ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ЗА РУБЕЖОМ. РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГУЛИРОВАНИИ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВО ФРАНЦИИ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 23 марта 2010
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА: ВОПРОСЫ ПРАВА РОССИИ




I. Становление французской системы сельскохозяйственных профессиональных организаций

Специфика французской организации сельского хозяйства в том, что профессиональные сельскохозяйственные организации играют активную роль в выработке стратегии развития сельского хозяйства, разработке и применении норм аграрного права, в регулировании аграрных отношений.

Под профессиональной организацией во французском праве понимается наделенное правами юридического лица объединение членов определенной профессии, пользующееся нормативными и дисциплинарными полномочиями. Иски на решения этих организаций приносятся в соответствующие административные или судебные органы согласно виду профессии (2).

В сельскохозяйственной области так называемое совместное управление восходит к давней традиции сельского населения управлять своими собственными делами (взаимопомощь, сельскохозяйственный кредит, самоуправление, кооперативное движение). В 60-70-е годы XX в. усиление активности земледельцев как на общенациональном, так и на департаментском уровне привело к созданию органов "совместного управления". Государственные органы в силу необходимости были вовлечены в прямые переговоры с представителями земледельцев о радикальном изменении аграрной политики.

Содержание законов об ориентации сельского хозяйства Франции 1960 и 1962 гг. было определено во время так называемых круглых столов, объединяющих представителей профсоюзов и правительства.

Французское законодательство обязывает правительство консультироваться по всем аграрным вопросам с центральными органами наиболее представительных крестьянских и кооперативных союзов и ассоциаций, с сельскохозяйственными палатами.

Аграрный кодекс (кн. V, титул I) предусматривает официальное представительство сельскохозяйственных производителей, а также представителей кооперативов, местных касс сельскохозяйственного кредита, местных касс сельскохозяйственного взаимного страхования и профсоюзных объединений в публичных органах и экономических организациях страны.

В середине 70-80-х годов Парламент полностью передал сельскохозяйственным профессиональным организациям инициативу в определении целей аграрной политики (3). Предложения об изменениях в регулировании сельского хозяйства принимались на сессии Постоянной ассамблеи сельскохозяйственных палат с участием министра сельского хозяйства, представителей французского государства, Европейского сообщества, а также представителей сельскохозяйственных производителей.

Сельскохозяйственные профессиональные объединения формировались как средство коллективной защиты сельскохозяйственного производителя от арендодателя, фирмы, рынка и пр. Благодаря активному участию профессиональных организаций в регулировании аграрных отношений во Франции сложилась разветвленная система профессиональных организаций с иерархическим соподчинением. Это способствовало становлению сельского хозяйства как самостоятельной отрасли французской экономики и формированию аграрного права как отрасли права.

Современная французская система организации сельского хозяйства характеризуется всепроникающим присутствием представителей сельскохозяйственной профессии во всех звеньях этой системы и на всех ее уровнях вплоть до выработки аграрной политики Франции и Европейского сообщества на перспективу.

Система профессиональных организаций стала местом коллективного обсуждения насущных проблем, автономного их решения независимо от политических властей, формирования единства аграриев и выражения их воли к самоуправлению.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Старший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук.

2 См.: Guillien R. et Vincent J. Lexique de termes juridiques. Paris, 1972.P.239.

3 См.: Ourliac P. Cinquante annees de droit rural / Revue de droit rural. 1993. N213. P. 193.

стр. 78


--------------------------------------------------------------------------------

Первые сельскохозяйственные организации возникли в период аграрного кризиса конца XIX в. ввиду угрозы растущего господства городов и промышленности. В 1883 г. началось создание сельскохозяйственных профсоюзов, закупочных и сбытовых, касс взаимопомощи, страхования, кредита и соответственно возникали законы о них.

Первой удачей институционализации представительства аграриев в национальном масштабе стало образование публичных сельскохозяйственных палат и их Национальной ассамблеи (АПСА) Законом от 3 января 1924 г. После второй мировой войны (в 1946 г.) во Франции создается Национальная федерация профсоюзов земледельцев (ФНСЕА), которая становится конкурентом АПСА. Из католического движения молодых земледельцев в 1961 г. сформировался Национальный центр молодых земледельцев (СНЖА).

Не описывая структуру и функционирование каждой из крупных представительных организаций, скажем сразу, что все они принимают участие в работе согласительных органов, ежегодной конференции и представлены во всех органах, принимающих решения, контролируют применение действующего законодательства.

Функции профессиональных сельскохозяйственных организаций можно сформулировать следующим образом: 1) изучать и защищать коллективные интересы сельскохозяйственной профессии и представлять их в различных инстанциях, мобилизовывать земледельцев на коллективные действия; 2) участвовать в выработке, принятии и применении аграрных законов путем сотрудничества с высшими и местными органами власти; 3) участвовать в выработке аграрной политики страны и Общего рынка, отдельных ее направлений, уточнять правовой инструментарий ее проведения; 4) в рамках своей организации осуществлять функции самоуправления.

Принципами создания и деятельности профессиональных организаций являются автономия и самоуправление, самофинансирование, выборность, некоммерческий характер деятельности. Они не имеют своей целью получение прибыли, не совершают торговых сделок. Их деятельность регулируется Гражданским и Аграрным кодексами (но не Торговым кодексом). Эти принципы применительно к сельскохозяйственной кооперации имеют свою специфику.

II. Характеристика системы сельскохозяйственных профессиональных организаций

Возникшая в начале 60-х годов четырехсторонняя система представительства сельскохозяйственной профессии на национальном уровне сохраняется и в настоящее время (4). Она включает в себя две крупнейшие профсоюзные организации - Национальную федерацию профсоюзов земледельцев (ФНСЕА), Национальный центр молодых земледельцев (СНЖА), Национальную конфедерацию сельскохозяйственной кооперации и взаимопомощи (КНМККА) и публичное учреждение - Постоянную ассамблею сельскохозяйственных палат (АПСА).

Основу профессионального представительства составляют сельскохозяйственные профсоюзы, а кооперация, кредит и взаимопомощь, по выражению проф. Ж. Мегре, это дети синдикализма (5). Сельскохозяйственные палаты, как публичные органы, включающие в себя представителей всех профсоюзов, выступают наравне с правительством в высших инстанциях, принимающих решения.

Условно все организации можно разделить на три группы - общественные, публичные и смешанные. К общественным профессиональным организациям относятся чисто профессиональные по составу, созданные и избираемые крестьянами сельскохозяйственные профсоюзы в лице ФНСЕА, СНЖА и др. крупных объединений; сельскохозяйственные кооперативы, их союзы и федерации, общества взаимопомощи с высшим органом КНМККА; объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей в лице сельскохозяйственных экономических комитетов; межпрофессиональные объединения, создаваемые наиболее представительными организациями сельскохозяйственного производства, переработки и сбыта; различные департаментские комиссии; высшие консультативные органы.

К публичным органам относятся департаментские и региональные сельскохозяйственные палаты с высшим органом АПСА, Банк сельскохозяйственного кредита (Креди Агрикель). Национальный центр по упорядочению сельскохозяйственных структур, общенациональные межпрофессиональные публичные учреждения (оффис) по регулированию рынков определенных видов продукции, возглавляемые Центральным агентством сельскохозяйственных учреждений по регулированию рынков сельскохозяйственной продукции; специализированные сельскохозяйственные судебные и примирительные органы: сельскохозяйственные секции трудовых судов, сельскохозяйственные секции судов по делам социального обеспечения, паритетные суды сельскохозяйственной аренды.

К смешанным сельскохозяйственным профессиональным органам можно отнести Общества по перестройке и улучшению сельскохозяйственных структур (САФЕР) во главе с Национальной конфедерацией САФЕР.

Кроме того, существуют высшие консультативные органы при государственной власти,


--------------------------------------------------------------------------------

4 См.: Hudautt J. Drat rural Paris, 1987. P. 43-5.

5 См.: Megret J. Le doit rural. Paris, 1976. P. 36.

стр. 79


--------------------------------------------------------------------------------

такие, как Высший совет по ориентации агропродовольственной экономики включающий в себя представителей государственной власти и всех профессиональных сельскохозяйственных организаций) и Экономический и Социальный совет, являющийся местом встречи социально-профессиональных кругов.

В рамках Европейского сообщества действует Комитет сельскохозяйственных профессиональных организаций (КОПА), который объединяет профессиональные организации 12 стран Сообщества и представляет в инстанциях Сообщества единую позицию в отношении всех аграрных проблем. Постоянное сотрудничество между ЕС и профессиональными кругами осуществляют сельскохозяйственные консультативные комитеты.

Такая система профессиональных организаций дает французским земледельцам реальную возможность участвовать в выработке аграрной политики, принятии и реализации аграрных законов и решений конкретных проблем в рамках микрорегиона, департамента, региона, страны и, наконец, Европейского сообщества. Нормотворческая деятельность профессиональных организаций осуществляется преимущественно в сфере регулирования рынков сбыта сельскохозяйственной продукции путем заключения коллективных межпрофессиональных соглашений различного уровня, выработки договорных норм, обязательных для всех членов своей профессии, которые посредством определенной процедуры могут приобрести силу закона.

Общественные сельскохозяйственные организации. Французский аграрный синдикализм представлен более чем десятком профсоюзных организаций сельскохозяйственных производителей. Наиболее крупные из них ФНСЕА и СНЖА. Они выступают как группа давления во время парламентских дебатов, как сторона в переговорах с правительством при установлении цен на сельскохозяйственную продукцию, действуя прежде всего через своих представителей в различных официальных сельскохозяйственных органах, таких, как сельскохозяйственные палаты, консультативные комиссии сельскохозяйственной аренды, департаментские структурные комиссии и пр.

ФНСЕА, начиная с 1954 г., является главной организацией, представляющей сельскохозяйственных производителей. Она насчитывает 700 тыс. членов, около 30 тыс. местных профсоюзов, которые в свою очередь объединены в департаментские федерации профсоюзов земледельцев (ФДСЕА), в ассоциации, специализирующиеся на конкретных продуктах (например, объединение производителей пшеницы, свеклы, молока и т.д.) и в общественные секции арендаторов и арендодателей.

СНЖА действует в тесном сотрудничестве с ФНСЕА, защищает интересы начинающих земледельцев в возрасте от 18 до 35 лет; насчитывает около 80 тыс. членов. Местными организациями СНЖА являются кантональные центры. В настоящее время их насчитывается 2500, они объединены в 93 департаментских центра (СДЖА).

Среди других представительных профсоюзных организаций, участвующих в ежегодной сельскохозяйственной конференции и в работе всех согласительных органов, можно назвать следующие: МОДЕФ (Движение за сотрудничество и развитие семейных аграрных хозяйств - коммунистического направления) ФФА (Французская федерация сельского хозяйства), целью которой является обеспечение реального представительства в сельском хозяйстве и постановка конкретных проблем. Крестьянская конфедерация, придерживающаяся социалистического направления, и др. Несмотря на их идейные разногласия, эти организации совместно оспаривают монополию ФНСЕА.

Сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы. Их можно рассматривать как общественные объединения с хозяйственной целью - совместного обслуживания своих хозяйств в области приобретения необходимого сельскохозяйственного оборудования, фуража, удобрений, в сферах переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, кредита, во взаимопомощи, страховании и в других операциях, способствующих более эффективному ведению хозяйства. Кооперативная форма обслуживания крестьянских хозяйств позволяет им извлекать выгоды крупного производства, сохраняя свободу хозяйственной деятельности.

Первыми кооперативами в сельском хозяйстве были кассы взаимного сельскохозяйственного кредита (Законы 1894 и 1899 гг.), затем - кассы страхования. Постепенно функции кооперативов расширялись: от снабжения крестьянских хозяйств к сбыту их продукции.

Наиболее полно основные принципы сельскохозяйственной кооперации сформулированы в Законе от 27 июня 1972 г., в котором сельскохозяйственные кооперативы рассматриваются как особая категория обществ, отличная и от гражданских, и от торговых обществ. Сельскохозяйственные кооперативы - это особые, некоммерческие общества лиц, главным свойством которых является то, что они могут проводить операции только со своими членами. Долю от прибыли, полученной кооперативом, его члены получают в ограниченном размере, пропорционально объему операций, проведенных ими с кооперативом.

Во Франции помимо общего Закона о кооперации, закрепляющего основные кооперативные принципы, принято более 10 законов, специально

стр. 80


--------------------------------------------------------------------------------

посвященных сельскохозяйственным кооперативам. Они включены в Аграрный кодекс в виде 225 статей.

Правовой статус кооперативных организаций и их деятельность определяются положениями и уставами, которые принимаются членами кооперативов на основе одного из 6 типовых уставов, утвержденных постановлением правительства.

Кооперативы объединены в союзы и федерации. Союзы кооперативов обладают статусом кооператива. Федерации имеют форму ассоциации или профсоюза и обязаны защищать профессиональные интересы.

Французская конфедерация сельскохозяйственной кооперации (КФКА), возникшая в 1966 г. от слияния двух самых крупных конфедераций, включает в себя специализированные национальные федерации по отраслям (вертикальные) и региональные федерации, объединяющие кооперативы различных отраслей по территориальному признаку (горизонтальные структуры). КФКА является ассоциацией, она не имеет экономического характера, не занимается коммерческой деятельностью. Ее цель - обеспечивать представительство и общую защиту профессиональных, материальных и моральных интересов сельскохозяйственной кооперации перед государством и Европейским сообществом.

Деятельность ассоциаций и профсоюзов регулируется частным правом: Законом об ассоциациях от 1 июля 1901 г. и Законом от 21 марта 1884 г. в отношении профсоюзов.

Ассоциация - это соглашение, по которому два или несколько человек сообща постоянно предоставляют свои знания или услуги не в целях раздела прибыли. Они не занимаются коммерческой деятельностью. Ассоциации могут создаваться без всяких разрешений, могут стать юридическим лицом после выполнения некоторых формальностей (6). Сельскохозяйственные профсоюзы, ассоциации и кооперативы освобождены от налога на общества.

Объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей, возникшие в 1962 г. в целях упорядочения производства и сбыта определенных видов сельскохозяйственной продукции, могут создаваться в форме кооперативов, ассоциаций, обществ коллективного сельскохозяйственного интереса (2/3 из них функционируют в форме кооперативов, но пользуются особыми прерогативами).

Сельскохозяйственная взаимопомощь имеет целью гарантировать обеспечение от рисков, связанных с владением имуществом (взаимопомощь экономического типа), и от рисков, касающихся физических лиц (взаимопомощь социального типа).

Закон от 11 марта 1932 г. обязал всех нанимателей присоединиться к кассам социальной взаимопомощи. Семейные пособия, а также пособия по болезни, материнству, по старости, в случае смерти сначала получали наемные работники, затем были распространены на всех сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Органы экономической и социальной взаимопомощи различны. Экономическая взаимопомощь осуществляется местными департаментскими или региональными кассами согласно декрету от 23 марта 1964 г. Кассы второго уровня объединены в центральные кассы взаимного сельскохозяйственного страхования (пожар, несчастный случай, гололед, гибель скота).

Что касается социальной взаимопомощи, она предоставляется едиными кассами социальной сельскохозяйственной взаимопомощи по Закону от 12 мая 1960 г. Они имеют секции, соответствующие каждому из рисков. Кассы объединены в центральные Кассы социальной сельскохозяйственной взаимопомощи; на этом уровне кассы специализируются на одном риске. Центральные кассы экономической и социальной взаимопомощи составляют Союз центральных касс сельскохозяйственной взаимопомощи.

Общества взаимопомощи создаются в форме кооперативов, их деятельность отвечает принципам кооперации.

Система учреждений сельскохозяйственного кредита включает в себя Сельскохозяйственный банк Франции (Креди Агрикель), национальную и региональные кассы, через которые он обеспечивает 70% финансирования сельского хозяйства.

Сельскохозяйственный кредит может осуществляться в долгосрочных и краткосрочных займах (ссуды на устройство в деревне, на модернизацию хозяйства, на развитие скотоводства, на покупку земли). Ссуды предоставляются как на общих, так и на льготных условиях, со сниженным процентом. Современная организация облегчает земледельцам не только обращение за кредитом, но и хранение денежных средств, ориентирует их помещение в сельскохозяйственные операции. Причем за кредитом могут обращаться как земледельцы, так и сельские жители не сельскохозяйственных профессий - ремесленники, земельные собственники и местные территориальные образования.

Сельскохозяйственный кредит способствовал созданию сектора переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Кассы сельскохозяйственного кредита по Закону 1920 г. являются кооперативом особого рода. Национальная касса сельскохозяйственного кредита имеет статус публичного учреждения промышленного и коммерческого, но с большой спецификой.


--------------------------------------------------------------------------------

6 См.: Rozier J. Les cooperatives agricoles. Paris, 1983. P. 665-666.

стр. 81


--------------------------------------------------------------------------------

Национальная федерация сельскохозяйственного кредита объединяет кассы; она входит в Национальную конфедерацию сельскохозяйственной взаимопомощи, кооперации и кредита.

Публичные организации. Сельскохозяйственные палаты - это выборные консультативные публичные органы департаментского и регионального уровня во главе с АПСА.

Эти органы не только обеспечивают представительство сельскохозяйственных интересов, но и могут создавать или субсидировать учреждения сельскохозяйственного назначения, коллективные сельскохозяйственные предприятия, быть членами акционерных обществ, сельскохозяйственных кооперативов и объединений.

Относительная независимость сельскохозяйственных палат обеспечивается особым способом их финансирования, главным источником которого является специальный налог, взимаемый государством с земельных собственников. Его размер ежегодно устанавливается палатами. Сельскохозяйственные палаты получают субсидии Национального фонда сельскохозяйственного развития, субсидии государства и иногда Генерального совета департамента.

Решения сельскохозяйственных палат принимаются абсолютным большинством голосов и передаются министру сельского хозяйства. Департаментские палаты дают заключения государственным органам по всем вопросам, касающимся развития сельского хозяйства. Они осуществляют определенные нормативные полномочия: кодифицируют местные сельскохозяйственные обычаи, которые служат основой для судебных решений, распространяют нормы по сбыту сельскохозяйственной продукции и т.д.

Консультативные функции региональных палат касаются проблем экономической жизни, профессионального обучения, территориального устройства и охраны природной среды, коммуникаций. По декрету от 3 августа 1982 г. их создание обязательно.

Постоянная ассамблея сельскохозяйственных палат (АПСА) является официальным советником государственной власти по всем сельскохозяйственным вопросам, принимает участие в выработке и обсуждении законов, обладает правом законодательной инициативы, от ее мнения зависит содержание и судьба законопроекта. АПСА участвует в его выработке и обсуждении на правительственном уровне и в парламенте; может передать свой проект непосредственно члену парламента, вносит предложения по решению земельных и налоговых проблем, по обновлению сельскохозяйственной политики. АПСА состоит из председателей департаментских сельскохозяйственных палат. Свои полномочия сельскохозяйственные палаты и их Постоянная ассамблея осуществляют как во время сессий (два раза в год) в присутствии представителей власти и руководителей соответствующих административных органов, так и через своих представителей в других национальных, региональных и департаментских инстанциях, чье мнение обязаны учитывать министерства сельского хозяйства и комиссары республики. АПСА имеет прямые контакты с президентом республики, парламентом и правительством. Парламентская служба связи АПСА доводит до сведения высших властей мнение сельскохозяйственных производителей по назревшим проблемам, участвует в обсуждении этих проблем.

Национальный центр по регулированию сельскохозяйственных структур (СНАСЕА) занимается реформой производственных структур. Это публичное национальное учреждение, финансируемое государством, управляемое советом, состоящим из равного числа представителей государства и сельскохозяйственных профессиональных организаций, и директором, назначаемым государством.

Центр способствует устройству молодых земледельцев, оплачивает стажеров, дает советы по модернизации хозяйств, проводит операции по землеустройству. Некоторые формы вмешательства осуществляются во исполнение директив и регламентов ЕС. Расходы на них частично компенсируются Европейским фондом сельскохозяйственной ориентации и гарантий.

Функции Центра по операциям с землей выполняются департаментскими ассоциациями, образованными исключительно из земледельцев, под контролем публичного учреждения. Руководители этих ассоциаций помогают земледельцам в обмене участками и объединении ферм, а также в создании ассоциаций собственников или земледельцев.

Такая передача государственной функции ассоциациям частного права путем соглашения с государством позволяет последнему проводить реформы руками представителей земледельцев с учетом местных возможностей.

Во Франции существуют специализированные сельскохозяйственные судебные органы для разрешения споров, касающихся сельского хозяйства. К ним относятся: а) сельскохозяйственные секции трудовых судов, рассматривающие споры между работодателями и наемными сельскохозяйственными работниками; б) сельскохозяйственные секции судов по делам, касающимся социального обеспечения; в) паритетные суды по сельскохозяйственной аренде, в состав которых входят представители сельскохозяйственных профсоюзов.

Паритетные суды сельскохозяйственной аренды существуют при каждом суде первой

стр. 82


--------------------------------------------------------------------------------

инстанции, состоят из профессионального судьи, 4 членов, представляющих арендаторов и собственников в равном количестве (по 2 представителя), избираемых на 5 лет. Члены суда избираются на основе избирательного списка, составляемого муниципальной комиссией. Кандидаты должны получить инвеституру от ФНСЕА.

Суды разбирают споры, касающиеся устава сельскохозяйственной аренды. Они могут разрешить проведение работ в хозяйстве при отсутствии согласия арендодателя; могут передать право пользования другому лицу и пр., если собственник неправильно использовал свою землю. Возможна аппеляция в Аппеляционный суд.

Члены паритетных судов сельскохозяйственной аренды создают департаментские комиссии сельскохозяйственной аренды, обладающие не только консультативными, но и нормативными полномочиями. Суды способствуют разработке аграрного права путем создания своей судебной практики.

Своеобразная превентивная процедура для урегулирования финансовых затруднений сельскохозяйственных предприятий в случае грядущего банкротства создана Законом от 3 декабря 1988 г. Закон установил предшествующую судебной ликвидации процедуру полюбовного урегулирования финансовых трудностей предприятия путем заключения соглашения между дебитором и его основными кредиторами. Поиски согласия осуществляются с помощью посредника, назначаемого по просьбе одной из сторон председателем суда большой инстанции.

Органом по примирению в случае споров, связанных с межпрофессиональными организациями, являются Комиссии по примирению. Согласно Закону 1988 г. в уставы межпрофессиональных организаций должно быть включено положение, позволяющее обращаться в Комиссию по примирению, а случае провала процедуры примирения предусмотрено обязательное обращение в арбитраж. Исполнение арбитражного решения и исков, направленных на обжалование этого решения, относится к компетенции судебных органов.

Смешанные профессиональные сельскохозяйственные органы. Общества по перестройке и улучшению аграрных структур (САФЕР) являются главными органами, ответственными за проведение в жизнь земельной политики. Они созданы на основании Закона об ориентации сельского хозяйства от 8 августа 1962 г. для приобретения продаваемых земель и хозяйств в целях их последующей переуступки после возможного улучшения.

