ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Светлана Анюхина - ТЭК и окружающая среда

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 февраля 2007
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Максим Ярмантович
АвторРУБРИКА: - ТЭК




Загрязнение природной среды объектами нефтегазового комплекса - одна из острейших экологических проблем, которая ежегодно отмечается в числе приоритетных в государственном докладе о состоянии окружающей среды РФ.

С вопросом о том, как предприятия топливно-энергетического комплекса повышают уровень своей экологической ответственности, редакция обратилась к ведущим компаниям отрасли.

Об экологической политике ОАО "Газпром" рассказал Александр Соловьянов, начальник управления энергосбережения и экологии.

Негативное воздействие компании на окружающую среду достаточно мало как по абсолютным, так и по относительным показателям, особенно если сравнивать с воздействием других предприятий ТЭК. Причем это в полной мере относится ко всем видам воздействий: выбросам загрязняющих веществ, сбросам загрязненных сточных вод, образованию токсичных отходов и нарушению почв и земель.

Так, вклад предприятий ОАО "Газпром" в загрязнение атмосферы практически неуклонно снижается с 1996 г. и составляет сегодня около 3% от выбросов российских промышленных предприятий. В 2002 г. разрешенный выброс для предприятий ОАО "Газпром" составлял около 4 млн. т, тогда как реально было выброшено в атмосферу лишь около 2,243 млн. т, или почти вдвое меньше нормы. В предыдущие годы компания также никогда не достигала разрешенного объема выброса.

Удельный показатель воздействия на атмосферу в пересчете на единицу добытого ископаемого топлива, выраженную в тоннах условного топлива (у. т.), в газовой промышленности приблизительно такой же, как в других топливных отраслях: 4,5-6,5. Однако этот показатель для ОАО "Газпром" снижается с 1996 г., тогда как для других топливных отраслей он растет.

С 1996 по 1997 гг. предприятия ОАО "Газпром" постоянно уменьшают объемы водопотребления и водоотведения. Для них характерны также весьма небольшие объемы сброса загрязненных сточных вод. Доля ОАО "Газпром" среди всех отраслей промышленности в сбросе загрязненных сточных вод в 2002 г. составила всего около 0,2%.

В целом предприятия газовой промышленности сбрасывает намного меньше загрязненных сточных вод (недостаточно очищенных или вообще без очистки), чем предприятия угольной и нефтедобывающей промышленности. Особенно велика разница, если сравнивать удельные показатели или величину сброса загрязненных сточных вод в пересчете на единицу добытого топлива, выраженную в тоннах у. т. Из года в год предприятия ОАО "Газпром" стабильно возвращают в хозяйственный оборот от 4 до 9 тыс. га земель, нарушенных ранее в ходе собственной деятельности.

Cреди всех отраслей промышленности вклад газового сектора в образование токсичных отходов составляет всего около 0,1%. При этом почти 80% приходится на лом черных и цветных металлов, относящийся к отходам четвертого класса опасности.

Затраты на разработку и реализацию природоохранных мероприятий на предприятиях ОАО "Газпром" в 2002 г. составили почти 2,4 млрд. руб. (почти на 350 млн. руб. больше, чем в 2001 г.). Размер платежей за воздействия на окружающую природную среду неуклонно снижается, как снижаются и штрафные санкции за нарушения природоохранного законодательства, природоохранных норм и правил. В 2002 г. платежи составили 60,3 млн. руб. (в 2001 г. - 119 млн. руб.). Штрафы в 2000, 2001 и 2002 гг. равнялись, соответственно, 0,80, 0,76 и 0,71 млн. руб.

Для получения объективной и разносторонней информации о влиянии предприятий компании на окружающую среду интенсивно развивается система производственного экологического мониторинга. Образцом этой деятельности может служить комплексная система мониторинга для производств повышенной опасности в ООО "Астраханьгазпром" и газопровода Россия-Турция ("Голубой поток").

Вячеслав Тарбеев, начальник отдела по связям с общественностью ОАО "АК "Транснефть", рассказал о мерах экологической безопасности при строительстве и эксплуатации Балтийской трубопроводной системы (БТС).

БТС затрагивает не только интересы России, но и ряда европейских стран, расположенных в регионах Балтийского и Северного морей. Поэтому в разработке проекта наряду с российскими специалистами принимали активное участие компании из Германии, Финляндии, Дании, Голландии, США и Великобритании, при частичном финансировании проекта Мировым банком и Европейским Союзом в рамках программы ТАСИС (Техническая помощь Содружеству Независимых Государств).

Приоритет был отдан российским экологическим нормам, поскольку природоохранное законодательство России предъявляет более жесткие требования по сравнению с аналогичными требованиями международных экологических организаций и ЕС. Вместе с тем, при разработке проекта и его реализации использованы основные международные документы и соглашения.

Оценка воздействия на окружающую среду была выполнена дважды: как по российским, так и по международным стандартам под эгидой Международного банка реконструкции и развития. Были учтены не только выводы и рекомендации различных экспертных органов, но и результаты консультаций с общественностью. Разработан полный комплекс организационных, технических и природоохранных мероприятий, направленных на минимизацию масштабов неблагоприятных экологических воздействий и уменьшение их последствий для окружающей среды и социальной сферы.

Был предложен оптимальный маршрут трассы: более 80% протяженности нефтепровода на участках нового строительства проходит в технических коридорах существующих нефте- и газопроводов, что позволяет существенно снизить ущерб земельным ресурсам, растительности и животному миру. При этом строго соблюдаются нормативные расстояния от границ особо охраняемых природных территорий (ООПТ), водоохранных зон и населенных пунктов.

В резервуарных парках НПС и нефтеналивного терминала резервуары оснащены понтоном и плавающей крышей, что снижает выбросы загрязняющих веществ в атмосферу до 95-97%. Исключено проникновение аварийно разлившейся нефти в грунт, так как поверхность под резервуаром и в каре гидроизолированная.

Подводные переходы через основные реки, пересекаемые трассой нефтепровода, выполнены в защитном кожухе, что позволило исключить возможность поступления нефти в водоток в случае аварийной ситуации, а также избежать негативного воздействия на ложе и русло реки при строительстве нефтепровода. Помимо этого, на всем участке трубопровода, проходящем по водозаборному руслу Невы и Ладожского озера, применены трубы повышенной прочности. По всей трассе трубопровода предусмотрены вертолетные площадки, через каждые 20 км установлены электрифицированные и оборудованные системами телемеханики и автоматики линейные задвижки.

Учитывая исключительную важность Невы как основного источника водоснабжения Санкт-Петербурга, подводный переход выполнен методом микротоннелирования с глубиной залегания более 10 м ниже линии размыва. В соответствии с последними достижениями телемеханики предусмотрена система обнаружения утечек. Применение данного метода, не имеющего аналогов в мировой практике, позволяет полностью исключить возможность загрязнения водной среды при аварийной ситуации.

Для предотвращения загрязнения прибрежных акваторий построены и введены в эксплуатацию высокопроизводительные очистные сооружения по приему и очистке промышленных и бытовых сточных вод на нефтеналивном терминале Приморска суммарной производительностью 770 куб. м в сутки.

В соответствии с действующим законодательством для ООО "Спецморнефтепорт Приморск" разработан и согласован со всеми контролирующими инстанциями "План ликвидации аварийных разливов нефти". Для обеспечения пожарной безопасности резервуарный парк и причальные сооружения обеспечены современной автоматической системой пожаротушения, которая способна мгновенно обнаружить и в течение 10 минут автоматически потушить пожар любой степени сложности.

Независимая аккредитованная Госстандартом РФ лаборатория эко-аналитического контроля осуществляет непрерывный контроль за работой очистных сооружений, состоянием атмосферного воздуха, акватории Финского залива и прибрежной полосы.

ОАО "АК "Транснефть" приняло решение обеспечить дополнительный экологический контроль за состоянием изолированных балластных вод, сбрасываемых с танкеров во время загрузки нефти. Разрешение на сброс балласта выдается экологическими службами только при полном соответствии химических анализов всех проб установленному нормативу содержания нефтепродуктов - 0,05 мг/м3. Подобный жесткий контроль на сегодняшний день отсутствует в портах других стран мира и осуществляется только в Приморске.

Предотвращение загрязнения акватории Балтийского моря обеспечивает и категорический запрет, введенный регламентом АК "Транснефть" на заход в порт Приморск и налив нефти в танкеры, не соответствующие международным требованиям безопасности мореплавания.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)