ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


Анатолий Марчевский: "Я клоун, я циркач, я просто смех. Но в казино меня не пускают"

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 04 октября 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




В Буэнос-Айресе Анатолия Марчевского назвали "Сердцем без грима". Коллегам кажется, что это определение самое точное. Сегодня Марчевскому исполняется 50 лет, из них 35 - отданы цирку. 28 лет он выходит на манеж как клоун. Золотой клоун России, заслуживший в Париже медаль Сержа Вебера как лучший комический артист 1976 года, в Бельгии - высшую награду Королевского цирка - "Оскара", в России - премию Ленинского комсомола, медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. И все эти почести - клоуну. Не странно ли?



- Анатолий Павлович, раньше говорили: жизнь - театр, сейчас все чаще утверждают, что она - цирк. Каково в нашей жизни быть профессиональным клоуном?

- Во всяком случае, интересно.

- Как человек решается выбрать такую профессию?

- В моем случае так: посещает в детстве цирк, навсегда отдает ему свое сердце, потом поступает в самодеятельный цирковой коллектив, овладевает цирковыми жанрами, понимает, что профессионал должен учиться, и поступает в цирковое училище.

- Кто был вашим педагогом?

- Юрий Павлович Белов, который в свое время выпустил на манеж Леонида Енгибарова.

- Анатолий Павлович, вам не обидно, что одно только ваше появление на манеже уже вызывает смех? У Олега Попова была знаменитая клетчатая кепка, какая отличительная примета у вас?

- Во-первых, я не использую обычную утрированную клоунскую одежду. Во-вторых, я заставляю смеяться над тем, что я делаю на манеже. Внешний комизм, костюмный - одноразовый смех. Внутренний - уже драматургия. Во внешнем комизме важна форма, во внутреннем - поведение, диалог, действия клоуна на арене. Когда зрители смеются, я счастлив.

- Вот уже пять лет вы живете в Екатеринбурге, почему выбрали именно этот город?

- Я не фаталист, но мне кажется, в этом есть какое-то фантастическое совпадение. Дело в том, что я родился в Свердловске, только Луганской области. Там у меня до сих пор живет мама, которую я никак не могу уговорить переехать ко мне.

- У вас в Екатеринбурге есть квартира?

- Нет, но у нас есть замечательный "Дом артиста".

- Значит, в этом городе вы человек временный?

- Я прожил здесь уже пять лет и уезжать не собираюсь. К тому же в Екатеринбурге в одном из вузов учится мой сын, который пошел тоже по жанру клоунады. Сегодня вместе со мной он выйдет на манеж в юбилейной программе. Его дебют будет в моем цирке.

- Вы, вероятно, чувствовали себя лучше, когда были просто артистом - не было необходимости заботиться о других? Зачем, почему вам понадобилось стать директором цирка в такое сложное экономическое время?

- Понимаете, те директора, что были до перестройки, любили цирк, помогали артистам, потому что, как правило, сами были когда-то артистами. Теперь часто приходят директора, которые не знают цирка, а главное, не любят его. Опасность такого директорства в том, что они могут превратить цирки в совсем другие предприятия, в казино, в автомобильный салон, мебельный магазин. В такое помещение, может быть, и приедет цирк, но на месяц в году. При этом и город, и его жители, и дети в духовной жизни потеряют очень многое. Защищать цирк, заниматься им должны те, кто его любит. Случайных людей не может быть. С тех пор, кстати, меня не пускают в казино - владелец азартного дома, которому нам пришлось отказать, выписал мне "черную карту". А поиграть я действительно люблю. Вот теперь приходится играть в казино вулкан чемпион, который стал мне родным. Было бы желание - в век Интернета поиграть найдется где, уж поверьте.

- Любовь - чувство благородное, только вот не тяжела ли директорская ноша?

- Тяжела, но нет лучше российского цирка, нигде в мире и ни у кого нет такого уровня развития, такого масштаба. Дело чести каждого циркового артиста, несмотря на все финансовые трудности, сохранить этот уровень, этот масштаб. Когда об этом думаешь, все можно пережить. Даже финансовые трудности.

- Вы живете на сборы от представлений?

- Это нереально. Расходы съедают львиную долю доходов, а цены на билеты мы не можем поднимать. Цирк - искусство народное, поэтому он должен быть доступен всем, даже очень малоимущим. Нельзя лишать цирка детей. Ребенок, однажды придя в цирк, навсегда оставляет его в своем сердце. Мне, как и многим детям, в свое время казалось, что жизнь будет такой же красивой, веселой и радостной, как цирк. Даже потом, когда человек взрослеет и понимает, что все немножко не так, эта мечта все равно остается. Мечта, помогающая сделать жизнь такой, какой она когда-то представлялась.

- Что для вас самое трудное?

- Находить деньги. Их надо много: на кормление животных, на коммунальные платежи, компенсацию транспортных расходов. Один вагон для перевозки животных стоит от 10 до 25 миллионов старых рублей, а таких вагонов, как правило, нужно пять-семь. Но цирк без животных - не цирк, и я нахожу деньги, потому что для меня это вопрос: быть или не быть знаменитому российскому цирку? Мы держимся! Что с цирками, например, в Средней Азии? Их просто не стало. Туда приезжают залетные гастролерчики, которых мы раньше даже за самодеятельность не считали. Сейчас они ведут себя как великие мастера. Во время шторма можно выжить только на корабле. У нас такой корабль "Росгосцирк".

- Кто же вам помогает выжить?

- Те, у кого есть деньги: заводы, коммерческие структуры.

- А мэр?

- Мы ведь федеральная собственность, поэтому ни в областной, ни в городской бюджеты не входим. При дефиците средств на больницы, школы, детские дома как город может отдать деньги цирку, который ему не принадлежит? И тем не менее мэр Екатеринбурга Аркадий Михайлович Чернецкий помогает нам в меру своих возможностей: делом, советом, деньгами. В августе городу исполнится 275 лет, мы обязательно будем участвовать в этом празднике, готовимся к нему уже сейчас. Мэр специально отдельной строкой выделил деньги для косметического ремонта здания цирка. Это для нас много значит, потому что таких денег у нас нет и не предвидится. Я убежден, что цирку обязательно должно помогать государство, он и стал лучшим в мире потому, что ему помогало государство.

- Вы возглавляете в "Росгосцирке" совет директоров. О чем говорят директора, когда собираются вместе?

- Где взять деньги, когда их нет. Куда вложить их, чтобы максимально использовать в воспроизводстве, когда они есть. Номера нужно восстанавливать, животных приобретать, реквизит ремонтировать. Так что тем для разговоров у нас хватает.

- Говорите ли вы о том новом, что необходимо современному цирку?

- Конечно, все столы завалены идеями. Но что значит работа над новым? Год-полтора артисты будут репетировать, а ты будешь платить им зарплату, оплачивать гостиницу, кормить животных. То, что это будет в результате гениальный номер, гарантии нет, дай Бог, чтобы получилось хоть 20 процентов задуманного, поэтому рисковать сложно.

- Сегодня вам исполняется 50. Как Екатеринбургский цирк отметит это событие в жизни директора?

- Будет, как обычно, театрализованный спектакль.

- С тех пор, как вы окончили режиссерское отделение ГИТИСа, на вашем счету немало спектаклей: "Здравствуй, клоун", "Золушка", в которой вы блестяще сыграли роль мачехи, другие, о которых и зрители, и ваши коллеги отзываются восторженно. Зачем вам эти лишние хлопоты, ведь на ура шли бы и простые цирковые программы?

- Стараюсь сделать то, что интересно зрителям. Цирк - искусство синтетическое, позволяющее использовать и пение, и танцы, и пантомиму, и трюки, и хореографию. Все вместе позволяет сделать очень интересное зрелище. Но, конечно, к такому спектаклю требования гораздо выше, чем к простым программам.

- В таком спектакле страшно выходить на манеж?

- Страха нет, волнение всегда есть. Но до того момента, пока не начинаешь.

- Что страшнее: выйти на манеж или войти в кабинет начальника, от которого зависит решение какого-то очень важного для цирка вопроса?

- Мне деньги просить не страшно, потому что не для себя. Волнуюсь же больше, когда выходу на манеж.

- За 38 лет были провалы, неудачи, неудовлетворенность сделанным?

- Провалов не было, неудачные спектакли были. Когда программа оказывалась тяжелой, когда в номерах много реквизита, который устанавливают долго, реприза тянется, теряет темп, плохо воспринимается зрителем. Бывает уставший, а потому тяжелый зритель. К тому же иногда у тебя есть кураж, иногда - нет. Когда все совпадает: нет куража, а зритель и программа тяжелые, пиши пропало - проиграли все, а главное, зритель, который не получил того, на что рассчитывал.

- Что вы считаете своей самой большой удачей?

- Самая большая удача, что в свой творческий период отработал удачно, что, выбрав профессию, не ошибся и продолжаю получать удовлетворение от своей профессии.

- Обычно артисты цирка уходят с манежа в тридцать с небольшим лет. Вам - пятьдесят. До каких пор вы будете выступать в цирке?

- До тех пор, пока буду чувствовать, что нужен, пока буду приносить на манеж что-то новое, интересное зрителю. Каждый, как мне кажется, должен знать свое место и свое время. Для нас работа в цирке - не работа, а жизнь. Как же можно отстать от жизни? Наверное, поэтому мы спешим, торопимся, стремимся упрямо вперед. А вместе с нами продвигается в будущее великий российский цирк, который, верю, будет существовать вечно и вечно будет великим.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций