ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Роль России в международно-правовом регулировании инвестиционных отношений

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 24 сентября 2004
АвторОПУБЛИКОВАЛ: maskaev
АвторРУБРИКА: - ИНВЕСТИЦИИ




АВТОР: Д. К. Лабин

ИСТОЧНИК: журнал "ПРАВО И ПОЛИТИКА" №3,2000


Иностранные инвестиции уже давно стали закономерностью мирового хозяйства и активно используются многими государствами для развития национальных экономик. Привлечение иностранных инвестиций рассматривается сегодня как одна из важнейших проблем российской экономики. Основной причиной такого положения является продолжающийся инвестиционный кризис в стране. Собственные возможности капиталовложений российских предприятий за счет прибыли и средств на амортизацию ограничены и не могут удовлетворить полностью спрос на инвестиции, а поступления из бюджета незначительны. В этих условиях активизация инвестиционного процесса за счет притока иностранного капитала представляется разумным способом наращивания капитальных вложений в экономику России.

Перспективы инвестиций в России достаточно привлекательны для иностранных инвесторов. В суммарном ВПП всех новых рынков доля России составляет свыше 25%. По самым скромным оценкам, у России больше природных ресурсов (10,2 трлн. долл.), чем у Бразилии (3,3 трлн. долл.), Южной Африки (1,1 трлн. долл.), Китая (0,6 трлн. долл.) и Индии (0,4 трлн. долл.), вместе взятых. При наличии благоприятного инвестиционного климата Россия в состоянии в ближайшие 10—15 лет поглотить 200—300 млрд. долл. капитальных вложений в реконструкцию и модернизацию производства в соответствии с требованиями мирового и внутреннего рынков.

Несмотря на это, удельный вес России в международных инвестициях в нарождающиеся рынки составляет всего 0,5%. Остальные 99,5% приходятся на Мексику, Бразилию, Аргентину, Турцию, Чили, другие развивающиеся и новые индустриальные страны. По данным Госкомстата РФ, иностранные инвестиции в Россию в 1997 г. возросли до 10,5 млрд. долл. по сравнению с 6,5 млрд. долл. в 1996 г. Общий объем иностранных инвестиций составляет теперь 21,8 млрд. долл. По данным из этого же источника, портфельные инвестиции в 1997 г. составили всего 342,8 млн. долл. по сравнению с 45,4 млн. долл. в 1996 г. Прямые вложения составили 3,9 млрд. долл. по сравнению с 2,1 млрд. долл. в 1996 г. Остальные инвестиции пошли в финансовый и банковский сектора экономики. Самыми активными инвесторами были США. В 1997 г. общий объем американских инвестиций составил 2,8 млрд. долл. Затем идет Великобритания, общий объем вложений которой составил 2,3 млрд. долл., Швейцария — 1,7 млрд. долл., Германия — 1,5 млрд. долл. Российские инвестиции за границу составили 447 млн. долл.

Сегодня приток иностранных инвестиций в Россию пока еще крайне слаб. Поэтому привлечение иностранных инвесторов провозглашается правительством как один из приоритетов своей деятельности. Однако неправомерно отношение к иностранным инвестициям по принципу “всякое даяние — благо”. Опыт привлечения таких инвестиций в бывшие социалистические страны — и прежде всего в восточные земли ФРГ — показал, что нередко инвестирование осуществляется с целью поглощения потенциального конкурента и его уничтожения. Поэтому приток иностранных инвестиций в Россию должен регулироваться исходя из принятой модели промышленной политики, т.е. эти инвестиции не должны создавать угрозу экономической безопасности России. Наша страна еще не миновала период становления новой государственности, и в связи с этим вопросы экономической безопасности для нее куда более важны, нежели для государств Западной Европы.

Например, анализ закономерностей мирового экономического развития позволяет предвидеть вариант, при котором иностранные инвесторы будут стремиться увеличить возможности для роста экспорта сырья и энергоресурсов из России. Причем достигаться это может не благодаря освоению новых месторождений, а путем подавления внутреннего потребления и на этой основе — высвобождения дополнительных объемов ресурсов для экспорта. Следствием такой политики могут стать структурные изменения в российской промышленности, прямо противоположные тем, которые предпочтительны, а именно: усиление сырьевого сектора с экспортной ориентацией поставок при свертывании обрабатывающих производств.

