ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Тареев Михаил Михайлович, религиозный философ и богослов

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 27 августа 2006
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Николаевская Татьяна Евгеньевна
АвторРУБРИКА: ДОСТОЯНИЕ РОССИИ




Тареев Михаил Михайлович (1867–1934), русский религиозный философ, богослов. Окончил Московскую духовную академию. В 1902–1918 – профессор академии по кафедре нравственного богословия. В 1917–1918 – редактор журнала «Богословский вестник». После революции преподавал философию и политическую экономию в различных вузах страны.
На философские взгляды Т. значительное влияние оказали Г. Риккерт и др. неокантианцы, а также В. Дильтей, А. Бергсон, и Н.О. Лосский. Основой философских построений Т. является богословский дуализм благодатного и тварного бытия, духовной и естественной природной жизни. Богословский дуализм определяет и антропологические взгляды Тареева.
Тареев видит в каждом человеке «естественное богосынство», но считает, что только через евангельский опыт, через приобщение к Христу осуществляется духовная жизнь. Поэтому центральное место в «тайне бытия» Тареев предназначает христианину (а не просто человеку) – «Бог действует не через природу на человека, а через христианина на природу» («Основы христианства», т.3, с.143). Только в христианине, считает Тареев, пересекаются сферы духовной и естественной социально-природной жизни, ибо только в христианине укреплено духовное начало.
Человек, приобщившись к христианству, осознает свою двойственную природу и трагически переживает двойственность своего положения. Трагизм человеческой жизни Тареев усматривает в «двойстве течений: естественно необходимого и свободно разумного». Абсолютные идеальные устремления человека к «царству сыновьей любви к Богу» в земном бытии вынуждены существовать в мире природном, в обществе, которые не совершенны. В свем "естестве" человек подвержен "искушению" - стремлению обойтись без Бога. Но естество человека - это и божественное начало, ибо он есть сын Божия. Благодаря бодественной природе в себе человек способен преображать реальность – «царство природное»,- но не может в нём полностью раствориться. В двойственности и заключается трагизм человеческого существования, который является неизбежной составляющей духовной жизни и который Тареев признает, «лежащим в самом существе человеческой жизни».
Естественная природа человека - «плоть» (сфера которой - семья, государство, искусство – в общем культура, которая создавалась и развивалась в течение истории человечества, и в период христианской истории и вне его) - иноприродна духу. Духовная жизнь внеисторична и реальна только в христианстве. При этом Тареев критически относится к символическому освящению церкви, поскольку, по его мнению, оно не имело никакого преображающего действия. Духовное христианство должно, считает Тареев, постепенно «освободиться от образов и символов». Торжество духовного христианства повлечет окончательное разделение духовных и природных сфер.
Но духовная благодатная жизнь отнюдь не упраздняет тварное бытие. Свобода духа невозможно без свободы плоти пока длится земное существование человека. Свобода «плоти» выражается через личное начало, осуществляемое в полноте естественной жизни в самых разнообразных ее проявлениях: семейном, социальном, национальном, государственном, художественном. Символическое освящение церковью жизни должно «переродиться в свободное сочетание свободного духа и земной жизни с ее радостями и горестями». («Основы христианств», т.4, с.123).
Исходя из противопоставления духовной жизни и естества, Тареев строит теорию христианского познания (но не познания «вообще»!). В своей системе он пытается научно разделить богословские дисциплины. Высшим уровнем богословия Тареев считает христианскую философию, которая обладает подлинным методом познания - «субъективным» или «нравственно-субъектиным» методом. Догматика есть низшая ступень богословия, необходимым атрибутом которой является рационализм - разум способен лишь внешне описать догмы, которые играют значительную роль в церковной жизни, но «не самое важное в христианстве». Сами религиозные истины недоступны разуму. Тареев считал высшей формой познания интуицию, а подлинной основой христианства - индивидуальный духовный опыт.
Учение о центральности духовного опыта сближает некоторые положения философии Тареева и Несмелова. Несмотря на незавершенность философских построений, идеи Т. предвосхитили ряд тенденций «философии жизни» и экзистенциализма.
_____________________________________________

Сочинения:

1. Основы христианства в 5-ти тт. Сергиев Посад, 1908, 1910
2. Философия жизни (1891-1916). Сергиев Посад, 1916.
3. Христианская философия. М.,1917

Литература:
1. Виноградов В.П. Основные пункты христианского миросозерцания в системе профессора М.М.Тареева. Сергиев Посад,1912
2. Шапошников Л.Е. Социально философские взгляды М.М, Тареева и современное православное богословие//Философские науки,1982. 3№
3. Бродский А.И. Михаил Тареев. СПб., 1994
4. Зеньковский В.В. История русской философии. Смоленск, 1999. С.132-140

ПРИМЕЧАНИЕ. Данная статья была подготовлена мной для публикации в одном многотомном энциклопедическом издании, но так как буква «Т» - далеко, и соответствующий том выйдет, наверно, нескоро, то я сочла возможным опубликовать её здесь. Статья о М.М. Тарееве также входит в мой авторский проект «Моя энциклопедия».






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)