ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Регулирование российского банковского сектора (февраль 2007)

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2007
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Негинский Олег
АвторРУБРИКА: - ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА




20 января 2007 г. на парламентских слушаниях, посвященных проблемам регулирования банковского сектора, депутаты предложили передать надзорные функции Банка России Росфинмониторингу. По мнению депутатов, проводимая ЦБ чистка банковских рядов противоречит достижения стабильности в банковской системе.

Банковское сообщество уже высказалось против передачи надзорных функций мегарегулятору. Так, проведенный опрос среди банкиров выявил, что 75% из них выступают за сохранение банковского надзора в ведении Банка России, 20% высказались за создание отдельного надзорного органа, и 5,5% – за передачу функций банковского надзора мегарегулятору.

Семен Крейман, старший юрист ЮК "Стратегия корпоративного права" отмечает, что "удивительно, что всего лишь 20% банкиров высказались за создание отдельного надзорного органа. Центробанк сейчас все сильнее закручивает гайки в области надзора. В частности, в начале февраля руководство ЦБ выступило с инициативой ввести институт тотального кураторства, который позволил бы представителям Банка России получить доступ к рабочей информации всех кредитных организаций. Усиление контроля за деятельностью банков не вызвало бури восторгов у банкиров. Тем не менее, 75% из них высказались за сохранение банковского надзора в ведении Центробанка.

Впрочем, мнение банкиров по вопросу передачи надзорных функций правительство будет интересовать в последнюю очередь. Судя по всему, передача функций банковского надзора готовилась давно. Именно эту область работы ЦБ в октябре-ноябре прошлого года проверяла Генпрокуратура РФ. Результаты проверки были обнародованы также на парламентских слушаниях во вторник, и они оказались не обнадеживающими для Центробанка.

Проверка деятельности Банка России, выявила, что ЦБ не обеспечивает надлежащую реализацию возложенных на него функций. Согласно результатам проверки, нормативные акты Центробанка создают условия "для необоснованно широкой вариативности при рассмотрении вопросов выдачи кредитным организациям лицензий, допуске их в систему страхования вкладов физлиц". Тем самым создаются условия для коррупции. При этом фактов коррупции в ЦБ проверка не выявила. Таким образом, Генпрокуратура подготовила идеальный предлог для лишения Банка России надзорных функций.

Примечательно, что в конце 2006 года Центробанк сам претендовал на функции Росфинмониторинга в области надзора за банковскими организациями. В ноябре прошлого года появилась информация, что Банк России намерен получить доступ ко всем электронным сообщениям банков об операциях, подлежащих обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга. Это, как считали в ЦБ, позволило бы облегчить проведение инспекционных проверок в банках.

Если бы Центробанк получил доступ к информации, которую банки подают в Росфинмониторинг, то мегарегулятор был бы фактически отстранен от надзора за банками – он бы стал просто не нужен. Видимо, чтобы не допустить этого ЦБ решили и вовсе лишить надзорных функций. Та критика, которая обрушилась на Ценртробанк на парламентских слушаниях, позволяет предположить, что функции банковского надзора будут переданы Росфинмониторингу уже в ближайшее время. Вполне возможно, что это произойдет уже в этом году.

В слушаниях принял участие финансовый директор Банка Москвы Юрий Максутов. Он представил участникам заседания доклад, в котором оценил влияние банковского надзора на капитализацию кредитных организаций и конкурентоспособность банковской системы России.

"Тенденцией последних лет было значительное отставание темпов роста капитализации российской банковской системы от увеличения ее активов, - отметил финансовый директор Банка Москвы Юрий Максутов. - Как результат, идет снижение достаточности капитала кредитных организаций. По данным Банка России, показатель достаточности капитала банковского сектора существенно уменьшился с января 2004 года по декабрь 2006 года: с 19,1% до 14,4%." А ведь в основе самой способности банка кредитовать лежит его капитал, при этом показатель достаточности капитала является одним из ключевых нормативов, по которым осуществляется оценка финансовой устойчивости банка. Рост капитализации - главное условие более широкого подключения российских банков к реализации национальных проектов и социально-экономическому развитию регионов.

В докладе на парламентских слушаниях в Госдуме Юрий Максутов обозначил ряд факторов, которые могут помочь в решении проблемы капитализации банков и напрямую связаны с состоянием нормативной базы, регулирующей деятельность кредитных организаций, и действующими механизмами банковского надзора. Это, в том числе необходимость дальнейшего законодательного развития процедур субординированного кредитования и снятие целого ряда ограничений при проведении первичных размещений акций на рынке ценных бумаг (IPO), создание налоговых стимулов капитализации прибыли, а также ограничение излишнего давления со стороны надзорных механизмов.

Как напомнил Юрий Максутов парламентариям, "режим IPO для банков отличается от режима, установленного для других хозяйствующих субъектов. Причем - в сторону ужесточения: Банк России не позволяет кредитным организациям пользоваться общепринятым уведомительным порядком размещения акций, но, оставив в силе разрешительный режим, крайне долго регистрирует результаты эмиссии акций. Это делает практически невозможным проведение IPO среди западных инвесторов, поскольку международная практика проведения IPO предполагает возможность вторичного обращения акций сразу после размещения".

Также он заметил, что банки сталкиваются с высокими издержки на ведение бизнеса, вызываемые требованиями госорганов. При этом требования по ряду обязательных нормативов явно завышены по отношению к принятым в мире нормам. Завышены требования по нормативу достаточности капитала (Н1). Искусственно снижается конкурентоспособность отечественных банков по сравнению с иностранными в связи с планируемым в рамках внедрения Базель-2 применением упрощенных стандартизированных подходов методики оценки рисков, которые требуют максимальной аллокации капитала.

В своем выступлении на парламентских слушаниях в Государственной Думе финансовый директор Банка Москвы Юрий Максутов сделал ряд предложений, принятие которых на законодательном уровне положительно скажется на развитии отечественного банковского сектора. Так, он отметил, что "последние три года вложения собственников банков в увеличение уставного капитала обеспечивали в среднем около трети прироста, еще до 20% увеличения капитала пришлось на субординированные займы. В этих условиях особенно важно становится поддержать банковский сектор в процессе формирования им собственных средств и позволить банкам самим нарастить темпы капитализации, освободив от налогообложения часть банковской прибыли, направляемой на эти цели".






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)