ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

УКРЕПЛЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ ВЛИЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ТЕНЕВОЙ И КРИМИНАЛЬНЫЙ ОБОРОТ КАПИТАЛА В РОССИИ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 23 марта 2010
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА: ВОПРОСЫ ПРАВА РОССИИ




Конец XX в. застал Россию на переходном этапе развития, что проявляется как в экономике, так и в политике и социальной психологии. К сожалению, приходится признать, что многие стороны общественной жизни России подвержены влиянию организованной преступности. Авторы настоящей статьи попытались ответить на один из ключевых социально-экономических вопросов - о степени криминализации капитала в России, проанализировать его структуру, определить цели и задачи общества и государства в отношении оборота капитала, сформулировать политику государства в отношении теневого и криминального оборота капитала, а также в "определенной системе координат" нашего рассмотрения оценить принимаемые законодательные решения с точки зрения их влияния на оборот капитала.

В настоящее время в России в достаточно критической пропорции сложились и функционируют легальный, теневой и криминальный бизнесы и обеспечивающие их легальный, теневой и криминальный обороты капитала (см. схему 1-4). К сожалению, нет идеального рецепта, согласно которому из общего денежного оборота можно было однозначно выделить криминальный и легальный оборот капитала. Характерной особенностью денежного капитала является его способность к быстрой мимикрии, благодаря чему в общем денежном обороте через две-три коммерческие операции исчезают явные идентифицирующие признаки и "история происхождения" капитала. Иначе говоря, у финансового капитала почти нет "генетической памяти". Между легальным, теневым и криминальным оборотом капитала существуют тесные взаимосвязи, взаимопроникновение и взаимовлияние.

Закономерности, характерные для каждого из названных выше типов оборота капитала, достойны самостоятельного, раздельного, всестороннего изучения.

В настоящей работе авторы сочли необходимым поставить и по мере возможности рассмотреть следующие вопросы:

дать общую характеристику легального, теневого и криминального оборота;

выявить причины существования теневого оборота;

попытаться проанализировать структуру криминального рынка;

оценить общественные последствия теневого и криминального оборотов;

вскрыть взаимосвязи легального, теневого и криминального оборотов;

обозначить цели и задачи государства и общества в отношении легального, теневого и криминального оборотов;

на конкретных примерах показать влияние законодательства на соотношение и развитие легального, теневого и криминального оборотов.

Безусловно, столь сложная тема не может быть полностью раскрыта в одной статье и получит поэтапное развитие в последующих работах.

Качественные отличия легального; теневого и криминального оборотов. Существенными признаками для разграничения различных типов оборота предлагается рассматривать некоторые особенности присущие субъектам, участвующим в обороте; объектам (виды товаров и услуг); нормам, регулирующим отношения участников оборота; характер последствий существования данного типа оборота для общества и государства, иные существенные признаки, характеризующие данный тип оборота.

Легальный оборот. Субъекты - юридические лица, созданные в соответствии с действующим законодательством; физические лица; государственные органы.

Объекты - товары и услуги, не запрещенные законом, по своей природе необходимые и полезные для общества.

Нормы, регулирующие отношения участников оборота - правовые нормы (нормы российского законодательства, международно-правовые нормы, нормы иностранного законодательства).

Характер последствий для общества и государства - общественно полезный и необходимый.

Теневой оборот. Субъекты - юридические лица, созданные в соответствии или с нарушением действующего законодательства; физические


--------------------------------------------------------------------------------

1 Доктор юридических наук.

2 Кандидат юридических наук.

стр. 40


--------------------------------------------------------------------------------

лица; должностные лица государственных органов, нарушающие правовые нормы.

Объекты - товары и услуги, не запрещенные законом, по своей природе необходимые и полезные для общества.

Нормы, регулирующие отношения участников оборота - неправовые нормы ("понятия"), признаваемые участниками оборота для регулирования возникающих между ними отношений.

Иные существенные признаки - выход оборота из-под контроля государства, использование коррупции.

Характер последствий для общества и государства - негативный.

Криминальный оборот. Основные субъекты - организованные преступные группы, преступные организации, преступные сообщества.

Вспомогательные субъекты - юридические лица, созданные основными субъектами в соответствии или с нарушением действующего законодательства для обеспечения криминального оборота; юридические лица, созданные основными субъектами на средства, полученные преступным путем; коррумпированные должностные лица государственных органов.

Потребители товаров и услуг - юридические и физические лица, осознанно или неосознанно потребляющие товары и услуги криминального оборота.

Объекты - товары и услуги, запрещенные законодательством, представляющие опасность для нормального существования и развития общества. Незапрещенные товары и услуги, предоставляемые субъектами криминального оборота.

Нормы, регулирующие отношения участников оборота - нормы ("понятия"), принятые в преступной среде. Возможно полное неприятие каких-либо норм.

Иные существенные признаки - широкое использование насилия и коррупции. Криминальные методы и средства конкуренции и разрешения споров.

Характер последствий для общества и государства - общественно опасный.

Существенные признаки легального, теневого и криминального оборотов представлены в виде таблицы.

Как мы видим из приведенных характеристик, легальный и теневой обороты схожи по субъектному составу и объектам. На наш взгляд, это означает, что капитал, обращающийся в теневом обороте, оказался вытолкнут из легального в результате многочисленных неверных законодательных и управленческих решений на макроуровне.

Основное принципиальное отличие теневого оборота от легального заключается в его выходе из-под контроля государства и регулировании отношений субъектов неправовыми нормами. В этом теневой оборот приближается к криминальному.

Отношения субъектов регулируются при помощи так называемых "понятий", т.е. неюридических правил поведения, устанавливаемых для регулирования отношений ограниченного круга субъектов неформальными лидерами, обеспечивающими их соблюдение с помощью своего влияния, авторитета и силы.

Регулирование отношений посредством "понятий", по своей природе характерное для уголовной среды, в частности, преступного сообщества "воров в законе", с развитием теневого оборота стало заполнять определенный вакуум в регулировании отношений его участников, выходящих из-под действия правовых норм. Такое развитие представляется, на наш взгляд, крайне опасным, поскольку переход к регулированию посредством "понятий" способствует установлению контроля над теневым оборотом преступными организациями, ограничивает возможности государства по переводу теневого оборота в рамки легального.

Регулирование отношений "по понятиям" не предоставляет субъектам, на которых оно распространяется, никаких гарантий. Изменение соотношения сил лидеров или их позиции ведет к изменению "понятий" или их толкования. При этом у субъектов этих правоотношений не остается возможности оспорить новое толкование или каким-то образом защитить свои интересы. Фактически одна сторона отношений одновременно сосредотачивает у себя функции законодательной, исполнительной и судебной власти.

К сожалению, приходится констатировать, что в нашем обществе складывается ситуация, в которой значительное число граждан на собственном опыте убеждается в своей незащищенности даже в рамках отношений, урегулированных законом. В целях самосохранения и выживания они нередко не соблюдают законы и находят "покровительство" у предлагающих неформальную "защиту" структур. В действительности понятие сущности этого "покровительства" осознается позже, когда отсутствие формально закрепленных обязанностей и ответственности сторон с соответствующими государственно-властными защитными инструментами неизбежно приводит к плачевным для "охраняемых" результатам, субъект неформальных отношений несет неформальные обязанности и вступает в действие "закон силы". Разрешение конфликтов "по понятиям" сопряжено с применением насилия и человеческими жертвами, свидетельством чего является, в частности, рост числа заказных убийств.

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------

Таблица. Существенные признаки легального, теневого и криминального оборотов капитала

Тип оборота
Легальный
Теневой
Криминальный

Субъекты
Юридические лица, созданные в соответствии с действующим законодательством; физические лица; государственные органы*
Юридические лица, созданные в соответствииили с нарушением действующего законодательства; физические лица; должностные лица государственных органов, нарушающие правовые нормы
Основные субъекты: организованные преступные группы, преступные организации, преступные сообщества. Вспомогательные субъекты: юридические лица, созданные основными субъектами в соответствии или с нарушением действующего законодательства для обеспечения криминального оборота; юридические лица, созданные основными субъектами на средства, полученные преступным путем; коррумпированные должностные лица государственных органов. Потребители товаров и услуг: юридические и физические лица, осознанно или неосознанно потребляющие товары и услуги криминального оборота

Объекты
Товары и услуги, не запрещенные законом, по своей природе необходимые и полезные для общества
Товары и услуги, не запрещенные законом, по своей природе необходимые и полезные для общества
Товары и услуги, запрещенные законодательством, представляющие опасность для нормального существования и развития общества. Незапрещенные товары и услуги, предоставляемые субъектами криминального оборота

Нормы, регулирующие отношения участников оборота
Правовые нормы (нормы российского законодательства, международно-правовые нормы, нормы иностранного законодательства)
Неправовые нормы ("понятия"), признаваемые участниками оборота для регулирования возникающих между ними отношений
Нормы ("понятия"), принятые в преступной среде. Возможно полное неприятие каких-либо норм

Иные существенные признаки
Выход оборота из-под контроля государства, использование коррупции
Широкое использование насилия и коррупции. Криминальные методы и средства конкуренции и разрешения споров

Характер последствий для общества и Государства
Общественно полезный и необходимый
Негативный
Общественно опасный


* Жирным шрифтом выделены совпадающие признаки.

Причины существования теневого оборота

Практически любая организация в России оказывается перед выбором между легальным и теневым оборотом; при принятии решения ее руководство оценивает "плюсы" и "минусы" каждого варианта.

Работа в рамках легального оборота позволяет завоевывать имя и формировать имидж организации на рынке, иметь кредитную историю (что очень важно для участия в крупных проектах, привлечения инвестиций и кредитов, общей прозрачности рынка) дает возможность обращаться за защитой нарушенных и оспариваемых прав в судебные и исполнительные органы, а также избежать дополнительных рисков в случае проверки налоговыми и иными контролирующими органами.

В то же время существуют факторы, обусловливающие стремление к выходу из-под действия правовых норм и контроля государства и переход в теневой оборот под действие регулирования "по понятиям":

нестабильность политической и экономической ситуации в России;

несовершенство действующего законодательства, в первую очередь высокие налоговые ставки;

стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

недостаточная эффективность судебной системы и системы исполнения судебных решений;

недоверие к системе безналичных расчетов, особенно усилившееся после кризиса 17 августа 1998 г.;

низкий уровень правовой культуры;

отсутствие постоянной пропагандистской работы со стороны государства;

исторические традиции.

Формированию и развитию теневого оборота способствует также низкий уровень оплаты труда государственных служащих, во многом обусловленный господствующей в обществе социальной психологией. При этом очевидно, что декларируемые размеры доходов не соответствуют их реальному уровню.

В обществе сложилась довольно устойчивая и разветвленная система теневых доходов значительной части работников бюджетных организаций различных уровней бюджета, позволяющая, с одной стороны, коммерческим структурам (основой их бизнеса вместо принципа открытой конкурентной борьбы на рынке является принцип подкупа чиновников) обеспечивать развитие "материальной базы" коррупции, с другой стороны, обладая соответствующей информацией, осуществлять над своими "питомцами" неформальный контроль и при необходимости компрометировать и устранять того или иного чиновника. Подтверждением этого служат многочисленные уголовные дела в отношении руководителей регионов, должностных лиц федеральных органов власти и управления различных рангов.

В России значительная часть экономических субъектов действует в пограничной зоне между легальным и теневым оборотом. Сходство субъектов и объектов легального и теневого оборотов позволяет предполагать, что при снижении влияния факторов, порождающих теневой оборот, возможен его переход в рамки легального.

Структура криминального рынка в России

В отличие от теневого, криминальный оборот по своему объекту не может быть введен в рамки легального в силу общественно опасного характера товаров и услуг криминального рынка. Отдельные примеры легализации криминальных товаров и услуг, в частности торговли легкими наркотиками в Нидерландах, являются редкими исключениями. В этом отношении представляет интерес решение вопроса проституции в Германии. Проституция признается явлением, противоречащим моральным и нравственным нормам. Споры, вытекающие из таких отношений, не подлежат судебному рассмотрению. В то же время предоставление этих услуг юридически не запрещено. Лица, оказывающие эти услуги, обязаны декларировать доходы, уплачивать с них налоги и имеют право объединяться в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Криминальный рынок можно условно определить как тип криминально- хозяйственных связей между субъектами (производителями и потребителями криминальных товаров и услуг), а также вспомогательными субъектами.

