ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


Взгляд из истории. Завтра нашей столицы

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 18 апреля 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Архивная подшивка "Известий" за 1924 год. Газетные полосы, как своеобразные кардиограммы, зафиксировали пульс времени. В праздничные предмайские дни он, естественно, прослушивался особенно четко. Вот его "удары":



- бахмутские железнодорожники бесплатно отремонтировали ко дню 1 Мая 10 паровозов;

- 180.000 рублей отпущено на восстановление Одессы;

- в погрузке донецкого угля наступил резкий перелом к лучшему;

- восстановлен и пущен в ход один из крупнейших в Европе сахарных заводов;

- строится Волховстрой...

Страна поднимается из разрухи. Это - разбег. Через несколько лет девизом молодой республики прозвучит: "Время, вперед!" Но уже сейчас посылают в разведку мечту. "Москва будущего". "Вид на Москву 1950 г. с аэроплана" - анонсируют "Известия" статью академика-архитектора А. В. Щусева.

...Москва 50-го года давно стала реальностью. Но "аэроплан мечты" не прекращает своего полета. Каким видится будущее столицы с "высоты" 1984 года, спустя 60 лет после выхода в свет статьи Щусева? Об этом рассказывают в "Известиях" директор Научно- исследовательского и проектного института Генерального плана г. Москвы В. И. Иванов и начальник отдела реализации Генерального плана и развития московской агломерации А. Ю. Бечкер.

Из статьи Щусева "Москва будущего": "Проблемы города всегда привлекали лучших из мечтателей человечества... Наконец настал черед мечтать и для Москвы... Мы стремимся эту мечту превратить в реальность при помощи труда и разумного общественного законодательства".

...Москва за порогом третьего тысячелетия видится огромным и прекрасным городом. Он не просто застроен великолепными зданиями и сооружениями. Во всем чувствуется единство замысла, связь отдельного с общим, согласие Пользы и Красоты. Весь "архитектурный механизм" улиц, площадей, парков нашей столицы "заведен" на труд, отдых, здоровье и духовное развитие москвичей. И работает он так же исправно и точно, как часы на Спасской башне Кремля.

Говорят, архитектура - это застывшая музыка. Если продолжить аналогию, то партитура "мелодии Москвы" - ее Генеральный план. Новый, разрабатываемый сейчас и рассчитанный на последнее десятилетие XX и первое XXI века, он предполагает, что столица выйдет за пределы Кольцевой автомобильной дороги, своей сегодняшней границы, и займет 10 тысяч гектаров резервных территорий, прилегающих к подмосковным городам Химки, Люберцы, Красногорск, Реутов. Ожидается, что в первом десятилетии XXI века в городе будет более 9 миллионов жителей. Прогресс в технике и технологии, повышение производительности труда сократит число необходимых Москве рабочих рук со стороны. Это поможет существенно замедлить рост населения столицы.


Понятно, что условия жизни людей третьего тысячелетия по сравнению со "старыми москвичами" изменятся, а значит, должна измениться и структура города. Москва, очевидно, будет поделена на три крупные, по три миллиона человек в каждой, части - Западную, Восточную, Юго-Западную. Они вберут в себя планировочные зоны, из которых сейчас формируется Москва. Зон таких восемь, в каждой - свой центр. В совокупности они образуют полицентрическую систему столицы. Центры зон будут связаны с более крупным центром каждой части, имеющим общегородское значение.

Административные учреждения, предприятия, бытовые комбинаты, магазины, рестораны, музеи, театры, стадионы - все, что, собственно, и образует всякий центр, окажется приближенным к нашему дому. Таким образом Москва, помимо всего прочего, будет еще и более удобным городом: все необходимое для жителей - рядом. Как следствие значительно сократятся нерациональные переезды. Общественный транспорт больше не будет "увозить" от нас наше свободное время.

Из "Известий" за 25.04.24 г.:

"Вчера в Деловом клубе слушался доклад о жилищном кризисе в Москве и мерах борьбы с ним... Был высказан упрек по адресу архитекторов-спецов, не сделавших ничего, чтобы создать новый тип дешевого рабочего дома".

...Жилой дом в Москве начала третьего тысячелетия построен на основе единого каталога унифицированных изделий. У архитекторов довольно широкий выбор деталей, из которых можно "вырастить" целые кварталы выразительных домов.

Новостройки Москвы в недалеком уже будущем не спутаешь с ленинградскими, скажем, или харьковскими. У них - свой облик. Это "свое" - не стилизация под старину, не прямые заимствования из традиционной московской архитектуры, а переосмысленные, ассоциативные, едва уловимые связи с нею (новостройки как бы "помнят" свое "московское родство"),

Футурологи предсказывают, что высотность жилых домов будет стремительно расти. На фантастических картинках телевизионные антенны 100-этажных небоскребов причесывают облака. Архитекторы же считают, что строить их не стоит. Прежде всего дорого: требуются специальные фундаменты, сложнейшее инженерное оборудование. Казалось бы, небоскреб экономит городскую землю, но так только кажется. Под фундамент земли тратится действительно мало, но, отбрасывая большую тень, он не позволяет приблизиться к себе другим домам. Кроме того, небоскреб отрывает человека от земли. С балкона какого-нибудь 85-го этажа землю и не разглядишь. Да и само понятие "двор" (опять-таки из-за большого расстояния между высотными домами) исчезает. А дом без двора - это ведь все равно что человек без детства.

Итак, московские архитекторы за дома не слишком высокие. Какие же в них квартиры? Мобильной планировки - жестко закреплены только несущие конструкции, число комнат в квартире формируют раздвижные перегородки (см. подобные в современном исполнении - integra-aluminium.com). В семье родились дети - можно сделать детскую. У вас сегодня гости? Комнаты, сложившись, превратятся в большой зал.

Есть и другой тип квартир - двухуровневый. Он хорошо учитывает интересы всех членов семьи. Допустим, вечером люди пожилые, привыкшие рано ложиться спать, могут подняться наверх в спальни. Внизу же, без риска помешать, можно смотреть телевизор или слушать музыку. Прообразы таких квартир уже есть в Москве - в Крылатском, Северном Чертанове (в так называемых домах 4-го поколения). Спальни в домах, стоящих вдоль магистралей, будут располагаться в зоне акустической тени. А вообще от "шума городского" жильцов будет оберегать тройное остекление окон, специальная фортка- клапан, открытая для свежего воздуха и непроницаемая для вредных газов и назойливых децибел. Произойдет техническое переоборудование жилища. Телефон начнет вытесняться видеофоном, появится кондиционер, кухня все больше будет превращаться в кухню-машину.

Из статьи Щусева "Москва будущего": "После трудового дня москвичи разъезжаются по домам на трамваях, метрополитенах и частично на аэромнибусах, имеющих остановки на плоских крышах специальных построек".

...Как и сегодня, в Москве через двадцать лет самым популярным видом транспорта будет метро. Протяженность его линий увеличится на треть и составит более 300 километров. В начале XXI века начнется строительстве еще одного метрополитена - скоростного. Две его линии Люберцы - Москва-Химки и Бутово - Москва - Красногорск "приблизят" резервные территории к центральной части города.

Если в обычном метро из-за частых остановок (примерно через каждые 1.000 метров) средняя скорость поезда не более 40 километров в час, то в скоростном она почти вдвое выше. Остановки у него не часты, но зато каждая соотносится с узловой остановкой обычного метро, откуда можно ехать дальше практически в любом направлении.

Получит прописку в Москве еще один родственник подземки - скоростной трамвай. Его "владения" - в основном периферийные территории.

Для автомобилей и электромобилей предполагается построить, в частности, четыре пересекающие город по хордовым направлениям скоростные магистрали. Еще одна примета будущей Москвы - активное освоение подземного пространства. Под землю должно упрятаться все то, что не украшает облик столицы (склады, котельные, насосные станции, депо и т. д.) Под Бульварным кольцом, например, - большие стоянки для автомобилей, автомастерские, гаражи. К большим торговым центрам, протянувшимся вдоль проспектов, проведены подземные грузовые тоннели. По ним, не мешая жизни наверху, в магазины подвозят товары. Один из таких тоннелей длиной 800 метров действует уже сейчас под проспектом Калинина.

Из статьи Щусева "Москва будущего": "Зелень, которая поглощает пыль и дает кислород, должна проникать внутрь организма самого города... и обеспечивать правильный обмен воздуха ослабляя летние эпидемические заболевания".

Из "Известий" за 25.04.24 г.:

"Началась очистка Москвы от свалок мусора..."

...Прекрасным может быть только город, в котором живут здоровые люди. Ну а здоровье людей во многом зависит от того, каким воздухом они дышат.

К 2010 году на каждого москвича будет "работать" 24 квадратных метра зелени. Городская флора - эта своеобразная "фабрика кислорода" - откроет свои филиалы и цехи практически в каждом дворе. Это будет самое разветвленное "предприятие" Москвы. Ну а два его главных "конвейера" протянутся с юго-запада на северо-восток (от зеленого клина между проспектами Вернадского и Мичуринским до Лосиноостровского лесопарка) и с северо-запада на восток (от верхнего к нижнему течению Москвы-реки). В Крылатском расположится громадный детский парк - это маленькое государство Детворы, это "страна чудес и сказок".

Конечно, озеленение само по себе не исчерпывает проблемы гигиены и санитарии города. Сегодня Москва один из самых промышленных городов мира. В свое время столица была в авангарде индустриализации страны. Теперь происходит перестройка ее промышленности. Она должна иметь именно "столичный" характер - не массовое производство, а передовое, экспериментальное. Ну а "передовое" - значит и "чистое".

Всякий современный город сталкивается с вопросом: куда девать мусор? Причем, чем больше город, тем острее он стоит. Москва решит его с помощью системы подземных вакуумных мусоропроводов (в Северном Чертанове уже действует в радиусе двух километров станция мусороудаления) и мусоросжигательных и перерабатывающих заводов. (То, что раньше доставляло массу неприятностей, будет приносить немалый доход. Собственно, уже приносит. В Коровине, Бескудникове работают такие заводы, в Бирюлеве - строится).

Из статьи Щусева "Москва будущего": "Центр Москвы монументален и строг. Старина сквозит ярким ажуром исторического прошлого, углубляя значение великого центра Республики".

...Оставить будущему прошлое. Когда мы говорим об архитектуре, это не так уж спорит с логикой. В каменной летописи Москвы не должно быть вырванных страниц так же, впрочем, как и написанных начерно. Новое должно "здороваться" с прошлым, а прошлое "внимать" новому. Замечательный пример практического решения этой задачи - построенный у древних стен Кремля по проекту Щусева Мавзолей В. И. Ленина.

Кстати, в Москве начала третьего тысячелетия, несмотря на бурное развитие транспорта, многие улицы (особенно в историческом центре) будут пешеходными. По Старому Арбату. Кузнецкому мосту, Замоскворечью, Петровке автомобили ездить перестанут. Здесь откроются небольшие музеи, антикварные магазины, книжные лавки, кафе, выставочные залы. В этих и других заповедных зонах старого города (их десять) строгий режим застройки: строить будут только то, что не нарушит очарования старых улиц.

Всмотримся в будущее... Облик Москвы стал еще более выразительным. Окончательно сформировались ансамбли площадей Бульварного и Садового кольца, центры планировочных зон. Вырос величественный мемориал на Поклонной горе...

Архитектурная музыка столицы полифонична - в ней много тем. Но все они сливаются в одну мелодию. Прекрасную мелодию великого города, не любить который нельзя.

С московскими архитекторами беседовал А. Дорошев.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций