ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

БЕЛОРУССКИЙ СИНДРОМ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 21 октября 2007
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА: - ТОРГОВЛЯ




БЕЛОРУССКИЙ СИНДРОМ

Автор: ИВАН АНТАШКЕВИЧ


Есть ли варианты замены политики Лукашенко

Всегда очень забавно смотреть американские фильмы, герои которых - русские. Казалось бы, в Голливуде работают профессионалы, но даже генеральские погоны и лампасы в их кино выглядят ненатуральными, не говоря уже о психологических, поведенческих и иных нюансах и тонкостях нашего славянского характера и бытия. Как говорится - Федот, да не тот, вернее, не наш Федот. Нет, конечно, избави Бог, никто не сомневается в компетентности двух российских докторов наук, которые опубликовали в мартовском номере "Политического класса" свои рассуждения о белорусско-российских отношениях и экономике союзной страны в целом. Позиция авторов, безусловно, имеет право на существование. Более того, именно так или почти так белорусские государственные СМИ и трактуют новую политико-экономическую ситуацию, возникшую в отношениях Москвы и Минска. Однако с некоторыми ключевыми положениями этих статей согласиться полностью никак нельзя. Здесь мы приведем, дабы не утруждать читателей поиском первоисточника, несколько цитат из рассматриваемых публикаций: "Как бы ни относиться к Лукашенко и созданной им социально-экономической системе, российское содействие дестабилизации этой системы, под каким бы предлогом оно ни осуществлялось, было бы проявлением антинациональной, антироссийской политики. Приход к власти в стране "антилукашенковских сил" практически неизбежно означал бы переход Белоруссии на антироссийские позиции". Комментируя этот тезис, следует сказать о его изначальной ошибочности. В Белоруссии "антилукашенковские силы" не представляют собой некий идейный монолит. Да, есть крайние националисты, как, впрочем, и в любой другой стране, включая Россию, но основная часть тех, кто не поддерживает нынешний режим, не были и не будут врагами России. К слову сказать, социологические исследования показывают, что электорат Лукашенко - это люди со средним образованием среднего и пожилого возраста, тогда как граждане страны, имеющие высшее образование, и студенческая молодежь не поддерживают политику нынешней белорусской власти. И уж совсем не отвечает действительности рассуждение о низком интеллектуальном потенциале белорусских демократических сил: "Что касается непосредственно дальнейшей судьбы Республики Беларусь, оппозиционные силы не имеют абсолютно никакой реальной программы действий, альтернативной нынешнему социально-экономическому курсу команды Лука-

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

шенко, безосновательно обвиняя последнего в узурпации верховной власти в корыстных целях".

Полагая, что не стоит продолжать на страницах серьезного издания давний спор о "несовместности гения и злодейства", хочется заметить, что узурпация власти, даже если дорога к трону диктатора вымощена благими намерениями, всегда замешена на корысти, только ее трудно разглядеть издалека. Что же касается отсутствия у оппозиции программы действий, альтернативной нынешнему социально-экономическому курсу команды Лукашенко, это и вовсе неправда, безусловно, извинительная российским ученым, которые не могли знать всего того, что делается в соседней стране, где выразить публично свои мысли, не совпадающие с официальным курсом, во-первых, трудно, а во-вторых, опасно. Однако за державу все равно обидно. Вот мы, "тутейшие беларусы", и рискнули вступить в полемику с известными российскими экономистами, утверждающими, что "общий уровень социально-экономического развития Беларуси не уступает российскому, а кое в чем его превосходит (в частности, по производству ВВП на душу населения, по средней продолжительность жизни, по состоянию обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства), а криминализация общества и коррумпированность госаппарата существенно меньше, чем в России". С последней формулировкой можно было бы сразу и поспорить, приведя статистику того, что не проходит и недели, чтобы в Беларуси не судили милиционеров, которые грабили и убивали людей, чтобы не сажали таможенных начальников, директоров заводов и руководителей целых отраслей, которые присвоили миллиарды народных рублей. Однако цель этой статьи другая. Мы хотим предложить читателям "Политического класса" поразмышлять вместе с нами об альтернативе той политике, которую проводит нынешний белорусский режим.

Младший брат или русский со знаком качества?

