ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


"ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА". IX. "СОВРЕМЕННОЕ СЕКТАНТСТВО И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ". ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕДИЦИИ В ТАМБОВСКУЮ ОБЛАСТЬ В 1959 г.

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 01 мая 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Ответственный редактор выпуска А. И. Клибанов. М. 1961. 314 стр. Тираж 2 700. Цена 1 руб. 40 коп.

Без знания состояния религии в нашей стране нельзя правильно строить научно-атеистическую пропаганду. Между тем серьезные попытки изучить на конкретном материале вопрос о преодолении религиозных пережитков в отдельных районах СССР до сих пор предпринимались редко. Экспедиция сектора истории религии и атеизма Института истории АН СССР, поставившая себе целью изучить этот процесс, начала свою работу в 1959 г. с Тамбовской области - одного из самых давних очагов русского сектантства. Работа экспедиции продолжалась в 1960 - 1961 гг., охватив также Воронежскую, Липецкую и Рязанскую области. В сборник вошли статьи, являющиеся результатом первого года работы экспедиции.

Авторы использовали довольно разнообразные источники: литературные и официальные сведения о развитии сект на Тамбовщине начиная с XVIII в., сектантскую печать, материалы местных и центральных архивов и, наконец, записи бесед с верующими и руководителями сект.

В сборнике помещено, не считая редакционного предисловия и приложений, восемь статей участников экспедиции.

Наиболее обобщающий характер носит статья руководителя экспедиции А. И. Клибанова "Сектантство в прошлом и в настоящем", в которой дан анализ условий, породивших сектантское движение, и история последнего вплоть до нынешнего времени. Автор рассматривает сектантство как "неосознанное стремление крестьянина к буржуазному порядку вещей", как "становление в крестьянской среде идеологии буржуазного индивидуализма, облеченного в религиозную форму" (стр. 12).

Автор справедливо считает, что в многообразии сектантских течений отразились различия классовых интересов и идеологии участвовавших в сектах социальных групп. Вместе с тем он делает попытку вскрыть классовые корни отдельных сект и их вероучений. Так, ранние русские секты - христовщина и скопчество - были выражением стихийной вражды крепостных крестьян к роскоши и тунеядству дворян, отсюда и проповедь сурового аскетизма. Экстатические радения "божьих людей", не желавших считать себя помещичьими людьми, - это был как бы "путь иллюзорного отрицания окружающего мира". Развитие капитализма, отмечает А. И. Клибанов, привело к социальному расслоению сектантских общин. Начали возникать новые религиозные течения. Однако уже в 1870-х годах они стали поглощаться принесенными с Запада баптизмом и евангелизмом, выросшими из протестантизма и отражавшими более развитые буржуазные отношения.

Победа социалистического строя в нашей стране, рост материального благосостояния трудящихся лишили сектантство почвы, и оно пошло на убыль. В последней части статьи показано антиобщественное и реакционное лицо современного сектантства. Автор приходит к выводу об исторической обреченности сектантского движения и необходимости усилить борьбу против его остатков.

Статья А. И. Клибанова, в целом правильно оценивающая общую закономерность развития сект, нуждается все же в уточнении. Автор справедливо пишет о "противоречивости" сектантского движения (стр. 13, 15 и др.); но именно эта "противоречивость" не позволяет нам вместить сектантство в рамки одной классовой формулы. В русском сектантстве отразилась не только смутная тяга определенных общественных групп (каких-то частей крестьянства) к разрыву феодально-крепостнических пут и к свободному буржуазному развитию, что справедливо отмечается А. И. Клибановым, но и стихийная привязанность крестьянина к общине. Автор вскользь отмечает это обстоятельство (стр. 13, 17). Однако не совсем ясно, как он связывает, например, эти явно общинные настроения с подчеркиванием чисто "буржуазной" природы сектантства. Ведь нельзя отрицать, что тут есть вполне реальное противоречие. Известно, как долго и упорно боролись духоборы против режима частной земельной собственности. Правда, эта секта еще в начале XIX в. исчезла на Тамбовщине, и, видимо, поэтому А. И. Клибанов уделил ей мало внимания. Но все же когда предпринимается попытка дать общую оценку социальной природы русского сектантства в целом, то не следует сводить столь

стр. 137
сложное и многогранное явление к формуле "Идеология буржуазного индивидуализма, облеченного в религиозную форму".

