ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

К 20-летию великой пролетарской революции в СССР. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 ноября 2007
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА: Советский период




К 20-летию великой пролетарской революции в СССР. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ
Автор: З. КАСТЕЛЬСКАЯ


1

Угнетение и подавление национальных меньшинств было одним из основных устоев российского военно-феодального империализма; мощь царской России в значительной степени обеспечивалась безграничным удобством грабить "инородцев". Зловещий двуглавый орел в течение многих лет реял над бесправными, забитыми узниками, заключенными в эту страшную "тюрьму народов". Когда в феврале 1917 года было свергнуто самодержавие, колониальные народы царской России думали, что вместе с долгожданным освобождением от царизма они получат свободу и независимость.

Поэтому вместе с другими угнетенными народами трудящиеся Узбекистана с радостью приветствовали первые вести о февральских событиях в Петрограде. Царские сатрапы во главе с генерал-губернатором Куропаткиным пытались скрыть от населения телеграммы, извещавшие о происшедшей революции (первые телеграммы были получены в Ташкенте 1 марта 1917 года по старому стилю), но по городу упорно циркулировали слухи о свержении Николая. 2 марта к генералу Куропаткину отправилась делегация рабочих-железнодорожников, потребовавшая опубликования телеграммы Комитета Государственной думы о революционных событиях в Петрограде.

Но Куропаткин снова заявил: "Революции никакой нет. Все слухи - это провокация. Я запросил его императорское величество, и, пока он высочайше не ответит мне лично, я никому не поверю".

И только 3 марта, к вечеру, туркестанские газеты поместили телеграммы о революции в России и свержении царя.

Очень скоро трудящиеся Узбекистана убедились в необоснованности своих надежд на изменение существующего положения. Временное правительство стремилось сохранить один из основных принципов самодержавия - принцип "единой, неделимой России". Буржуазное Временное правительство отнюдь не было склонно пересматривать доставшуюся ему от царского самодержавия систему национального угнетения. Для него было совершенно бесспорно, что Туркестан должен и впредь оставаться колонией России. Однако открыто заявить о сохранении национального гнета со стороны российской буржуазии Временное правительство боялось. Призрак национально-освободительного восстания 1916 года стоял перед ним во весь свой могучий рост. И Временное правительство прибегло к своему излюбленному методу - обману, формально провозгласив равенство наций, на деле являвшееся пустым звуком.

"Исходя из неизбежного убеждения, что в свободной стране все граждане должны быть равны перед законом, - писал "Вестник Временного правительства", - и что совесть народа не может мириться с ограничениями прав отдельных граждан в зависимости от их веры и происхождения, Временное правительство постановило: "Все установленные действующими узаконениями ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности, отменяются"1 .

Фиктивность этого постановления очень быстро вскрылась всей дальнейшей национальной политикой Временного правительства.

В течение целого месяца фактическим представителем новой, "революционной" власти - Временного прави-


--------------------------------------------------------------------------------

1 "Вестник Временного правительства" N 15 от 20 марта 1917 года.

стр. 30


--------------------------------------------------------------------------------

тельства - в Туркестане оставался все тот же матерой царский колонизатор - генерал-губернатор Куропаткин. Попрежнему гражданское управление ее было отделено от военного. Генерал Куропаткин приказал всем войскам Туркестанского военного округа принять присягу в верности буржуазному Временному правительству. Он продолжал вести национальную политику помещиков и буржуазии, призывая народ к "национальному единству", заключавшемуся, по его мнению, в единстве интересов империалистической метрополии и колонии. Куропаткин продолжал натравливать один народ на другой. Еще 2 марта он пытался спровоцировать русских трудящихся на выступление против местного населения, распространяя слухи о том, что "туземцы режут всех русских и хотят их уничтожить всех до одного вместе с детьми". Однако эта генеральская провокация сорвалась.

Генерал Куропаткин продолжал политику истребления бунтующих "туземцев". Он настаивал на проведении своего плана сгона киргизов Семиречья с их земель и переселения их в Нарын. Он требовал также сохранения в силе его распоряжения о захвате узбекских земель в Джизаке и выселении из Старого города всего населения в наказание за убийство представителей русских властей в июле 1916 года.

Комиссар Временного правительства в Семиречье - алаш-ордынец Тынышпаев - встал на сторону Куропаткина. Особые вооруженные заслоны и отряды на границах беспощадно расстреливали беженцев-киргизов, возвращавшихся на родные земли. Комиссары Временного правительства: эсер Шкапский, меньшевик Шендриков и др. - под предлогом розыска "русских", которых якобы держали в плену повстанцы 1916 года, создали особые карательные отряды из кулачья, которые безнаказанно грабили трудящиеся массы Семиречья.

Шовинистическую политику Временного правительства поддерживали также и предатели революции - меньшевики и эсеры. Так, например, на грандиозном рабочем митинге, состоявшемся 5 марта около дома Куропаткина в Ташкенте, представители меньшевиков призывали демонстрантов к поддержке Временного правительства, к доведению войны до победного конца и к нераздельному союзу с "великой Россией". Эти социал-соглашатели без оговорок принимали Куропаткина как "достойного" представителя "революционной" власти.

Блестящим образцом национальной политики Временного правительства может служить также мартовское постановление об освобождении палачей-карателей, участвовавших в разгроме киргизского восстания 1916 года, которых вынуждено было арестовать даже царское правительство. Эта амнистия вызвала сильнейший гнев не только местного населения, но и русских трудящихся.

2

16 марта представители советов рабочих и солдатских депутатов и советов трудящихся-мусульман постановили немедленно ликвидировать царский аппарат власти в Ферганской области. Это требование было встречено колонизаторами как "возмутительное своеволие туземцев". Тем не менее, Куропаткин вынужден был уволить военного губернатора Ферганы - полковника Иванова, расстрелявшего десятки тысяч стариков, женщин и детей во время узбекского восстания 1916 года, и его помощника Папенгута, также одного из активных участников разгрома восстания. Таким образом, только под сильным нажимом масс представители "революционного" правительства в Туркестане, наконец, устранили от управления некоторых из самых ярых черносотенцев и контрреволюционеров.

Попыткой натравить русских рабочих на местное население провокационная деятельность Куропаткина не ограничилась. В середине марта он начал раздавать из ташкентского арсенала оружие самым косным и реакционным представителям русского населения, главным образом деклассированным элементам, одновременно с этим распуская в старой, национальной части Ташкента слухи о том, что русские вооружаются и бу-

стр. 31


--------------------------------------------------------------------------------



КУРОПАТКИН: "Расходитесь, господа! Все слухи о революции - провокация!"

Карикатура Ю. Цишевского.

дут убивать всех узбеков. Но и эта попытка спровоцировать местных жителей на выступление против русского населения также провалилась.

Возмущенные массы узбекских и русских трудящихся потребовали немедленного снятия Куропаткина.

31 марта об'единенное заседание Ташкентского совета рабочих и солдатских депутатов, исполнительного комитета и представителей совета мусульманских депутатов постановило отстранить Куропаткина от должности.

После Куропаткина председателем Туркестанского комитета Временного правительства был назначен кадет Щепкин. Естественно, что такая персональная замена одного колонизатора другим ни в коей мере не изменила основного направления национальной политики.

Щепкин декларировал отмену ограничений вероисповедания, но на деле политика притеснения и издевательств над местным населением продолжалась.

Даже самые минимальные требования населения (как преподавание в школах на родном языке) не были удовлетворены: государственным языком продолжал оставаться русский язык; школ попрежнему почти не было.

Временное правительство позаботилось о сохранении национальной раздробленности узбеков, киргизов и таджиков в искусственно созданных царизмом областных и уездных границах.

Малейшие попытки национального самоопределения вызывали резкое противодействие со стороны представителей Временного правительства.

Стремясь сохранить свой приоритет, представители Временного правительства обвиняли национальные трудящиеся массы в косности, невежестве, политической незрелости, доказывали им, что они еще не доросли до какой-либо самостоятельности, и т. д. Так например 8 мая I краевой туркестанский с'езд эсеров принимает следующее решение: "Признать автономную самостоятельность

стр. 32


--------------------------------------------------------------------------------

Туркестана под контролем до выращивания туземной интеллигенции"1 .

Таким образом, Временное правительство вело такую же политику по отношению к народам Туркестана, что и царская Россия, с той лишь разницей, что оно прикрывало ее демагогическими фразами о демократии, революции, сотрудничестве народов и пр. Эту политику разжигания национальной розни использовали реакционные феодально-буржуазные слои местного населения. В марте узбекская буржуазно-националистическая партия джадидов ("сторонников нового") создала краевой совет мусульман - "Шура Исламия". Джадиды были типичными культурниками-реформистами, борьба которых с царизмом сводилась к требованию незначительных уступок мирным путем. При этом чтобы добиться этих уступок, джадиды часто предавали насущные интересы народных низов.

Создали свою организацию - "Улема" - также и мусульманское духовенство и полуфеодалы-помещики. Эта организация была в тесном сотрудничестве с русскими черносотенцами. Как "Улема", так и "Шура Исламия" стояли на страже своих эксплоататорских интересов, но, стремясь привлечь на свою сторону симпатии трудовых слоев местного населения, они, как и Временное правительство, прибегали к демагогическим приемам. Надо отметить, что на первых порах им удалось подчинить своему влиянию значительные слои трудящихся из коренного населения. 1 туркестанский мусульманский с'езд, происходивший 14 - 20 апреля 1917 года, принял резолюцию о всемерной поддержке Временного правительства. Председателем этого с'езда был лидер джадидов Мунавар-Кары.

Но, несмотря на все это среди местного населения постепенно начинают приобретать все больший и больший авторитет советы рабочих и солдатских депутатов и советы трудящихся мусульман. Значительно возрастает и авторитет большевиков, хотя число их было еще очень незначительно.

Самостоятельной большевистской организации в тот период в Туркестане еще не было, но отдельные большевики вели упорную борьбу с представителями Временного правительства и, в частности, с засевшими в советы меньшевиками и эсерами.

Щепкин яростно ненавидел большевиков. Продолжая политику своего предшественника, он вместе с эсерами и меньшевиками, опираясь на местную национальную буржуазию, душил большевистские организации и всячески противодействовал сплочению трудящихся масс коренного населения вокруг партии большевиков. Однако популярность большевиков все росла. Особенно большое влияние они имели среди рабочих-железнодорожников и солдат. 30 апреля общее собрание рабочих среднеазиатской железной дороги под влиянием большевиков вынесло резолюцию полного недоверия Туркестанскому комитету Временного правительства и потребовало очистить ряды милиции от жандармов и полицейских.

12 мая во время заседания Ташкентского совета, несмотря на все происки и агитацию меньшевиков, делегатом на I всероссийский с'езд советов был избран большевик Першич. На II туркестанском краевом с'езде РСДРП среди 29 делегатов с решающим голосом было 7 большевиков и 4 сочувствующих большевикам. Эта большевистская группа выступила с резолюциями о недоверии Временному правительству и о прекращении империалистической бойни.

Во время корниловского мятежа большевики от имени краевого бюро РСДРП обратились к трудовому народу Туркестана с призывом вести упорную борьбу с контрреволюцией и требовать передачи власти советам. 28 августа в Ташкенте была организована большевиками грандиозная демонстрация рабочих, солдат и трудящихся масс русского и местного населения. В руках демонстрантов пылали алые полотнища с лозунгом "Вся власть советам!"

3

Представители контрреволюционного Временного правительства тщетно пытались противодействовать росту влияния большевиков на народные


--------------------------------------------------------------------------------

1 "Наша газета" N 215 от 12 мая 1917 года.

стр. 33


--------------------------------------------------------------------------------



Временное правительство освобождает арестованных палачей киргизского восстания 1916 года.

Карикатура Кукрыниксы.

массы. Возможность пролетарской революции становилась реальной угрозой для буржуазного правительства.

Представители местных господствующих классов заволновались. II краевой мусульманский с'езд "Шура Исламия" решительно принял резолюцию против передачи власти в руки советов.

Классовое самосознание масс все более и более прояснялось. Еще в апреле наиболее передовые части узбекского населения начали выступать самостоятельно. В Ташкенте, Самарканде, Андижане и других городах уже были созданы организации местных рабочих - строителей, кожевников, союзы работниц-узбечек, стали организовываться советы трудящихся. Особенно активную роль в деле пробуждения революционного сознания масс сыграли рабочие, мобилизованные на тыловые работы в Россию по набору 1916 года и вернувшиеся оттуда на свою родину.

10 - 11 мая в Ташкенте был созван с'езд народных мусульманских депутатов Ташкентского уезда. На этом с'езде, кроме рабочих-делегатов, присутствовали дехкане - представители 26 волостей Ташкентского уезда. Главным вопросом этого с'езда был вопрос об отношении к "Шура Исламия". И с'езд почти единогласно вынес свое недоверие к этой буржуазно-националистической организации1 .

В кишлаках узбекское национальное движение в значительной степени стало превращаться в движение дехкан за землю. В июне чиновники Временного правительства отмечают участившиеся случаи отказа от уплаты оброка, стремление захватить казенно-оброчные земли. Туркестанский комитет Временного правительства всполошился. В Фергану и Сыр-Дарьинскую область были разосланы комиссары Комитета, убеждавшие дехкан ждать Учредительного собрания, которое, и разрешит земельный вопрос. Если же уговоры не действовали, то присылались вооруженные отряды для охраны казенно-оброчных земель и защиты крупных землевладельцев-баев.

Нарастание революционных настроений среди узбеков и других национальностей вызвало консолидацию сил контрреволюции. В Петрограде всполошились. Когда 24 августа к министру-председателю Керенскому приехала узбекская делегация, то он встретил ее следующими словами: "Я хорошо знаю Туркестан и его население и верю, в Вашу преданность нашей родине и не верю слухам, что в Туркестане готовятся волнения против России, но предупреждаю, что если бы таковые где-нибудь произо-


--------------------------------------------------------------------------------

1 "Наша газета" N 16 от 26 (13) мая 1917 гола.

стр. 34


--------------------------------------------------------------------------------

шли, то будут приняты самые крутые меры". В этом заявлении нашла свое отражение вся национальная политика Временного правительства: "Единая и неделимая Россия должна остаться непоколебимой".

Русская буржуазия боялась потерять одну из своих богатейших колоний. Местные же господствующие классы боялись потерять свою власть над узбекским народом. Их "теоретики" из кожи вон лезли, чтобы доказать органическое единство мусульман. Даже бывшие царские генералы-руссификаторы выступили в роли защитников идеи единства мусульманства. Так, бывший военный губернатор Самаркандской области Лыкошин в своей статье "О чем грезят туземцы" писал буквально следующее: "Мусульмане, прежде всего, остаются мусульманами и видят свое счастье в сохранении вековых устоев, обычного уклада жизни, скрепленного писанным, религиозно-юридическим кодексом, известным под названием шариата... В мусульманском мире народность, как таковая, вовсе не имеет того значения, которое придают этому понятию христианские народы... Мусульмане всего мира составляют одну большую религиозную общину и... национальность членов не имеет особого значения. Связь дает общее вероисповедание... по моему мнению, все туземцы - прирожденные и убежденные буржуа, и социалистические теории вовсе их не коснулись"1 .

Напуганный стремлением колониальных народов к самоопределению, Лыкошин выдвигает мусульманство как обруч, противодействующий распадению мусульманских народов на самостоятельные государственные национальные единицы. Он приводит чрезвычайно "убедительный" аргумент, что все мусульмане Средней Азии - "прирожденные буржуа", иными словами, что между ними никакой классовой борьбы быть не может, так как все они прирожденные собственники. Так Лыкошин пытался доказать "несостоятельность" идеи самоопределения народов и отсутствие в стране классовой борьбы.

С такими же, только еще более откровенными проповедями выступали и представители узбекского буржуазного национализма. Один из них писал: "Мусульмане могут и смеют противопоставить лозунгу "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"... мощный лозунг "Мусульмане всех стран, соединяйтесь!"

Таким образом, все сторонники контрреволюции старались во что бы то ни стало раз'единить русских и местных трудящихся, усилить национальную рознь и вражду между ними, с тем чтобы уменьшить силы революции и укрепить власть капитала.

Национальная политика Временного правительства оказалась типично империалистической. Эта политика полностью отражала буржуазный характер власти в стране и стремилась лишь к тому, чтобы сохранить status quo, а отнюдь не к тому, чтобы обеспечить узбекскому народу освобождение, фактическое равноправие, развитие языка, науки и культуры.

Буржуазное Временное правительство, так же как и царизм, продолжало бороться не только за укрепление своей власти над порабощенными уже народами, но и за приобретение еще новых и новых колоний.

В заключение следует лишь добавить, что Временное правительство не отказывалось также и от своих сюзеренных прерогатив по отношению к "самостоятельным" Бухарскому и Хивинскому ханствам. В пункте 3-м постановления Временного правительства об управлении Туркестанским краем было сказано: "Туркестанский Комитет уполномочивается действовать от имени Временного Правительства в пределах трех коренных областей Туркестанского края (Самаркандской, Сыр-Дарьинской, Ферганской), областей Закаспийской и Семиреченской, а также в пределах Хивы и Бухары". Уже 4 марта министр иностранных дел Временного правительства Милюков послал эмиру Бухарскому ноту о дружбе, на что эмир - этот верный пес русской буржуазии - немедленно ответил от лица "всего народа": "Считаем свое нахождение под покровительством могущественной России для себя благом"2 .


--------------------------------------------------------------------------------

1 Газета "Туркестанское слово" от 25 августа 1917 года.

2 ЦАУ, д. N 1559, л. 1 - 2.

стр. 35


--------------------------------------------------------------------------------



Ставленники колонизаторской политики Временного правительства.

Карикатура Ю. Цишевсвого.

Таким образом, гармония между угнетателями и эксплоататорами бухарского народа была полной.

Но уже накануне Великой пролетарской революции угнетенным массам узбекского народа все более и более "становилось очевидным, что освобождение трудовых масс угнетенных национальностей и уничтожение национального гнета немыслимы без разрыва с империализмом, низвержения "своей" национальной буржуазии и взятия власти самими трудовыми массами"1 .

Наступившая Великая пролетарская революция нашла в узбекских трудящихся своих верных союзников и помощников. При мудрой помощи ленинско-сталинской национальной политики трудовой народ Узбекистана сбросил с себя цепи национального рабства, освободился от колониального гнета и спасся от вымирания и гибели.

Социализм, пришедший на смену капитализму, уничтожил национальное неравенство и национальную вражду. На территории "тюрьмы народов" - царской России - возникли самостоятельные национальные республики и национальные автономные области, создание которых еще более укрепило дружбу народов и тем самым мощь нашего советского государства.

Продолжая неуклонно осуществлять основной принцип ленинско-сталинской национальной политики - принцип полного национального самоопределения, партия и советское правительство провели в жизнь в 1924 году такое грандиозное мероприятие, как национальное размежевание республик и областей Средней Азии.

В результате этого размежевания в числе других союзных республик образовалась Узбекская советская социалистическая республика, вошедшая в 1925 году в СССР. Национальное размежевание вместе с другими мероприятиями партии и правительства, направленными на подтягивание отсталых национальных республик до уровня передовых республик Советского союза, создало огромный стимул для экономического и культурно-


--------------------------------------------------------------------------------

1 Сталин. Сборник "Марксизм и национально-колониальный вопрос", стр. 52. 1934.

стр. 36


--------------------------------------------------------------------------------

го роста Узбекистана, для превращения его в образцовую социалистическую республику у ворот колониального Востока. С тех пор Узбекистан добился огромных успехов на хозяйственном и культурном фронте. Эти успехи заслуженно получили высокую оценку от главы советского правительства В. М. Молотова, который на приеме узбекской делегации в Кремле заявил, что Узбекистан является ведущей республикой в области такой важнейшей сельскохозяйственной культуры, как хлопок. Если раньше грамотные в Узбекистане насчитывались буквально единицами и то главным образом из числа духовенства и байства, то сейчас страна покрыта густой сетью школ, клубов, театров и красных чайхан. Вместо первобытного омача на полях Узбекистана сейчас работают мощные тракторы. Строятся и построены многочисленные текстильные и шелкомотальные фабрики, шоссейные и железные дороги.

Вопреки уверениям российских колонизаторов, из среды узбекского народа быстро вырастают энтузиасты труда - стахановцы, талантливые трактористы, хлопкоробы, инженеры, артисты, писатели, композиторы.

Новая сталинская Конституция является еще одним шагом по пути дальнейшего укрепления нерушимой дружбы народов СССР, "...дружба между народами СССР, - говорит товарищ Сталин, - большое и серьезное завоевание. Ибо пока эта дружба существует, народы нашей страны будут свободны и непобедимы. Никто не страшен нам, ни внутренние, ни внешние враги, пока эта дружба живет и здравствует"1 .

Новая Конституция есть дальнейшее укрепление пролетарского интернационализма.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Совещания передовых колхозников и колхозниц с руководителями партии и правительства 4 и 19 декабря 1935 года, стр. 60. Огиз. Сельхозгиз. 1936.

стр. 37






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)