Проблема существования и функционирования криминального рынка пока еще недостаточно изучена, тем не менее наш подход к ней представляется оправданным. Цель - извлечение прибыли в результате преступной деятельности в качестве одного из определяющих признаков организованной преступности - присутствует практически во всех определениях и не вызывает сомнений ни у кого из исследователей. В сборнике "Организованная преступность-2" А.Я.Терешо-нок определяет организованную преступность как "социально-экономический процесс обращения преступного капитала в криминальной сфере с вовлечением широких слоев населения, с использованием коррупции и всего того, что способствует его наращиванию и обращению" (3).

На состояние и развитие криминального рынка влияют многие факторы: географические, внешне- и внутриполитические, существующая система законодательства, состояние и эффективность функционирования государственного аппарата, образовательный и культурный уровень населения.

Под структурой рынка в экономической теории понимается внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Такое понимание структуры рынка представляется вполне приемлемым и для характеристики криминального рынка.

Секторы криминального рынка можно подразделить на три группы по видам предоставляемых товаров и услуг.

К первой группе относятся секторы криминального рынка, связанные с предоставлением запрещенных для свободного оборота товаров и услуг неопределенному кругу потребителей: незаконный оборот наркотиков; незаконный оборот оружия; торговля ядерными материалами; торговля людьми; эксплуатация проституции; распространение порнографии; производство и продажа фальсифицированной алкогольной продукции; производство и продажа фальсифицированной табачной продукции; контрабанда культурных ценностей.

Во вторую группу входят секторы криминального рынка, связанные с предоставлением товаров и услуг запрещенным способом


--------------------------------------------------------------------------------

3 Организованная преступность - 2. Криминологическая Ассоциация. М., 1996. С. 29.

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

неопределенному кругу потребителей: услуги по разрешению споров организованными преступными группами; услуги по исполнению судебных решений; охранные услуги ("крыша"); незаконный игорный бизнес; контрабанда автомобилей; контрабанда незаконных мигрантов; оказание услуг по незаконному усыновлению.

Третья группа включает секторы криминального рынка, связанные с предоставлением товаров и услуг самим организованным преступным группам, обеспечивающих их функционирование: изготовление и сбыт фальшивых документов; легализация (отмывание) преступных доходов; заказные убийства.

К третьей группе примыкают стоящие особняком хищения имущественных ценностей, похищение людей с целью выкупа, вымогательство, которые также обеспечивают воспроизводство финансовой базы организованной преступности.

Криминальный рынок имеет собственную производственную сферу, сферу сбыта, транспортную и финансовую сферы.

Общественные последствия теневого и криминального оборота

Последствиями теневого оборота являются: сужение налогооблагаемой базы; ухудшение конкурентных условий для субъектов легального оборота; возможность неконтролируемого вывоза капиталов в страны с более стабильной политической и экономической ситуацией и более низким уровнем налогообложения; возможность распространения криминальных средств и методов разрешения споров между субъектами теневого оборота; рост коррупции государственного аппарата.

В итоге эти последствия способствуют воспроизводству факторов, порождающих теневой оборот. Так, по экспертным оценкам МВД России к февралю 1999 г. из России было вывезено примерно 350 млрд. долл. США. По данным Правительства РФ в 1997-1998 гг. только чистый вывоз наличной иностранной валюты физическими лицами составил от 7 до 8 млрд. долл. США в год. При том, что внешний долг России составляет около 150 млрд. долл., а государственный бюджет - около 20 млрд. В результате уход капиталов препятствует преодолению кризиса банковской системы и общего экономического кризиса.

По экспертным оценкам доля валового внутреннего продукта, произведенного в теневой экономике, составляет в России 40-50% от всего производства ВВП. Для сравнения, в США он составляет около 10-15%. Теневая экономика СССР оценивалась в размере 20% от национального дохода (4).

Последствия криминального оборота: моральная и физическая деградация общества в результате потребления товаров и услуг криминального оборота; ограничение добросовестной конкуренции в легальном обороте в результате проникновения в него основных и вспомогательных субъектов криминального оборота; рост коррупции государственного аппарата; общий рост преступности.

Существует мнение, что попав из криминального в легальный оборот, криминальный капитал утрачивает свой общественно опасный характер. В этой связи необходимо остановиться на проблеме ограничения добросовестной конкуренции в легальном обороте и, по сути, распространении криминальной конкуренции. Данный вопрос рассматривался в статье А.А. Одинцова "Криминальная конкуренция в России". Он определяет криминальную конкуренцию как "участие в той или иной форме социальных организаций и физических лиц в соперничестве с экономическими субъектами, направленное на получение сверхприбыли, а также на достижение иных целей и получение односторонних преимуществ в различных сферах жизни личности, общества и государства с использованием запрещенных законом методов и средств деятельности" (5). Данная А.А. Одинцовым характеристика криминальной конкуренции относится в основном к участию криминальных структур и контролируемых ими предприятий в конкурентной борьбе на легальном рынке.

На наш взгляд, криминальная конкуренция - явление, изначально характерное для криминального оборота. Ее основные методы - использование коррумпированных чиновников, шантаж, силовое давление, физическое устранение конкурента. Цель - расширение сферы влияния, монополизация определенных секторов рынка или территорий.

Криминальная конкуренция в легальном обороте носит производный характер и обусловлена проникновением криминальных капиталов. Попадая в легальный оборот, криминальный капитал остается под контролем криминальных структур, готовых обеспечить ему преимущества в конкурентной борьбе при помощи своих специфических возможностей.

Если конкуренция между легальными экономическими субъектами способствует улучшению качества товаров и услуг, развитию новых технологий, снижению цен и в конечном итоге выгодна потребителям, то криминальная конкуренция, построенная на силовом подавлении, вплоть до физического устранения конкурентов,


--------------------------------------------------------------------------------

4 Организованная преступность - 4. Криминологическая Ассоциация. М., 1998. С. 94.

5 Одинцов А.А. Криминальная конкуренция в России // Бизнес и политика. 1997. N 6. С. 16-25.

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

монополизации и поддержании высокого ценового уровня, оказывает деструктивное влияние на развитие рынка и технологий и существенно ухудшает положение потребителей товаров и услуг.

Проблема криминальной конкуренции в легальном обороте тесно связана с криминальной системой разрешения конфликтов, включающей оказание "третейских" услуг конфликтующим сторонам, истребование долгов за определенную долю от взысканных сумм или имущества, сдерживание и нейтрализацию настойчивых кредиторов по просьбе должников.

Криминальный оборот имеет стойкую тенденцию роста как за счет расширения круга потребителей криминальных товаров и услуг, так и за счет проникновения его субъектов в наиболее доходные сферы легального и теневого оборота. Рост криминального оборота представляет серьезную угрозу безопасности общества и государства.

Взаимовлияние. Между легальным, теневым и криминальным оборотами существует взаимовлияние и конкуренция в отдельных секторах рынка и по отдельным видам товаров и услуг.

В качестве наглядного примера можно привести торговлю автомобилями. В России продажа автомобилей осуществляется в рамках легального оборота с полной уплатой всех налоговых и таможенных платежей, в рамках теневого оборота с полным или частичным уходом от уплаты налоговых и таможенных платежей, а также в рамках криминального оборота (хищение автомобилей в странах Западной Европы, последующий контрабандный ввоз и продажа по фальшивым документам). При этом уровень затрат и, соответственно, цен на автомобили, реализуемые в рамках теневого оборота (несмотря на дополнительные риски) оказывается существенно ниже, чем в легальном обороте. Такое соотношение обусловлено не только тем, что субъекты теневого оборота несут меньшие издержки на уплату налоговых и таможенных платежей, но и тем, что субъекты легального оборота вынуждены нести некоторые расходы, характерные для теневого оборота, в частности, платить за "крышу", давать взятки должностным лицам таможенных органов.

Рост теневого или криминального оборотов ведет к сокращению легального оборота.

Взаимопроникновение. Значительная часть российских организаций и граждан участвует как в легальном, так и в теневом оборотах. Под влиянием различных экономических, политических и правовых факторов происходит переход капиталов из легального оборота в теневой оборот. Осуществляется проникновение капиталов из криминального оборота в легальный и теневой обороты.

Движение капиталов (см. схему 5).

Цели и задачи государства и общества в отношении легального, теневого и криминального оборотов

Учитывая взаимосвязи между легальным, теневым и криминальным оборотами, можно сделать вывод о том, что любое законодательное решение, затрагивающее тот или иной тип оборота, одновременно влияет и на оба других типа. Следовательно, необходимо изначально определить цели общества и государства в отношении каждого типа оборота, которые с учетом факторов, способствующих развитию или наоборот сокращению каждого типа оборота, образуют систему координат, в которой можно рассматривать принимаемые законодательные решения.

По мнению авторов, к целям общества и государства в отношении легального, теневого и криминального оборотов можно отнести: создание благоприятных условий для развития легального оборота; перевод капиталов из теневого оборота в рамки легального оборота; создание жесткой границы между легальным и криминальным оборотами; устранение из легального оборота криминальных капиталов.

Исходя из данных целей, определяем основные задачи:

постепенное устранение факторов, порождающих теневой оборот. Последствия: рост объемов легального оборота за счет перехода в легальный оборот субъектов теневого оборота;

рост налоговых поступлений; развитие добросовестной конкуренции; создание предпосылок для четкого разграничения легального и криминального оборотов.

Методы решения: экономические; административные.

Принятие мер противодействия проникновению криминальных капиталов в легальный оборот (борьба с "отмыванием" денег). Последствия:

защищенность легального оборота от криминальных инвестиций; подрыв финансовой базы деятельности субъектов криминального оборота;

пополнение бюджета за счет конфискуемых преступных доходов.

Методы: административные, уголовно-правовые.

Влияние законодательства на соотношение и развитие легального, теневого и криминального оборотов

Исходя из поставленных целей и задач, авторы попытались рассмотреть ряд положений действующего законодательства и предлагаемых законодательных решений.

Налоговое законодательство. Негативное влияние на легальный оборот оказывают действующие ставки обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды,

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

взимаемые с фонда оплаты труда: фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования, пенсионный фонд, которые суммарно составляют 38.5% от фонда оплаты труда (6).

Действующие ставки по этим платежам вынуждают предприятия выплачивать заработную плату сотрудникам с помощью полулегальных и нелегальных схем, в частности, псевдостраховых операций, депозитов или просто путем обналичивания денежных средств.

Встав на путь обналичивания, легальной по своей природе операции, предприятие оказывается в пограничной зоне между легальным и теневым оборотом. У него появляются фиктивные затраты по договорам на обналичивание средств, что влечет за собой занижение размера платежей в бюджет по другим видам налогов, в частности, в результате появления дополнительных фиктивных затрат увеличивается себестоимость продукции, следовательно, занижается прибыль, кроме того неправомерно берется в зачет налог на добавленную стоимость.

Через определенный период времени руководители предприятий оказываются под угрозой уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, что в свою очередь толкает их к переходу в рамки теневого оборота путем создания подставных юридических лиц, регистрация которых нередко осуществляется по поддельным или украденным паспортам. За первое полугодие 1999 г. только в Республике Алтай было выявлено 264 таких организации.

Неоправданно высокой представляется ставка НДС в размере 20% (7), что также вынуждает предприятия занижать налогооблагаемую базу и частично или полностью переходить в теневой оборот. Для сравнения, ставка НДС в Швейцарии составляет 6.5%.

