ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Российская экономика в 2006 году. Тенденции и перспективы

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 11 апреля 2007
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Петайкин Евгений
АвторРУБРИКА: - ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ




"Российские финансы устойчивы. Бюджет сводится с профицитом. Государство сократило расходы на обслуживание внешнего долга. По золотовалютным резервам страна вышла на третье место в мире, отстает лишь от Китая и Японии. Можно подумать, что финансовые потрясения, подобные реалиям конца 1980-х - начала 1990-х годов, России больше не грозят, этот страшный сон остался в прошлом", - говорится в опубликованном Институтом экономики переходного периода ежегодном обзоре "Российская экономика в 2006 году. Тенденции и перспективы".

Проведенные ИЭПП совместно с Центром стратегических разработок расчеты показывают: созданный запас прочности позволяет пройти период 2007-2009 гг. без экономических трудностей, сопоставимых по масштабам с кризисом 1998 г., даже при неблагоприятном сценарии развития мировой экономики.

Вместе с тем, Россия 2000-х, по мнению авторов исследования, столкнулась с вызовом, заставляющим вспомнить о проблемах Западной Европы 1950-1973 гг. Восстановление экономического роста, успешная налоговая реформа 2000-2002 гг. обеспечили высокие темпы роста доходов бюджета. С 2004 г. решающее влияние на развитие финансовой ситуации оказывает конъюнктура нефтяного рынка. Цены на углеводороды приблизились к аномально высоким значениям 1970-х - начала 1980-х годов. Темпы роста государственных доходов (в среднем в 2000-2006 гг. 13% в год в реальном исчислении) стали аномально высокими по любым историческим стандартам.

Нефть - с точки зрения действия рыночных механизмов - товар специфический. Специалисты привыкли к тому, что надежно прогнозировать цены на нефть никто не умеет. Эти цены - значимый для анализа экономической динамики фактор, на который общее правило не распространяется.

Важная характеристика рынка нефти - его зависимость от наличия свободных мощностей, позволяющих изменять объемы поставок. Повышение цен в 2003-2005 гг. было меньшим, чем в 1973-1974, 1979-1980 гг. (соответственно 113, 250 и 180%), но сопоставимым по масштабам. Фактор, способствовавший росту цен на нефть в эти годы до аномально высокого по историческим меркам уровня, - убежденность участников рынка в том, что свободных мощностей нет.

Со второй половины 2006 г. ситуация меняется. Столкнувшись с обозначившейся летом 2006 г. тенденцией снижения цен на нефть, ОПЕК приняла решение сократить с 1 ноября 2006 г. квоты на добычу на 1,2 млн барр. в день, затем, с 1 февраля 2007 г., - еще на 0,5 млн барр. Это сигнал, что свободные мощности появились. Договоренность о снижении квот легче принять, чем воплотить. Страны - члены организации сталкиваются с острыми бюджетными проблемами, не все из них готовы согласиться сократить экспортные доходы.

Оценки того, в какой степени решение о снижении добычи с 1 ноября 2006 г. реализовано на практике, ненадежны. Большинство наблюдателей полагают, что уровень производства на 0,4-0,7 млн барр. больше согласованного.

Россия более устойчива к колебаниям нефтяных цен, чем Советский Союз середины 1980-х годов. В стране есть механизмы, позволяющие приспособиться к изменениям конъюнктуры. На падение цен можно ответить не государственным банкротством, а девальвацией рубля, позволяющей повысить конкурентоспособность обрабатывающих отраслей промышленности. Собственно, так и произошло в 1998-1999 гг. В отличие от СССР, перед Россией не стоят проблемы неуправляемого государственного долга. Валютные резервы создают "подушку безопасности", позволяющую при падении цен на нефть избежать катастрофической ситуации, подобной той, в которой оказался в конце 1980-х - начале 1990-х годов Советский Союз. Однако и с учетом этих факторов зависимость российского платежного баланса, государственного бюджета от цен на углеводородное сырье создает риски, которые надо трезво оценивать.

Однако чем продолжительнее период высоких нефтяных доходов, тем труднее следовать такой линии. При растущих финансовых возможностях государства трудно удержаться от участия в соревновании, суть которого - конкурс наиболее популярных расходных программ. Чтобы рассказать, как потратить средства Стабилизационного фонда, достаточно нескольких секунд. Чтобы объяснить, почему это опасно для экономики, требуются время и аудитория, готовая воспринимать содержательные и непростые аргументы.

Принятые бюджетом обязательства, тенденции демографического развития подталкивают к увеличению доли государственных изъятий в ВВП. В этом Россия не уникальна. Специфика нашей страны в ином - в зависимости бюджетных доходов от нефтегазового сектора экономики. Даже при постоянных ценах эти доходы имеют тенденцию к понижению. Сказывается влияние набора факторов. Темпы увеличения добычи нефти и газа ниже, чем рост экономики. Оснований полагать, что эта тенденция изменится, нет. По мере увеличения душевого ВВП уровень цен в национальной экономике приближается к тому, который характерен для более развитых стран. Объем ВВП по курсу в мировых резервных валютах сближается с его объемом, рассчитанным по паритету покупательной способности. Это задает траекторию снижения доли доходов от нефти и газа в ВВП.

Важнейшая составляющая бюджетных доходов, связанных с нефтегазовым сектором, - экспортные пошлины на энергоносители. В 2006 г. из этого источника они составили 7% ВВП. Опережающий рост национальной экономики по отношению к производству энергоносителей ведет к росту спроса на нефть и газ в стране. Это ограничивает ресурсы углеводородов, которые можно экспортировать.

Оценки запасов нефти и газа почти столь же ненадежны, как и прогнозы цен на углеводородное сырье. В 1960-х годах были сделаны расчеты, согласно которым к настоящему времени они (эти запасы) иссякнут. Эти прогнозы не оправдались. Но исчерпаемость ресурсов углеводородного сырья - реальность, от нее нельзя отмахнуться. Опыт стран, сталкивающихся с последствиями падения добычи углеводородного сырья, наглядное тому свидетельство. Из официальных прогнозов следует, что возможности увеличения добычи нефти в нашей стране к началу 2020-х годов будут исчерпаны. Речь идет о представлении российских властей о будущем ресурсодобычи в стране. Его нельзя игнорировать, обсуждая долгосрочные перспективы российского бюджета.

Расчеты влияния доходов от нефтегазового сектора на российские финансы проводили Министерство финансов РФ, МВФ, ИЭПП. Полученные результаты схожи. Эти доходы составляют более трети поступлений федерального бюджета России. Снижение доходов от добычи углеводородного сырья в ВВП и повышение социальной нагрузки на экономику определяют контуры финансовых проблем, которые встанут перед страной в ближайшие десятилетия.

В России обсуждение проблем, связанных с целесообразностью создания Стабилизационного фонда, сглаживающего влияние нефтяных цен на государственный бюджет, началось в 2001-2002 гг. В это время ничто не предвещало, что эти цены могут вновь, как это было на рубеже 70-80-х годов, выйти на аномально высокий уровень.

Это случай, когда необходимый для проведения ответственной финансовой политики инструмент был создан, когда потребность в нем была наибольшей. Аккумулированные в фонде средства наряду с погашением внешнего долга позволяют ограничить рост денежной массы, связанного с монетизацией активного сальдо торгового баланса. Но даже при их использовании темпы роста денежного предложения в 2004-2006 гг. были высокими.

Российская политическая элита, общество не привыкли к тому, что у страны есть значительные финансовые резервы. Казалось бы, финансовая катастрофа конца 1980-х - начала 1990-х годов, а также меньшие по масштабам, но более близкие по времени проблемы 1998 г. могли научить нас тому, что тратить сегодня все, что есть, забывая о рисках завтрашнего дня, - политика опасная.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)