В. И. Корецкий в статье "Очерк истории тамбовского сектантства во второй половине XVIII - начале XX в." исследует социальный состав и социальное содержание учений отдельных сект на разных этапах их развития. Однако и он почему-то избегает открыто говорить об общинных крестьянских традициях, нашедших отражение в жизни некоторых сект (молокане, духоборы) (стр. 41, 49, 54, 70).

Две статьи посвящены современному состоянию сект - И. А. Малаховой "Религиозное сектантство в Тамбовской области в послеоктябрьский период и в наши дни" и Э. Я. Боград "Опыт изучения современного сектантства в Мичуринском районе". Оба автора применили статистический метод изучения состава сект, основанный на подсчетах не только общей численности отдельных сект и изменений, происходивших в этом отношении за период с дореволюционного времени до наших дней, но и социального, возрастного и полового состава, уровня грамотности и образования членов сектантских общин. Вот, например, изменения в их социальном составе: раньше руководство в общинах принадлежало кулацким элементам, а массу членов составляли крестьяне-единоличники, середняки и бедняки (стр. 85); по данным же последних лет, социальный состав баптистских общин таков: 72% домохозяек, иждивенцев, пенсионеров, то есть людей, не занятых в производстве; около 13% - неквалифицированные рабочие, домашние работницы, уборщицы. Очень красноречивы и данные о возрастном составе современных сектантских общин Мичуринского района. Из имеющихся здесь 99 баптистов люди старше 50 лет составляют 76%; 40 - 50 лет - 18%, моложе 40 лет - всего 6% (стр. 127). У пятидесятников лиц старше 50 лет еще больше - 80% (стр. 132), а у молокан - 82% (стр. 117). Следовательно, молодежь в эти секты почти не идет, и это вполне понятно.

Собранные участниками экспедиции (путем опроса верующих) материалы свидетельствуют о глубокой враждебности религиозных сект всему укладу советской жизни, об их реакционности. Все-это, несомненно, поможет развернуть еще более активную, наступательную атеистическую пропаганду.

В двух статьях сборника - Л. Н. Митрохина и З. А. Никольской - рассматривается история так называемой "истинно-православной церкви", которая представляла собой наиболее фанатичную, непримиримо реакционную часть старого православно-монархического духовенства, стоявшего на открыто антисоветских позициях. Но это не была секта, ибо ее сторонники не расходились с церковью ни в вероучении, ни в обрядах. Течение "истинно-православной церкви" было количественно очень невелико, открытых приверженцев его насчитывалось в стране всего несколько сотен человек (стр. 151). В настоящее время организованных групп "истинно-православной церкви" вообще нет (стр. 160). Идейные наследники "истинно-православной церкви" - "истинно-православные христиане" - также почти исчезли. Их остатки, так называемые молчальники, - это люди, обычно не связанные с производством. Благодаря усилиям местной общественности число их быстро уменьшается.

В статьях Г. Д. Лапчинского и Е. А. Морозова, Л. В. Журавлевой рассказывается о научно-атеистической пропаганде, развертываемой общественными организациями и культурно-просветительными учреждениями Тамбовской области, и ее результатах. Работники культурного фронта борются с влиянием религии не только путем научно-просветительной работы, но и оказывая практическую помощь людям, вовлеченным в религиозные сети. Это помощь и материальная, и медицинская, и моральная (стр. 261 и др.). Когда верующий видит, что друзья окружают его заботой и вниманием, что советский человек никогда не будет одинок, даже в горе и беде, он рано или поздно, но неминуемо охладеет к религии, дающей людям призрачное утешение, а может быть, и порвет с нею. К сожалению, такие методы борьбы с религией еще далеко не всегда применяются на местах.

В приложении к сборнику напечатаны автобиографические рассказы некоторых бывших сектантов, записи бесед с верующими, а также впервые публикуемые документы по истории сектантства на Тамбовщине в XIX и начале XX века. Особенный интерес представляют рассказы верующих и записи бесед с ними: в них раскрывается мировоззрение сектантов, а отчасти и социальная почва, на которой вырастали и держались секты.

Сборник свидетельствует об удачном опыте обращения редакционной коллегии "Во-

стр. 138
просов истории религии и атеизма" к современной тематике. Можно лишь пожалеть о том, что все его статьи посвящены сектам, охватывающим, как известно, незначительную часть верующих. Большинство их по-прежнему являются приверженцами православной церкви. Чтобы составить себе полную картину борьбы за преодоление религиозных пережитков в Тамбовской области (как и в любом ином районе Советского Союза), надо изучать этот процесс также и на примере православия.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций