ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


Вся наша жизнь - игра. Последняя ставка русского скитальца (рецензия на спектакль)

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 октября 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




1997-й год. "Я - варвар и еретик", - с маниакальным упорством и взвинченностью повторяет о себе герой Александра Абдулова в последней премьере театра Ленком по "Игроку" Ф.Достоевского, которая так и называется - "Варвар и еретик". На сцене самого непредсказуемого столичного театра под дерзкой рукой режиссера и автора сценической версии Марка Захарова в антураже изумительной, адской конструкции режиссера- сценографа Олега Шейнциса родился, похоже, один из самых всеохватных спектаклей сезона. В нем история игрока по судьбе, по призванию становится одной из тем произведения, пристально вглядывающегося в парадоксы истории России, философские пропасти и только Достоевскому позволенные саркастические пассажи.



"Варвар и еретик" - это квинтэссенция ленкомовского стиля. Типично захаровский, яркий, ироничный спектакль, рождающий редкое в наши времена ощущение энергетического взлета, воодушевляющий своим нервом. Слегка иронизируя над собой, постановщик определил стиль премьеры вахтанговским термином "фантастический реализм". И дело здесь не в том, что сцена периодически вспыхивает "живым" пламенем, персонажи говорят одновременно по-русски, по-английски, по-немецки, по-французски, а Алексей Иванович Александра Абдулова бьется в горячечном припадке под специальный светоэффект, дробящий движение на механистичные стоп-кадры. На мой взгляд, тот самый "фантастический реализм" спектакля в том, что его плоть существует как бы в стереопространстве. Те "причудливые визуальные вихри", о которых говорит Захаров, материализуются музыкально, структурно, интеллектуально. Зрителю дается великолепнейшая возможность почувствовать себя всесильным сверхчеловеком.

Конечно, главная удача "Варвара и еретика" - Алексей, выстраданный Александром Абдуловым актерски и человечески. Похоже, всю жизнь он шел к этой роли сквозь строй своих ослепительных кинокрасавцев. Сейчас можно точно сказать, что Абдулов сделал первый шаг к "Игроку", когда в "Диктатуре совести" сыграл монолог Верховенского из "Бесов". Тогда перед ним разверзлась бездна откровений, мучительных для Достоевского и губительных для русского человека.

Можно ли умереть от благородства души? Оказывается, можно. Несмотря на порочные страсти, на смертельную ненависть и прозрение в любви, на яростный азарт рулетки. Спектакль Ленкома не о том, как учитель- гувернер генеральских детей, движимый безрассудной страстью к экзальтированной Полине (Александра Захарова), принялся играть и, ставя то на красное, то на "зеро", теряя все и отыгрываясь, выиграл баснословную сумму в 250 тысяч. Все, что касается любви, в этом спектакле выносится за скобки постановки, поскольку актриса, способная передать всю неодолимую притягательность женщин Достоевского, их фатальность и сексуальную агрессию, граничащую с жертвенностью, рождается раз в столетие. Поэтому на место страсти героя к женщине приходит страсть к рулетке, словно "специально созданной для русских".


Единомышленницей и соучастницей игорной одержимости героя Абдулова становится бабуленька Антонида Васильевна (Инна Чурикова), за один заход в казино просадившая вожделенное наследство разорившегося семейства. Чуриковой удается виртуозно передать гибельную, наркотическую зависимость, в которую впадает у рулетки азартный человек. Это сродни наваждению, движущему Алексеем, когда он предпочитает ночи с Полиной ночь в игорном доме. По признанию самой Чуриковой, ей пришлось поиграть в вулкан игровые автоматы демо не один день, чтобы прочувствовать то, что чувствует настоящий игрок в казино.

Подавляющая власть рулетки - основная художественная метафора спектакля. Обойдясь без стола с зеленым сукном, Олег Шейнцис возвел прозрачную спираль лестницы, вращения которой и отражения в зеркалах создают острое ощущение сокрушительного молоха движущейся рулетки. Фигурки людей выглядят беспомощными игрушками, а само движение приобретает фатальные черты. Символом зависимости от механической силы судьбы становится дьявольский вечный двигатель, шестеренки и лопасти которого регулярно привлекают внимание зрителей к углу авансцены.

Большое недоумение вызывает измененный финал, в котором в череду танцующих и поющих масок вплетаются две из трех чеховских сестер со своими хрестоматийными монологами: "...кажется, еще немного, и мы узнаем: зачем мы живем, зачем страдаем... Если бы знать!", отданными Захаровой и Чуриковой. Дидактичность концовки и стремление уравновесить фантасмагорию первого действия заставляет авторов выдать Полину замуж за Алексея. Однако последним пристанищем русского скитальца станет тихая смерть на пути из долговой тюрьмы в лечебницу для душевнобольных, а последним шагом Полины - шаг в бездонную пропасть.

Известно, талантливые идеи могут прийти одновременно нескольким художникам. Вот и для москвичей, не успевших забыть успех оперной постановки "Игрока" С.Прокофьева, показанной Мариинским театром с дирижером Валерием Гергиевым и Сергеем Галузиным в главной роли на фестивале "Золотой маски", пришло время вновь погрузиться в мир романа Достоевского. На этот раз благодаря материализации на сцене Ленкома варвара и еретика Алексея Ивановича, игрока по судьбе и по зову сердца.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций