ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ДИСКУССИИ И ОБСУЖДЕНИЯ. КОЛЛЕГИЯ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ КАК СУБЪЕКТ КОЛЛЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ О ВИНОВНОСТИ (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 23 марта 2010
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА: ГП: Судебная практика




Через 32 года после введения в России в 1864 г. суда присяжных известный русский судебный деятель A.M. Бобрищев-Пушкин в своем труде "Эмпирические закономерности деятельности русского суда присяжных" (М., 1896) отмечал, что "суд присяжных до сих пор для громадного большинства русских людей тот же сфинкс, каким он явился еще в - день рождения его в Уставах 20 ноября 1864 г."

В настоящее время в России вновь возрожден суд присяжных. И сегодня для большинства ее граждан, в том числе профессиональных юристов, суд присяжных остается загадочным сфинксом.

Профессиональное сознание юристов бунтует, противится и никак не может смириться с тем, что законодатель доверил не отягощенным юридическим образованием "однодневным судьям" - присяжным заседателям решать по делам об убийствах и других тяжких преступлениях вопросы о виновности, по которым нередко допускают ошибки даже высокопрофессиональные судьи:

- доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

- доказано ли, что деяние совершил подсудимый;

- виновен ли подсудимый в совершении этого деяния (ст. 449 УПК РСФСР).

Многовековой опыт функционирования суда присяжных в США и странах Западной Европы, 50-летний опыт его деятельности в дореволюционной России свидетельствуют о том, что коллегия присяжных заседателей при решении этих вопросов по своей надежности превосходит традиционную судебную коллегию, особенно по сложным делам, обвинение по которым построено в основном на косвенных доказательствах.

Не случайно, когда в 1894 г. состоялось совещание старейших председателей и прокуроров судебных палат по поводу предстоящего пересмотра судебного законодательства, они 18 голосами против двух высказали убеждение, что "по деятельности своей современный суд присяжных не только является вполне удовлетворяющим своей цели, но представляет лучшую форму, какую только можно представить для решения большей части серьезных уголовных дел, особливо в тех случаях, когда тяжелое обвинение связано с уликами, требующими житейской мудрости" (2).

Житейская мудрость, или Здравый смысл (3), - это форма практического мышления социально, нравственно и интеллектуально зрелой личности, для которой характерен ответственный, осторожный, взвешенный, всесторонне продуманный, системный подход к принятию важных решений с учетом разнообразных знаний об окружающей действительности, природе вещей, общих свойств человеческой природы, культуры, нравов, обычаев, производственно-бытовых условий жизни людей разных социально- психологических типов, существующих в обществе нравственных, правовых и других социальных норм, а также с учетом последствий принимаемого решения для других людей и общества.

На способности коллегии присяжных заседателей выработать на основании оценки всех исследованных в суде доказательств качественное согласованное коллективное решение по вопросам о виновности, соответствующее императивам Здравого смысла, благотворное влияние оказывают следующие социально-психологические факторы, опосредованные процессуальной формой суда присяжных, повышающие ее интеллектуально-духовный потенциал в процессе групповой дискуссии по вопросам о виновности: композиция коллегии присяжных заседателей; уровень социально-психологического развития коллегии присяжных заседателей; организационная структура коллегии присяжных заседателей.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Ведущий научный сотрудник НИИ проблем законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ.

2 Цит. по: Розин Н.Н. Уголовное судопроизводство. СПб., 1914. С. 132.

3 См.: Мельник В.В. Здравый смысл как интеллектуальная основа суда присяжных // Росс. юстиция. 1995. N 6, 7, 8, 9, 10; Его же. Совесть - нравственная основа суда присяжных // Росс. юстиция. 1996. N 2, 3, 4, 5, 6; Его же. Суд общественной совести // Росс. Федерация. 1997. N 2.

стр. 26


--------------------------------------------------------------------------------

В данной статье рассматривается один из этих факторов - композиция коллегии присяжных заседателей.

В социальной психологии под композицией понимается характеристика структуры группы, подчеркивающая своеобразие ее личного состава (4). Для раскрытия своеобразия личного состава коллегии присяжных заседателей как субъекта коллективного решения вопросов о виновности особенно важное значение имеют следующие характеристики: возрастной состав коллегии присяжных заседателей; разнородный личный состав коллегии присяжных заседателей; количественный состав коллегии присяжных заседателей;

личностные особенности присяжных заседателей, определяющие их способность быстро и эффективно психологически включаться в деятельность присяжного заседателя.

Возрастной состав коллегии присяжных заседателей. В соответствии со ст. 80 Закона "О судоустройстве РСФСР" исполнение обязанностей присяжного заседателя может быть возложено только на лиц, достигших 25-летнего возраста. Из списков присяжных заседателей исключаются по их письменному заявлению престарелые, которые достигли возраста 70 лет, лица старше 60 лет могут быть освобождены председательствующим судьей от исполнения обязанностей присяжных заседателей по их устному или письменному заявлению.

Такой возрастной состав (от 25 до 70 лет) обеспечивает формирование коллегии присяжных заседателей из числа лиц, обладающих достаточной социальной, нравственной и интеллектуальной зрелостью и эмоциональной устойчивостью, достаточным запасом здравого смысла (житейской мудрости, практического рассудка).

Опыт успешной деятельности суда присяжных в дореволюционной России и в других странах свидетельствует о том, что "...для суждения о виновности преступника нужны только здравый смысл и совесть - ничего более" (5). В этом был убежден и A.M. Бобрищев- Пушкин, который писал: "...чтобы быть присяжным средней силы, обыкновенный житейский опыт и здравый смысл вполне достаточны" (6).

Основные компоненты Здравого смысла, определяющие способность присяжных заседателей правильно судить о фактической стороне расследуемого прошлого события, виновности, четко сформулировал С.И. Викторский: "...для решения вопросов, касающихся фактической стороны и виновности, самое главное - умение логически мыслить и житейский опыт, а у народных судей нельзя отнять первого из этих качеств, вторыми же они богаче, чем коронные судьи, обстановка жизни которых однообразнее, как у людей одного и того же склада занятий" (7) (выделено мною. - В.М.).

Многообразный конкретный опыт присяжных заседателей в возрасте от 25 до 70 лет, их разносторонние обыденные знания об окружающей действительности, знание и понимание людей, их практической психологии, основанной на знании и понимании как общих свойств человеческой природы, так и особенностей людей разных социально-психологических типов, их культуры, нравов, обычаев, бытовых и производственных условий их повседневной жизни - эти и другие элементы жизненного опыта присяжных заседателей выступают в качестве одного из важнейших практических критериев истины при исследовании вопросов о виновности, фактической стороне на основании оценки относимости, достоверности и достаточности доказательств. Об этом свидетельствует следующее высказывание одного из первых исследователей российского суда присяжных - С. Гогеля: "Кто бывал в зале суда и внимательно относился к происходящему, тот, несомненно, поражался, какую громадную массу познаний, чисто житейских, необходимо иметь судьям для того, чтобы оценить собранные предварительным следствием улики; необходимо, например, знать сельский быт, начиная с того, как устроена хата, где что хранят, как ссыпают хлеб, как обряжают телегу и сани, какие следы остаются и т.д.; как важны эти сведения для оценки показаний потерпевших, для определения, действительно ли они могли опознать похищенное у них, и т.д.; столь же важно знать особые условия жизни городской, жизни коммерческой и т.д. Нельзя забывать, что достаточно потерпевшему или мнимо потерпевшему решительно заявить о совершении такого-то преступления, чтобы было начато следствие, опознать у лица, на которое он указал как на преступника, один из похищенных предметов, чтобы почва для обвинения была готова; как часто все следствие идет исключительно на показаниях свидетелей сторон; одни говорят в пользу обвинения, другие в пользу оправдания; как часто свидетели подучены так хорошо, что говорят также гладко, складно, как и свидетели, на стороне которых правда, и вот, необходимо найти тот оселок, на котором можно испробовать истинность показаний и тут-то присяжные заседатели, с их глубокими познаниями жизни повседневной, жизни крестьянской, помещичьей,


--------------------------------------------------------------------------------

4 См.: Бятинова М-Р. Социальная психология. М., 1994. С. 56; Немое Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., 1984. С. 188.

5 Джаншиев Г. Основы судебной реформы. М., 1991. С. 307.

6 Корнеев П.В. Жизненный опыт личности. М., 1985. С. 16-17.

7 Викторский С.И. Русский уголовный процесс. М., 1912. С. 35.

стр. 27


--------------------------------------------------------------------------------

городской, купеческой, лавочной и т.д. безусловно незаменимы. При подробных расспросах знающими жизнь присяжными, окажется, что одна из сторон говорит неправду, путается, но не логически, а так сказать, жизненно: собирает хлеб не туда, куда следует, покупает или продает не тогда и не там, где можно, и т.д.; эти мелочи исчезают, пропадают совершенно для людей кабинета. А, между тем, лишь благодаря им, удается раскрыть истину и не в пустых делах, а в серьезных, в убийствах и др. (выделено мною. - В. М.).

А мотив преступления - этот нерв преступления, какое необъятное море житейских познаний необходимо иметь для того, чтобы в каждом отдельном случае решить, есть ли преступный мотив или нет?" (8).

Столь подробная цитата приведена потому, что в этом высказывании очень четко показано, что именно лежащие в основе совокупного Здравого смысла 12 присяжных заседателей выстраданные их житейским опытом разнообразные житейские познания о повседневных производственно-бытовых реалиях, о "закоулках" и "подвалах" обыденной, повседневной практической жизни, отражающие устойчивые причинно-следственные и пространственно- временные связи окружающей повседневной реальности, являются практическим критерием истины (9) при проверке и оценке относимости, доброкачественности и достоверности доказательств, а также при исследовании мотива и других обстоятельств, подлежащих доказыванию, на основании всех собранных и исследованных доказательств.

Кроме того, в этом высказывании очень рельефно показана та полезная и эффективная работа Здравого смысла по поиску и обнаружению прочных фактических оснований как для тщательной, всесторонней и объективной проверки и оценки отдельных доказательств, так и для правильного разрешения дела на основании всех собранных, проверенных и оцененных доказательств. Нетрудно заметить, что суть работы Здравого смысла по поиску надежных фактических оснований для объективной, тщательной и всесторонней проверки и оценки исследуемых доказательств заключается в способности "...знающих жизнь присяжных" вести "подробные расспросы", т.е. задавать допрашиваемым толковые, дельные, умные, дополняющие, уточняющие и контрольные вопросы о причинно-следственных и пространственно-временных связях исследуемого доказательства, ибо "...чем всестороннее представлен факт в высказываниях субъектов, тем полнее и глубже его понимание, тем больше оснований для взаимопонимания сторон. И, наоборот, чем ограниченнее представлены связи искомых событий, тем меньше возможности взаимопонимания субъектных сторон" (10).

При поиске и обнаружении фактических оснований для объективной проверки и оценки показаний свидетелей, потерпевших и подсудимых наиболее сильной стороной Здравого смысла является способность быстро "схватывать" фактические данные, по которым можно отличить достоверные показания от лжи или добросовестного заблуждения. Вооруженные специальными познаниями в области теории доказательств, криминалистики, в том числе о следственно-прокурорских "хитростях", юристы плохо замечают, проявляют своеобразный "дальтонизм" на хитрости житейские, особенно на изощренные формы лжи, замешанной на искусном сочетании вымысла и житейской реальности, когда допрашиваемые, говоря словами С. Гогеля, "путаются не логически, а, так сказать, жизненно". Следователь, прокурор, адвокат, судья- профессионал, если они умные люди, в лучшем случае способны "вычислить" ложь "логическую" - путем логического анализа информации, содержащейся в показаниях допрошенного, и сопоставления ее со сведениями из других источников. Однако, если допрашиваемый тоже неглупый человек и ладно лжет, т.е. ни в чем себе не противоречит и искусно "вплетает", "подстраивает" свою ложь к другим имеющимся в деле фактическим данным, разоблачить его ложь юрист-профессионал чаще всего не может, так как не обладает достаточным запасом обыденных знаний о природе вещей, о людях разных социально-психологических типов, их нравах, обычаях, быте и т.п.

Известный дореволюционный судебный деятель Н.А. Буцковский полагал, что присяжные заседатели по вопросам, связанным с фактической стороной, виновностью, "...в этом ограниченном круге судопроизводства будут лучшими органами правосудия, чем закопавшиеся в бумажках судьи-техники...", поскольку при разрешении этих вопросов они, кроме общих сведений, исследованных в суде доказательств, "...для открытия истины могут пользоваться ... ближайшею известностью им сословных и местных нравов, обычаев и порядков домашней жизни, - что проливает иногда свет на такие обстоятельства, которые


--------------------------------------------------------------------------------

8 Гогелъ С. Суд присяжных и экспертиза в России. Ковна, 1894. С. 44-45.

9 Панайот Гиндев обращает внимание на то, что "Практика как критерий истинности социального познания включает, кроме общественно-исторической и прежде всего материально производственной деятельности людей, еще и научные наблюдения, эксперимент, опыт отдельных людей" -(см.: Гиндев Панайот. Философия и социальное познание. М., 1977.С. 221).

10 Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб., 1992. С. 177.

стр. 28


--------------------------------------------------------------------------------

для людей, не посвященных в этот обиход, кажутся или темными, или не имеющими значения" (11).

По сложным делам, обвинение по которым построено в основном на косвенных уликах, эти обыденные знания помогают не только всесторонне оценить относимость, достоверность и достаточность улик, но и установить между ними взаимосвязи, что имеет важное значение для формирования у присяжных заседателей правильного внутреннего убеждения по вопросам о виновности. На это указал А.Ф. Кони в обвинительной речи по делу об убийстве Белова: "Житейский опыт укажет, в каком порядке улики следуют одна за другой; для пополнения небольших пробелов между уликами явятся соображения, не произвольные, не отвлеченные, а почерпнутые из быта подсудимых, из условий окружающей жизни, из общих свойств человеческой природы... Они, как цементом, скрепят улики между собой и образуют материал для обвинения в преступлении. Оно, это преступление, не будет доказано с точки зрения старого, отжившего суда, который имел дело с формами, с бумагою, но не с живым человеком, - оно будет видимо, оно будет чувствуемо, с точки зрения нового суда, по совести и убеждению" (12) (выделено мною. - В.М.).

Наглядное представление о способе установления правильной взаимосвязи между следами-отображениями, имеющими значение косвенных доказательств, их "цементирования" правильными бытовыми соображениями, черпаемыми из глубокого родника народной жизни, дают классические произведения детективного жанра (13).

Формированию у присяжных заседателей в процессе групповой дискуссии правильного внутреннего убеждения по вопросам о виновности на основании косвенных доказательств, установлению между ними правильной взаимосвязи способствует не только возрастной состав, но и другие особенности композиции коллегии присяжных заседателей, в том числе ее разнородный личный и количественный состав.

Разнородный личный состав коллегии присяжных заседателей. В социально- психологической литературе (14) отмечается, что группы с неоднородным личным составом, со значительными индивидуально-психологическими различиями участников, лучше, чем однородные (состоящие из личностей с примерно одинаковой системой качеств, имеющих значение для содержания совместной деятельности), справляются со сложными проблемами и задачами. Это объясняется тем, что неоднородный состав группы способствует активизации коллективного мышления. Благодаря различиям в опыте, в подходах к решению задач, в точках зрения, мышлении, способностях восприятия, памяти и т.д. их участники с разных сторон подходят к решению задач. В результате увеличивается число идей, разнообразных вариантов решения и, следовательно, вероятность эффективного выполнения поставленной задачи.

На важное значение разнородного личного состава коллегии присяжных заседателей для выработки качественного согласованного коллективного решения по вопросам о виновности российские исследователи суда присяжных обращали внимание еще в прошлом веке: "Если каждый новый субъект, - писал В.Н. Палаузов, - вращался в одной сфере с прежними, находился под одними с ними влияниями (это именно и бывает в коллегии ученых судей), то своим присоединением он не внесет ничего в общую сумму знаний. Не то, если (как это имеет место при образовании коллегии присяжных судей) члены избираются из разных слоев общества: тогда, действительно, можно ожидать, что каждое новое лицо внесет свою лепту в общую массу сведений, необходимых для разрешения различных вопросов" (15).

Другой известный исследователь российского и зарубежного суда присяжных - проф. Л.Е. Владимиров отмечал, что разнородная композиция коллегии присяжных заседателей имеет особенно важное значение в такой многонациональной стране, как Россия, где каждая нация, народность имеет специфические для данной общности особенности быта, характера, нравов, обычаев и т.п., без учета которых невозможно всесторонне исследовать вопросы виновности, особенно по делам, обвинение по которым построено на косвенных уликах: "Конечно, и судья может знать этот (народный) быт. Но никогда в нем нельзя найти такого всестороннего знания, какое имеется в составе присяжных, в котором почти всегда находятся представители разных сфер жизни. Никогда судейская коллегия, поглощенная своей специальной профессией, не может внести в суд такого обширного и глубокого знания ежедневной жизни, как состав присяжных... Эти сведения в особенности важны в стране, где различные сословия народа живут совершенно отдельною жизнью, различными идеями и имеют различный характер... Нигде, может быть, с этой


--------------------------------------------------------------------------------

11 Цит по: Джаншиев Гр. Основы судебной реформы. С. 113.

12 Цит по: Судебное красноречие русских юристов прошлого / Сост. Ю.А. Костанов. М., 1992. С. 15.

13 См.: Мельник В.: Детектив глазами юриста // Сов. юстиция. N 14. 1988; Его же. Детектив глазами судебного психолога // Сов. юст. N 21. 1990; Его же. Познавательно-эвристическое значение художественной литературы детективного жанра // Психологический журнал. Т. 13. N 3. 1992. С.97-107.

14 См.: Немое Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., 1984. С. 177-178.

15 Палаузов В.Н. К вопросу о форме участия народного элемента в уголовной юстиции. Одесса, 1876. С. 35.

стр. 29


--------------------------------------------------------------------------------

точки зрения суд присяжных так не нужен как у нас, в России" (16) (выделено мною. - В.М.).

На то, что коллегия присяжных заседателей, состоящая из 12 народных представителей, благодаря своей разнородной композиции превосходит профессиональных судей по своему интеллектуально-духовному потенциалу Здравого смысла как формы практического мышления при решении вопросов о виновности на основании косвенных доказательств с учетом бытовой стороны дела, обращал внимание и В.Д. Спасович: "Если в присяжных предполагается малейшая доля практического смысла, то надобно и относиться к ним доверчивее. Для чего же они призываются в суд? Зачем заставляют их судить? Затем, что они считаются способнее коронных судей-техников оценивать здраво и толково житейские бытовые стороны отношений между людьми" (17).

Таким образом, недостаток обыденных знаний о житейских, бытовых деталях окружающей реальности, в которой произошла рассматриваемая судебная драма, существенно снижает интеллектуально-духовный потенциал Здравого смысла как формы практического мышления при решении сложных практических вопросов о виновности.

Заметим, что этот недостаток может проявляться не только у судей- профессионалов, но и у отдельных непрофессиональных судей, особенно у субъектов, оторванных от действительности. Так, в диалоге Платона "Теэтет" служанка посмеялась над философом Фалесом, когда он, засмотревшись на небесные светила, упал в колодец, "...что-де он стремится знать, что на небе, того же, что рядом и под ногами, не замечает" (18).

В этом диалоге Сократ рассуждает о том, что оторванный от жизни человек, привыкший в своих умозаключениях "обозревать всю землю", но не знающий простых вещей и теряющийся в любых обстоятельствах, нередко становится объектом насмешек окружающих его людей: "...Такой человек, общаясь с кем- то частным образом или на людях, например ...когда ему приходится в суде или где-нибудь еще толковать о том, что у него под ногами и перед глазами, вызывает смех..., на каждом шагу по неопытности попадая в колодцы и тупики. И эта ужасная нескладность слывет придурковатостью..." (19) (выделено мною. - В. М.).

Отсюда видно, что у высокообразованных людей одной из главных причин "придурковатости" и прочих проявлении человеческой глупости (20) является то, что из-за оторванности от окружающей действительности, отсутствия житейского опыта в структуре их знаний преобладают общие знания, общие истины и отсутствуют знания о "простых вещах", т.е. о повседневной жизни в ее производственно-бытовых реалиях. Эти реалии можно безнаказанно игнорировать лишь в умозрительных теоретически- философских построениях. В практической же жизни отсутствие в логических посылках необходимых элементов знаний о производственно-бытовых реалиях неизбежно приводит к тому, что человек в своих умозаключениях и основанных на них решениях попадает в "лужи", "тупики" и "колодцы" и ударяется тем больнее, чем выше от повседневной реальности он воспаряет в своих абстрактных умозрительных рассуждениях.

Некоторые из высокообразованных людей в своей оторванности от действительности заходят так далеко, что, как инопланетяне, не способны ориентироваться в повседневной жизни, не могут самостоятельно решать даже элементарные практические вопросы. Людей такого типа в народе не случайно называют "умными дураками".

Естественно, что такие люди не могут быть хорошими судьями, присяжными заседателями, даже если очень хотят этого, порою проявляя характерную для "умных" и не очень умных "дураков с инициативой" бурную, но неадекватную активность. Об одном таком "шальном" присяжном заседателе рассказывает A.M. Бобрищев-Пушкин. При рассмотрении дела в отношении крестьянского парня Федора Тимофеева, обвинявшегося в убийстве любовницы, в составе коллегии присяжных заседателей был профессор, "...делавший необычно наивные вопросы свидетелям. Сами присяжные... отзывались о последнем как о чудаке, и поэтому можно было думать, что в вердикте будут странности; на деле же оказалось следующее: присяжные ответили отрицательно на первый вопрос о предумышленном убийстве и, признавая Тимофеева виновным в убийстве в запальчивости, дали ему снисхождение" (21) (выделено мною. - В.М.).

В данном случае высокообразованному профессору, который прекрасно ориентируется в своем узком предмете, свободно оперирует в рамках этого предмета отвлеченными, абстрактными понятиями на базе слов, поставить правильные вопросы о существенных обстоятельствах рассматриваемого дела помешали такие субъективные факторы как оторванность от действительности, ее житейско-бытовых проблем и реалий, шаблонов, рутинное мышление, "зацикленное" на


--------------------------------------------------------------------------------

16 Владимиров Л. Е. Суд присяжных. Харьков, 1877. С. 58-59.

17 Спасович В.Д. Соч. Т. 7. СПб., 1894. С. 73.

18 Платон. Соч. в 3-х томах. Т. 2. М., 1970. С. 268.

19 Там же. С. 268-269.

20 Известный английский физик и философ М.Бунге отмечает, что "субъекты с притупленными чувствами, неопытные или просто глупые - неважные наблюдатели" (см.: Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967. С. 94.

21 Бобрищев-Пушкни A.M. Эмпирические законы деятельности русского суда присяжных. М., 1896. С. 260.

стр. 30


--------------------------------------------------------------------------------

однообразном, нетворческом оперировании одними и теми же абстрактными знаниями из теорий вчерашнего дня, отсутствие навыков самостоятельно решать практические вопросы.

Все это приводит к растренированности естественной логической способности суждения, в частности к тому, что человек, имеющий высокий общий уровень развития, при решении практических дел, в том числе и судебных, теряет способность охватывать существенные житейские, бытовые и производственные детали и другие фактические основания для логически правильных вопросов и умозаключений. У высокообразованных людей этот недостаток может быть связан не только с оторванностью от действительности, но и со слабым развитием логической способности суждения.

Разумеется, различные проявления человеческой глупости, связанные со слабым развитием естественной логической способности суждения и дефицитом обыденных знаний об окружающей реальности, могут проявляться не только у высокообразованных людей, но и у субъектов, не отягощенных образованием. В коллегии присяжных заседателей присущие отдельным присяжным указанные человеческие слабости нейтрализуются в процессе групповой дискуссии по вопросам виновности благодаря разнородной композиции коллегии, в которой 12 присяжных заседателей взаимно дополняют друг друга и по степени развития естественной логической способности, и по запасу обыденных знаний об окружающей действительности. Неоднородная композиция коллегии присяжных заседателей оказывает благотворное влияние на выработку качественного согласованного коллективного решения по вопросам о виновности еще и тем, что способствует уменьшению в коллегии конформности (22), психологического давления на членов группы мнения большинства. Конформность - склонность индивида некритически поддаваться влиянию окружающих людей, мнению группы, изменять свои мнения и поведение таким образом, чтобы они соответствовали мнениям и поведению большинства группы. Конформность проявляется в тех случаях, когда между собственным мнением индивида и мнениями окружающих, других членов группы имеются сознаваемые индивидом расхождения.

Формированию разнородного личного состава коллегии присяжных заседателей способствуют следующие организационные и процессуальные меры:

число включаемых в общие списки присяжных заседателей края, области граждан, постоянно проживающих в районах и городах края, области, должно примерно соответствовать существующей пропорции числа жителей каждого района и города края, области. Число граждан, включаемых в запасной список присяжных заседателей, определяется главой краевой, областной администрации в размере не более одной четверти всех присяжных заседателей, включаемых в общие списки (ч. 2 ст. 81 Закона "О судоустройстве РСФСР");

общие списки присяжных заседателей составляются районной, городской администрацией отдельно по каждому району и городу края, области на основе списков избирателей путем случайной выборки установленного числа граждан (ч. 2 ст. 82 Закона "О судоустройстве РСФСР");

включенные в общий и запасной списки присяжных заседателей кандидаты отбираются аппаратом суда для участия в рассмотрении дела путем случайной выборки (ч. 2 ст. 438 УПК РСФСР);

из отобранных кандидатов путем жеребьевки образуется коллегия присяжных заседателей в составе 12 комплектных и двух запасных присяжных заседателей (ч. 1 и 2 ст. 440 УПК РСФСР).

Последнее процессуальное мероприятие обеспечивает формирование не только разнородного, но и оптимального количественного состава коллегии присяжных заседателей, что также способствует выработке качественного согласованного коллективного решения по вопросам о виновности.

Количественный состав присяжных заседателей. Одним из доводов противников суда присяжных является то, что при решении сложных вопросов, например в научной, изобретательской деятельности, художественном творчестве, основной источник истинных идей, разработка которых приводит к продуктивным решениям, определяется не количеством людей, не их подавляющим большинством, но отдельными творческими личностями.

Особенно это характерно для художественного творчества, о чем свидетельствует популярный среди писателей и поэтов афоризм: "Пегас редко посещает одну умную голову и совсем маловероятно, чтобы он одновременно посетил сразу две головы" (а тем более 3-4-12...). Если в этот афоризм вместо Пегаса подставить Фемиду, то противники суда присяжных обретут еще одну эффектную софистическую уловку, ложный довод против суда присяжных.

Ошибочность подобных доводов заключается в том, что сверхзадачей суда присяжных является


--------------------------------------------------------------------------------

22 Как отмечают социальные психологи, "установлено, что гомогенные, т.е. однородные по какому-либо признаку, группы отличаются большей конформностью, чем гетерогенные группы" (см.: Кричевский РЛ., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. М., 1991. С. 87).

стр. 31


--------------------------------------------------------------------------------

не решение творческих задач по производству оригинальных, принципиально новых духовных или материальных ценностей, над которыми творческая личность может работать годами, а решение практической задачи: быстрое и надежное (23), логически и юридически правильное и справедливое разрешение сложных уголовных дел по вопросам о фактической стороне, виновности.

Поскольку эти вопросы нередко приходится разрешать не только в сжатые временные сроки, но и в условиях неопределенности, при дефиците или противоречивости доказательств, исходных данных, для обеспечения надежного, безошибочного их решения в указанных условиях решающее значение имеет не творческое вдохновение, которое символизирует быстрокрылый Пегас, а Здравый смысл, житейская мудрость, ответственный, осторожный, взвешенный, всесторонне продуманный, системный подход к решению вопросов, основанный на разнообразном житейском опыте, разносторонних знаниях об окружающей действительности, к чему больше всего приспособлена коллегия, состоящая из 12 присяжных заседателей, представляющих различные слои общества, знающих их культуру, местные бытовые и производственные условия, нравы и обычаи людей разных социально-психологических типов.

Методологической основой анализа влияния количественного состава присяжных заседателей на качество коллективного решения по вопросам о виновности служат общие положения из области социальной психологии.

В социально-психологической литературе отмечается, что групповые решения во многих случаях являются менее субъективными и более эффективными и ответственными, чем индивидуальные (24). Особенно важным представляется вывод известного американского социального психолога Д. Майерса о том, что в "интеллектуальных проблемах, где существует объективно правильный ответ, групповое решение обычно лучше большинства индивидуальных" (25).

В определенной степени этому может способствовать и величина группы, ее количественный состав, ибо с увеличением группы повышается ее "ресурс талантов", в ней расширяется круг людей с ярко выраженной индивидуальностью, что создает благоприятные психологические условия для разностороннего обсуждения различных вопросов; увеличивается способность группы собрать и переработать за одно и то же время большее количество информации; увеличивается число людей, которые могут участвовать в выработке и принятии решения, взвешивании и оценке его положительных и отрицательных сторон (26).

Как установлено социально-психологическими исследованиями, "С увеличением группы ее эффективность возрастает, но лишь до соответствующего уровня: при достижении некоторого "критического значения" величина группы перестает влиять на эффективность ее деятельности, а затем - при большем увеличении - эффективность снижается (слишком большая численность группы приводит к тому, что люди начинают мешать друг другу)" (27).

Негативные социально-психологические последствия большого количественного состава группы проявляются, в частности, в том, что: с увеличением числа членов группы может уменьшаться ее сплоченность, возрастает вероятность образования и распада на мелкие группировки, что существенно затрудняет достижение единства по обсуждаемым в группе вопросам; большой группой трудно управлять, организовывать взаимодействие ее членов, налаживать между ними нормальные деловые и личные взаимоотношения; рост группы может привести к увеличению расхождений во мнениях и обострению взаимоотношений; с увеличением группы средний вклад каждого участники в итоги совместной деятельности обычно снижается (28).

Поскольку социально-психологическими следствиями увеличения количественного состава может быть как улучшение, так и ухудшение деятельности группы, качества принимаемого ею коллективного решения, важное теоретическое и практическое значение имеет проблема


--------------------------------------------------------------------------------

23 Под надежностью понимается степень веры в систему, вероятность, что в ее функционировании не появятся ошибки (см.: Сэхляну В. Химия, физика и математика жизни. Бухарест, 1970. С. 48.

24 См.: Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М., 1996. С. 22; Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально- психологических понятий. С. 76-77; Кричевский РЛ., Дубовская ЕМ. Психология малой группы... С. 159, 165; Науман Э. Принять решение - но как? М., 1987. С. 68-73; Самсонов Р. Социальная психика и идеология (Некоторые социально-психологические механизмы превращения идей в убеждения). Ереван, 1970. С. 56-63.

25 МайерсД. Социальная психология. СПб., 1997. С. 427.

26 См.: Немое Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2-х кн. Кн. 1. Основы общей психологии. М., 1994. С. 474.

27 В социально-психологической литературе отмечается, что величина коллектива - одно из важнейших условий оптимизации совместного труда (см.: Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М., 1972. С. 292).

28 Ломов Б.Ф. Совместная (групповая) деятельность людей, формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления ими // Правовые и социально-психологические аспекты управления. М., 1972. С. 217. См. также: Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования. Л., 1979. С. 133.

стр. 32


--------------------------------------------------------------------------------

оптимального размера группы, в частности, коллегии присяжных заседателей (29).

В различных сферах деятельности оптимальный размер коллектива определяется практически (праксиологически) с учетом содержания групповой деятельности таким образом, чтобы он обеспечивал эффективное решение ее функциональных задач.

Современные социально-психологические исследования (30) свидетельствуют о том, что оптимальным количественным составом коллегии присяжных заседателей для выработки качественного согласованного коллективного решения по вопросам о виновности является тот, который сложился исторически - 12 присяжных заседателей, поскольку при таком количестве формируются наиболее благоприятные для этого социально-психологические условия; нейтрализуется или уменьшается влияние отрицательных социально- психологических факторов групповой деятельности (конформизм, внушаемость, негативизм); активизируется влияние положительных социально- психологических факторов групповой деятельности (значительно уменьшается влияние некоторых предубеждений присяжных, их внимание переключается с собственных предубеждений на обстоятельства дела; группа припоминает информацию о судебном процессе лучше, чем индивиды, присяжные наиболее активно обмениваются информацией, тем самым углубляя друг у друга понимание проблемы).

Эти преимущества коллегии присяжных заседателей проявляются только тогда, когда ее члены взаимно дополняют друг друга по степени развития естественной логической способности суждения и запасу знаний об окружающей действительности, обладают личностными особенностями, определяющими их способность быстро и эффективно психологически включаться в совместную деятельность по рассмотрению сложных уголовных дел, имеющих повышенную общественную значимость, выработке согласованного коллективного решения по вопросам о виновности в соответствии с презумпцией невиновности и другими требованиями уголовно- про-цессуального и уголовного законов.

Социально-психологическое понятие "включенность" означает степень вхождения человека в систему требований, норм, ролей, прав, обязанностей, ожиданий, которые предъявляет к нему сфера его деятельности (31).

Для обеспечения быстрой и эффективной психологической включенности присяжных заседателей в эту совместную деятельность особенно важное значение имеют следующие личностные особенности:

нравственная надежность и морально-психологическая устойчивость, показателем которой является нравственно добропорядочное и законопослушное поведение, положительное отношение к своему гражданскому долгу, а также отсутствие неснятой или непогашенной судимости, ненахождение под следствием в качестве обвиняемого или подозреваемого на момент рассмотрения дела в суде присяжных;

отсутствие качеств, ограничивающих способность субъекта полноценно участвовать в судебном заседании и в выработке согласованного коллективного решения по вопросам виновности (не владение языком, на котором ведется судопроизводство; психические заболевания, исключающие или ограничивающие дееспособность; другие психические недостатки; немота, глухота, слепота и другие физические недостатки, ограничивающие указанную способность);

объективность, беспристрастность, непредубежденность, отсутствие предвзятых мнений, незнание материалов дела из процессуальных или непроцессуальных источников, а также то, что кандидат в присяжные заседатели не подвергался незаконным воздействиям, которые могли бы отрицательно повлиять на его объективность;

наличие у кандидата в присяжные заседатели желания и объективной возможности полностью отвлечься, психологически отключиться от своих личных, семейных и служебных проблем и дел на период осуществления правосудия в суде присяжных, отсутствие у него уважительных причин для неучастия в судебном заседании.

Формированию качественного состава коллегии присяжных заседателей из числа лиц, обладающих указанными личностными особенностями, способствует реализация предусмотренных ст. 80, 81 и 82 Закона "О судоустройстве РСФСР" организационных мер (составление общего и запасного списков присяжных заседателей и др.) и уголовно-процессуальных мероприятий, связанных с отбором присяжных заседателей в суде, их мотивированным и безмотивным отводом, образованием коллегии присяжных заседателей путем жеребьевки в составе 12 присяжных, роспуском тенденциозного состава коллегии присяжных заседателей (ст. 438, 439, 440 и 441 УПК).


--------------------------------------------------------------------------------

29 Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2-х кн. Кн. 1. Основы общей психологии. С. 475.

30 МайерсД. Социальная психология. С. 428; Воскресенский В., Конышева Л. Количество склонно переходить в качество // Росс. юстиция. 1996. N 12. С. 11- 12.

31 См.: Парыгин В.Д. Научно-техническая революция и личность. Социально- психологические проблемы руководства. М., 1978. С. 76-80.

стр. 33


--------------------------------------------------------------------------------

Проведенный анализ свидетельствует о том, что в целом процессуальная форма суда присяжных обеспечивает формирование качественной композиции коллегии присяжных заседателей из числа здравомыслящих, объективных, беспристрастных, социально зрелых, нравственно добропорядочных лиц, способных качественно исполнять обязанности присяжного заседателя и взаимно дополняющих друг друга по своему жизненному опыту, запасу знаний об окружающей действительности, степени развития естественной логической способности и другим психологическим особенностям, что способствует повышению продуктивности коллективного мышления и выработке качественного, правильного и справедливого согласованного коллективного решения по вопросам о виновности, соответствующего императивам Здравого смысла.

стр. 34






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)