ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Анализ состояния российского туризма

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 февраля 2007
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Медведева Валерия
АвторРУБРИКА: - ИНВЕСТИЦИИ




В 2002 г. мировым лидером въездного туризма оставалась Франция - ее посетило более 76,7 млн. иностранцев. На втором месте Испания (51,7 млн.), на третьем - США (45,4 млн.). В первую пятерку также вошли Италия и Китай. При этом лидеры заработали на туристах внушительные суммы: Франция - примерно 33,5 млрд. долл., Испания - 36,7 млрд. долл., а США - 80,7 млрд. долл.

Россия пока не может похвастаться подобными результатами, но развитие туристской отрасли в стране идет быстрыми темпами. Отечественная туристическая индустрия начала качественно изменяться и приобретать черты динамичной, эффективной и цивилизованной отрасли экономики. Изменилось отношение к туризму со стороны региональных властей и Правительства. В федеральном бюджете появился подраздел "Государственная поддержка туризма". Теперь из 86 регионов России, где есть органы управления туризмом, только 14 не имеют бюджетных средств на развитие этой отрасли.

Все большее число россиян предпочитают отдыхать в своем отечестве. Это свидетельствует о благоприятных условиях для отдыха в России. В 2002 г. количество выездных туристов не уменьшилось, а вот иностранцев, посещающих нашу страну с туристическими и рекреативными целями, увеличилось примерно на 15%. В 2003 г. эта тенденция усилилась. Гостиницы Анапы и Геленджика были заполнены на 100%, значительно увеличилась по сравнению с прошлым годом заполняемость отелей и санаториев в Сочи и Туапсинском районе. Что касается балтийских курортов, то заполняемость гостиниц в Калининградской области уже давно составляет 100%. Та же картина большую часть года наблюдается и в Санкт-Петербурге. Среднегодовая заполняемость в северной столице повысилась в связи с празднованием 300-летия города, в последние годы она составляла лишь 50-70%.

О развитии внутреннего туризма можно судить, в основном, по спросу на гостиничные номера, поскольку другие ключевые для отрасли показатели существующей статистической отчетностью отражаются неадекватно. Однако то, что в стране наступает бум внутреннего туризма, - факт очевидный. Это происходит не только потому, что у нас улучшилась инфраструктура отдыха. В Краснодарском крае, например, появилось очень много малых гостиниц. Только в Анапе за два последних года гостиничный фонд благодаря этому увеличился на 2 тыс. мест. В Санкт-Петербурге и Москве активно осуществляется строительство новых гостиниц. В стране начались масштабные инвестиции в туристическую инфраструктуру, причем инвесторами выступают в основном российские фирмы и банки.

Все больше и больше людей предпочитает отдыхать недалеко от дома, особенно в летний период. Зимой сохраняется значительный турпоток из России на зарубежные горнолыжные курорты, что в значительной степени связано с нехваткой внутри страны возможностей для занятий горнолыжным спортом. Эта ситуация также начнет меняться в самое ближайшее время. Ведется строительство горнолыжного комплекса в Красной Поляне (Краснодарский край). В других регионах также разрабатывается много инвестиционных проектов по созданию подобных комплексов.

Тот факт, что Россия входит в число стран привлекательных и безопасных в плане туризма, получил международное признание. В 2003 г. на XV Генеральной ассамблее Всемирной туристической организации (ВТО) Россия второй раз подряд была избрана председателем исполкома ВТО, организации, объединяющей 143 страны, которая в 2003 г. получила статус специализированного учреждения ООН. За все предыдущие 30 лет своего участия в этом объединении ни СССР, ни Россия, ни одна из прочих стран постсоветского пространства не только не возглавляли исполком ВТО, но даже не были в ранге заместителя председателя или на другой руководящей позиции. За всю историю существования этой организации случаев, когда одна страна дважды подряд председательствовала в исполкоме ВТО, - единицы. Активную и успешную работу России на посту председателя ВТО отмечают представители многих стран - как в частных беседах, так и на дипломатическом уровне.

Государственная политика

В ближайшие годы приоритетным направлением в развитии российского туризма, безусловно, будут внутренний и въездной туризм. Не стоит разделять эти два сегмента туристского рынка: ведь сегодня как российские граждане, так и приезжающие в нашу страну иностранные туристы останавливаются в одних и тех же гостиницах, путешествуют по одним маршрутам, посещают одни и те же музеи. В регионах стали осознавать, что развитие туризма экономически выгодно, но одной уверенности для развития недостаточно. Необходима четко отлаженная инфраструктура: дороги, гостиницы, состояние архитектурных памятников и музеев, кадровые вопросы - все это должно быть высокого качества и конкурентоспособно.

Первые шаги в этом направлении уже предпринимаются. Так в октябре 2003 г. на выставке "Отдых" в Москве Департамент туризма впервые выступил с объединенным стендом под названием "Инвестиционные предложения в туристской индустрии", на котором свои предложения инвесторам представили 24 российских региона. Экспозицию посетили представители заинтересованных банков и финансовых компаний, в частности - "Альфа-Групп", Гута-Банка, Мастер-Банка, ЛОКО-Банка, "Полярной звезды" и других, также были найдены инвесторы для проекта по строительству гостиницы в г. Клин Московской области и начаты переговоры о реализации ряда проектов в Краснодарском крае, Волгоградской, Рязанской, Белгородской областях и других регионах. В будущем надеемся и на привлечение иностранных инвесторов, которые будут готовы вложить средства в динамично развивающуюся российскую туристскую отрасль. Инвестиционные экспозиции будут расширяться и станут постоянными на крупнейших туристских выставках.

Еще одним важным аспектом является введение нормальной системы классификации гостиниц. До недавнего времени в России существовало 4 системы, в соответствии с которыми одна и та же гостиница может получить две, три и даже четыре "звезды". Новая единая система классификации была разработана Департаментом туризма совместно с Госстандартом и зарегистрирована в Министерстве юстиции. Первые гостиницы уже получили свои законные "звезды".

На современном этапе особо важным представляется создание благоприятного имиджа России как привлекательной с точки зрения туризма страны. В настоящее время иностранцы крайне редко выезжают за пределы Золотого Кольца, довольствуясь осмотром Москвы, Петербурга и еще нескольких известных городов, вроде Суздаля и Владимира (90% от всего потока). Продвижение за рубежом туристских ресурсов России позволит изменить эту ситуацию, привлечь иностранных туристов и в другие российские регионы. Россия начала выступать на зарубежных выставках единым национальным стендом. В 2003 г. Департамент принял участие в 9 крупных международных выставках - в Лондоне, Берлине, Мадриде, Шанхае и других городах. В составе российской делегации на эти выставки стали ездить губернаторы и вице-губернаторы, которые оценили значение туризма для своих регионов. Выпущено огромное число буклетов, плакатов, карт, календарей и другой полиграфической продукции и видеоматериалов о туристских объектах России. Общее число продукции составило более 300 тыс. экземпляров на десяти языках. Снятые видеофильмы о Московской и Калининградской областях, Золотом Кольце, Камчатке, Кавказских Минеральных Водах, Краснодарском крае и малых городах России были показаны в 2003 г. на общероссийских телеканалах. Полиграфическая продукция и видеофильмы также используются в работе российских загранпредставительств и распространяются на туристских выставках.

Будет осуществляться рекламная компания туристских возможностей России за рубежом. Впервые во время выставки WTM-2003 в Лондоне Департамент туризма провел обширную кампанию по наружной рекламе. Подобные акции позволяют привлекать иностранных туристов к путешествиям по России.

Как пополнить бюджет

Для увеличения экономической эффективности в первую очередь нужно учиться у тех, кто давно и успешно развивает собственную туристическую индустрию. За последние 15-20 лет туризм оказал серьезнейшее воздействие на экономику Испании, Греции, Турции, Египта; быстрыми темпами поднимаются Хорватия, Чехия и Венгрия. Активно расширяется туристический сервис в Болгарии. Конечно, у России есть своя специфика. Мы должны обустраивать собственные курортные зоны, но в значительной степени нам нужно ориентироваться не на пляжный, а на познавательный и приключенческий туризм. Все условия для этого в нашей стране есть.

Культурно-исторический, природный потенциал страны огромен, и при правильной постановке маркетинговой работы, а также при совершенствовании и развитии туристской инфраструктуры, в том числе - при формировании объектов туристского показа на основе реставрации и развития исторических центров, количество иностранных туристов, прибывающих в нашу страну, может значительно вырасти. Есть прекрасные возможности для развития экологического, культурно-познавательного (составляющего 10% мирового потока туристов), тематического или специализированного туризма (научный, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный туризм) и круизов.

Меры по увеличению потоков туризма в нашу страну нашли отражение в Концепции развития туристической отрасли, которая была разработана и одобрена в 2002 г. Безусловно, это был хороший импульс для активизации развития туризма в стране, а самое главное - мы получили продуманную, цельную и эффективную программу действий.

Постоянно идет работа над совершенствованием законодательства, затрагивающего различные аспекты деятельности российской туриндустрии. Одной из наиболее важных мер станет защита потребителя: как отечественного, так и иностранного. Не редки случаи, когда нечистоплотные компании, как миражи, растворялись после получения с клиентов денег, "забывали" туристов за рубежом. Предложенные Департаментом туризма поправки в Закон, направленные в Правительство, - эффективный способ борьбы с мошенничеством и непрофессионализмом на туристическом рынке. По существу, речь идет о финансовой ответственности за результаты своей работы.

Россия, в лице Департамента туризма, выступила с инициативой проведения в 2004 г. в нашей стране семинара ВТО, посвященного сближению систем классификации гостиниц. Данная инициатива была поддержана большинством стран, входящих в ВТО. Сама тема очень важна, поскольку единые стандарты позволят четко соотносить то или иное количество "звезд" гостиницы с уровнем предлагаемого ею сервиса. И замечательно, что мы в этом направлении не только не отстаем от стран с более развитой туристской инфраструктурой, но даже идем впереди и задаем тон.

Департамент туризма активно проводит рекламно-информационную работу по привлечению иностранных туристов в Россию и по пропаганде внутреннего туризма среди россиян. Создаются и распространяются на туристских выставках и через загранпредставительства РФ полиграфические и видеоматериалы, а также материалы на лазерных носителях, рассказывающие о возможностях туризма и отдыха в России. Эта работа ведется постоянно.

При благоприятных экономических и политических условиях, при активной поддержке туротрасли Правительством, Госдумой и региональными руководителями, общими усилиями мы сможем оправдать прогноз ВТО: выйти в 2020 г. на 8-е место в мировом рейтинге популярности направлений и ежегодно принимать 48,5 млн. иностранцев.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)