ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Экономика начинается с бюджета - О важности бюджета в социально-экономическом развитии России

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 25 октября 2006
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА: - ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА




Конструкция бюджета заслуживает одобрения хотя бы за то, что она обладает значительным запасом прочности. И если оценивать основные параметры социально-экономического прогноза и проекта бюджета, то можно сказать, что они вполне реалистичные и выполнимые. Очевидным запасом прочности обладает и используемый в расчетах бюджета уровень цены на нефть (28 долл./барр.), который в 2004 г. преодолел планку в 50 долл./барр.

Однако наряду с этим нельзя не учитывать и текущее состояние экономики, которое характеризуется устойчивой позитивной тенденцией. Такая положительная динамика отмечается практически для всех индикаторов социально-экономического развития. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура поддерживается факторами внутреннего роста. Все эти позиции могут стать серьезной базой для значительного роста экономики в последующие годы и для сокращения бедности.

Доходы федерального бюджета, включая поступления единого социального налога (ЕСН), в 2005 г. составят 3 трлн. 326 млрд. 41 млн. руб. По сравнению с доходами федерального бюджета, утвержденными на 2004 г., в текущем году они возрастут на 583 млрд. руб., или на 21,2%.

Согласно прогнозу на 2005 г. неналоговые доходы федерального бюджета составят 1 трлн. 93 млрд. руб. По сравнению с 2004 г. они возрастут на 41,2 млрд. руб., или на 3,9%. Общий объем поступлений государственной пошлины в федеральный бюджет в 2005 г. запланирован в размере 18,6 млрд. руб., что более чем в пять раз превышает утвержденные поступления на 2004 г.

Таким образом, у ряда доходов имеются внутренние резервы роста, не связанные с изменением макроэкономических показателей, которые могут быть увеличены в ходе исполнения бюджета и при условии более эффективных действий Правительства.

Но ведь вместе с тем возрастут и расходы?

Естественно. Общий объем расходов предусмотрен в объеме 3 трлн. 47 млрд. 929 млн. руб., что на 388,5 млрд. превышает плановый уровень истекшего года. Принципиальной особенностью бюджета является то, что формирование его происходит в условиях фундаментальных структурных реформ государственного сектора. Это реформа федеративных отношений и местного самоуправления, бюджетного процесса, социальной защиты населения и системы федеральных органов исполнительной власти.

Особо хочу отметить вопросы государственного управления и укрепления системы безопасности страны, о которых недавно говорил Президент РФ Владимир Путин. Задачей общегосударственного значения названа им борьба с терроризмом. Именно для ее выполнения потребуется мобилизация всех ресурсов. Кроме того, в 2005 г. будут продолжены начатые в предыдущие годы налоговая, пенсионная, судебная и военная реформы. Предстоит также подготовить и начать реализацию реформы бюджетного сектора и государственных учреждений.

Отличительной особенностью расходов федерального бюджета является изменение межбюджетных отношений, замена льгот деньгами, усиление программно-целевой части бюджета, составление бюджета применительно к новой бюджетной классификации. Приоритетными направлениями финансирования в 2005 г., как и в предыдущие годы, определены ассигнования на правоохранительную деятельность и национальную оборону. На национальную оборону выделено 531 млрд. 61 млн. руб., на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 398 млрд. 171 млн. руб. Будут выделены средства и для защиты метро в разных городах.

Не отразятся ли расходы на безопасность негативно на социальной сфере, в частности, на объявленной Правительством борьбе с бедностью?

Немалые суммы будут перечислены и на социальные нужды. В целом на социальную политику выделено 167 млрд. 300 млн. руб., на жилищно-коммунальное хозяйство - 6 млрд. руб., на образование - 154 млрд. 674 млн. руб. и так далее. Проблема бедности в первую очередь связана с низкой оплатой в ряде отраслей. Поэтому на финансирование оплаты труда планируется выделить почти 600 млрд. руб.

Однако программа борьбы с бедностью может быть эффективна только в случае, если она в полной мере адаптирована к местным условиям. Поэтому финансирование программ и основная работа по сокращению бедности будут сосредоточены на уровне субъектов Российской Федерации. Решению этой задачи будет способствовать и начинающийся с 2005 г. процесс перевода значительной части натуральных льгот в денежную форму. Федеральный бюджет в полной мере обеспечит все выплаты денежных компенсаций за отменяемые льготы. В сумме это составляет 173 млрд. руб. Это очень большие деньги. Уверен, что каждый льготник, в каком бы регионе он ни находился, получит адресное финансирование.

Бюджет в любом случае остается социально ориентированным, а не "милитаристским", как его поспешили окрестить некоторые СМИ. Мне непонятна критика того, что страна решила всерьез заняться своей безопасностью. Ведь социальные блага ничего не стоят, если жизнь наших людей должным образом не защищена.

Реальность поставила жесткий вопрос: как сохранить жизнь людей и оградить их от страшной опасности нашего века - терроризма? Безопасность требует финансовых жертв. Вот почему на решение задачи по борьбе с терроризмом и обеспечение безопасности граждан страна всегда найдет ресурсы.

В целом, по инициативе депутатов при рассмотрении проекта федерального бюджета на 2005 г. в третьем чтении было перераспределено по всем разделам и подразделам данного документа около 30 млрд. руб. Это дало возможность увеличить не только разделы, связанные с обороной и безопасностью страны, но и значительно поддержать сельское хозяйствo (государственная поддержка увеличена на 2 млрд. руб.). Владельцам личных подсобных хозяйств государство будет субсидировать процентные ставки по кредитам, взятым на срок от 1 до 3 лет. Бюджет позаботится и об авиапроме: на нужды развития отечественного авиастроения будет выделено 6 млрд. руб.

Расскажите подробнее о социальной направленности бюджета.

Хочу подчеркнуть, что в 2005 г. по сравнению c прошлым годом обеспечен значительный рост объемов финансирования федеральных целевых программ - со 180 до 257,8 млрд. руб. Для реализации Федеральной адресной инвестиционной программы на 2005 г. выделяются государственные капитальные вложения в размере 178,1 млрд. руб., что почти в два с половиной раза больше, чем в 2004 г. При этом 122 млрд. руб. направляются на реализацию 38 федеральных целевых программ.

В 2005 г. предполагается разработать порядок формирования и использования нового инструмента - ведомственных целевых программ. Это обеспечит реализацию программно-целевых принципов бюджетного планирования на уровне министерств и ведомств, позволит ведомствам осуществлять свои расходы в соответствии с приоритетами государственной политики. Особое внимание в 2005 г., как мы уже говорили, будeт уделяться решению задач в области социальной политики. В среднесрочной перспективе будут осуществляться меры по выявлению категорий граждан, нуждающихся в государственной поддержке, определение уровня бедности малообеспеченных групп населения с целью разработки мер по ее сокращению.

Комитет Госдумы РФ по бюджету и налогам добился сохранения в рамках федерального бюджета целевой программы, направленной на борьбу с туберкулезом, онкологическими заболеваниями, сахарным диабетом, ВИЧ-инфекцией. Удалось сохранить положения Трудового кодекса, регулирующего определение и повышение минимального размера оплаты труда, сохранить права чернобыльцев, отдельные меры по социальной защите работников угольной промышленности. Мы настояли на увеличении размеров денежных компенсаций для детей-инвалидов. Раньше на социальное обеспечение инвалидов тратилось 13,1 млрд. руб., в 2005 г. будет выделено 116 млрд. руб. Таким образом, финансирование социального обеспечения инвалидов возрастет в девять раз.

Если говорить о росте расходов на социальную защиту ветеранов, то в 2004 г. на эти цели в бюджетах субъектов и федеральном бюджете предусматривалось 2,5 млрд. руб., а в 2005 г. на эти цели будет выделен 41 млрд. руб., т.е. в 16 с лишним раз больше.

Уверен, что в 2005 г. лучше, чем в предыдущие годы, будут решаться насущные социальные вопросы, удовлетворяться запросы населения разных регионов страны. В частности, мы будем в состоянии обеспечить полноценное санаторно-курортное обслуживание более миллиона льготников. Это в четыре раза больше чем в 2004 г. Фактически появится возможность удовлетворить ожидания тех людей, которые годами не могли получить льготные путевки.

С 2005 г. увеличится закупка медикаментов для всех пенсионеров, имеющих право на льготы и бесплатные лекарства, в том числе и проживающих в самых отдаленных регионах. Они получат все необходимое. Через федеральный бюджет на эти цели будет направлено в регионы более 50 млрд. руб. Для сравнения скажу, в 2004 г. все субъекты РФ из своих бюджетов могли потратить на бесплатное обеспечение медикаментами своих льготников лишь 5 млрд. 770 руб.

Особо подчеркну, что пытаемся осуществить не просто "слепую" монетизацию льгот. Мы пытаемся нормализовать ситуацию с мерами социальной защиты. В регионах есть лечебная сеть, сеть санаторно-курортных учреждений, учреждений социального обслуживания. Когда говорят, что в регионах нет денег, резонно спросить, куда идут трансферты, которые выделяет федеральный центр всем регионам, причем в большем объеме, чем в прошлом году. Другое дело, и этот вопрос неоднократно обсуждался, надо ли делить льготников на "федеральных" и "региональных". Необходимо сделать единую систему для всех льготников страны.

Тем не менее проблема межбюджетных отношений была самой трудной темой формирования бюджета, некоторые даже называли это его ахиллесовой пятой.

Особенностью бюджета на 2005 г. стало формирование новой системы межбюджетных отношений в условиях изменения бюджетного и налогового законодательства, которое четко разграничивает доходные источники и расходные полномочия между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, а также предполагает замену натуральных льгот денежными компенсациями отдельным гражданам.

Комитет Госдумы РФ по бюджету и налогам отмечает, что формирование региональных бюджетов в 2005 г. будет проходить в напряженных условиях. С одной стороны, изменение бюджетного и налогового законодательства приведет в целом (по сальдо) к уменьшению их доходной базы на 54,2 млрд. руб., а с другой - у значительной части субъектов на начало 2005 г. сформируется кредиторская задолженность по заработной плате и начисления во внебюджетные фонды, по социальным выплатам и жилищно-коммунальному хозяйству.

Кроме того, многим из них придется решать вопросы погашения бюджетных ссуд, ранее выданных из федерального бюджета. В условиях проведения реформы федеративных отношений в 2005 г. у субъектов возникнут новые региональные обязательства, которые они должны будут осуществлять самостоятельно. При этом объем Федерального фонда финансовой поддержки, увеличенный в 2005 г. только на 8% (прогнозируемый уровень инфляции), вряд ли сможет решить задачу сбалансированности ре-гиональных бюджетов в новых условиях.

Поскольку объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2005 г. признан базовым для последующих лет, на заседании комитета рассматривался вопрос о возможности его увеличения в пределах средств, предусмотренных разделом 11 "Межбюджетные трансферты". Уже ко второму чтению по предложению нашего комитета сумма в размере 7,9 млрд. руб. направлена на увеличение этого раздела. В третьем чтении была утверждена сумма на межбюджетные трансферты в размере более 955 млрд. руб.

Также утверждена сумма 189 млрд. руб. для Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, в Федеральный фонд софинансирования социальных расходов выделено более 22 млрд. руб., в Федеральный фонд регионального развития - более 2 млрд. руб., в Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов - 600 млн. руб., на распределение дотаций бюджетам субъектов РФ и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов - 14,5 млрд. руб.

Бюджет на 2005 г. полностью обеспечивает в финансовом плане все выплаты денежных компенсаций за отменяемые льготы. За последние годы доходная база всех субъектов нарастала, и если даже исключить регионы-доноры, то по всем дотационным регионам, получающим трансферты из федерального бюджета, соответствующая расходная база увеличилась более чем на 60% в реальном выражении. В 2005 г. расходная база всех субъектов возрастет на 13,3%, что позволяет сбалансировать их бюджеты.

Насколько оправданно хранить деньги Стабилизационного фонда в "кубышке"? Может, было бы более правильным заставить эти миллиарды работать на экономику?

Решение о создании Стабилизационного фонда было принято в конце 2003 г. при рассмотрении проекта бюджета на 2004 г. Основная цель создания фонда - обеспечить финансирование расходов бюджета (прежде всего основных социальных выплат) в случае резкого снижения мировых цен на нефть, не допуская при этом возникновения бюджетного дефицита или увеличения налоговой нагрузки.

В течение 2004 г. в Стабилизационный фонд были направлены средства финансового резерва, образованного в рамках федерального бюджета на 2003 г. С учетом остатков бюджета 2004 г. средства Стабилизационного фонда на начало 2005 г. составят 574,4 млрд. руб. В конце 2003 г., когда принималось решение об образовании Стабилизационного фонда, не было прогноза относительно такого высокого роста цен на нефть и трудно было предположить, что необходимый запас средств фонда в размере 500 млрд. руб. будет собран за год.

Правительство РФ уже вышло с предложением направить в 2005 г. из средств фонда на погашение внешнего долга 168 млрд. руб. и на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда 74,7 млрд. руб. Эта инициатива при рассмотрении бюджета в первом чтении на заседании нашего комитета получила одобрение, учитывая что в 2005 г. предстоят значительные выплаты по внешнему долгу - 11,5 млрд. долл. С учетом этих выплат Правительство прогнозирует объем средств фонда на начало 2006 г. в размере 719,5 млрд. руб.

Надо отметить, что вопрос об использовании средств Стабилизационного фонда детально и серьезно рассматривался на заседании комитета. Законодательно установлено, что средства фонда до 500 млрд. руб. могут быть использованы только на финансирование дефицита бюджета в случае снижения цены на нефть. Поэтому "деньги в кубышке" в размере минимум 500 млрд. руб. держать придется. Но накопленными средствами надо умело и оперативно управлять. До настоящего времени Правительство этого не делало. Комитет рекомендовал Правительству внести предложения о размещении средств фонда в те или иные вложения, ценные бумаги и т.д. в целях избежания инфляционных потерь и извлечения максимально возможной прибыли.

Кроме того, комитет рекомендовал Правительству внести предложения о направлениях использования средств фонда сверх 500 млрд. руб. В Бюджетном послании Президента РФ В. Путина отмечено, что средства фонда следует не "проедать", а тратить на текущие расходы. Надеюсь, что Правительство при подготовке своих предложений будет исходить именно из такой позиции. Причем направления использования средств Стабилизационного фонда должны быть утверждены законодательно.

Нынешний бюджет в отличие от предыдущих - состоятельный. То есть в бюджете есть что делить. А это уже немалый плюс. Сегодняшний бюджет я считаю вполне сбалансированным. Можно с уверенностью утверждать, что Россия начала жить в условиях относительной экономической стабильности.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)