ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

"Молодежные выборы" в России

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 06 февраля 2009
АвторОПУБЛИКОВАЛ: малышева
АвторРУБРИКА:




Степень участия молодежи в политике и в частности в избирательных компаниях в России изучают с 1996 года. Первые наиболее объективные исследования были проведены в 2002 году по заказу Центризбиркома РФ и Федеральной службой госстатистики в 2004-2005 годах.
Исследование роли молодежи в политике, проведенное по заказу Цен-тризбиркома РФ, показало: в парламентских выборах 1999 года участвовало только 35% из числа избирателей в возрасте от 20 до 24 лет, 46% — от 25 до 29 лет . Исходя из данных результатов было сделано два вывода. Во-первых, государство дистанцировалось от молодежи. И, во-вторых, молодежь используется в электоральном процессе только как средство достижения политических целей. Следствие — молодежь чувствует себя обманутой, это блокирует ее политическую активность. Спустя четыре года Центризбирком РФ провел аналогичное исследование с помощью социологической службы «Левада-Центр», которое показало, что те, кому от 18 до 25 лет, составляют среди избирателей 12 — 14%, от 25 до 40 лет — 25% . Апатию молодежи к политике тогда связали с тем, что все места в этой сфере заняты старшим поколением.
Исследование, проведенное Федеральной службой госстатистики, показало, что на начало 2005 года в России насчитывалось 35,389 млн. граждан в возрасте от 15 до 29 лет. Более 100 тысяч из них были вовлечены в деятельность партий и общественно-политических организаций . При этом в законодательных органах власти молодые люди практически отсутствовали. Положение усугублялось тем, что в России не было закона, который бы четко определял понятия «молодежь» и «молодежная политика».
Все социологические исследования последнего десятилетия показывают: степень участия молодежи в общественных движениях равна 1%, еще точнее — 0,8%. Социологи называют две основные причины пассивности: недоверие общества к молодым и недоверие молодежи к институту власти.
С другой стороны, такая пассивность свидетельствует, что молодежи есть, где реализовываться: образование, бизнес, есть рабочие места (безработица скорее сокращается, чем растет), есть спорт, есть госслужба — в каждой из этих сфер действуют «социальные лифты», которые позволяют молодому человеку сделать карьеру» .
Стоит отметить, что в российской политической культуре молодежь практически никогда не рассматривалась в качестве серьезного участника политической жизни страны. Если смотреть по разным возрастным группам, то членов политических партий среди молодых людей меньше, чем среди людей старшего поколения: среди 18–23-летних — 1,9%, среди 24–30-летних — 0,9%, среди 31–54-летних — 4,3%, и среди тех, кому 55 лет и более, — 4% .
В последнее время власть заинтересовалась молодежью, однако процесс вовлечения ее в политику подобен схеме рекрутирования советских времен: он идет «сверху», а потому не очень успешно. Причин возрождения прежних схем «работы с молодежью» несколько, и все они структурно обусловлены.
Во-первых, молодое поколение устранилось от политического процесса и сконцентрировалось на создании материальной основы своего существования. А поскольку молодежь является достаточно большой частью электората, то привлечение ее на свою сторону видится представителями различных партий важной стратегической задачей.
Так, например, появилось движение «Молодая гвардия» в 2005 году на базе «Молодежного единства» партии «Единая Россия». Одни вступили для карьеры, другие — ради общения, третьи просто разделяют идеи “Единой России”. Стимулы для них — бесплатное участие в образовательных программах, семинарах, тренингах. В апреле 2005 года руководство «Единой России» предложило ввести 20% квоту для молодежи (от 21 года до 28 лет) в предвыборных списках своей партии .
Во-вторых, в политическом пространстве закрепились определенные политические силы, и процесс передела власти несколько затормозился. В условиях относительной политической стабильности и постоянно растущего государственного бюджета у власти появляется не только возможность укрепить свои позиции, но и интерес к самовоспроизводству. Как следствие возникают политические PR-проекты вроде «Молодой гвардии “Единой России”».
В-третьих, наличие молодежных организаций является важной состав-ляющей имиджа демократической страны. А в условиях, когда молодежь не интересуется политикой, не видит способов политического участия в жизни страны и занята исключительно практической деятельностью, у представителей власти остается единственный выход — создавать своеобразные симуляторы молодежных политических организаций. Представители властных структур, не заинтересованные в политизации молодежи и формировании у нее активной гражданской позиции, моделируют искусственные образования, которые можно контролировать и направлять в нужную сторону.
Среди молодых людей в целом меньше тех, кто готов принимать участие в выборах, а потому электоральная активность этой группы населения несколько ниже, чем у представителей старшего поколения. Во время предвыборной кампании 2004 года, на выборы президента собирались идти 65% молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет, 69% — от 24 до 30 лет. Впоследствии о факте своего участия в выборах заявили 45% -  18–23-летних, 56% 24–30-летних .
Вышеизложенные данные говорят о том, что:
• сегодняшняя молодежь отличается политической пассивностью при относительной социальной активности и способности самоорганизовываться;
• она больше вовлечена в экономическую сферу, чем в политиче-скую;
• молодежь более приспособлена к современным социальным условиям, чем старшее поколение, и потому склонна более позитивно оценивать весь социально-политический процесс;
• в глазах молодежи коммунистические идеалы практически полно-стью дискредитированы.
В 2006 году начались серьезные дискуссии о необходимости "кадрового лифта" для молодёжи, механизмах внутренней ротации и смене элит, отсутствии кадрового резерва. Созданный «Единой Россией» "кадровый лифт" заработал. В стране стало исчезать устойчивое представление о молодёжи как конформистской или не патриотичной части общества.
Впервые в российской истории молодежь выступила в качестве полно-ценного субъекта избирательного процесса, привнеся в копилку общей победы весомый вклад. Партия «Единая Россия» впервые на уровне политической партии успешно модернизировала работу с молодыми избирателями.
2 декабря 2007 года прошли выборы в Государственную Думу РФ. Убедительную победу одержала пропрезидентская партия «Единая Россия». Победа данной партии обусловлена грамотной политикой в отношении электората. Партии удалось привлечь в ряды своих единомышленников из числа молодежи, что практически предопределило исход выборов. Столь значительная поддержка была вызвана, прежде всего, предвыборной программой. Согласно программному заявлению партия «Единая Россия» берет на себя определенные обязательства :
1. «радикальное повышение качества и уровня жизни граждан Рос-сии» - происходит соприкосновение с ценностями молодежи: во-первых, согласно исследованиям, современная молодежь стремится к материальному благополучию, во-вторых, молодежь, бережно относится к своим родителям - хочет для них достойной старости, собирается помогать, и, естественно, будет рада, если государство тоже будет в этом участвовать;
2. реформа здравоохранения - повышение качества и доступности медицинской помощи, здоровье занимает важное место среди ценностей молодежи, но не ведущее (это связанно с тем, что в молодом возрасте человек обычно испытывает меньше всего проблем со здоровьем), забота о здоровье не воспринимается молодежью как приоритетная задача: если в школьные годы спортом занимались 75-80% студентов, то в вузе регулярные занятия продолжают 10-15%, хотя многие девушки (55%) находят время для эпизодических занятий ради красоты, а не здоровья;
3. «приумножение лучших традиций отечественной системы образо-вания», подразумевающий обеспечение конкурентоспособности российских специалистов, помощь в трудоустройстве - главным фактором достижения успеха, по мнению сегодняшней молодежи, является качественное образование, которое должно позволить найти высокооплачиваемую работу и успешно продвигаться вверх по карьерной и социальной лестнице;
4. «проведение новой молодежной политики, в основе которой - создание равных условий для самореализации каждого молодого человека, активное продвижение молодых граждан на все этажи власти и во все сферы управления», налицо парадокс, который в значительной степени является сущностной характеристикой молодежного самосознания: присутствует одновременно патриотизм, уважение к высоким нравственным идеалам, и яркий индивидуализм.
Выше были изложены пункты программы партии «Единой России», которые, на наш взгляд, явились привлекательными для молодежи. Ни одна из партий - конкурентов «Единой России» не смогла предложить молодежи более заманчивых предложений. Все эти пункты обеспечили победу «Единой России» на выборах. Таким образом, мы можем констатировать факт появления нового феномена в российской политике – «молодежных выборов».






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)