ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

XX век, вторая половина 80-х - 90-е гг. в истории России

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 06 октября 2004
АвторОПУБЛИКОВАЛ: maskaev
АвторРУБРИКА: Современный период




Перестройка, ее противоречивый характер и последствия

--------------------------------------------------------------------------------

Начавшаяся в 1985 г. перестройка, в конечном счете, привела к распаду СССР, причем данному феномену в печати были даны неоднозначные толкования. Во многом это объясняется тем, что и события, предшествовавшие распаду Советского государства, также были неоднозначны и противоречивы. Свершился же этот факт после проведения 17 марта 1991 г. всесоюзного референдума по вопросу: «Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как основной федерации, в которой будут в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности?».


Позиция М.С. Горбачева и других политических деятелей по проблемам перестройки

--------------------------------------------------------------------------------

У истоков перестройки стоял президент СССР М.С. Горбачев, который имел свою точку зрения на прошедшие события. Он считал, что события в Беловежской пуще стали развиваться не по намеченному пути - превращения СССР в Союз Суверенных Государств, а именно по пути его развала.

Он также выступал как сторонник последовательного, поэтапного перехода к рынку, недопустимости обвала и анархии, а также за сохранение единого экономического пространства.

И далее он объясняет, что подобные попытки реформировать страну после смерти Сталина предпринимались не раз. Первая и самая мужественная попытка была предпринята Хрущевым. Но затем произошла стабилизация, после которой наступил период «застоя» и даже возрождение сталинских форм жизни. И страна, в сущности, уже на 15 - 20 лет опоздала с такими реформами.

В марте 1996 г., во время последних президентских выборов в России, Горбачев, в ходе встречи с избирателями в Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете прямо заявил: «Никто не может лишить меня права защитить главное дело моей жизни. Я хотел и дал людям свободу, проложил путь к демократии.

В самые опасные моменты, в том числе, когда встал вопрос об уходе от власти, для меня главным было уберечь страну от еще большей крови, от гражданской войны. И потому сегодня я, как никто другой, вправе спросить у тех, кто сейчас у власти: понимаете ли вы, что сделали со страной, какую цену пришлось заплатить миллионам людей за вашу бесчеловечную политику?

Вы позволили небольшой части населения присвоить огромные богатства, а большинство людей лишили жизненного якоря. Вы обрекли на прозябание и вымирание отечественное производство. А проводимая вами внешняя политика обернулась снижением международного авторитета страны и ее безопасности» 68.

О своих личных заслугах он говорит так: «Я сберег многие жизни наших воинов, выведя войска из Афганистана. Я разрешил бы и чеченскую проблему. Без участия в переговорах Дудаева трудно будет найти мирный выход. Ясира Арафата тоже называли главным террористом, а теперь, видите, он - лауреат Нобелевской премии» 69.

В этой связи необходимо привести несколько разнохарактерных точек зрения на деятельность Горбачева.

Например, Глеб Якунин на вопросы журналиста ответил так: «Эта страшная и дьявольская структура нашего общества, чистых, не замаранных на самый верх не пропускала. Но, с другой стороны, если Горбачев действительно шел на самый верх этой системы, чтобы ее разрушить - к этому надо относиться снисходительно. Ведь это же не церковь, а политика, а в политике... ради возрождения России ему все можно простить» 70.

Иная точка зрения принадлежит одному из современных лидеров Российской Коммунистической партии Г.А. Зюганову: «В развитии нашего современного кризиса «царский» период (автор имеет в виду период смутного времени в политической истории в начале XVII в.) соответствует правлению Горбачева.«Властитель слабый и лукавый» (говоря словами Пушкина), он оказался совершенно не способным к решению тех масштабных проблем, которые накопились к тому времени в Советском Союзе; имея все необходимые полномочия, он ни разу не решился воспользоваться ими на деле» 71.

Ближайший соратник М. Горбачева А. Лукьянов его характеризует так: «типичный комсомольский деятель, который сам ничего не привык решать - решать всегда должны были коммунисты или работники исполнительного аппарата... Тяжелейшая шинель власти в стране была не по его комсомольским плечам...» 72.

Подобное суждение принадлежит ответственному работнику ЦК КПСС 80-х гг. В. Легостаеву: «Сейчас уже мало кто помнит, с чего начал Горбачев свою карьеру генсека - с торжественного обещания за полтора-два года обеспечить в стране небывалый экономический рост.

Никакого роста он, разумеется, не обеспечил. Зато в полной мере проявил такую примечательную черту своего характера, как воинствующий дилетантизм» 73.

Небезынтересно мнение и А.А. Громыко, который сыграл большую роль в выдвижении Горбачева на должность генсека ЦК КПСС. Уже находясь на пенсии и наблюдая со стороны, он скажет о Горбачеве так: «Какой-то звонок, а не мужчина». И подведет итог своим наблюдениям: «Не по Сеньке оказалась шапка государева, не по Сеньке!»

Конечно, эти и другие аналогичные суждения во многом носят субъективный характер, но они для истории важны хотя бы потому, что высказаны государственными и партийными деятелями лично и продолжительное время соприкасавшиеся с Горбачевым.

Главная же беда состояла в том, что никто не знал - ни сам генсек, ни его ближайшее окружение, что кроется за общими словами о перестройке, что надо делать, в каком направлении перестраиваться. Не было у него и единого, надежного, высококвалифицированного и преданного интеллектуально-аналитического центра. «Недальновидный Горбачев стал жертвой своей же внутрисоюзной, национальной политики». Он выпустил джина из бутылки, лишился возможности контролировать ситуацию, после чего все попытки в той или иной форме сохранить Союз были уже обречены на неудачу.


Объективные причины перестройки

--------------------------------------------------------------------------------

Конечно, коренная перестройка была закономерна и исторически необходима. Однако в какой мере была продумана содержательная часть самой перестройки, и были ли выработаны четкие и эффективные механизмы ее реализации?

Известно, что советская экономика постепенно становилась невосприимчивой к интенсификации, научно-техническому прогрессу. Но и те перемены, которые осуществлялись в годы перестройки, государству обходились дорого. Только одна антиалкогольная кампания Горбачева (по словам премьер-министра союзного правительства Павлова) принесла 200 млрд. руб. ущерба 74.

Дорогой ценой доставался Советскому Союзу паритет оборонного потенциала с США. Затратная экономика и оборонный комплекс поглощали значительную часть национального дохода. Падала рентабельность предприятий. Потребительский рынок не обеспечивал население товарами широкого ассортимента и хорошего качества. Сохранялась зависимость страны от закупок продовольствия за рубежом. Замедлялось повышение уровня жизни населения. Переживала стагнациюсоциально-культурная сфера.

Именно поэтому предложенная Горбачевым перестройка нашла живой отклик во всех слоях советского общества. Она должна была означать: создание эффективного механизма социально-экономического развития общества; всестороннее развитие демократии, отказ от командования и администрирования, поощрение новаторства, соединение научно-технических достижений с экономикой и многое другое.


Последствия перестройки

--------------------------------------------------------------------------------

Государству в перестройке отводилась роль гаранта сохранения всех социальных завоеваний. Однако преобладающим стал декларативныйхарактер программ перестройки. Отсутствие конкретного механизма реализации провозглашенных задач привело к тому, что стране стали проявляться сомнения в самой целесообразности перестройки.

Страх потерять власть заставил политическую номенклатуру встать на путь приватизации того, чем раньше только управляли. К ним пришло понимание, что сохранить свое господство они могут, только превратившись во владельца государственного общенародного имущества на правах собственника.

В процессе передела собственности и привилегий, во-первых, произошло слияние части представителей всех номенклатур; во-вторых, «новая» номенклатура довела раздел собственности до разгрома Центра и развала СССР; в-третьих, новая политическая элита сняла всякие ограничения на финансово-экономическую деятельность, поскольку это отвечало ее социальным интересам. В России сложилась ситуация, при которой переход в новое состояние осуществлялся не буржуазно-демократическим, а криминально-бюрократическим путем.

Номенклатурная приватизация и бюрократическая либерализация создавали своеобразный сплав, отдаленно напоминающий рыночные отношения. В результате уже в 1992 г. стали проявляться такие явления, как: низкая эффективность производства, отсутствие стимулов хозяйственной активности, структурные диспропорции, что парализовало способность страны к нормальному развитию.

Россия вступила в фазу экономического, политического и социального регресса, оказалась отброшенной в своем развитии на десятки лет назад. Подверглись серьезному разрушению источники хозяйственного развития, были приостановлены крупномасштабные инвестиции, свернуто наукоемкое производство, значительно сокращена материальная и экспериментальная база фундаментальных наук и т.д.

Последствием также является распад Советского союза, причем внезапность распада буквально потрясла мир. Окончательное разрушение советской империи состоялось при неудавшемся августовском путче, произошедшем 19-21 августа 1991 г. Принципиальной вехой современности явилось то, что развал государства произошел без вооруженного конфликта. Вторым по значению фактором после развала СССР, определившим принципиальное изменение военно-стратегической обстановки в мире, является распад ОВД.

Конечно, радовалась Америка, наконец-то она получала возможность полного господства в мире. Отношение же Запада по этому вопросу было неоднозначным - по сути разрушилась биполярная система мира, основывавшаяся на стратегическом паритете двух равновеликих «центров силы» - СССР и США, установившаяся в результате Второй мировой войны.

И на смену ей приходила, с одной стороны, «однополюсная система», нарушающая баланс сил, что могло негативно отразиться на положении европейских государств, а с другой - дестабилизация по всем параметрам огромной соседней территории.

Не решило проблем стабилизации и образование Содружества Независимых Государств, внутри которого почти сразу же стали проявляться серьезные и подчас носящие конфликтный характер разногласия. Сама Россия не просто резко уменьшилась в размерах, но и лишилась важных выходов к Балтийскому, Черному и Каспийскому морям. За пределами России оказалось свыше 20 млн. русских, ставших там изгоями.


События сентября-октября 1993 г.

--------------------------------------------------------------------------------

Накануне октябрьских событий 1993 г. в стране резко обострилась политическая обстановка, но взрывоопасной она стала после того, как 21 сентября 1993 г. Указом Б.Н. Ельцина была приостановлена деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Одновременно был принят Указ Президента России о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации. Эти меры привели к ответной, незамедлительной реакции Верховного Совета.

22 сентября 1993 г. он, своим постановлением, признал Указ президента от 21 сентября недействительным, как противоречащий Конституции РФ. Все эти действия в политическом отношении раскололи общество на два противоположных лагеря: - один поддерживает Верховный Совет, другой - Президента.

Самые серьезные и кровавые события в Москве происходили 3-4 октября 1993 г. Улицы перекрываются баррикадами, на улицах Москвы есть убитые и раненые, развязывается кровавая драма. В Москве объявлено чрезвычайное положение (отмененное только 18 октября). В итоге, депутаты все-таки были вынуждены покинуть Белый Дом.

Последствиями явились - запрещение выпуска газет и деятельности шестнадцати общественных и политических организаций (коммунистической направленности), в том числе, Центробанку предписано прекратить операции по счетам этих партий, и газет. 4-5 октября начинаются кампании по роспуску и самороспуску Советов - местных органов представительной власти. Итак, непримиримое двоевластие закончилось грубым, силовым решением в пользу Президента.

Ее последствия еще долго будут обсуждаться различными политическими силами общества. Но в одном все исследователи будут едины: подобное не должно повториться.


Переход государственного строя России в новое качество

--------------------------------------------------------------------------------

Основными составляющими этого процесса, стали: демонтаж системы Советской власти сверху донизу; доработка текста новой Конституции, в том числе и подогнанной под интересы Президента Б.Н. Ельцина лично. Можно соглашаться или не соглашаться с теми или иными Утверждениями историков о содержании этих процессов, однако трудно оспорить тот очевидный факт, что новый политический режим, который победил в этой схватке, с самого начала был намерен поломать или заменить существовавший до этого политический строй.

На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в Федеральное Собрание - двухпалатный высший законодательный орган страны (верхняя палата - Совет Федерации, нижняя - Государственная Дума), а также референдум по проекту Конституции РФ. И, несмотря на то, что многие ожидаемые перспективы впоследствии не оправдали надежд, все же несомненной победой Ельцина и его сторонников стало то, что удалось провести эти выборы без серьезных эксцессов. В том числе, оппозиция в ходе этих выборов достигла заметного успеха, хотя ее реальные возможности по корректировке курса развития стали заметно меньше.

Впоследствии, в конце февраля 1994 г. получили политическую амнистию и члены ГКЧП, что создало благоприятные условия для подписания в конце апреля «Договора об общественном согласии» представителями многих властных структур, политических партий, общественных организаций и профсоюзов. Это обстоятельство заметно стабилизировало обстановку в обществе.


Тактическое маневрирование власти

--------------------------------------------------------------------------------

Вторая половина 1994 - начало 1995 г. прошли, как для власти, так и для оппозиции в режиме тактического маневрирования. Власть продолжала искать пути закрепления своей пока еще непрочной стабилизации. Однако, события в Чечне конца 1994 - начала 1995 г. расширили и сплотили фронт оппозиции.

Представляется, что этому времени российское общество забуксовало где-то в промежутке между тоталитарным прошлым и ожидаемым отечественными либералами весьма туманным будущим. Если путь от плановой экономики к появлению элементов свободного рынка, стал заметен, равно как и путь от уравнительности в сфере распределения к резкому разделению общества на богатое меньшинство и нищее большинство, то по уровню реализации личных, прав и свобод своих граждан общество оставалось на исходных позициях.

На смену деформированному социализму пришел весьма уродливый конгломерат, тяготеющий непонятно к чему. При этом стала очевидной невозможность возврата к тоталитарному прошлому. Начался лихорадочный поиск альтернатив уже по ходу проходившей предвыборной кампании, в которой проявлялась настойчивость разнородных усилий, исходящих, как от оппозиции, так и от власти.

Весьма активно шла подготовка к очередным парламентским выборам 1995 г., предвыборная борьба во многом определяла будущий характер внешней и особенно внутренней политики страны.

Несколько слов необходимо сказать и о проводимой приватизации. Было много написано об основных ее итогах и осуществленных при этом масштабах хищения государственной собственности. В марте - апреле 1996 г. проверкой состояния дел с приватизацией в стране занялась Государственная Дума. Свои претензии по поводу проводимой в стране приватизации на обозрение журналистов вынесла и Счетная палата Российской Федерации.

Обвинение заключалось в том, что приватизационные ведомства затратили значительные государственные средства на свое содержание, но никаких доходов при этом государство не получило. Главные обвинения относились к Федеральному управлению имуществом, что оно распродавало за бесценок пакеты акций предприятий-должников и не думало ни о каком оздоровлении экономики.

