ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Александр Лебедев - О перспективах развития малого бизнеса в России

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 февраля 2007
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Максим Ярмантович
АвторРУБРИКА: - ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ




Малые и средние предприятия в первую очередь ориентированы на удовлетворение массового спроса на товары широкого потребления, быстро и гибко реагируя на изменения конъюнктуры и задавая тем самым тон всей экономике.

Крупные корпорации, промышленные гиганты обеспечивают устойчивость экономики, но малые и средние предприятия толкают ее вперед. Понимание этого - ключ к успеху рыночных преобразований. Не случайно в последние годы о судьбе российского малого предпринимательства заговорили на всех уровнях власти. В нем видят и большой потенциал для роста доходов госбюджета, и основу для социальной стабильности. Задачу создания новых рабочих мест достаточно легко можно решить именно с помощью малого предпринимательства. В развитых европейских странах до 80% трудоспособного населения занято в малом бизнесе. Крупный бизнес, как показывает практика, не увеличивает штат в пропорциях к росту прибыли. Зачастую идет обратный процесс за счет оптимизации управленческой структуры и компьютеризации рабочих мест. Рождение десятков тысяч новых фирм повлечет за собой создание сотен тысяч рабочих мест. Таким образом, эффективность социальной политики в большой степени зависит от того, насколько рационально проводится регулирование сектора малого и среднего предпринимательства.

Статистика

Закон о государственной поддержке малого бизнеса относит к "малым" предприятия с численностью сотрудников не более 100 человек, если они работают в промышленности, строительстве или на транспорте, не более 60 человек - для сельхозпредприятий или научно-технических организаций, не более 50 человек - для организаций оптовой торговли и не более 30 человек - для розничной торговли.

По данным Госкомстата, на сегодняшний день в России насчитывается более 880 тыс. субъектов малого предпринимательства. И около 200 тыс. из них работают в Москве, где плотность малых предприятий на 1000 человек населения близка к европейским показателям. В целом же Россия значительно отстает по уровню развития малого предпринимательства от многих стран. И проблема состоит не только в численности малых предприятий.

Особенно наглядно проблему малого бизнеса в России раскрывает структурная статистика на примере Москвы. Согласно данным Московского городского комитета по статистике, темпы роста производства у малых предприятий ниже, чем у крупных и средних: менее 15% против 19%. Безусловно, свою роль играет и начавшийся подъем крупной и средней промышленности. Но если посмотреть статистику с 2001 г., можно увидеть, что это не случайная флуктуация. По данным Главного контрольного управления Президента, число действующих субъектов малого предпринимательства в Москве растет медленнее, чем в среднем по России: на первый квартал 2003 г. их число увеличилось на 3,8%. Средний показатель по России за это же время составляет 4,7%, а для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица - 4,9%. Что еще тревожнее - в Москве снижается удельный вес выпуска товаров и услуг в общем выпуске продукции города: с 12,3% в 2001 г. до 9,8% на начало текущего года. Приходится констатировать, что даже незначительный рост числа малых предприятий не сопровождался адекватным вкладом малого бизнеса в экономику города.

Эти данные говорят о том, что многие малые предприятия, на самом деле, не являются обособленными фирмами, а действуют в интересах крупных и средних компаний. Не вдаваясь в подробности, как работают эти "сателлиты" и насколько они легальны, аналитики рынка полагают, что малых предприятий, в классическом понимании этого термина, и в Москве, и в России в целом значительно меньше тех 200 и 880 тыс. соответственно, о которых говорит Госкомстат. Вырисовывается нерадостная картина, свидетельствующая о том, что даже относительно благополучная Москва не может продемонстрировать среднеевропейского уровня развития малого бизнеса.

Проблемы российского малого бизнеса достаточно типичны и схожи с зарубежными, но имеют свои особенности. Нехватка финансирования, жесткая конкуренция со средними предприятиями, давление крупных - общие трудности небольшой бизнес-единицы в условиях рыночной экономики. Российские реалии позволяют лишь немногим сделать шаг к открытию собственного дела. Перечисленные проблемы в стране усугублены целым рядом факторов, характерных для развивающихся стран.

Финансовые ресурсы

Потребность российских малых предприятий в заемных ресурсах оценивается в 7 млрд. долл. в год. Реально же они могут привлекать всего лишь 1 млрд. долл. По данным Торгово-промышленной палаты России, лишь 2% малых предпринимателей получают банковские кредиты. Из десяти, обратившихся в банк, только один получает искомый кредит.

В то же время, банкам интересен малый бизнес. Как показывает практика, процент невозврата кредитов здесь один из самых низких: менее 1%. Возможно, это связано с большим числом отказов, когда происходит отсев ненадежных заемщиков. И все же малый предприниматель - привлекательный клиент. Как правило, это предприимчивые люди, стремящиеся к расширению своего дела. А значит, придя в банк однажды, этот клиент вернется вновь. Но при видимой простоте взаимоотношений, заинтересованные друг в друге стороны - банк и клиент - не могут договориться. Объясняется это просто. Банк не получает необходимые гарантии возврата конкретного кредита, выданного конкретному заемщику. К сожалению, таких гарантий малый бизнес часто предоставить не может.

Срок жизни подавляющей части малых предприятий не велик: кто-то разоряется, кто-то растет, превращаясь в среднюю или крупную фирму, кто-то, следуя за конъюнктурой рынка, закрывает одно дело и начинает другое. В США мелкий предприниматель в среднем 5 раз начинает новое дело, прежде чем крепко встанет на ноги. Соответственно, малый предприниматель редко имеет кредитную историю, и даже сколько-нибудь долговременную историю существования своего бизнеса. Следовательно, он не может гаран-тировать банку долговременность своей деятельности. И это обычная практика для любой страны. Но если в развитых странах, имеющих давнюю историю кредитования и отстроенную банковскую инфраструктуру, можно отследить кредитную историю большинства заемщиков (там существуют эффективные институты борьбы с невозвратом кредитов), в наших условиях для этого нужны не только определенные организационные и законодательные меры (например, база данных недобросовестных заемщиков), но и просто время для становления всей структуры и появления опыта.

Отсутствие кредитной истории можно компенсировать залогом. Но что может предложить владелец небольшого дела в качестве залога? Недвижимость? Офис он снимает, как правило, на условиях субаренды и может лишиться его в любой момент. Квартира у него одна, и в ней живет его семья, выселить которую без предоставления другого жилья по существующему законодательству невозможно. Основные фонды своего предприятия? Их не так много. Большая часть оборудования либо малоликвидна, либо арендуется, либо стоимость его не покрывает рисков. Запасы товарной продукции невелики, и возможность их эффективной реализации также под вопросом. О денежных средствах и ценных бумагах говорить не приходится: в дело идет каждый рубль.

Кроме того, далеко не у каждого предприимчивого человека хватает знаний, а зачастую и времени для написания грамотного технико-экономического обоснования проекта, под который берется кредит. А без ТЭО банку трудно оценить его риски.

Наконец, банку необходимо знать финансовое состояние заемщика. А для многих бизнесменов сделать свою деятельность прозрачной - это спровоцировать приход налогового инспектора, встреча с которым способна нанести последний удар неокрепшему бизнесу.

Рыночная конкуренция и государственные инициативы в этой сфере вполне могут переломить ситуацию и повысить доступность заемных средств для малого бизнеса. Если банки рисковать не намерены, то сделать это может лишь государство, законодательно, следовательно, и финансово поощряя банки, кредитующие малое предпринимательство.

Административное давление

Помимо финансовых сложностей, с которыми сталкиваются практически все начинающие с нуля малые предприятия, в России бизнесмену предстоит преодолеть административный барьер. Созданная структура власти фактически заставляет чиновника жить за счет предпринимателя. Прослеживаются две схемы взаимодействия чиновника и бизнесмена. Согласно первой, чиновник и предприниматель могут договориться, в этом случае страдают бюджеты всех уровней и конкуренты. Во втором случае, когда общего языка найти не удается, в доходах теряет предприниматель и, как следствие, бюджеты. Чиновник же при любых раскладах не остается внакладе, и эта глубинная, историческая проблема вряд ли имеет решение, но есть способы снизить уровень коррупции. Этому может способствовать снижение административных функций госаппарата, упорядочение работы контролирующих органов, защита малых предприятий от несанкционированных проверок и милицейского произвола - каждая задача должна решаться отдельно и решение свое, несомненно, имеет. Не имеется лишь политической воли, что вполне логично. Законодатель и исполнитель закона прилагают все усилия для стабилизации коррупционной ситуации, иначе им пришлось бы бороться с самими собой.

Культурные особенности

Есть в России свои специфические проблемы развития малого предпринимательства, и связаны они с историческим наследием страны. Десятилетиями в демократических странах культивировалась самостоятельность в принятии решений, неприкосновенность частной собственности, поощрялась инициативность. Поколениями накапливался опыт ведения собственного дела и стремление к самостоятельному плаванию. У нас же протекал обратный процесс: подавление инициативы на местах развило безволие и неуверенность в собственных силах. В добавление к этому, последние 10 лет Россия демонстрировала все виды рисков, которым только может подвергаться предприниматель. Высокая криминализация бизнеса, произвол чиновников и контролирующих органов оставляют далеко позади такие проблемы, как налоговое бремя и затрудненный доступ к финансовым ресурсам. Если последние трудности преодолимы, то начинать свое дело с противостояния "слугам народа" и криминальному элементу под силу не каждому.

Выводы

Решение задачи по развитию малых предприятий следует искать в дискуссиях между всеми слоями делового сообщества. Существует множество взглядов на методы и пути становления этого класса предприятий, и принимать скоропалительные решения на основе мнений двух-трех высокопоставленных чиновников - это сложение с себя, с каждого из нас, ответственности за развитие страны. В конце прошлого года Национальный инвестиционный совет (НИС) провел "круглый стол", в котором приняли участие ученые, представители госорганов, крупного и малого бизнеса. Была дана практически единая оценка проблемы и выдвинут целый ряд законодательных инициатив. В частности, речь шла о создании саморегулируемых организаций (СРО), которые могли бы во многом взять на себя функции органов государственной поддержки предпринимательства. Сегодня их работа в виде департаментов Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и департамента правительства Москвы не является удовлетворительной. По-другому и не может быть. Для чиновника, чем больше проблем в курируемой им области, тем лучше: больше штаты, финансирование, полномочия. Для СРО, чем меньшее у членов предпринимательского сообщества причин для недовольства, тем больше шансов на существование. Неэффективных защитников предприниматели просто ликвидируют как несостоявшихся.

СРО могут взять на себя деятельность по улучшению законодательной базы для малого бизнеса: от разработки изменений в законодательстве до одобрения принимаемых властями решений. Финансирование господдержки предпринимательства, которое сегодня ведется крайне скудно, а средства тратятся неэффективно, также можно проводить через СРО или неправительственное агентство. Они же могли бы помочь в организации кредитования, в создании бизнес-инкубаторов, технопарков, в развитии инноваций и в других вопросах, о которых власти говорят уже много лет, но до сих пор безрезультатно. Национальный резервный банк не остается в стороне от проблемы: одна из его программ направлена на поддержку и развитие кредитования малого бизнеса. В частности, программой предусмотрен конкурс на лучший проект развития малого предприятия. Победители получают финансовую поддержку своих проектов.

Даже комплекс мер не позволит в короткие сроки создать здоровую деловую атмосферу в российском обществе. Пройдет время, прежде чем словосочетание "свой бизнес" перестанет ассоциироваться лишь с миллионными оборотами и "встречами" с силовыми структурами. Тем не менее, уже сейчас следует предпринимать шаги и создавать условия для формирования сообщества свободных предпринимателей. Проблема развития малого предпринимательства должна быть жестко увязана с борьбой с бедностью. Не случайно уровень распространения небольших предприятий служит одним из индикаторов общего уровня жизни населения. Малый и средний бизнес, по сути своей, готов решать экономические проблемы страны. Его функционирование возможно даже при условии невмешательства, а при господдержке процветание неизбежно.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)