ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Инвестиции в торговлю создают благоприятные условия доступа российских товаров на внешний рынок

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 18 января 2007
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Максим Шарапов
АвторРУБРИКА: - ИНВЕСТИЦИИ




Задача торговой политики - создать благоприятные условия доступа российских товаров на внешний рынок. Реализация этой цели способствует развитию не только отдельных предприятий и отраслей, но и регионов.

При формировании российской торговой политики внешний фактор все больше начинает превалировать над внутренним. В течение многих лет международные правила торговли развивались эволюционным путем, однако в России долгое время не было единого подхода к торговой политике. В ряде случаев применялись меры, не соответствующие международному праву. Сегодня большинство шагов, предпринимаемых на данном направлении, увязываются с тем, что происходит в мире. С одной стороны, это является результатом растущей зависимости России от мировой торговли, с другой - результатом заметного роста правовой культуры, профессионализма Правительства и российского бизнеса.

В соответствии с новым Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" торговая политика становится действенным инструментом экономической политики, который поможет решить задачу формирования в России конкурентного рынка, основанного на эффективном развитии отечественного производства. Здоровая конкуренция станет хорошим стимулом для российских производителей и поставщиков. Разумеется, переходный период дает возможность адаптироваться к росту конкуренции со стороны более сильных партнеров. Необходимо найти разумный баланс, обеспечивающий доступ иностранных товаров и услуг с учетом интересов и потребителей, и производителей.

Все больше внимания будет уделяться процессу обеспечения доступа на внешние рынки российских товаров, услуг и капиталов, поскольку налоги от внешнеэкономической деятельности существенно пополняют бюджет. Это "живые" деньги для предприятий и граждан, задача Минэкономразвития РФ - помогать их зарабатывать. Благодаря конкретным мерам, предпринятым в 2003 г., удалось не допустить ряда ограничений по экспорту, ущерб от которых составил бы 470 млн. долл. Для сравнения: в 2002 г. подобные меры дали бюджету дополнительно 150 млн. долл., а в 2001 г. - только 100 млн. долл.

Итоги 2003 г. выявили первые позитивные результаты, но эффективность работы нужно повышать и дальше, сокращая ограничения по доступу российских товаров на внешние рынки. Ущерб, нанесенный российской экономике в результате ограничительных мер, составил в 2003 г. порядка 2 млрд. долл., в 2002 г. - 2,5 млрд. долл. В настоящее время на мировом рынке против России действуют 93 ограничительные меры, в том числе 57 антидемпинговых пошлин, 17 квот - количественных ограничений, 7 ограничений по ценам, 3 запрета на ввоз, 2 дополнительных сбора (это означает, что с российских товаров взимается сбор, не взимаемый с товаров других стран), 1 ограничение по номенклатуре товаров, 3 специальных защитных пошлины, 3 меры мониторинга, которые также являются ограничительными. В основном ограничительные меры против России применяют Европейский Союз, Индия, Белоруссия, Украина, США и Китай. Большинство ограничений (свыше 60%) касается продукции черной и цветной металлургии, 25% - продукции химического производства, включая удобрения.

Одним из главных элементов системы поддержки экспорта являются торговые представительства. Их задача заключаются в том, чтобы помогать конкретным российским компаниям находить новые рынки сбыта для своих товаров. Торгпредства предоставляют информацию о законодательстве, обычаях, потенциальных партнерах, при помощи которой предприятия смогут оценить, будет ли востребована данная продукция и по каким каналам продвигать соответствующий проект. Сегодня российские поставщики вышли на европейский рынок с готовыми молочными продуктами, есть попытки продавать мороженое и соки. Еще 5 лет назад невозможно было представить, что Россия будет поставлять за рубеж молоко. Еще один интересный факт - Россия (как некогда и Советский Союз) становится крупнейшим мировым поставщиком спичек.

Успехи и проблемы

Важным результатом внешнеэкономической деятельности является присвоение России статуса страны с рыночной экономикой. В 2002 г. этот статус нашей стране присвоили США и Европейский Союз, в 2003 г. - Бразилия и Колумбия. В ближайшее время вопрос предоставления статуса рассматривается правительствами Мексики, Аргентины, Венесуэлы и Индии.

Вторая большая тема торговой политики - построение Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В 2003 г. велась активная работа над формированием соглашения по созданию единого экономического пространства. Идет подготовка конкретных мер по его реализации. В 2004 г. состоятся переговоры, в ходе которых это важное соглашение будет конкретизировано по товарам, услугам, движению капитала и рабочей силы и т. д.

Третье направление - отношения с Европейским Союзом. На саммите Россия - ЕС, состоявшемся в ноябре прошлого года в Риме, была одобрена концепция формирования общего экономического пространства. В 2003 г. Правительство также решало вопросы, связанные с расширением ЕС, например, вопрос калининградского грузового транзита и транзита людей через Калининградскую область. Согласно самым консервативным оценкам, после вступления прибалтийских государств в ЕС бюджет недополучит порядка 150 млн. долл. в год за счет того, что на ряд товаров российского экспорта возрастут таможенные пошлины, а также за счет применения к этим товарам антидемпинговых мер. Проблема заключается в том, чтобы добиться максимального снижения финансовой и административной нагрузки на перевозчиков (особенно на автомобильном и железнодорожном транспорте). На сегодняшний день совокупные потери российских операторов вследствие неурегулированных вопросов с Литвой и ЕС по транзиту оцениваются в несколько миллиардов рублей в год.

В 2003 г. в России впервые стали применяться тарифные квоты, введенные с единственной целью - для защиты российского сельского хозяйства. На сегодняшний день 95% стран - членов ВТО согласны с тем, что Россия должна сохранить квотирование. В результате применения квот отечественное производство птицы возросло на 12%. Увеличение производства говядины и свинины произойдет не так быстро из-за более длительных производственных циклов.

Всего в рамках проведения тарифной политики было принято более 50 решений в сфере изменения пошлин, в основном они касались сельского хозяйства. Снижены таможенные тарифы на технологическое оборудование. В отношении товаров с высокой степенью переработки воссозданы нормальные условия конкуренции для оцинкованных прокатов, крахмальной патоки, шариковых подшипников. Однако не может не беспокоить тот факт, что с 1997 г. доля сырьевых товаров (особенно топливно-энергетического комплекса) в общем объеме российского экспорта увеличилась с 47% до 61%.

Экспорт и импорт

Внешнеторговый оборот России в 2003 г. составил 191,1 млрд. долл.

Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме внешнеторгового оборота России составила 82,2% (в 2002 г. - 83,1%), доля стран СНГ, соответственно, 17,8% (16,9%). Основными торговыми партнерами России в 2003 г. были Германия - 9,7% всего товарооборота, Белоруссия - 6,5%, Украина - 6,3%, Китай - 6,1%, Италия - 5,7%, Нидерланды - 5,2%, США - 3,7%, Польша - 3,3%, Швейцария - 3,3%, Великобритания - 3,3%.

Российский экспорт в 2003 г. составил 133,7 млрд. долл. и увеличился по сравнению с 2002 г. на 25,3%. На его динамику повлияли благоприятная конъюнктура на рынке энергоносителей и увеличение мировых цен по основным экспортным сырьевым товарам, что привело к росту средних контрактных цен на 12,0%, в том числе в торговле со странами дальнего зарубежья на 12,5% и странами СНГ на 9,1%. В общем объеме экспорта доля стран дальнего зарубежья составила 84,7% (в 2002 г. - 85,3%), доля стран СНГ, соответственно, 15,3% (в 2002 г. - 14,7%).

В 2003 г. экспорт сырой нефти составил 223,5 млн. т и увеличился против 2002 г. на 17,8%, каменного угля - 62,1 млн. т (рост в 1,4 раза), кокса - 3579,4 тыс. т (рост на 10,6%), электроэнергии - 20,9 млрд. кВт-ч (рост на 15,8%).

В целом на экспорт было направлено 78,4 млн. т нефтепродуктов, или на 3,6% больше, чем в 2002 г., возросли физические объемы поставок бензина автомобильного - на 17,1%, дизельного топлива - на 3,8%, природного газа - на 2,0%. Физические объемы экспорта мазута уменьшились на 2,3%.

Средние экспортные цены в 2003 г. против 2002 г. по всем видам топливно-энергетических ресурсов увеличились на 17,4%. При этом цены на нефть увеличились на 13,1% и составили 173,8 долл./т.

Экспорт в страны СНГ характеризовался увеличением физических объемов поставок сырой нефти - на 12,4%, угля каменного - в 2,2 раза, нефтепродуктов - на 32,3%, в т. ч. мазута - в 2,8 раза, автомобильного бензина - на 33,5%, дизельного топлива - на 0,7%, в то же время снизились поставки природного газа - на 7,7%.

Российский импорт в 2003 г. составил 57,4 млрд. долл. и по сравнению с 2002 г. возрос на 24,3%, в том числе импортные закупки в странах дальнего зарубежья составили 43,8 млрд. долл. (рост на 21,6%), в странах СНГ - 13,6 млрд. долл. (рост на 34,1%). Наращиванию импортных объемов способствовали стабилизация валютного курса и реальное укрепление рубля, расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса.

Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме импорта России составила 76,3% (в 2002 г. - 78,0%), доля стран СНГ, соответственно, 23,7% (в 2002 г. - 22,0%). В 2003 г. физический объем импорта вырос на 22,1%, из стран дальнего зарубежья на 21,4%, из стран СНГ на 25,3%. Наиболее динамично развивался импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, машин, оборудования и транспортных средств. В товарной структуре российского импорта доля машин, оборудования и транспортных средств составила 37,0% (в 2002 г. - 36,3%). При этом их объемы в 2003 г. были выше уровня соответствующего периода прошлого года на 26,9%, и составили 21,3 млрд. долл.

Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составила 21,7%. По сравнению с 2002 г. физические объемы поставок основных продовольственных товаров увеличились следующим образом: сухого молока - в 1,7 раза, кофе - в 1,2 раза, мясных консервов - на 34,0%, рыбы свежемороженой - на 19,5%, масла подсолнечного - на 14,2%, масла сливочного - на 16,5%, шоколадных изделий - на 2,4%, чая - на 0,3%. В то же время снизился импорт мяса птицы - на 15,8%, какао-бобов - на 14,2%, сахара-сырца - на 6,9%, свежемороженого мяса - на 6,3%, сахара белого - на 2,2%.

При существенном росте физических объемов импорта в целом возросли закупки основных продовольственных товаров из стран дальнего зарубежья: сухого молока - в 1,8 раза, кофе - в 1,2 раза, рыбы свежемороженой - на 21,5%, масла сливочного - на 24,5%, цитрусовых - на 8,9%, шоколадных изделий - на 6,1%. Также возросли закупки из стран дальнего зарубежья: хлопчатобумажных тканей - на 29,4%, мебели - на 20,0%, машин, оборудования и транспортных средств - на 26,9% (по стоимости).

В импорте из стран СНГ преобладали поставки машин и оборудования, доля которых в импорте России из стран СНГ составила 24,9%. В 2003 г. увеличились физические объемы поставок сахара-сырца - в 2,8 раза, мясных консервов - в 2,3 раза, мяса птицы - в 1,5 раза, подсолнечного масла - в 1,5 раза, сухого молока - в 1,7 раза, сахара белого - в 1,3 раза, свежемороженого мяса - в 1,3 раза, чая - на 3,0%, шоколадных изделий - на 1,3%,одежды - на 28,7%, обуви кожаной - на 1,5% (по стоимости). При этом сократился импорт цитрусовых - на 9,3%, свежемороженой рыбы - на 8,3%, волокна хлопкового - на 6,3%, масла сливочного - на 1,6%.

На пути в ВТО

Правительство никогда не ставило своей целью завершить переговоры по вступлению России во Всемирную торговую организацию любой ценой, поэтому планирование переговорного процесса осуществлялось в числе других мероприятий и исходя из наших переговорных ресурсов, в том числе с точки зрения действующего законодательства.

В июне 2004 г. вступают в силу 6 федеральных законов, так или иначе, связанных с внешнеэкономической деятельностью: об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, о защите интеллектуальной собственности, о валютном регулировании и валютном контроле, о техническом регулировании, Таможенный Кодекс. Все эти законы прошли экспертизу и признаны соответствующими нормам ВТО.

Переговорный процесс в 2003 г. был интенсифицирован по всем направлениям. В частности, по тарифам завершились переговоры с 10 странами, переговоры с 15-20 странами находятся в завершающей стадии. В ходе переговоров возникали все те же проблемы, что и год назад: поддержка отечественного авиапрома, автомобилестроения и сельского хозяйства. Это те отрасли, в отношении которых компромисс будет найден в самый последний момент, поскольку они являются слишком чувствительными для российской экономики. Причем, по сельскому хозяйству переговоры серьезно продвинулись вперед, в том числе и потому, что было найдено компромиссное решение по тарифным квотам. Суть переговоров - добиться максимально разрешенных объемов государственной поддержки сельскохозяйственного комплекса. С рядом стран практически завершены переговоры по услугам: договоры согласованы с 8-10 странами. Из нерешенных вопросов основными являются телекоммуникационные, финансовые и транспортные услуги. Остается проблема согласования цен на энергоносители.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)