Рассуждая о стратегии Беларуси, мы должны иметь в виду ее географическое положение, которое в течение многих столетий обуславливало здесь режим межцивилиза-ционной напряженности. Отношения между Востоком и Западом решающим образом повлияли на становление и развитие белорусского национального самосознания и самоидентификации. Не стоит забывать, что со времен монголо-татарского ига до третьего раздела Польши в 1793 году белорусские земли входили сначала в состав Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой. Более четырех столетий белорусский этнос испытывал как положительное, так и отрицательное воздействие со стороны Западной Европы. С одной стороны, белорусские города получали магдебургское право, с другой - крестом и мечом насаждалось католичество. Вхождение белорусских земель в состав Российской империи, равно как и принадлежность к "единой исторической общности людей", именовавшейся до недавнего времени советским народом, естественно, внесло свои изменения в генотип белорусов.

Этот краткий экскурс в историю мы совершили только для того, чтобы заострить внимание на том, что сама собой разумеющаяся "братскость" белорусского и русского народов есть понятие в большей степени политическое, чем реалистическое. Да, есть общие родовые корни, да, есть общая история и общие победы двух славянских народов, но Беларусь всегда была, есть и будет как географически, так и политически расположена между Польшей и Россией, и от этой данности, увы, не отмахнешься. Поэтому никак нельзя всерьез относится к недавнему высказыванию белорусского лидера о том, что "белорус - это тот же русский, только со знаком качества", как и к панибратски-оскорбительному определению, что "белорус -младший брат русского". Большие и малые народы равны как этносы, и их ценность определяется не количеством граждан в том или ином государстве, а вкладом той или иной нации в развитие цивилизации.

Если посмотреть на новейшую историю Беларуси уже как независимого де-юре и де-факто государства, то можно обнаружить мощнейшую межцивилизационную напряженность. Все двенадцать лет начиная со дня избрания Александра Лукашенко президентом страны прошли под знаком борьбы геополитических игроков за влияние в Беларуси. Государство с населением менее десяти миллионов, с неразвитой экономикой и почти полным отсутствием полезных ископаемых не может вести до конца самостоятельную политику. В определенном смысле Беларусь является заложницей геополитической борьбы, с одной стороны, Запада и США, с другой - России. Не касаясь причин этого противостояния, можно утверждать, что обе эти сверхдержавы борются за собственное выживание и большее влияние в мире. Можно со стопроцентной уверенное-

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

тью утверждать, что даже решение сугубо внутренних проблем невозможно осуществить в Беларуси без учета этих внешних сил.

Почем ныне независимость?

Становление белорусской власти в той форме, которую ныне на Западе называют диктаторским, а в России непредсказуемым режимом, происходило под воздействием этих обстоятельств. Нынешнее, не самое блестящее состояние белорусской экономики и политики закономерно. Как закономерно и то, что временное союзничество с Белоруссией куплено Россией по очень высокой цене. Преференции в десятки миллиардов долларов привели страну-соседку не к созданию высокотехнологичной экономики, а к укреплению личной власти президента Лукашенко. Аппарат подавления инакомыслия в стране сегодня столь силен, что белорусскому народу даже при наличии очень сильной оппозиции режиму (а она крайне слабая) никак не удастся без изменения геополитической ситуации получить возможность строительства гражданского общества, то есть начать переход от диктатуры к демократии. Поэтому постановка задачи о международной помощи Беларуси является закономерной, правомерной и этичной. Однако, как только эта помощь приходит к белорусской оппозиции с Запада, она немедленно и тоже закономерно встречает противодействие белорусского режима, после чего следует жалоба России как союзнику и одному из гарантов независимости страны: "Приструните Запад!" И оказывается, что еще не наступило время, чтобы геополитические игроки перешли "красную черту соперничества" во взаимоотношениях между собой и сообща дали белорусскому народу хотя бы один шанс реализовать свое право на демократические выборы, свободу слова, собраний, то есть всего того, что превращает подданных в граждан.

Войдет ли Беларусь в ГУАМ?