Помимо того, отмечалось, что привилегированное положение в обществе продолжают занимать одни и те же лица - меняется лишь способ легитимизации власти. Исследования, проведенные Всероссийским центром изучения общественного мнения, показали, что «в современной правящей элите прежняя номенклатура составляет около 80%» 89.

Новая элита, заинтересованная в стабилизации политической обстановки, вынуждена была структурировать свою организацию и обеспечивать защиту интересов через аппарат, превращая его в единственную, самодовлеющую, безраздельно господствующую силу.


9.2. Россия в постперестроечный период

--------------------------------------------------------------------------------

Остановимся очень кратко на некоторых моментах, которые характеризуют социально-политическую ситуацию в эти годы.

Социально-политическая ситуация в России в начале 90-х гг.

--------------------------------------------------------------------------------

Согласно Конституции РФ, вступившей в силу 25 декабря 1993 г., в составе Российского Государства находятся 89 субъектов Федерации; 21 республика, 6 краев, 49 областей, 11 автономных областей. По Федеративному договору республики получили статус суверенных государств, имеют свои Конституции, соответствующие атрибуты: гимн, герб, флаг. Им же в определенной мере дано право проводить свою финансово-бюджетную политику. Но вопреки надеждам на стабилизацию и укрепление единого многонационального государства, страна столкнулась с сепаратистскими региональными тенденциями, приводящими к конфликтам.

Многие события и трагические конфликты в постсоветских республиках свидетельствуют о дезинтеграционных разрушительных, процессах, угрожающих взрывами различной силы.

Особую опасность с конца 80 - начала 90-х гг. представляли (да и продолжают представлять) этнополитические конфликты, выразившиеся в больших и малых войнах на этнической и территориальной почве, и приведшие к многочисленным человеческим жертвам (в Азербайджане, Армении, Таджикистане, Молдове, Грузии, Чечне, Северной Осетии, Ингушетии).

Изменения геополитического положения привели к тому, что Россия столкнулась с появлением на своих рубежах ряда нестабильных государств. Причем некоторые государства не имели исторических традиций самостоятельного развития, и у них не существовало поначалу своей армии.

Менялось в худшую сторону и социально-экономическое и материальное положение большинства населения России. С января 1992 года рост цен в 3-4 раза опережает повышение зарплаты. За пять лет по совокупному внутреннему валовому продукту Россия со второго места в мире была отброшена на 10-е, по ВВП на душу населения - на 75-е. И это притом, что у нее сохранялся значительный ресурсный потенциал.

По сей день продолжается спад производства, увеличивается численность полностью и частично безработных, нестабильно и пенсионное обеспечение населения. Увеличивается естественная убыль населения России (смертность превышает рождаемость). Резко ухудшается финансирование науки и размер заработной платы ученых.


Война в Чечне

--------------------------------------------------------------------------------

Наибольшая опасность и трагичность событий была связана с продолжавшейся бесперспективной войной в Чечне. Читателю небезынтересно будет знать некоторые исторические сведения. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована Указом Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории» от 7 марта 1944 г.

Ее территория была поделена между Ставропольским краем, Дагестанской АССР, Северо-Осетинской АССР и Грузинской ССР. Лишь 9 января 1957 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР».

В соответствии с Указом «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны» от 16 августа 1956 г., Чечено-Ингушской АССР вернули все отторгнутые в 1944 г. земли, за исключением Пригородного района, а в порядке компенсации ей прирезали три района Ставропольского края.

В результате, территориальные претензии к чеченцам сейчас имеет не только казачество, но и администрация Ставропольского края. Многое в этой войне можно понять, с чем-то не согласиться, но когда сегодня гибнут десятки тысяч ни в чем не повинных людей, разрушаются десятки городов и сел, наносится огромный, непоправимый ущерб экономике страны, с этим вряд ли можно смириться. Поэтому в борьбу против нее активно включились многие политические деятели страны.

И найти мирное разрешение этого конфликта нужно было не вчера и даже не год назад. Собственно, не нужно было и развязывать эту войну, тогда бы не пришлось говорить о мучительных поисках мирного исхода. Заваренную кашу расхлебывать придется на протяжении десятилетий - это абсолютно точно.

Возникают вопросы: кто давал возможность чеченским боевикам в течение почти двух лет успешно противостоять федеральным властям, и откуда у них появлялись все новые и новые партии оружия, боеприпасов военного снаряжения, хорошо обученные наемники, специалисты-диверсанты и т.д.?

Некоторый свет на ситуацию могут пролить материалы, опубликованные в российской печати. Так, в статье «Второй фронт «кавказской войны», помещенной в газете «Известия» 12 мая 1996 г.; приводятся сведения о путях снабжения вооружением, причем утверждается, что они взяты из документа под грифом «Совершенно секретно», разосланного в конце марта 1996 г. руководителям российских силовых ведомств.

Хотя сами сведения могут быть спорными, но они хотя бы помогают понять многие факты и события, в свое время не ставшие достоянием общественности.

Как отмечается в статье, немалую денежную помощь дудаевцы получали непосредственно из самой Чечни, в том числе от махинаций с нефтепродуктами. Однако куда большее значение для дудаевского режима имели источники финансирования, находящиеся непосредственно в России и в странах СНГ. Известны даже факты, когда деньги, выделенные на организацию выборов в Чечне, напрямую отправлялись сторонникам Дудаева. Существенную помощь оказывали чечено-ингушские общины СНГ за счет «добровольного налога» на «помощь воюющим братьям». В целом, годовая помощь только от российских чеченских диаспор дудаевскому режиму, по оценкам спецслужб, составляла в сумме не менее 20 млрд.руб. в год.

Значительную поддержку чеченские боевики получали и из-за рубежа, и шла она через общественные и мусульманские организации: «Всемирное исламское возрождение» (Саудовская Аравия), «Народный фронт Азербайджана», «Серые волки» (Турция, Азербайджан), «Исламский мир», «Братья мусульмане» (Египет, Иордания) и многие другие организации. Только из Саудовской Аравии в сентябре 1995 г. боевикам Чечни было отправлено $10 млн. США.

В «Независимой газете» за 26 марта 1996 г. приводятся следующие данные о последствиях этой войны: в ходе боев против отрядов сопротивления погибло более 60 тыс. человек мирного населения, разрушены более 370 из 410 городов и сел Чеченской Республики. Из 1,2 млн. человек, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в ходе войны было ранено более 100 тыс.

Война в Чечне, как и другие конфликты на Кавказе, отличалась особой жестокостью и кровопролитием еще и потому, что сформировавшиеся в период суверенизации многочисленные нерегулярные вооруженные силы стали орудием амбициозных политиков, толкнувших к братоубийственной бойне. Доступность оружия и быстрое овладение партизанскими методами ведения войны сделала эти формирования.

Принятое позднее решение о прекращении огня приостановили столкновения на этнической почве, а также широкомасштабные боевые действия на карабахском фронте в зоне грузино-абхазского противостояния. В то же время во всех закавказских государствах правящие режимы использовали эту передышку не только для усиления боеспособности вооруженных сил, но и для отпора врагу, образ которого по прихоти властей причудливо и попеременно видоизменяется: вчера это был «российский империализм», сегодня им становятся оппозиция или местные сепаратисты.

В связи с этим важно обратить внимание еще на одно важное обстоятельство. Сотрудничество с дудаевским режимом, как предполагают некоторые российские аналитики, соответствует тактическим и стратегическим целям внешней политики некоторых государств, в том числе и Азербайджана, который нуждался в поддержке своей борьбы за Карабах, был заинтересован в снижении контроля России за каспийской нефтью.

Кроме того, Азербайджан, как и Чечня, готов был рассмотреть идею создания некоей конфедерации мусульманских государств, под эгидой Турции, в которой независимой Ичкерии отводилась бы роль северного форпоста. По сообщению той же «Независимой газеты», этот вопрос обсуждался еще в 1992 г. во время визита в Чечню делегации исламских деятелей, руководимых главой мусульман Закавказья.

Подспудно помощь чеченским сепаратистам оказывала и Турция, где проживает крупнейшая кавказская диаспора. Хотя на официальном уровне Анкара и высказывалась за урегулирование конфликта мирными средствами, не ставила под сомнение необходимость сохранения территориальной целостности России.

Тем не менее, осенью 1995 г. турецкое правительство под предлогом нарушения Москвой «фланговых ограничений» договора о сокращении войск и вооружений в Европе, заключенного в 1990 г., выступило за вывод российских войск из Чечни и за ограничение российского контингента на Северном Кавказе.

Что касается Запада, то он отреагировал на события в Чечне крайне сдержанно, а в ряде случаев даже с пониманием отнесся к необходимости наведения порядка в мятежных районах России с помощью военной силы. Осуждались лишь методы, использовавшиеся российской армией, многочисленные жертвы среди мирного населения. Подвергались критике и такие явления российской политической жизни, как отсутствие гражданского контроля над армией, легкость, с какой правительство прибегает к военной силе, подчеркивалось, что все это создает непредсказуемость и нестабильность, затрудняет вхождение России в международную политику.

Почему же, несмотря на все издержки российской политики в Чечне, которые привели к определенному падению престижа России на международной арене, Запад сохраняет прежний уровень отношений с ней? Вероятно, там опасаются, что изоляция России, какие-то международные санкции против нее могут окончательно подорвать акции нынешних кремлевских руководителей (а их продолжают воспринимать, как реформаторов, приверженцев демократии).

Резкое захлопывание двери перед Россией в международное сообщество за грубые нарушения прав человека в Чечне могло бы, по мнению многих зарубежных политиков, сыграть на руку консерваторам, крайним националистам, рвущимся к власти и обещающим навести «порядок» и сохранить «единство России» любой ценой.

Кроме того, они считают, что конфликт наподобие чеченского способен дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе, стать причиной социальных и политических потрясений на всем постсоветском пространстве. Он также может нарушить хрупкое политическое, этническое, религиозное равновесие в регионе Ближнего и Среднего Востока, где имеется множество собственных неразрешенных проблем 97.

Учитывая внутреннюю и международную реакцию на войну в Чечне, Ельцин в конце марта 1996 г. обнародовал программу по умиротворению в Чечне, состоящую из семи конкретных направлений.

Ценой многих усилий в 1996 г. военные действия в Чечне были прекращены, заключено соответствующее перемирие, прошли выборы нового президента. Однако ситуация в республике продолжала оставаться сложной, и в 1999 г. военные действия возобновились.


9.3. Отношения России со странами СНГ

--------------------------------------------------------------------------------

В политической истории России 90-х гг. большое место занимают отношения со странами СНГ, которые принимают интеграционный характер. 29 марта 1996 г. в Москве президенты России, Казахстана, Белоруссии и Киргизии подписали документы, нацеленные на дальнейшее укрепление отношений в экономической и гуманитарной сферах.

В подписанных документах проявляется их воля к дальнейшему сближению и при этом указывается, что за каждым из договаривающихся сторон оставляется право выхода после истечения его срока (5 лет), но при условии предупреждения об этом заранее - не позднее, чем за полгода. Договор также открыт и для вступления в него других членов СНГ.

Договор породил создание единого экономического пространства, общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, взаимодействия различных форм собственности. Для достижения поставленных целей стороны договорились учредить Высший совет, Интернациональный комитет и Парламентский конгресс.

По конкретным направлениям были подписаны отдельные межправительственные соглашения, в том числе: о взаимном упрощении порядка гражданства мигрантами, о свободном въезде и выезде, о признании имеющими одинаковую ценность дипломов вузов, о единой системе образования и социальной зашиты населения.

Важная роль придавалась таможенному союзу, что, однако, не означало, что на границах между нашими странами исчезнут таможенные посты и товары свободной рекой потекут во всех направлениях. Наоборот, посты сохраняются и даже укрепляются. Речь шла о единой таможенной политике, унифицированных правилах доставки и досмотра грузов, их учета и взаимных расчетов, а также о совместных мерах по борьбе с контрабандой.

В военной области стороны условились обеспечить общую безопасность, иметь единые принципы строительства, планирования и использования вооруженных сил, их участия в миротворческих операциях, а также использования элементов военной инфраструктуры в соответствии с национальным законодательством. По договоренности до конца 1996 г. должен пройти первый этап «углубленной интеграции».

Так, с 15 мая должна была действовать программа по выполнению основных положений договора. В течение апреля предполагалось сформировать Парламентский конгресс, затем создать единые отраслевые органы: таможенный комитет, транспортный, по охране границ, внешних экономических связей. До 1 июня 1996 г. предусматривалось в полной мере согласовать гражданское, трудовое, социальное и хозяйственное законодательство.

Следующим, более серьезным шагом на пути интеграции СНГ явилось подписание в Москве президентом России и Белоруссии 2 апреля 1996 г. договора об углублении интеграции между Белоруссией и Россией. Сразу же Госдума приняла заявление в поддержку этого договора. Одновременно депутаты Госдумы призвали глав стран СНГ поддержать процесс российско-белорусского сближения и присоединения к нему « любых приемлемых формах».

Эти интеграционные процессы в странах СНГ сыграли важную роль расширении между ними доверия, в улучшении атмосферы внутри самого сообщества, были нацелены на совместное мирное сосуществование на всем постсоветском пространстве.

Усиление интеграционных настроений в СНГ следует рассматривать, как реакцию на те крайности, которыми сопровождался болезненный распад СССР в начале 90-х гг.

В большинстве бывших союзных республик наступает усталость и отрезвление в связи с исчерпанностью потенциала примитивной и плохо проработанной националистической идеологии, возобладавшей на первых порах, причем в ее резких и непримиримых формах.

Выявляются и ограничения на пути подлинно независимого экономического развития. Во многих странах достаточно слабыми оказываются введенные национальные валюты. При этом сам распад СССР значительной частью ее населения продолжает восприниматься как зло, и даже как национальная трагедия.

Наиболее сложной остается проблема реализации потенциала российско-прибалтийского сотрудничества, где еще предстоит найти пути развязки целого ряда болезненных проблем.

Выстраивание отношений России на разных направлениях в обозримом будущем может создать асимметричную систему взаимных обязательств, но в любом случае в центре ее окажется Россия.

И чтобы плодотворно решать проблемы внутри СНГ, России предстоит выйти из общего дрейфа, которым обернулось ее падение, начавшееся на рубеже 80-90 гг. Стратегическая задача сегодняшнего Российского государства в мире - упрочить связи с наиболее реальными партнерами на индивидуальной и групповой основе. На территории бывшего СССР России предстоит проводить курс на максимально дифференциальную интеграцию, конечно, не в ущерб собственным экономическим и военно-политическим интересам.


Пути дальнейшего усиления интеграционных процессов

--------------------------------------------------------------------------------

В результате молниеносного распада СССР оказались разделенными не только русский, но и все другие народы бывшего Союза. В «чужих» республиках живут примерно 60 млн. человек, из них 25 млн. русских, 7 млн. украинцев, сотни тысяч белорусов, армян, азербайджанцев, грузин, казахов, таджиков и др.

Экономические мотивы отчуждения людей стали жестче «железного занавеса», существовавшего в советские времена. Проезд к родственникам обходится в несколько раз дороже минимального прожиточного минимума. Со всей серьезностью встала и проблема переселенцев, вынужденных подчас тысячами бежать из бывших республик. Причем, большинство переселенцев составляют высококвалифицированные специалисты, и в недалекой перспективе может возникнуть ситуация, когда этих же специалистов придется приглашать для работы на тех же предприятиях и в тех же организациях, но уже по контракту с оплатой в иностранной валюте.

Насколько ранее популяризировалась и поднималась роль русского языка, настолько, особенно в первые годы суверенизации, она принижалась. Только в Белоруссии и Киргизии русский язык получил статус государственного. Хотя данная проблема - придание ему официального статуса для межгосударственных структур и равноправного с родным языком во всех постсоветских республиках, является не последней в решении вопросов интеграции. Язык межнационального общения не исчерпал себя.

Договором об углублении интеграции Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия обязались создать «условия для сохранения и укрепления общего культурного пространства на основе исторически сложившихся связей и деловых контактов между творческими союзами и объединениями, деятелями культуры, литературы и искусства, сохранения этнической и языковой самобытности народов». Им предусмотрено обеспечение равных прав граждан этих государств, при получении образования, введение единых образовательных стандартов.

Что касается вопросов о едином гражданстве, то пока только Туркменистан и Таджикистан заключили с Россией договор о двойном гражданстве. В то же время следует отметить, что действенность этих актов ощущается крайне слабо и их воплощение в жизнь идет противоречиво.

Между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией достигнуты договоренности о свободе выбора и упрощенном порядке получения гражданства, о свободном въезде и выезде, введении единых стандартов социальной зашиты, выравнивании условий пенсионного обеспечения, уровней пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям. Однако многие из этих хороших позиций все еще остаются на бумаге.

В целях оказания реальной помощи нашим соотечественникам, не по своей воле оказавшимся разделенными народами, правительство Российской Федерации в мае 1996 г. приняло постановление «О программе мер по поддержке соотечественников за рубежом», в котором определены как общие, так и конкретные задачи по реализации этой программы.

В результате скоротечного разрыва народнохозяйственных связей республик, вызванного распадом СССР многие крупные промышленные предприятия резко сократили производство продукции, которая теперь могла оказываться никому не нужной, а многие из них и вовсе прекратили свою деятельность. И таких примеров в практике взаимоотношений России со странами СНГ сегодня очень много.

Но, так или иначе, активный интеграционный процесс в СНГ начал переходить в практическую плоскость, и уже четко обозначилась многоярусная структура взаимодействия новых государств:
1. Россия, Белоруссия - наиболее глубокая форма сообщества с общими национальными, в том числе политическими структурами управления.
2. Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия - углубленная и, прежде всего, экономическая интеграция, базирующаяся на Таможенном и Платежном союзах.
3. Страны, которые входят в СНГ, - это сложившиеся после распада СССР межгосударственные объединения 12 бывших республик.
4. СНГ и государства Балтии - территории бывшего Советского Союза.

Каждая из этих систем объявлена открытой для свободного выхода, приема новых членов и контактов с другими межгосударственными мировыми транснациональными образованиями. Хотя, следует заметить, что наметившееся сближение стран (бывших республик СССР) идет куда менее стремительно и интенсивно, чем предшествующий ему распад.

По мере укрепления собственной государственности интересы и политика государств-членов могут расходиться, как в области внешней политики и политики безопасности, так и во внешнеэкономических и культурных связях.

Наиболее яркий пример тому - расхождения в отношении к НАТО: тогда как Россия и Белоруссия оценивают Североатлантический союз как потенциальную угрозу для себя, многие другие страны содружества видят в нем надежного партнера по обеспечению безопасности и стремятся к тесному сотрудничеству с ним. К тому же нет такой внешней или внутренней, глобальной или региональной угрозы, которая воспринималась бы как общая опасность всеми государствами - членами СНГ.

Конечно, большинство членов СНГ ставят в заслугу уже то, что распад Советского Союза произошел цивилизованно, а не по югославскому сценарию.

Также не удается реализовать идею постепенной экономической интеграции по модели Европейского экономического сообщества, чему сильно мешают различия в характере и темпах процессов преобразований в странах СНГ.

Как институт региональной интеграции на постсоветском пространстве СНГ пока все еще несостоятелен. По официальным данным, действует лишь каждое десятое из восьми сотен соглашений. Многие из них вообще подписаны лишь частью государств-членов. В результате такого сотрудничества «по выбору» интеграция становится неэффективной.

И, тем не менее, СНГ трансформируется в качественно новую геополитическую, социально-экономическую и национально-культурную инфраструктуру, аналогов которой не было в мировой истории, и у которой есть перспективы.


Краткое содержание лекции:

--------------------------------------------------------------------------------

В 1991 г. по итогам проведенного референдума произошел распад СССР.
У истоков перестройки стоял президент СССР М.С. Горбачев, сторонник поэтапного перехода к рынку.
Значительная роль М.С.Горбачева в событиях перестройки с точки зрения современников.
Коренная перестройка в нашей стране была закономерна и исторически необходима.
Переход России в новое состояние осуществлялся не буржуазно-демократическим, а криминально-бюрократическим путем.
Распад СССР, повлекший за собой распад ОВД, разрушил биполярную систему мира и вызвал в нем дестабилизацию.
Политический раскол привёл к кровавой драме в сентябре 1993 г.
Победа президента: запрет деятельности многих партий и газет коммунистической направленности.
К середине 1994г. обстановка в обществе стабилизировалась.
Российское общество, уйдя от тоталитарного прошлого, забуксовало в неопределенности.
Приватизация в стране произошла по сценарию, выгодному правящей номенклатуре и не принесла оздоровления экономики.
Во второй половине 90-х гг. Россия вступила в фазу этнополитических конфликтов.
Россия идет по пути экономического и социального регресса.
Декабрь 1994 г. - начало действий федеральных войск в Чечне.
Дудаевцы получали немалую денежную помощь.
Военные конфликты на Кавказе приводят к созданию военных формирований, способных действовать против регулярной армии.
Поддержка Дудаевского режима соответствует целям внешней политики некоторых государств мусульманского мира.
Реакция Запада на войну в Чечне оказалась довольно сдержанной.
Возобновление войны в Чечне в 1999г.
С 1996 г. отношения между странами СНГ начинают носить интеграционный характер.
Подписание договоров в экономической военной и социальной сфере.
После болезненного распада СССР, приходит осознание необходимости интеграции.
России ищет пути сотрудничества с учетом своих интересов.
Распад СССР вызвал массовое разрушение родственных связей и миграцию населения.
Проблема русского языка, как средства межнационального общения.
Государства бывшего СССР пытаются решить проблемы гражданства, контактов и социального обеспечения для своих граждан.
Становление многоярусной структуры взаимодействия новых государств.
Разные политические интересы усложняют сближение молодых государств.
Трансформация СНГ в качественно новую инфраструктуру с реальными перспективами.


Основные даты этого периода:

--------------------------------------------------------------------------------

1985 г. - в СССР началась перестройка.

1991 г. - по итогам проведенного референдума произошел распад СССР.

12 июня 1991 г. - всенародные выборы первого президента России (им стал Б.Н. Ельцин), а также мэров Москвы (Г. Попов) и Ленинграда (А. Собчак).

19 - 21 августа 1991 г. - произошел неудавшийся августовский путч, целью которого явилось устранение от власти Президента СССР (Горбачева).

Декабрь 1991 г. - подписание руководителями трех республик (Б. Ельциным, Л.Кравчуком и С. Шушкевичем) Соглашения о прекращении существования СССР, уход в отставку М. Горбачева.

Январь 1992 г. - начало осуществления экономической политики «либерализации» и «шоковой терапии».

Декабрь 1992 г. - VII съезд народных депутатов избирает председателем правительства В.С. Черномырдина.

21 сентября 1993 г. - Указом Б.Н. Ельцина была приостановлена деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

22 сентября 1993 г. - Верховный Совет издает свой Указ, которым признается недействительным Указ Президента, как противоречащий Конституции РФ.

Сентябрь – октябрь 1993 г. - роспуск Президентом России Съезда народных депутатов и Верховного Совета, противостояние сил (сторонников президента и парламента), кровавые события в Москве.

12 декабря 1993 г. - выборы в Государственную Думу и Совет Федерации Федеративного собрания, референдум по проекту Конституции РФ.

25 декабря 1993 г. - вступление в силу Конституции РФ.

Февраль 1994 г. - политическую амнистию получают члены ГКЧП.

Декабрь 1994 г. - начало действий федеральных войск в Чечне.

Декабрь 1995 г. - выборы второго состава Федерального Собрания РФ (Государственной Думы и Совета Федерации).

Март 1996 г. - обнародование программы по умиротворению в Чечне, прекращение военных действий.

29 марта 1996 г. - в Москве президенты России, Казахстана, Белоруссии и Киргизии подписали договор, нацеленный на дальнейшее укрепление отношений, и который остается открытым для вступления в него других членов СНГ.

2 апреля 1996 г. - подписание договора об углублении интеграции между Белоруссией и Россией.

Май - 1996 г. - принятие постановления «О программе мер по поддержке соотечественников за рубежом».

Декабрь 1988 г. - Декларация о создании союзного государства Россия – Белоруссия.

1999 г. - возобновление военных действий в Чечне.

Декабрь 1999 г. - добровольная отставка президента Б. Ельцина.

26 марта 2000 г. - выборы Президента, избрание главой государства В. Путина.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)