ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

О стабилизации цен на внутреннем российском рынке АПК

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 16 февраля 2007
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Никонов Роман
АвторРУБРИКА: - АПК




Правительство Российской Федерации ввело экспортные пошлины на пшеницу и рожь в размере 25 евро за тонну. Как заявил министр финансов РФ Алексей Кудрин, это было сделано для стабилизации цен на внутреннем рынке.

Ситуация, складывающаяся на зерновом рынке страны, обуславливает социально-экономическое положение значительной части россиян. От того, какой будет динамика цен на зерно, зависит состояние других продовольственных рынков, в частности - рынка молочной и мясной продукции, потому что доля зерна в себестоимости мясомолочных продуктов весьма велика.

В структуре расходов домашнего хозяйства средней российской семьи более половины занимают затраты на продовольствие. Однако нынешняя рыночная цена килограмма мяса - это 12 дней потребления хлеба, то есть доля расходов домашних хозяйств на хлебобулочные изделия незначительна. Напротив, в структуре себестоимости производства, например, курятины доля фуражного зерна составляет до 70%. Поэтому перспективы развития животноводства в 2004 г. вызывают серьезную озабоченность.

Возможно, произойдет сокращение свинопоголовья и поголовья птицы, поскольку цена на фуражное зерно, трансформированная в себестоимость 1 кг мяса птицы или свинины, или даже молока, увеличит отпускные цены, не говоря уже о ценах, включающих торговые надбавки. Но тогда в роли ограничителя выступит платежеспособный спрос населения.

__________________________________________________________

Валовой сбор зерна урожая 2003 г. составляет 68 млн. т (минус 18 млн. т по сравнению с урожаем 2002 г.). Пшеницы собрано 34 млн. т (минус 16,5 млн. т по сравнению с 2002 г.). Использование зерна на продовольственные цели на сегодняшний день соответствует норме 2002 г. - 5 млн. т. Относительно зерна, предназначенного на кормовые цели, уже поступил тревожный сигнал: в 2003 г. его объем уменьшился на 5% по сравнению с позапрошлым годом, несмотря на то, что производство отечественного мяса увеличилось также на 5%.

Объем экспорта сократился на 45%, остатки зерна на 1 ноября 2003 г. составили 43,7 млн. т (в 2002 г. - 62 млн. т), в том числе у сельхозтоваропроизводителей осталось 27 млн. т (в 2002 г. - 37 млн. т), у трейдеров - 17 млн. т (в 2002 г. - 25 млн. т).

Основным фактором, создающим напряженность на рынке зерна, является сокращение в 2003 г. ресурсов. По оценкам экспертов, ресурсы пока что на 8% превышают потребность в зерне, однако в 2002 г. превышение ресурсов над потребностями составляло 35%. Эта разница создает некий эффект ажиотажа. Рост цен на зерно с 1 июля и до конца 2003 г. составил 60%. По отношению к 2002 г. цены увеличились более чем в 2 раза.

На мировом рынке также складывается достаточно напряженная ситуация. Связано это с тем, что последние 7 лет идет снижение производства в США, Канаде, Австралии, Аргентине - экспортерах-гигантах продовольственного зерна. В 2003 г. на мировом рынке сложились самые низкие запасы пшеницы с 1981 г. - 126 млн. т. Самым низким с 1960 г. было в прошлом году и соотношение запасов к потреблению - 27%.

По моему мнению, пошлины на вывоз пшеницы и ржи запоздали, но лучше поздно, чем никогда. Наконец-то Правительство начинает реально заниматься механизмами государственного регулирования продовольственного рынка. Но если бы в 2002 г., когда складывалось превышение ресурсов над потребностями в размере 35%, были сделаны более радикальные шаги в отношении закупочных интервенций, тогда бы выиграли и крестьяне, и потребители, и сегодня не надо было бы применять эти непопулярные меры по ограничению экспорта.

Интервенции в 2002 г. нужно было проводить не в ноябре, а, как и полагается, в августе или сентябре. Средства так называемого стабилизационного фонда составляли в позапрошлом году 200 млрд. руб. Используя эти средства, можно было закупить не только продовольственную пшеницу, причем не в таких мизерных объемах, в которых она была закуплена в ноябре, но и фуражное зерно. Впервые за 12 лет реформ в России более чем на 5% увеличилось производство собственного мяса, только заработал мясной рынок, а фуражного зерна нет!

Отсутствие регулирующей роли государства губит на корню позитивные импульсы развития. На мой взгляд, необходим еще один элемент регулирования со стороны государства, который касается не только рынка зерна, но и розничной торговли хлебобулочными изделиями. Сегодня торговая наценка в некоторых магазинах уже доходит до 50% от отпускной цены хлебокомбинатов. В нынешних экономических условиях было бы логично ограничить десятью процентами торговую наценку на социально значимый ассортимент - батон "Нарезной", хлеб "Орловский" или "Ржаной". Тогда не нужно будет вводить жесткие цены на хлеб, тем самым отменяя рыночные механизмы. С другой стороны, подобное решение позволит не заниматься социальной политикой только за счет крестьян.

Нужно и крестьянину дать возможность жить и свободно дышать, и потребителя защитить. К примеру, в США ежегодно выделяется около 39 млрд. долл. на бесплатную продовольственную корзину для малоимущих слоев населения, тем самым оказывается действенная помощь американским сельхозтоваропроизводителям, потому что наполняет эту корзину исключительно продукция американского фермера.

Необходимо как можно быстрее принять в России Закон о развитии сельского хозяйства, чтобы в автоматическом режиме принимались решения о товарно-закупочных интервенциях, чтобы понятие "продовольственной безопасности" стало не только юридическим термином, но и прочно вошло в практику. Закон будет регулировать многие другие механизмы, в том числе торговые наценки, например, на молочную продукцию. Невозможно организовать свободный рынок молока, до тех пор, пока в России существуют локальные монополии.

Закон, над которым мы в настоящее время работаем, должен гарантировать любому производителю в России при любых условиях некую определенную норму прибыли. В то же время, Закон не позволит наживаться за счет потребителя в периоды проблем, которые могут возникнуть на рынке. Закон постарается соблюсти золотую середину интересов потребителя и производителя, чтобы рынок развивался цивилизованно, чтобы никогда не сложилась такая ситуация: последнее продай, а дальше - хоть трава не расти.

Сколько сегодня зерна находится в закромах родины, реально не знает никто. Можно с уверенностью утверждать, что прогнозы, сделанные Правительством, достаточно осторожны. Связано это с тем, что чем выше цена зерна, тем больше стимул его припрятать. Во многих регионах объявлялись запреты на вывоз зерна, чтобы, так или иначе, сохранить ресурсы, а это еще больший стимул его припрятать, т. е. не отразить в официальной отчетности. Другой фактор, который также хорошо известен зерновикам: некоторые регионы изначально в своих прогнозах дали завышенные оценки, и затем пытались сохранить в официальных отчетах, чтобы не потерять лицо. Одно компенсирует другое. Можно с уверенностью говорить, что цифра в 68 млн. т, которая озвучена Минсельхозом, имеется в наличии. Сколько зерна сверх этой цифры, не знает никто.

Российских зерновиков нынешний уровень цен откровенно радует. Зерновой союз считает необходимым не дать ценам обвалиться, как минимум, три года. При этом мы прекрасно понимаем, что достаточно высокий уровень цен на зерно затрагивает интересы потребителей. Но если данный уровень продержится длительное время, Россия накопит огромный экспортный потенциал и получит колоссальное преимущество не только для сельского хозяйства, но и для экономики в целом.

Сегодня доля зерна в цене буханки хлеба составляет всего 25%, а еще год назад она составляла менее 15%. Поэтому на конечной стоимости продовольствия гораздо в большей степени отражается рост тарифов на электроэнергию, перевозки, топливо и т. д. Цены на хлеб за последние годы довольно сильно отставали от остальных цен потребительской корзины, и тем более от цен на материально-технические ресурсы, которые потребляют зерновой комплекс страны и перерабатывающая пищевая промышленность.

По мнению Зернового союза, нынешний уровень цен на зерно дает стимул, прежде всего, расширенному воспроизводству зернового комплекса. Этот стимул был утерян в прошлом сезоне вследствие низкого уровня цен. Он не окупал производство зерна, и в результате каждый новый посев приводил к новым убыткам. Нынешний уровень цен обеспечивает стабильную прибыль.

С точки зрения обеспеченности ресурсами, продовольственного зерна вполне хватает, "дефицит фуража" - понятие, на мой взгляд, абсурдное. Как только животноводство начинает испытывать нехватку фуражного зерна, на фуражные цели расходуется часть продовольственных ресурсов, например, пшеница 4 класса. В настоящее время в качестве фуража недостаточно используется ячмень, хотя его у нас в избытке. Именно поэтому достигнута договоренность с Правительством о том, что на ячмень экспортная пошлина введена не будет. Продолжая поставки ячменя, мы сохраняем свои позиции. Что касается географии поставок: их большая часть переориентирована сегодня в Азию. Номенклатура экспорта тоже сильно поменялась - по объективным причинам гораздо больше экспортируется ячменя (который больше востребован в Азии и на Ближнем Востоке), нежели пшеницы.

За прошедший сезон Россия окончательно и бесповоротно интегрировалась в мировой зерновой рынок, поэтому во многом нынешний уровень цен в стране определяется ситуацией на мировом рынке. Ежегодно прирост населения в мире составляет около 80 млн. человек, а воспроизводство продовольствия покрывает только половину прироста населения. Эти фундаментальные причины, с одной стороны, делают нас зависимыми от колебаний мирового рынка, а с другой - дают нам шанс на завоевание своего собственного места под солнцем.

Можно, конечно, ввести продовольственные талоны, раздать их пенсионерам и малоимущим, чтобы они имели возможность покупать подорожавший хлеб в магазинах без ущерба для своего кармана. В то же время, когда мы говорим о потребителях, не надо забывать, что в России среди них не только 30 млн. пенсионеров, но еще и 40 млн. крестьян, которые также относятся к малоимущему классу: они производят зерно и, в результате его чрезвычайно низкой стоимости, остаются малоимущими. Пока буханка хлеба доезжает от ворот хлебозавода до булочной, ее цена увеличивается до 50%! Причем, рынок хлеба устроен локально. Покупатель не поедет в соседний район в булочную, потому что там хлеб на 30 копеек дешевле, и это дает возможность торговцам хлебом устанавливать огромные наценки. Без государственного регулирования этих наценок интересы потребителя не могут быть соблюдены.

Хочу особо отметить необходимость регулирующей функции Правительства относительно переработки муки - хронически нерентабельного сектора экономики. По наследству от Советского Союза России досталась инфраструктура переработки, которая не обеспечивает нужды рынка как таковые. Мощностей много, но они распределены географически нерациональ-но, поэтому конкурентоспособность многих мельниц, которые находятся в хорошем состоянии, крайне низка. На сегодняшний день ввозить муку дешевле, чем ввозить зерно. В результате те мельницы, которые находятся в потребляющих регионах и были построены в советский период именно по этому принципу - поближе к потребителю, находятся в явно ущербном состоянии. Сегодня 75% мельниц в стране нерентабельны. А производство поддерживается только за счет того, что мельницы интегрированы в холдинги, которые зарабатывают деньги на других составляющих и теряют их на мельничном производстве.

___________________________________________________________

Согласно оценкам, на сегодняшний день емкость российского зернового рынка составляет около 8 млрд. долл. Однако рынок наводнен посредниками, а реальный производитель муки и комбикормов вынужден приобретать зерно у перекупщиков. Многие хозяйства имеют зерно "в закромах", но не продают его - ждут мая, апреля, а крупные производители несут убытки. Зерновая биржа - необходимый элемент для нормального функционирования рынка.

Одним из важнейших аспектов проблемы является финансирование крупных агропромышленных холдингов, подобных "Русагрокапиталу", которые за два года практически с нуля создали принципиально новую инфраструктуру и набор производственных активов. Российские банки неохотно кредитуют агрохолдинги. Выход из этой ситуации только один: идти за западными деньгами. Чтобы этого не происходило, необходима правительственная программа, которая будет гарантировать риски инвестора со стороны государства, поскольку сегодня нам приходится занимать деньги на рынке, где они достаточно дорого стоят, и зачастую наша работа сводится к работе на российские коммерческие банки. Мы платим огромные проценты и не имеем возможности нормально развиваться и модернизировать производство.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)