Силу межцивилизационного противостояния в последние годы продемонстрировали нам Балканы, Грузия, Украина, Молдова, Азербайджан. В этот ряд можно поставить и события, связанные с установкой систем ПРО в Чехии и Польше, которая начинает играть в европейских делах все большую роль. Варшава, как нам кажется, перенесла (особенно с приходом к власти братьев Качиньских) древнюю вражду к России в современную реальность. Польская геополитика в отношении Москвы шаг за шагом навязывается Евросоюзу, который, похоже, позиционируется ею как своеобразный образ некогда могучей Речи Посполитой. Эти картинки прошлого тем не менее связываются с настоящим, как только речь идет о будущем Беларуси во взаимодействии с Польшей, когда посредством ГУАМ проектируется буфер между Западом и Россией от Балтийского моря до Черного. Таким образом, находясь в зоне межцивилизационной напряженности, Беларусь столкнулась с проблемами, связанными с глобальной политикой и борьбой в XXI веке за влияние на Евразийском континенте. До первой половины 2006 года белорусская власть довольно успешно использовала геополитическую ситуацию во имя собственного сохранения. Но игра с Россией должна была чем-то завершиться: или интеграционным объединением, или разъединением двух стран. Объединения не получилось. Означает ли это, что геополитический спор в пользу систем Запада уже завершен? Отнюдь нет. Процесс разъединения с Россией только начат, и его исход еще неясен, тогда как с Западом видимой интеграции пока не видно.

По всеобщему признанию, Россия экономически окрепла. С 2000 года объем российского ВВП вырос с 250 миллиардов долларов до 1,25 триллиона. Активно формируется средний класс. Реальные доходы населения за последние 8 лет выросли вдвое. Ставится задача в ближайшие три года выйти на среднюю зарплату в 1000 долларов. Россия все более переходит на рыночное регулирование экономики. Ныне мы имеем дело не с ослабленной Россией образца 1996 года, когда заключался договор

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

о Союзном государстве, а с динамично развивающейся страной. Она имеет огромные финансовые ресурсы и приличный потенциал своего будущего. Россия в силу системных законов своего развития вышла на закономерную необходимость пересмотра условий экономических и политических взаимоотношений с Беларусью, которая, законсервировав себя в советском прошлом, к таким переменам оказалась не готова.

Белорусский режим, как нам видится, не очень озабочен стратегией развития собственной страны, отвечающей современным вызовам, и уж тем более интересами союзной России. Нет никакого сомнения, что белорусский лидер в первую очередь думает о сохранении личной власти. В то же время внутри страны объективно нарастают требования к переменам, которые невозможно проигнорировать, прежде всего в сфере экономики. Возросли к нашей республике и требования со стороны Запада и России. Таким образом, мы можем констатировать, что к июню 2007 года белорусская власть столкнулась с внутренними и внешними угрозами. Какой может быть для нее выход и чего можно ожидать от "последнего европейского диктатора" в будущем?

Вдова или невеста?

Режим Лукашенко не может не взвешивать уровень восточных и западных угроз. Минск до сих пор не примирился с потерей российских финансовых преференций, полагая, что Москва тоже не пожелает видеть под Смоленском базы НАТО и заплатит. Однако команда Путина явно потеряла доверие к своему непредсказуемому союзнику. Ведь не случайно строятся обходные северные магистрали для транзита нефти и газа мимо белорусских границ. Это более чем убедительный сигнал тревоги для белорусского режима. Такую реальную опасность власть проигнорировать не может, поэтому, видимо, не следует ожидать от нее нарастания антироссийской риторики. Но и на реальную интеграцию с Россией белорусская власть пойти не может, ибо ее придется осуществлять и в политическом формате. Следовательно, можно ожидать, что игра в белорусско-российскую интеграцию должна продолжиться. Ее ближайшей целью для белорусской стороны явятся выигрыш времени, минимизация торгово-экономических издержек и сохранение как можно дольше финансовых преференций со стороны России.

Главное - продержаться до российских парламентских, а там и президентских выборов в расчете на то, что курс Кремля по отношению к Минску изменится в лучшую сторону.

К тому же белорусская власть отчетливо понимает, что именно такое содержание ее восточной политики может понравиться Западу. Значит, на этой основе можно попытаться договориться с геополитическими противниками России по тем вопросам, которые не представляют реальной угрозы нынешнему белорусскому режиму. Более того, такой компромисс даст возможность уменьшить внутренние политические напряженности в отношениях с оппозицией и, что самое главное, повысить экономическую выживаемость в ближайшие годы.

Чего в таком случае можно ожидать от белорусской власти? Во-первых, медленной политической демократизации, что ныне уже выразилось в досрочном освобождении части политических заключенных, заметим, ярых националистов. В парламенте, скорее всего, появится уполномоченный по правам человека. Издадут, к примеру, закон об оппозиции. Несколько раскрепостят оппозиционные СМИ. Очень вероятны экономическая либерализация (в сравнении с административной экономикой) и начало масштабной приватизации с якобы социальной ориентацией. Возможна отмена смертной казни. Вероятно обещание о пересмотре (улучшении) Конституции. Признаки этих тенденций уже имеются. Такие шаги устроят Запад, хотя ни на йоту не поколеблют режим. А потому вполне ожидаемы и внеочередные парламентские выборы (скорее всего, до марта 2008 года).

Плановый, осенний, срок их проведения совпадет с вполне вероятным пиком социально-экономических проблем в 2008 году после очередного (согласно договору декабря 2006 года) повышения Россией цен на газ и нефть. К этому моменту объявленная государственными СМИ "сильная и процветающая Беларусь" должна будет вооружиться вместо странного лозунга "Независимость превыше всего" более сильной национальной идеей. Надо полагать, что в следующий парламент попадет часть оппозиционных политиков, занимающих крайние националистические позиции. С нынешней властью их уже сейчас сближает политика Лукашенко в отношении России.

После этих шагов Беларусь будет практически готова к объявлению нового курса, содержанием которого ста-

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

нут медленные политические преобразования, экономические реформы и укрепление белорусской самобытности и культуры. Во внешней политике объявят нейтралитет. Все это будет означать конец интеграции с Россией и движение в сторону Запада.

Можно предположить высокую вероятность наличия у власти подобного сценария, который вытекает из приведенных выше фактов и доказательств. В этот период финансовые расчеты с Россией будут обеспечиваться за счет продажи госсобственности (вероятнее всего, западным инвесторам) и западных кредитов. Реализуются некоторые надежды белорусских предпринимателей, директорского корпуса госпредприятий, а более всего выиграют созданные властью финансовые кланы. Появится новая, более благополучная конструкция экономических взаимоотношений с Евросоюзом и США. Беларусь не окажется в "европейской семье народов", но еще больше разъединится с Россией. Это полностью устроит Запад. Для власти будет не важно, что в стране "засмердит" белорусским национал-фашизмом, замаскированным под реалии XXI века, что уровень жизни белорусов будет в 2 - 3 раза ниже, чем у их европейских соседей, а главное, режим Лукашенко укрепится еще больше и получит столь желаемую легитимность.

Могут сложиться еще два возможных сценария ближайшего белорусского будущего. Маловероятно, но все же белорусский режим теоретически способен более решительно двинуться к сближению с Россией. Тогда надобность в смягчении политического климата в стране и в поддержке культурной самобытности отпадет. Экономические реформы будут начаты с преференциями для российского капитала. В этом случае Беларусь рискует оказаться в ситуации еще большего, чем ныне, международного осуждения. Тень от негативного образа Беларуси ляжет и на Россию. В отношениях Запада, США и России появятся такие трещины, что впору будет говорить о возобновлении холодной войны. Внутригосударственная напряженность возрастет до предела. Сложатся условия для оранжевой или васильково-джинсовой революции. Независимо от ее результатов Беларусь испытает большие социально-экономические потрясения. Допустим также и такой сценарий, когда белорусская власть, переоценив свои возможности, не пойдет навстречу ни Западу, ни России. Тогда она, без сомнения, не справится с грузом финансовых и социально-экономических проблем. В стране наступит хаос, подобный временам распада СССР. Репрессии власти не помогут. И в этом случае страна вынуждена будет пережить большие политические и социально-экономические потрясения. При этом в обоих сценариях шанс на успех будет иметь не российская, а европейско-американская стратегия и тактика.

Против кого будем дружить?

Что можно и нужно сделать, чтобы избежать подобного будущего? Для начала не питать иллюзий относительно того, что стоит только объявить Западу, что мы свои, "буржуинские", и готовы предать российского "Мальчиша-Кибальчиша", как тут же появятся бочки варенья и корзины печенья в виде финансовых преференций и прямых вливаний западных денег в белорусскую экономику. То же можно сказать и о России. Никто ничего бесплатно делать не будет. Все решает рынок, то есть взаимная выгода. Отсюда вытекает формула: "Запад - стратегический партнер, а Россия - стратегический союзник Беларуси". Это не пророссийское или прозападное внешнеполитическое позиционирование. Это белорусская позиция в белорусских интересах и понимание реальности в ее сложности. Это предложение компромисса для Запада и России. Из этой формулы вытекает и предложение о необходимости смены курса развития страны с разрушительного на позитивный, что предполагает формулирование требования о досрочных президентских выборах в Беларуси в 2008 году - под контролем ЕС, России и США. Отсутствие любого из этих геополитических игроков к успеху не приведет.

В чем суть формулы "Запад - стратегический партнер, Россия - стратегический союзник Беларуси"? У нас есть потребность идти вместе с цивилизованным миром, и нам, безусловно, надо следовать по европейскому пути развития во внутренней политике. На Западе необходимо брать все лучшее. Это не только технологии и сфера экономики, но и система управления государством и обществом. При такой внутренней политике с учетом белорусской специфики мы способны находить адекватные ответы на вызовы, которые стоят перед Беларусью. При этом снимаются прежние претензии Запада к нашей стране. Только добрососедство, тесное сотрудничество и партнерство с европейскими

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------

странами будут характерны для политики Беларуси, к тому времени сходной с ними по своей политэкономической системе. Запад априори не сможет отринуть такую Беларусь и станет нашим стратегическим партнером. Но ни в первые пять лет, ни в последующем мы не будем ставить своей целью вхождение в Евросоюз. Во-первых, потому, что Беларусь не готова к такому вступлению. Во-вторых, потому, что нас туда не приглашают и не ждут как минимум в ближайшие 10 - 15 лет. В-третьих, из первого и второго вытекает, что в точке "до или после политических перемен" постановка задачи о вступлении в Евросоюз является преждевременной, а также пустым призывом демагогов, если не провокаторов. Естественно, ни о каком вступлении в НАТО не может идти и речи.

В то же время наша страна является, по крайней мере пока, не только партнером, но и союзником России. Беларусь ныне связана с ней в импортно-экспортных операциях, включая наш экспорт в другие страны на основе российских поставок, и во внутреннем производстве на 80% ВВП. Известна наша зависимость от нее в сфере обеспечения энергоносителями. Нельзя сбрасывать со счета и несравнимые с западными соседями людские потоки из Беларуси в Россию и наоборот, а также культурную близость двух народов. Все это реально перевешивает гипотетическую полезность сценария разъединения Беларуси и России, поэтому белорусский интерес заключается во всемерном поощрении белорусско-российской интеграции, что отвечает интересам и России. Отсюда вытекает целесообразность сохранения преемственности общего курса белорусской власти на союзничество с Россией. Но форма отношений с ней должна быть пересмотрена как с точки зрения своей эффективности, так и долгоживучести и системной правомерности. Это означает, что на основе уже имеющихся договоров и соглашений Беларуси и России надо найти форму союзничества, подобную Евросоюзу. Полагаем, что ею может быть ЕврАзЭС. В рамках его разноскоростного строительства Беларусь и Россия могут заключить договор-матрицу, предвосхищающий структуру и задачи качественно нового ЕврАзЭС. Ключевые элементы этого договора можно реализовать в течение одного года. К ним следовало бы отнести: согласование таможенных тарифов и нетарифных ограничений, налоговой политики, тарифной политики на железнодорожные перевозки, газ, нефть, электрическую энергию с утверждением программ совместной инвестиционно-производственной деятельности в данных и иных крупных сферах; снятие ограничений на передвижение людей, товаров, капиталов по принципу "Две страны - одна общая территория"; социальные меры и меры в сфере образования; введение единой валюты - российского рубля; выборы парламента и формирование исполнительных органов Союза.

Итог

Таким образом, Беларусь и Россия заложат основы для системной организации в единое целое большинства стран бывшего СССР. От воссоздания Союза с обновленными системными инвариантными элементами эти страны получат только пользу. Беларусь в этом случае станет положительным примером, в чем будет заинтересована и Россия. Белорусская независимость и ее суверенитет сохранятся. Как первопроходцы белорусы получат великолепные шансы для своего ускоренного развития, находясь, напомним, в непротиворечивом партнерстве со странами Запада и США. Для своих задач мы не будем просить у них ни одного евро или доллара, а построим сотрудничество с ними на взаимовыгодной основе. Возникнет перспективное международное образование. Именно поэтому приход к власти "антилукашенковских сил" совсем не тождествен переходу Белоруссии на антироссийские позиции; наоборот, только тогда и возможно построение настоящего Союза двух демократических стран - Беларуси и России.

стр. 63






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)