В современных условиях вопросы привлечения иностранного капитала для России должны решаться только в рамках четко заявленной государством промышленной политики с фиксированной системой приоритетов. Первостепенным фактором, определяющим объективную и стабильную основу поступательного развития российского государства, является обеспечение экономической безопасности. Поскольку регулятором внешнеполитических, в том числе экономических, отношений РФ выступает международное право, то от того, насколько добросовестно ее контрагенты соблюдают нормы договорного и обычного права, и зависит обеспечение ее экономической безопасности. Необходимость выполнения международно-правовых норм на основе принципа добросовестности, будучи обязательным требованием современного международного права, имеет для России как одного из активных участников международных экономических отношений самое прямое и актуальное значение. Однако практика иностранных инвесторов, к сожалению, содержит случаи недобросовестного соблюдения договорных обязательств. В этой связи представляется обоснованной четкая позиция РФ по включению в международные экономические отношения международно-правовых стандартов добросовестного поведения. Эти стандарты общеизвестны. В позитивном плане — это приверженность принятым обязательствам не только согласно букве, но и согласно их духу; честность, разумность. В порядке предупреждения нарушений принципа добросовестности исключаются любые действия злонамеренного характера: обман, попытки уклониться от всестороннего выполнения международных обязательств, а также попытки ввести в заблуждение противоположную сторону.

Международные судебные инстанции в лице Постоянной палаты Международного правосудия и Международного суда подтверждали в своих решениях позитивный характер обязательства добросовестного поведения государств. При этом несоблюдение требований принципа добросовестности при выполнении международных обязательств и пользовании правами рассматривалось как недопустимое с позиции права. Исходя из объективно проявляющих себя вовне факторов и с учетом всех обстоятельств дела, суд способен выйти на справедливое решение вопроса о том, насколько государство соблюдает принцип добросовестности в своем поведении. Этот важный констатирующий вывод показывает значимость Международного суда как беспристрастного органа правосудия в деле недопущения случаев недобросовестного поведения государств.

В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения), принятой на основе Указа Президента Российской Федерации от 29.04.1996 г. № 608, отмечается, что для реализации этой стратегии необходимо, в частности, обеспечить активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России. И далее в порядке раскрытия внешнеэкономической направленности Государственной стратегии говорится об эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные связи, недопущения критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества.

Государственная стратегия формулирует задачи, поставленные перед Российским государством в целом. Российская Федерация как суверенный субъект международного права и как постоянный член Совета Безопасности должна методом активной дипломатии содействовать созданию справедливого миропорядка на основе равноправия, невмешательства, взаимной выгоды, добросовестного соблюдения международных обязательств. Большое международно-правовое значение в этом смысле имело бы более активное участие России в процессах международного экономического развития, в том числе в работе авторитетных межправительственных экономических организаций, и присоединения ко вновь создающимся организациям, например Всемирной торговой организации (ВТО), а также в подготовке многосторонних международных конвенций по вопросам экономического сотрудничества государств. Тем самым Россия могла бы полномасштабно отстаивать свои национальные интересы на мировой арене и активно влиять на становление целостной системы международной экономической безопасности в цивилизованных рамках сообщества государств.

Одной из целей государственной стратегии экономической безопасности России является защита гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и стабильность в обществе. РФ как суверенное государственное образование обладает, согласно международному праву, верховенством на своей территории. Она вправе и, более того, должна обеспечивать защиту государственного суверенитета от любых форм вмешательства, включая и экономическое вмешательство, во внутренние дела государства. Устав ООН, так же как и другие универсальные международно-правовые акты, запрещает не только политическое, но и экономическое вмешательство, поскольку это может быть расценено как посягательство на суверенитет и территориальную целостность.

Каждое государство, обладая определенным субъективным правом, может его использовать в той мере, в какой это соответствует корреспондирующему обязательству не причинять таким своим поведением ущерба законным правам другого государства. Если государство в противоречие с принципом добросовестности использует присущее ему субъективное право таким образом, что оно нарушает указанное корреспондирующее обязательство и тем самым проявляет неуважение к правам контрагента, то этим оно наносит ущерб законным правам другого государства, совершает незаконный акт — злоупотребление правом. Действия РФ по недопущению злоупотребления правом со стороны контрагентов либо в превентивном порядке, либо через обращение в международные судебные инстанции вписывается в усилия Российского государства по установлению господства права в международных отношениях.

Экономическая политика РФ в ее нормативно-законодательном оформлении должна гарантировать нормальные условия для жизнедеятельного функционирования национальной промышленности, содействовать более успешному приспособлению к изменениям на мировом рынке в условиях жесткой международной конкуренции. На макроэкономическом уровне функции государственной политики во многом обусловливаются необходимостью обеспечить экономическое равновесие во всем народнохозяйственном комплексе.

При этом особое внимание должно уделяться развитию национальной экономики в режиме расширенного воспроизводства с тем, чтобы отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, были способны обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнеэкономической обстановки. Россия не должна допускать критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, сохраняя государственный контроль над стратегическими ресурсами.

В рамках Государственной стратегии экономической безопасности необходимо разработать четкую государственную концепцию инвестиционной политики. Одним из приоритетных направлений такой политики должна стать ясная регламентация организационного и правового обеспечения процесса привлечения иностранного капитала и повышение эффективности его использования для решения важнейших задач развития российской экономики. При этом концепция должна содержать комплекс мер по совершенствованию соответствующего законодательства РФ в целях привлечения иностранного капитала в национальную экономику и международно-правового регулирования международных инвестиционных отношений, где Россия с учетом ее геополитического положения, высокого уровня развития отечественной науки и техники, образованности населения и наличия значительных запасов естественных и природных ресурсов могла бы играть более существенную роль.

В целях более активного привлечения иностранного капитала в российскую экономику необходимо ускорить формирование благоприятного инвестиционного климата, завершить формирование нормативно-правовой базы регулирования инвестиций для обеспечения иностранным инвесторам условий стабильности, недискриминации и гарантий, включая личную безопасность, защиту вкладываемых средств от некоммерческих рисков. В этой концепции инвестиционной политики можно бы использовать уже существующую правовую базу. В частности, в области совершенствования национального законодательства наметился существенный прогресс в создании более привлекательного режима для иностранного капитала.

С принятием первого в истории России федерального закона “Об акционерных обществах”, вступившего в действие с 1 января 1996 г., начался этап формирования стабильной правовой основы работы акционерных обществ. Закон, повысив в целом уровень регламентации различных сфер деятельности акционерных обществ, направлен на максимальную защиту интересов инвесторов.

30 декабря 1995 г. принят давно ожидаемый за пределами Российской Федерации закон “О соглашениях о разделе продукции”. Этот закон является важным правовым актом высшего уровня в области притока и функционирования иностранных инвестиций в экономику России. Он устанавливает правовые основы отношений, которые возникают в процессе осуществления инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории России. Действие данного закона открывает перед иностранными инвесторами в России новые возможности. Он прежде всего позволяет реализовать уже подписанные соглашения о разделе продукции. В п. 5 ст.1 закона прямо указывается, что “соглашения, заключенные Российской Федерацией с инвесторами до вступления в силу настоящего федерального закона, считаются соответствующими положениям настоящего федерального закона”1. Закон “О соглашениях о разделе продукции” предусматривает максимальное упрощение схемы взаимоотношений инвестора и государства, относящихся к уплате налогов. Взимание налогов в основном заменено разделом продукции по условиям соглашений. Инвестор на период действия соглашения освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и других обязательных платежей, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, платежей по социальному и медицинскому страхованию своих работников – граждан РФ, платежей в Государственный фонд занятости населения России. Для создания механизма реализации указанного закона 10 февраля 1999 г. Государственной Думой был принят закон “О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из федерального закона “О соглашениях о разделе продукции”, который предусматривает внесение изменений в одиннадцать действующих федеральных законов, направленных на стимулирование иностранных инвесторов, а также были приняты три закона (21.07.1997 г., 1.05.1999 г. и 31.05.1999 г.) об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. В законах определен перечень месторождений минерального сырья, которым может быть предоставлено право пользования.

Развитие лизинга в инвестиционной деятельности в России должно стать одним из ведущих направлений повышения инвестиционной активности и привлечения дополнительных инвестиций в экономику страны, прежде всего иностранных. К настоящему времени завершается создание законодательной базы лизинговой деятельности в России. Правовые и организационно-экономические особенности лизинга были определены в принятом законе “О лизинге” от 20.10.1998 г. Данный закон регулирует развитие форм инвестиций в средства производства на основе операций лизинга и обеспечивает эффективность инвестирования. В положениях закона устанавливаются правовая регламентация и должная защита прав собственников и участников инвестиционного процесса. Важным экономико-правовым моментом является то, что положения данного закона к основным формам лизинга относят и международный лизинг в соответствии с Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге, участницей которой Россия стала 8 февраля 1998 г. путем принятия соответствующего закона2.

Совершенствованию законодательства, регулирующего приток капитала в Россию, должен способствовать вступивший в действие федеральный закон от 9 июля 1999 г. “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”. В связи с принятием этого закона утратил силу закон РСФСР от 4.07.1991 г. “Об иностранных инвестициях в РСФСР”. Это было оправданной мерой, так как многие положения предыдущего закона уже не учитывали современных реалий экономических отношений как внутри страны, так и в международных масштабах. По существу закон “Об иностранных инвестициях в РСФСР” сохранял особый (льготный) режим иностранных инвестиций, что предполагало использование “нерыночных” методов управления инвестиционной деятельностью.

Новый закон определил привлечение иностранного капитала путем предоставления гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы. Закон устанавливает приоритет соблюдения соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. В отличие от ранее действующего в российском законе определения иностранной инвестиции как материальной ценности в той или иной форме (ст. 2 Закона об иностранных инвестициях в РСФСР от 04.07.1991 г.) новый закон дает более конкретное понимание иностранной инвестиции как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору. Закон впервые выделает в отдельную категорию прямую иностранную инвестицию — приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.

Вследствие иного определения понятия инвестиции ст. 4 нового закона устанавливает национальный режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли в отличие от предусматривавшего ранее в ст. 6 утратившего силу закона подобного правового режима только для самих иностранных инвестиций.

Важным элементом нового российского законодательства об иностранных инвестициях является широкий спектр предоставляемых государственных гарантий, признанных как в международно-правовых документах, так и в законодательстве других стран. Например, в ст. 6 иностранному инвестору предоставляется право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. Однако законодатель предусмотрел и положения о публичной оговорке в п. 2 ст.4: “Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства”3.

Кроме того, важнейшим достижением данного закона является введение так называемой “дедушкиной оговорки”. Суть ее заключается в том, что на конкретный инвестиционный проект, реализуемый иностранным инвестором, до срока его окупаемости не должны распространяться неблагоприятные изменения в законодательстве, если они приняты после начала его реализации. Срок окупаемости проекта определен в семь лет. По особо крупным проектам (свыше 50 млн. амер. долл.) предусмотрена возможность индивидуального определения действия данной оговорки.

Важным шагом в свете приведения законодательства о регулировании иностранных инвестиций в соответствие с национальными интересами страны в рамках международно-правовых отношений следует признать положения ст. 23 рассматриваемого закона, где на Правительство РФ возлагается обязанность разрабатывать и реализовывать государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества, в том числе путем осуществления контроля за подготовкой и заключением международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций.

В сфере внешнеэкономического сотрудничества России, в частности в области привлечения иностранных инвестиций, широко используются принципы публичного права, оставляющие за государством властно-распорядительные функции. Поэтому для регулирования деятельности иностранных физических и юридических лиц, действующих на территории Российской Федерации, заключаются двусторонние инвестиционные договоры (ДИДы) между РФ и странами происхождения указанных лиц. В настоящее время Россия является участницей или правопреемницей порядка 40 подобных договоров, причем подавляющее большинство (более 30) было заключено именно Российской Федерацией в период с 1992 по 1998 г.

ДИДы являются двусторонними договорами между Россией и отдельными иностранными государствами и обеспечивают юридические гарантии инвесторам в этих государствах. Обычно эти гарантии предусматривают передачу прав на средства, относящиеся к иностранной инвестиционной деятельности, в случае экспроприации и других подобных мер, потерь в результате вооруженного конфликта и гражданских потрясений, а также юридической преемственности по инвестициям страховым агентствам (суброгацию).

ДИДы также обеспечивают иностранных инвесторов условиями, не менее благоприятными, чем для местных российских инвесторов. Более того, они обеспечивают, если необходимо, разрешение споров, возникающих из договора или в связи с ним, в международном арбитраже. Наряду с тем, что ДИДы России имеют одинаковые условия, в некоторых договорах встречаются различия, например в вопросах экспроприации, обеспечения гарантий перевода средств и т.д. Различия среди положений ДИДов, однако, не должны работать против инвестора. В соответствии с положением о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации (НРБ) инвестор из любой страны, заключившей с Россией соответствующий договор, может использовать в своих целях гарантии по любому договору между РФ и третьей страной. Таким образом, немецкие инвесторы в России имеют право на все гарантии, предусмотренные в ДИДах РФ с Австрией, Канадой, Китаем и т.д. Условия НРБ связывают все, касающееся инвестиционных договоров России, в соответствующую систему, создающую высокий уровень защиты и свободы инвестора в соответствии с условиями любого из этих договоров.

Эффективное решение вопросов экономической безопасности государства невозможно без осуществления разработанной государственной стратегии по продвижению национальных интересов России на мировой арене. В соответствии со своим статусом супердержавы, постоянного члена Совета Безопасности ООН Россия должна активно участвовать в международных интеграционных процессах, в первую очередь в экономической сфере. Жизненные интересы России лежат также и в наращивании экспорта как одного из основных факторов развития национальной экономики и продвижения своих национальных интересов во внешнеполитической сфере. При этом экспорт капитала необходимо рассматривать как ключевое направление. Во все времена экспорт капитала считался наиболее выгодным внешнеэкономическим и политическим инструментом. Анализ опыта развитых индустриальных стран показывает, что экспорт капитала находится в центре государственной политики ведущих стран мира, причем контроль над этой сферой никогда не доверяется рыночной стихии. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в развитых странах поставлено на службу национальным интересам повышения конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобализации мирового хозяйства.

Речь идет отнюдь не об антирыночных мерах. В странах Запада государство формулирует и отстаивает общенациональные экономические интересы, в которых интересы отдельных хозяйствующих субъектов лишь часть целого. Если эти интересы не совпадают, то такому хозяйствующему субъекту указывается на приоритет общенациональных интересов и предпочтительный характер его поведения.

К сожалению, экономические проблемы России в последние годы неблагоприятно отразились на сфере ее внешнеэкономических связей. Сегодня структуру российского экспорта определяет сырьевая направленность. Из России вывозятся ежегодно около 90 млн. тонн нефти и 40 млн. тонн нефтепродуктов. Однако вывоз из России традиционных сырьевых товаров имеет свои пределы. Необходима переориентация российского экспорта, прежде всего за счет наукоемких товаров, технологий, услуг и капитала. Продуманная государственная политика регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) могла бы стать одним из главных рычагов превращения внешнеэкономических связей в действенный фактор развития и интеграции страны в мировое хозяйство с максимальным учетом национальных интересов, превращения ее во влиятельного участника мирохозяйственных связей, крупный экономический, научно-технический, финансовый и торговый центр.

Наряду с укреплением в России законодательной и нормативно-правовой основ государственного регулирования ВЭД, включая разработку законодательной базы под те формы внешнеэкономических связей, которые еще не имеют должной правовой регламентации (экспорт капитала, торговля лицензиями и т.д.), необходимо также адаптировать действующее российское законодательство к международно-правовым стандартам, выработанным мировым сообществом для гармонизации регулирования процесса интеграции мирового хозяйства.

Для этого России представлялось бы целесообразным вести активную внешнеполитическую работу как на региональном, так и на международном уровнях. Причем практика десятков государств, в том числе и относящихся к числу наиболее развитых, показывает, что осознанное участие в региональной интеграции — залог успешного выхода на мировые рынки в составе региона как единого и конкурентоспособного целого. Таким путем на современном этапе движутся Северная Америка и Европейский Союз.

Россия неотделима от происходящих в мире процессов, а ее естественные партнеры находятся в непосредственном окружении, прежде всего в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). При активизации межгосударственного сотрудничества в рамках СНГ необходимо уделить особое внимание инвестиционным процессам. Они должны стать подлинными локомотивами полномасштабной интеграции. В настоящее время такая работа уже ведется и центр ее тяжести смещается на сближение инвестиционного законодательства стран—участниц СНГ для создания общего инвестиционного пространства. Базовым документом должно послужить подписанное в Ашгабате 24 декабря 1993 г. Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности4. В развитие этого соглашения Cоветом глав государств была одобрена “Конвенция о защите прав инвестора”5, целью которой является создание общего гарантированного инвестиционного пространства.

Рассматривая СНГ как ядро интеграции, Россия должна также стоять и в авангарде международно-правовых процессов глобализации мирового хозяйства. Сегодня эпицентр этих процессов находится в самом молодом международном институте — Всемирной торговой организации (ВТО). Она появилась в 1995 г. на базе действовавшего почти 50 лет ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле), унаследовав всю его инфраструктуру. К настоящему моменту ВТО объединяет около 134 стран мира. Ее членами являются все развитые страны. В 1998 г. первыми из стран, входивших в состав СССР, вступили в ВТО Киргизия и Латвия.

ВТО призвана регулировать весь комплекс политических, правовых, экономических и технических аспектов международного сотрудничества государств. Уже сейчас пакет международно-правовых соглашений в системе ГАТТ/ВТО насчитывает более 50 многосторонних соглашений, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему многосторонние торговые соглашения, известные как соглашения Уругвайского раунда. В основе деятельности ВТО лежит принцип режима наибольшего благоприятствования. Это означает, что ни одна страна не может получить или предоставить худшие условия доступа на рынок, чем имеют или предоставляют другие страны. Другой важный принцип ВТО заключается в предоставлении страной—членом ВТО национального режима работы на своем рынке компаниям остальных стран—участниц организаций. Однако нормы ВТО допускают возможность избирательного применения национального режима. Защита внутреннего рынка в сфере услуг осуществляется с помощью так называемых специфических обязательств. Они представляют собой фиксированные максимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продаж иностранных услуг на внутреннем рынке. По сути, специфические обязательства страны служат гарантией иностранным поставщикам услуг, того, что определенный этими обязательствами режим доступа на рынок не будет ужесточен. В настоящее время первостепенным вопросом повестки дня организации стал вопрос о выработке международно-правовых норм, регулирующих отношения государств в области инвестиционной деятельности. Действительно, на современном этапе эта проблема вызывает повышенный интерес государств, так как, в отличие от прочих аспектов международно-правового сотрудничества государств, гармонизация правового режима инвесторов и регламентация инвестиционных отношений до сих пор остаются неурегулированными в рамках международного права. Россия ни в коем случае не должна остаться в стороне от этих процессов.

Россия подала официальную заявку на вступление в ГАТТ еще в 1994 г. Правительство РФ тогда передало странам—участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ГАТТ/ВТО. Присоединение к этой международно-правовой системе — это присоединение России к сложившейся в мире развивающейся практике правового и административного регулирования международных экономических отношений. Образно говоря, этот шаг означает присоединение России к действующим правилам движения товаров, капитала и услуг на мировом рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ вряд ли может быть возможной. Вместе с тем необходимо вновь подчеркнуть, что условия присоединения к ГАТТ/ВТО — это компромисс, вырабатываемый в ходе переговоров; компромисс, достигаемый как комплекс взаимных уступок и взаимных, часто жестких, условий. Здесь перед Россией стоит сложная задача — определить национальные экономические интересы и приоритеты, определить пределы уступок и условия, гарантирующие национальную экономическую безопасность, и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров. Причем решать эту задачу приходится в обстановке уже проявившего себя экономического давления западных стран, попыток добиться от России одностороннего открытия рынков, невзаимных уступок, отказа признать, что инвестиционный, промышленный и торговый потенциал России обладает сравнительными преимуществами, позволяющими России уже сегодня стать одним из мировых экономических центров.

Таким образом, присоединение России к ВТО представляет собой сложный переговорный процесс, результатом которого должны стать полноправное участие России в системе мировых экономических отношений и эффективная реализация преимуществ разделения труда и кооперирования, что соответствует национальным экономическим приоритетам и способствует продвижению национальных интересов страны в международной политике.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 18. Федеральный Закон. № 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции” от 30 декабря 1995 г.

2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 7. Ст. 787.

3 Федеральный закон “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ// Российская газета. 1999. 14 июля.

4 В настоящее время Соглашение не ратифицировано Российской Федерацией. Соглашение вступило в силу с 21 ноября 1994 г. для Казахстана, Беларуси, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.

5 Конвенция подписана в Москве 28 марта 1997 г., в силу не вступила.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)