Вначале их главной задачей было повышение качества аграрных структур и поддержка семейных хозяйств. Позже акцент их деятельности переносится на привлечение населения и особенно молодежи в сельское хозяйство посредством передачи им в собственность или в аренду земельных участков на льготных условиях. При этом не допускаются спекулятивные операции.

По своему правовому статусу САФЕР являются акционерными обществами, но без цели получения выгоды. Они не могут быть отнесены к классическим акционерным обществам, так как на них возложена миссия общего интереса: перегруппировка земельных участков в общегосударственных целях. САФЕР создаются с согласия министра сельского хозяйства, который определяет территориальную зону их деятельности (3-4 департамента). Большинство мест в правлении должно принадлежать представителям государства, местных органов власти и профессиональных организаций, которые широко представлены на уровне акционеров и административного совета. Каждый акционер обладает в общем собрании одним голосом независимо от числа принадлежащих ему акций.

Государство осуществляет административный контроль над САФЕР, одобряя программы их деятельности, предоставляя субсидии (которые составляют большую часть средств общества).

САФЕР пользуются налоговыми льготами, освобождены от регистрационных пошлин на операции с недвижимостью и от налога на добавленную стоимость при их продаже. Могут получать долгосрочные займы от Креди Агриколь.

Закон предоставил им право преимущественного приобретения продаваемого земельного участка в случае отказа его арендатора от покупки этого участка. Законодательство жестко фиксирует права и обязанности обеих сторон. Продажа осуществляется по цене, установленной судьей, как правило, совпадающей с предложением САФЕР.

САФЕР показали себя эффективными инструментами регулирования земельного рынка, решения проблем сельскохозяйственного землепользования. Закон от 4 июля 1980 г. подтверждает это, усилив их функции. Попытка заменить их земельными учреждениями в 1982 г. не увенчалась успехом.

В настоящее время во Франции 34 САФЕР, они объединены в Национальную федерацию, которая представляет их перед государственными органами.

III. Профессиональные договорные механизмы регулирования сельскохозяйственного рынка

Профессиональные организации играют важную роль в выработке договорных норм, регулирующих отношения между производителями, промышленными и торговыми предприятиями. Договорный режим сбыта сельскохозяйственной продукции введен Законом от 6 июля 1964 г. В дальнейшем он был дополнен другими актами:

стр. 83


--------------------------------------------------------------------------------

ордонансом об объединениях производителей и о сельскохозяйственных экономических комитетах 1967 г., Законом о межпрофессиональной сельскохозяйственной организации от 10 июля 1975 г., Законом об ориентации сельского хозяйства от 4 июля 1980 г.

На их основе принимаются долгосрочные межпрофессиональные соглашения, типовые договоры сельскохозяйственной аренды, типовые договоры интеграции, устанавливающие взаимные обязательства поставки товаров и предоставления услуг, типовые уставы сельскохозяйственных кооперативов. Нормы, закрепленные в таком коллективном акте, обязательны для выполнения и могут быть распространены посредством особой процедуры на другие категории работников. Таким образом, договорная норма становится законом для всей профессии.

Период 60-80-х годов характеризовался возрастанием роли договорных норм, принимаемых профессиональными организациями.

Объединения сельскохозяйственных производителей, основанные на функционально-отраслевой специализации и контрактных поставках сельскохозяйственной продукции определенного вида предприятиям пищевой промышленности, получили правовое закрепление в Законе об ориентации сельского хозяйства от 8 августа 1962 г. Они включают в себя только сельскохозяйственных производителей; 2/3 объединений создаются на практике в форме кооперативов. Члены их обязуются передавать объединению всю свою продукцию.

Официальное признание объединений дает им право на получение финансовой помощи в виде безвозмездных субсидий в первые годы существования, а также получение государственной помощи для хранения, упаковки и сбыта продукции.

Объединения производителей (их численность более 1300) на региональном уровне включены в экономические сельскохозяйственные комитеты (их численность около 30), которые занимаются упорядочением и синтезом принятых объединениями норм.

Межпрофессионалъные объединения имеют своей задачей организовать агропродовольственную цепь, способствуя росту предложения и спроса, их взаимной адаптации, совершенствуя регулирование отношений между партнерами - земледельцами, поставщиками и переработчиками. Межпрофессиональные организации - это органы частного права, имеющие правовой статус ассоциации и заключающие межпрофессиональные соглашения по сбыту сахара, вина, масличных и пр. Но при определенных условиях (включение в устав механизмов примирения и арбитража) они могут быть признаны публичными властями, после чего эти организации наделяются рядом прерогатив, в частности, правом заключать соглашения, которые могут стать обязательными по решению министерства сельского хозяйства для всех производителей независимо от того, являются ли они их членами. Некоторые охватывают очень обширный сектор, как, например, Центр межпрофессиональных объединений молочной продукции или свежих фруктов и овощей, другие касаются гораздо более специфических продуктов.

В настоящее время большинство производственных секторов включено в межпрофессиональные объединения. Одни из них взяли в руки экономическую организацию цепи: путем заключения договоров (в винодельческом секторе сейчас их 12) и пр. Другие, и это наиболее распространенная ситуация, - просто являются местом взаимной информации и согласованности между партнерами.

Национальные межпрофессиональные публичные органы по регулированию сельскохозяйственных рынков (Offices d'intervention) созданы Законом от 6 октября 1982 г. для улучшения системы реализации. Учреждения по регулированию рынков определенной продукции: вина, молока, мяса, фруктов и овощей, лекарственных растений, являются одновременно органами Европейского сообщества. Почти весь объем реализации сельскохозяйственной продукции (кроме картофеля и алкоголя) подчинен регулированию органами ЕС либо непосредственно (установление минимальных цен), либо через названные национальные публичные учреждения. Закон от 6 октября 1982 г. закрепляет их роль как инструментов сельскохозяйственного рынка, формулирует и общие проблемы сбыта, и вопросы его регулирования по видам продукции. Правовой статус этих учреждений определяется в Законе 1983 г. как "публичные учреждения промышленного и торгового типа, находящиеся под контролем государства". В некоторых ситуациях они могут выступать как публичные учреждения административного характера. Они являются юридическими лицами и обладают финансовой автономией (7).

Участие профессиональных и межпрофессиональных организаций в регулировании сбыта сельскохозяйственной продукции привело к признанию их в качестве инструмента ЕС в управлении некоторыми рынками.

Процедура распространения, возникшая во французском праве, была перенесена в право ЕС по секторам рыболовства и фруктов-овощей. Критерии представительности профессиональных объединений не устанавливаются больше государствами-членами и Комиссией европейских сообществ. Например, в отношении


--------------------------------------------------------------------------------

7 См.: Павлова Э.И. Государственное регулирование сельского хозяйства во Франции. М., 1988. С. 164.

стр. 84


--------------------------------------------------------------------------------

фруктов-овощей организации, требующие распространения, должны представлять не менее 50% продукции и производителей, а через 3 года - 2/3 из них. Комиссия вправе и отменить национальные решения о распространении, если оно не отвечает целям ст. 39 Римского договора.

Заслуживает внимания вопрос о юридической природе договорных норм, принимаемых профессиональными и межпрофессиональными сельскохозяйственными организациями. Так, добровольно принятые сторонами договорные положения после их закрепления в своде обязательных правил становятся обязательными условиями договора, который заключает каждый земледелец, желающий включиться в экономическую систему данного сельскохозяйственного рынка. Для этого он должен вступить в объединение сельскохозяйственных производителей и подписать договор о присоединении, т.е. присоединиться к заранее установленным условиям (8).

То же самое можно сказать и о межпрофессиональных соглашениях или коллективных договорах, которые для публичных властей служат предметом постановления о распространении на всю профессию. Типовые договоры интеграции о поставке товаров и услуг аналогичным образом, включают производителя в агропромышленную или агроторговую сферу, так же как и межпрофессиональные соглашения, объединяющие для совместной деятельности различных хозяйственных партнеров агропродовольственной или агроторговой системы. Эти договорные нормы обязательны, зачастую они закрепляются в законе, постановлении и в правовых нормах Европейского сообщества.

При разработке типовых арендных договоров для департамента, а также при определении части арендуемой земли, которую арендатор может обменять в период пользования, департаментская комиссия по существу принимает нормативные акты, и, как специально указано в Законе, постановление префекта принимается только с целью их опубликования.

Местные обычаи группируются и кодифицируются сельскохозяйственными палатами по инициативе префекта и служат основой для принятия судебных решений.

Во французском праве, независимо от того, являются ли нормы договорными или прямо установлены государством, касаются ли они членов профессиональной организации или всех производителей, невыполнение этих норм санкционируется законом. Закон 1975 г. позволяет объединению обращаться в суд с иском о возмещении ущерба в случае нарушения межпрофессионального соглашения, а также о признании его недействительным.

IV. Заключение

История становления и развития систем сельскохозяйственных профессиональных организаций во Франции свидетельствует о том, что при разумной аграрной политике на определенном этапе достигается оптимальное соединение усилий по руководству сельским хозяйством со стороны государства и профессиональных организаций, представляющих интересы земледельцев, с пользой для отдельного производителя и для общества в целом. Расцвет "согласованной экономики", или "совместного управления" был возможен в 60-70-е годы на стадии самоуправления и договорных механизмов, поддерживаемых финансовыми вливаниями Общего рынка.

Сложившаяся в 80-е годы система профессиональных органов по сбыту сельскохозяйственной продукции отражает усиление роли государства не только в установлении рамок и принципов регулирования сбыта, но и в подробной регламентации всех процедур. Об этом ярко свидетельствуют два момента: 1) законодательное установление обязательного (вместо добровольного) присоединения земледельца к объединению сельскохозяйственных производителей с заключением договора; 2) создание публичных межпрофессиональных учреждений по регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, которые диктуют земледельцам условия сбыта и контролируют их выполнение. Причем и те и другие являются инструментами совместных рыночных организаций ЕС. Им подчинен почти весь объем реализации сельскохозяйственной продукции. Получается, что сельскохозяйственные профессиональные организации явились решающим фактором растущей интеграции государств - членов в Единую аграрную политику, что привело к потере автономии и независимости стран - членов в сельскохозяйственной области.

Беспрецедентное усиление влияния ЕС на решение национальных проблем вызывает серьезные опасения, тем более что последний сам находится в кризисе. Кризис перепроизводства, с которым в течение 20 лет не может справиться ЕС, демонстрирует бессилие всех паллиативных мер по его устранению. Становится очевидным, что стремление ЕС стать экономической супердержавой завело в тупик; выявилась неспособность примирить интересы стран-членов, сформулировать единую концепцию места сельского хозяйства в экономике будущего.

Реформа Единой аграрной политики, начатая в 1992 г, и направленная на ограничение излишков сельскохозяйственной продукции, состояла главным образом в обновлении инструментария, но не помогла разорвать порочный круг Единой


--------------------------------------------------------------------------------

8 См.: HudaultJ. Droit rural. Paris, 1987. P. 62.

стр. 85


--------------------------------------------------------------------------------

аграрной политики, ведущий к все большей интенсификации сельскохозяйственного производства в более богатых регионах и к ускорению бегства населения из сельского хозяйства - в более бедных (9).

Печальные результаты интеграции выразились в том, что, во-первых, вместо гармонического развития сельского хозяйства, поисков новых рынков и технологий, сокращения диспаритета цен, сосредоточились на достижении экономической цели - самообеспечения сельскохозяйственной продукцией, что быстро привело к сверхпроизводству; во-вторых, национальные профессиональные "власти", изначально оппозиционные к публичной власти, оказались в конечном счете поглощенными Сообществом, включенными в его систему в качестве социально-хозяйственных механизмов проведения Единой аграрной политики вплоть до принудительного распространения через них норм ЕС на всех земледельцев стран-членов (решением о распространении и договором о присоединении). Слишком тесная интеграция стран внутри ЕС в сельскохозяйственной области неизбежно игнорирует интересы сельскохозяйственных производителей микрорегионов, диктует принятые в ЕС нормы. Такое администрирование лишает земледельца свободы выбора, свободы договорных отношений.

Позиции сельскохозяйственных профессиональных организаций претерпели изменения. После длительного периода совместного управления в области аграрной политики французские профессиональные организации, разделившись между собой, перестали быть промежуточной инстанцией между земледельцами и высшими органами власти в Париже и Брюсселе.

Золотой век согласованной экономики закончился ядерной реакцией перепроизводства, которая не затихает. Однако попытаемся вспомнить, благодаря чему удалось добиться самообеспечения сельскохозяйственной продукцией. Главным образом благодаря структурной реформе сельского хозяйства, в результате которой приоритетной формой организации сельскохозяйственного производства стали семейные аграрные хозяйства (и их объединения семейного типа) и обслуживающая их мощная кооперативная сеть в условиях финансовой поддержки ЕС.

Рост крестьянского самосознания и активности и у нас может привести к созданию органов крестьянского самоуправления и сельскохозяйственных профессиональных организаций, которые, как мы видели на примере Франции, в течение 80 лет сформировались в дифференцированные структуры общественных, смешанных, публичных органов, играющих весьма активную роль в регулировании аграрных отношений на всех уровнях снизу доверху. Эти профессиональные организации смогут принять совместно с государством разумную концепцию развития сельского хозяйства на перспективу, которая должна периодически корректироваться снизу через специальные механизмы самоуправления. На мой взгляд, можно было бы позаимствовать саму эту идею, а также определение приоритетных форм хозяйствования, установление оптимальных размеров хозяйств.

Считаю, что эти идеи должны стать основополагающими в современных условиях, поскольку целью аграрной реформы в нашей стране до сих пор остается обеспечение населения сельскохозяйственной продукцией и создание жизнеспособных хозяйств.


--------------------------------------------------------------------------------

9 См.: Revue de droit rural. 1995. N 234. P. 294.

стр. 86






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)