Потребность предприятий в неучтенных наличных деньгах порождает к жизни значительное количество паразитических субъектов теневого оборота: псевдобанков, псевдостраховых компаний, подставных фирм-однодневок, осуществляющих обналичивание. Единственная функция таких субъектов заключается в создании фиктивного оборота. Так, за первое полугодие 1999 г. налоговыми органами было выявлено 5784 юридических лица и 1408 индивидуальных предпринимателя, не сдающих налоговую отчетность или сдающих "нулевые" балансы. Всего по данным ФСНП России на территории страны существует около 149 тыс. таких организаций.

Таким образом, согласно приведенным положениям налогового законодательства происходит сокращение легального и рост теневого оборотов за счет перехода к нему части субъектов легального.

Представляются оправданными неоднократно высказывавшиеся бывшим Министром РФ по налогам и сборам Г.В. Боссом предложения о снижении ставок по ряду налогов, в частности, ставки НДС с 20 до 10%. Их реализация позволила бы убрать заложенный в ныне действующих ставках "воздух".

Кроме того, целесообразно снизить ставки обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды с фонда оплаты труда. Это позволило бы легализовать реальные доходы довольно значительной части населения и перевести предприятия из пограничной зоны между легальным и теневым оборотом в легальный оборот, избавив их от необходимости выплачивать заработную плату через обналичивание и различные схемы.

Валютное законодательство. В настоящее время на стадии принятия находится ряд законопроектов в сфере валютного регулирования. Принятый Государственной Думой 9 июня 1999 г. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" предусматривает ограничение вывоза наличной валюты физическими лицами - резидентами размером в 10 тыс. долл. США. Для вывоза суммы, превышающей 10 тыс. долл., требуется получение разрешения Банка России. При этом на стадии подготовки и принятия законопроекта разрешаемая к вывозу сумма произвольно колебалась от трех до 10 тыс.

Представляется, что принятие данного Федерального закона не решит проблему вывоза валюты из России, так как сохраняются возможности безналичного перевода. В то же время введение данного ограничения приведет к росту вывоза наличной валюты контрабандным путем вне контроля государства, а также вывоза по фиктивным контрактам, контрактам с завышением цены, т.е. к росту теневого и криминального оборотов. Кроме того, предлагаемый разрешительный порядок, не обеспечивая контроля за законностью происхождения средств, лишь создаст почву для злоупотреблений при выдаче разрешений на вывоз валюты.

Законодательство о борьбе с легализацией ("отмыванием") доходов, полученных незаконным путем. Вступивший в силу 1 января 1997 г. Уголовный кодекс РФ содержит ряд новых составов преступлений в сфере экономической


--------------------------------------------------------------------------------

6 Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" от 4 января 1999 г.

7 Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость" от 6 декабря 1991 г. (в ред. от 1 мая 1999 г.).

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

деятельности, предусматривая в частности уголовную ответственность по ст. 174 за легализацию ("отмывание") доходов, полученных незаконным путем. Следует отметить, что неопределенность позиции государства в отношении теневого и криминального оборотов обусловливает недостаточно удачную, сложно применимую на практике диспозицию уголовно-правовой нормы.

Формулировка "доходы, полученные незаконным путем", предполагает распространение действия статьи на любые доходы, полученные с нарушением норм любой отрасли законодательства, и представляется весьма спорной.

На наш взгляд, борьба с "отмыванием" денег должна быть направлена на защиту легального оборота от проникновения капиталов, полученных в рамках криминального оборота, и подрыв финансовой базы организованной преступности. В этой связи в качестве источника легализуемых доходов должны рассматриваться либо преступления, характерные для организованной преступности, как, например, в законодательстве Германии, либо любые преступления, но не правонарушения.

Неоправданно широко применение норм, направленных на борьбу с "отмыванием" денег, оно не обусловлено степенью общественной опасности операций с доходами, полученными в результате совершения правонарушений, и лишь распыляет силы правоохранительных органов. Практика применения данной статьи в 1997-1998 гг. показала, что уголовные дела очень часто возбуждались по фактам сбыта похищенного имущества, не имевшим ничего общего с легализацией доходов.

Распространение действия законодательства о борьбе с "отмыванием" денег на теневой оборот толкает к сближению теневого и криминального оборотов и расширению финансовой базы организованной преступности.

стр. 47






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)