ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


Рецензии. Л. Д. ХОДОРКОВСКИЙ. КАТОЛИЦИЗМ И РАБОЧИЙ КЛАСС ГЕРМАНИИ (1871-1933)

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 18 февраля 2018
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




М. Изд-во "Наука". 1978. 334 с. Тираж 1300. Цена 2 руб. 10 коп.

Книга старшего научного сотрудника Института международного рабочего движения АН СССР доктора исторических наук Л. Д. Ходорковского - едва ли не первая монография по истории политического католицизма в Германии до 1933 года. Ее автор занимается многие годы исследованием данной темы1 . Политическая и научная актуальность ее не нуждается в дополнительной аргументации. Католическая церковь была и остается важным фактором функционирования социальных и политических структур во многих капиталистических странах. Кроме того, католицизм располагает крупными политическими партиями, представляющими собой влиятельную силу в ряде европейских буржуазных государств. Он занимает устойчивое место в механизме власти. Определение сущности и классовой оценки политического католицизма невозможно без глубокого анализа его корней, происхождения, эволюции и особенностей исторического развития. Этим проблемам и посвящена монография.

В ней, пожалуй, впервые так обстоятельно прослеживается эволюция политического католицизма в Германии - от неприятия идей Французской буржуазной революции конца XVIII в. и лозунгов "либерального обновления" через примирение с капитализмом и империализмом, острую борьбу против революционной социал-демократии в конце XIX - начале XX в. до антикоммунизма и антисоветизма в 20-е - 30-е годы нашего века. Автор указывает, что в основе этой эволюции лежали защита корыстных, эгоистических интересов господствующих классов, стремление сохранить влияние церкви на католическое население, борьба против всего нового, прогрессивного, передового, в том числе против рабочего движения и социализма.

Автор избрал удачный подход к раскрытию темы, связывая изложение главной проблемы с общим ходом германской истории и рабочего движения. В книге прослеживаются истоки зарождения "католической социальной политики", становления политического католицизма, анализируются процесс возникновения партии Центра и ее программные документы, выясняется отношение церковного руководства и упомянутой партии к социальной проблеме, "рабочему вопросу", дается оценка политики Бисмарка в отношении католиков, вошедшая в историю под названием "культуркампфа", вскрываются объективные условия и причины, обусловившие появление католических рабочих союзов и христианских профессиональных союзов. В монографии показано, какое значение приобрел в католических кругах "рабочий вопрос". Церковное руководство и католическая буржуазия были напуганы ростом христианских профсоюзов и их классовым настроением, что послужило предлогом для решительного контрнаступления против них. Л. Д. Ходорковский прослежи-

1 См. Л. Д. Ходорковский. Политический клерикализм в ФРГ. М. 1970.

стр. 143

вает борьбу в католических кругах по профсоюзному вопросу. Разногласия достигли такой стадии, что привели католический лагерь в начале XX в. к расколу. В монографии выявлена отрицательная роль, которую сыграли эти споры для самого христианского профсоюзного движения в Германии.

Дискуссия по профсоюзному вопросу сказалась и на положении партии Центра. Автор кратко знакомит читателя с ее деятельностью накануне и в ходе первой мировой войны. По словам Л. Д. Ходорковского, она в тот период проделала значительный путь вправо. "Фактически к середине первого десятилетия XX в. партия Центра перестала быть центром в прямом смысле этого слова. Она приобрела все черты конформистской консервативной партии католического толка" (с. 105). Интересен еще один момент в политике партии Центра того времени. Вожди ее являлись ярыми сторонниками экспансионистской внешней политики Германской империи и сыграли немалую роль в нагнетании и поддержании шовинистических настроений в стране. К сожалению, в целом деятельность партии Центра с 1871 по 1918г. показана в монографии бегло. Гораздо больше места отводится в ней выяснению роли этой партии в Ноябрьской революции. В то время лидеры партии Центра предлагали планы, как лучше расчленить страну, чтобы спасти таким путем власть и привилегии господствующих классов. Эти действия, направленные на расчленение национальной территории, представляли собой проявление контрреволюционной политики. В этой связи в книге приводятся факты, показывающие враждебное отношение пролетарских масс к сепаратистским планам партии Центра. Именно рабочие сыграли решающую роль в срыве этих планов.

В монографии обстоятельно исследуются отношения между партией Центра и СДПГ, выясняются причины поворота от острой конфронтации между ними к их сотрудничеству, при сохранении существенных мировоззренческих различий и политического соперничества. Автор верно отмечает при этом общую направленность их деятельности против углубления революции, их стремление удержать массы от дальнейших активных действий. Те же цели преследовало руководство христианских профсоюзов, когда оно пошло на сближение со "свободными профсоюзами" социал-демократической ориентации.

Значительная часть книги посвящена анализу социальной и политической стратегии партии Центра в годы Веймарской республики. В этой связи Л. Д. Ходорковский рассматривает организационную перестройку партии Центра в начале 20-х годов, прослеживает наличие внутри нее различных направлений, отношения между ними. Он подчеркивает, что "время от времени они обострялись настолько, что под вопросом оказывалось единство самой партии" (с. 181). Здесь же освещается участие ее в первых правительствах Веймарской республики. В монографии содержится критика социальной демагогии политического католицизма и его теоретической основы - католического социального учения, пропагандирующего депролетаризацию рабочего класса и возможность построения "бесклассового" общества в рамках монополистического капитализма. Впервые в нашей литературе Л. Д. Ходорковский предпринимает анализ социальной политики партии Центра в годы Веймарской республики, убедительно доказывая, что она не выходила за рамки умеренных действий, рассчитанных на ослабление социальных противоречий, накала классовой борьбы, и совпадала с теми требованиями, которые выдвигались в этой области крупной промышленной и финансовой буржуазией. В книге обстоятельно раскрыто влияние такой политики на развитие отношений между партией Центра и христианскими профсоюзами.

В работе рассматривается процесс поправения всей политической системы Германии, начавшийся со второй половины 20-х годов, и выясняются причины этого процесса. Такой ход развития не мог не сказаться и на партии Центра, в политике которой, особенно с Кёльнского съезда (1928 г.), наглядно прослеживается тенденция к усилению правого курса: партия присоединилась к "крестовому походу" против ' СССР, активно участвовала в антисоветской кампании, принимала участие в свержении правительства правого социал- демократа Г. Мюллера, а затем поддержала реакционный курс канцлера Г. Брюнинга. Автор останавливается на вопросе об отношении партии Центра к Гитлеру и национал-социализму. Во взаимоотношениях нацистской и католической партий наглядно проявилась борьба между фашистами и "старыми" буржуазными партиями, которые не собирались добровольно уходить с политической арены. Это также отражало существенные противоречия в. лагере самой буржуазии. В книге убедительно показывается, что лидеры партии Центра

стр. 144

стремились к союзу с Гитлером, проявили готовность договориться с ним и, таким образом, шли на уступки фашизму. Главным побудительным мотивом был при этом их страх перед возможностью социальных потрясений. Они полагали, что партия Центра должна вместе с гитлеровцами составить ядро "национальной концентрации", то есть блока всех сил реакционного лагеря, целью которой было подавление революционного движения и подготовка реванша. Такой политикой партия сама разоружила себя и политически и идеологически и способствовала устранению буржуазно-демократических основ Веймарской республики, а затем и консолидации фашистского режима. Пособничество фашистам со стороны вождей партии Центра, особенно Кааса, привело к ее самоликвидации в 1933 году.

В монографии исследуется также малоизученный в нашей литературе вопрос о социальной структуре избирательного корпуса в кайзеровской империи и Веймарской республике. Автор выясняет факторы относительной стабильности электората партии Центра, воссоздает социологический облик ее избирателя, приводит многочисленные данные о парламентских и местных выборах, прослеживает динамику политического поведения католического населения, анализирует центристский электорат, выявляет его специфику для периода Веймарской республики. Л. Д. Ходорковский приходит к выводу, что тогда "партия Центра по своей социальной базе оставалась преимущественно буржуазной и мелкобуржуазной. Тем не менее пролетарская часть ее электората по-прежнему была весьма значительной" (с. 303).

Перед нами содержательное и полезное исследование важнейшего аспекта новой и новейшей истории Германии и рабочего движения. Основные выводы и оценки автора не вызывают возражений. В то же время жаль, что Л. Д. Ходорковский обошел вопрос об отношении католической церкви, немецкого католицизма к национал-социализму накануне и в момент установления фашистской диктатуры. Ведь именно это дало бы возможность выявить политические принципы и позиции немецкого католицизма, которые привели в 1933 г. к решительной поддержке католическим епископатом Гитлера и фашистского режима. Весьма бегло автор касается позиции и положения партии Центра в 1933 г., ограничившись лишь общей оценкой ее политики, не проанализировав ее и не исследовав процессы, протекавшие внутри самой партии. Нам представляется, что во второй части книги, где речь главным образом идет о социальной и политической стратегии партии Центра в годы Веймарской республики, все же недостаточно внимания уделяется католицизму как таковому.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2018. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций