеющей большую политическую и научную значимость, а вопрос, выбранный ею в качестве предмета исследования, до сих пор не подвергался специальному изучению. Между тем политическая и идеологическая ситуации в современной Африке не могут быть до конца поняты без выяснения роли религии, ставшей здесь существенным фактором общественной жизни, и без понимания разнообразия к сложности форм и взаимовлияния политики и религии в африканских странах. Религиозный фактор оказывает сильное воздействие на ход национально-освободительной борьбы в Африке, на программы и деятельность политических партий, на взгляды политических лидеров, на весь процесс духовной деколонизации и формирование культурных и идеологических структур модернизирующегося общества. Все это ставит проблему религии в один ряд с центральными проблемами экономического и политического развития современной Африки.

Д. Б. Малышева поставила перед собой задачу исследовать различные аспекты взаимодействия религии, церкви и политики в странах Восточной Африки - Уганде, Кении, Танзании на основных этапах национально-освободительного движения.

Эта попытка осветить роль религиозного фактора в историке-политическом разрезе, предпринимаемая впервые в нашей литературе, оказалась весьма плодотворной. Опираясь на марксистско-ленинскую методологию и используя богатый и разнообразный фактический материал, автор сумел дать

стр. 184

оригинальную разработку ряда важных проблем истории национально- освободительной борьбы в Восточной Африке, предложив, по существу, новую трактовку таких изучавшихся многими исследователями и неоднократно описанных в литературе событий, как политический кризис в Уганде 1953- 1955 гг., восстание "May-May" в Кении и т. д. Достоинством работы является творческий подход автора к проблемам, аргументированный анализ, основательность и многоплановость рассмотрения темы.

Книга построена на всестороннем и тщательном изучении, анализе и сопоставлении разнообразных источников, включая африканскую прессу, официальные публикации английских колониальных властей, правительственные и партийные документы восточноафриканских стран, опубликованные речи и произведения африканских лидеров. Автором основательно использованы также исследования советских и иностранных ученых. Такое широкое привлечение источников и литературы и их критическое осмысление позволили дать глубокий анализ и правильную оценку роли религии и церкви в политической жизни стран Восточной Африки.

Большой интерес представляет анализ религии и политики в Уганде. На обширном фактическом материале Д. Б. Малышева исследует события, связанные с конституционным кризисом в Уганде в 1953- 1955 гг., и приходит к ряду интересных выводов. Она выдвигает и убедительно обосновывает тезис, что значительную, а иногда и определяющую роль в этих событиях играл религиозный фактор. В умах людей, составляющих народ баганда, идеи национального освобождения тесно переплетались с религиозными, с наделением политического лидера (кабаки Мутесы II) таинственной магической силой, якобы позволяющей ему освободить народ от колониального гнета. Мутеса II был для них воплощением божественного могущества и объектом верноподданнейшего поклонения (стр. 34). Главным принципом в жизни баганда была верность кабаке, воля которого определяла жизнь и смерть его подданных, и поэтому упразднение в 1967 г. правительством М Оботе этой санкционированной религией системы духовных ценностей и феодальных королевств в Уганде привело к серьезным политическим катаклизмам и в конечном счете явилось одним из факторов, содействовавших устранению Оботе с политической сцены в январе 1971 года. Нынешнее правительство Уганды, возглавляемое И. Амином, по-видимому, произвело переоценку роли религиозного фактора. Это видно из того, что оно теперь уделяет религиозным делам исключительно большое внимание, пытаясь привлечь на свою сторону духовенство, как протестантское и католическое, так и мусульманское. В монографии убедительно показано, что одной из важных движущих пружин острой политической борьбы, происходящей в последние годы в Уганде, являются взаимоотношения правящей партии Народный конгресс Уганды (НКУ) с христианским и мусульманским духовенством, оказывающим ожесточенное сопротивление всяким попыткам направить страну по некапиталистическому пути развития.

Наиболее интересен и оригинален раздел о религиозном аспекте движения "May-May" в Кении (1947 - 1956 гг.). Анализируя это восстание, автор отходит от традиционной точки зрения, сторонники которой видят в нем только социальные и политические аспекты, и приходит к выводу, что движение "May- May" было по своему характеру религиозно-политическим. Этот вывод, имеющий бесспорное научно-теоретическое и политическое значение, убедительно аргументирован, в научный оборот введен большой фактический материал, по-новому объяснены некоторые известные ранее факты. На основе тщательного анализа документов английских колониальных властей, воспоминаний участников движения, а также текстов клятв, приносившихся при вступлении в тайные организации, автор показывает религиозный характер этих организаций, подчеркивая, что, хотя движение зародилось в форме христианско-африканских сект, в религиозном сектантстве находил себе выход протест масс против колониального порабощения и расовой дискриминации. Следует согласиться с выводом Д. Б. Малышевой о том, что в начальный период восстания религия объективно способствовала политическому объединению африканцев, прежде всего кикуйю, и играла положительную роль. Однако в период партизанской войны (1952 - 1956 гг.), развернувшейся после введения английскими властями чрезвычайного положения, племенные верования, синкретизированные с христианством, с их мистицизмом, приверженностью к трайбализму, стали играть отрицательную роль, препятствуя объединению различных племен и тормозя развертывание вооруженной борьбы против колонизаторов.

стр. 185

Рассматривая роль религиозного фактора в политической жизни Танзании, автор на основе глубокого анализа обширного числа фактов, почерпнутых из официальных документов партии ТАНУ, выступлений президента Дж. Ньерере, материалов семинаров миссионеров и религиозных деятелей и т. д. рисует сложную картину взаимосвязей и взаимовлияния правящей партии ТАНУ и церкви. Хорошо аргументирован вывод о том, что ТАНУ широко использует религиозный фактор в целях осуществления своей политической и социально- экономической программы, вовлекая верующих в процесс социально- экономических преобразований, проводя политику, основанную на принципах веротерпимости, что проявляется, в частности, в отсутствии официальной религии, в отделении государства от церкви и школы от церкви. Интересен анализ эволюции взглядов Дж. Ньерере. Заслуживает внимания также выдвигаемое автором предположение о наличии связи "танзанийского варианта" "африканского" социализма с традициями раннего христианства, которая, по мнению автора, определяет более "мирные" по сравнению с другими странами Африки отношения государства и церкви в Танзании (стр. 121).

В "Заключении" сформулированы выводы, которые дают принципиально новую оценку некоторых проблем, связанных с политической и идеологической ситуацией в Африке. В книге не только выявлены специфические черты отношений церкви и государства в странах Восточной Африки, но и поставлен ряд общих вопросов относительно путей расширения массовой социальной базы антиимпериалистических, национально-освободительных движений благодаря привлечению широких масс верующих.

Вместе с тем в рецензируемой книге имеются и некоторые недостатки. Говоря о роли религии в Уганде в период независимости, автор, по существу, касается только Буганды и не останавливается на роли религиозного фактора в политической жизни других королевств и областей Уганды. Следовало бы также подробнее рассмотреть вопрос о роли католических и протестантских миссионеров в Восточной Африке. На стр. 95 справедливо отмечается, что правительство Кении "придерживается весьма умеренного курса во внутренней политике и прозападного во внешней". Однако в книге нет ответа на вопрос о том, какие классовые интересы лежат в основе этого курса, какова социальная база правительства Дж. Кениаты. Желательно, чтобы в ходе дальнейшей разработки темы автор вышел за территориальные рамки британской Восточной Африки и исследовал взаимосвязь религии и политики в других африканских странах.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций