ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ СОВЕТСКИХ УЧЕНЫХ. АКАДЕМИК СЕРГЕЙ ДАНИЛОВИЧ СКАЗКИН

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 08 октября 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




19 октября 1965 г. исполнилось 75 лет со дня рождения академика Сергея Даниловича Сказкина, занимающего по праву крупное место в советской исторической науке. Родился С. Д. Сказкин в 1890 г. в г. Новочеркасске. Завершив среднее образование, он поступил на историко- филологический факультет Московского университета. Окончив его и сдав магистерские экзамены, он с 1920 г. начал работать преподавателем факультета общественных наук Московского государственного университета. С 1924 г. С. Д. Сказкин - доцент этнологического факультета, а с 1935 г. по сегодняшний день - профессор исторического факультета МГУ. Одновременно с преподаванием он ведет большую научно-исследовательскую работу: с 20-х годов - в Институте истории РАНИОН, а с 1936 г. по настоящее время - в Институте истории АН СССР. В 1943 г. С. Д. Сказкин был избран членом-корреспондентом АН СССР, в 1958 г. - действительным членом АН СССР. С 1947 г. он также действительный член Академии педагогических наук РСФСР. Именно в советский период С. Д. Сказкин сформировался как выдающийся историк-марксист широкого и многогранного профиля, создавший свою исследовательскую школу, в которой воспитались многие высококвалифицированные специалисты, занявшие сейчас уже самостоятельное положение в советской исторической науке.

Центральное место в исследованиях С. Д. Сказкина занимают проблемы аграрной истории. Критически используя то лучшее, что дала русская буржуазная школа историков-аграрников в лице Лучицкого, Ковалевского, Кареева, Виноградова, С. Д. Сказкин на основе творческого применения марксистско-ленинской теории разрешил и поставил заново ряд узловых проблем средневековой аграрной истории европейских стран. В лекционных курсах, прочитанных в 1935 - 1938 гг., а затем в учебнике по истории средних веков (ч. II, 1-е изд. - 1939 г., 2-е- 1954 г.) С. Д. Сказкин дал четкий и глубокий анализ аграрного строя двух соседних, но весьма различных по своей экономической структуре стран - Франции и Испании. Во Франции в ходе всего ее истори-

стр. 148
ческого развития укрепилось мелкокрестьянское наследственное держание - цензива, дававшая крестьянам крепкие владельческие права. Присосавшийся к ней посредством ипотек и "сверхцензов" городской ростовщический капитал заинтересовал буржуазию в сохранении и укреплении именно такого строя аграрных отношений во Франции. А это создало экономические предпосылки политического союза буржуазии с крестьянством в грядущей французской буржуазной революции конца XVIII века. В Испании же эволюция аграрных отношений направлялась реакционным испанским дворянством. Своей хищнической налоговой политикой, созданием привилегированной феодальной овцеводческой корпорации - месты - оно ограбило свое крестьянство, дав ему на выбор - или стать наследственными бродягами и нищими, или в качестве военных наемников проливать свою и чужую кровь в захватнических европейских и колониальных авантюрах испанской державы. Эти выводы С. Д. Сказкина сохранили свое значение я поныне.

В истории раннего средневековья внимание С. Д. Сказкина привлек вопрос о непосредственном переходе к феодализму от первобытнообщинного строя 1 . С. Д. Сказкин подверг критическому разбору догматические концепции некоторых советских и китайских историков о якобы обязательном прохождении всеми народами стадии развитой рабовладельческой формации и невозможности прямого перехода от первобытнообщинного строя к феодализму. Он показал, что исторически переход к феодализму совершался тремя путями: от развитого рабовладельческого общества, непосредственно от первобытнообщинного строя и от патриархально-рабовладельческого уклада в первобытнообщинном строе. Причину, в силу которой осуществлялся тот или иной вариант, С. Д. Сказкин предложил искать для каждого данного случая творческим путем: исходя из сходства движущих сил и факторов разложения первобытнообщинного строя при переходе к рабовладельческой или феодальной формации; принимая во внимание наличие многих общих черт в структуре рабовладения и феодализма; с учетом конкретно-исторических условий переходного периода.

К исследованию аграрного строя периода развитого феодализма С. Д. Сказкин обратился в связи с изучением крупного крестьянского движения XIV в. в Италии под руководством Дольчино, которое в буржуазной историографии обычно изображалось как простой взрыв религиозно- мистического фанатизма. С. Д. Сказкин подошел к изучению этих событий совсем иначе. Он рассмотрел их не изолированно, а как звено общей цепи крестьянских восстаний XIV в. в Европе: Фландрского восстания 1322 - 1329 гг.; французской Жакерии 1338 г.; восстания Уота Тайлера 1381 г. в Англии, объясняя этот подъем крестьянского движения характером аграрной эволюции. Ее основными факторами были: широкое развитие товарно-денежного хозяйства; распространение денежной формы ренты в различных ее модификациях - цензива, копигольд, либеллярное держание; личное освобождение крестьян за выкуп, связанное с существенным ростом повинностей; усиление имущественной дифференциации среди крестьян и рост их задолженности и т. д. На этом общем фоне рассматривается С. Д. Сказкиным характер эволюции аграрного строя в Италии с учетом особого облика итальянских городов, связанного со спорадическим появлением в них раннекапиталистических отношений. Он отмечает, что в Италии либеллярный договор закрепил в основном не наследственное держание с фиксированным чиншем, а краткосрочную аренду. Города на первом этапе помогали крестьянам получать личную свободу и создавать вольные самоуправляющиеся сельские общины. В то же время города, борясь против феодалов, захватили у них много земель и обезземелили часть крестьян, обеспечив таким способом ремесло и раннекапиталистическую мануфактуру рабочими руками. Позднее города еще больше усилили нажим: они обязывали крестьян по дешевой цене продавать свои продукты на местных городских рынках; опутали их сетью ростовщических займов; стали подавлять вольные сельские коммуны и превратились в господ более тиранических и алчных, чем феодальные сеньоры. Эти явления, как показал С. Д. Сказкин, и вызвали социальные коллизии, породившие крестьянское движение под руководством Дольчино, придав ему особый характер. Так получила

1 М. Н. Мейман, С. Д. Сказкин. К вопросу о непосредственном переходе к феодализму на основе разложения первобытнообщинного способа производства. "Вопросы истории", 1960, N 1.

стр. 149
научное, марксистское прочтение одна из драматических страниц истории классовой борьбы в средневековой Италии. Это исследование С. Д. Сказкин представил в качестве доклада на X Международном конгрессе исторических наук в Риме в 1955 году2 . В аграрной истории позднего средневековья С. Д. Сказкин исследовал сложную и дискуссионную проблему "второго издания крепостничества" 3 . Обращение к ней определялось ее методологической актуальностью и состоянием историографии вопроса. Методологически важно объяснить, почему в отличие от аграрного развития большинства западноевропейских стран, шедшего в направлении разложения феодальных отношений и развития капиталистических тенденций, в странах Восточной и Центральной Европы с XVI в, чем дальше, тем больше укреплялся поместно- крепостнический строй и по всем линиям брала верх феодальная реакция. С. Д. Сказкин, дав развернутую характеристику двух принципиально различных направлении аграрной эволюции - феодально-сеньориального в западноевропейских и поместно-крепостническо?о в восточноевропейских странах, убедительно показал, что за ними скрывались разные пути исторического развития этих стран периода позднего феодализма; Тенденцией первого было прогрессивное для того времени капиталистическое развитие, тенденцией второго - феодальная реакция, сопряженная с особенно жестокой (близкой к рабской) формой эксплуатации крепостных крестьян, не имевшей ничего общего с переходными к капитализму формами производственных отношений. Вместе с тем С. Д. Сказкин подчеркивает, что "второе издание крепостничества" не было простым повторением форм барщины эпохи раннего средневековья, поскольку исторические условий сильно изменились и теперь поместье призвано было не обеспечивать натурой потребности барского двора, а организовать на базе крепостнического хозяйства крупное производство продуктов для сбыта их преимущественно на внешнем рынке. Определяв экономическую сущность крепостного фольварка, С. Д, Сказкин переходит К выяснению причин его возникновения. Путь решения этого вопроса он видит не в поисках одной универсальной причины "второго издания крепостничества", а в проведении комплексного исследования на широком хронологическом полотне таких аспектов проблемы, как исторически сложившийся тип феодального дворянства в странах Восточной й Центральной Европы; формы и тенденции развития в них крестьянского держания; исход классовых битв позднего средневековья; рыночная конъюнктура, характер взаимоотношений европейских стран, развивавшихся по капиталистическому пути, с аграрными восточно- и центрально-европейскими регионами. Это исследование С. Д. Сказкина было Включено в число докладов, сделанных советскими учеными на XI Международном конгрессе исторических наук в Стокгольме, К проблеме "второго издания крепостничества" С. Д. Сказкин неоднократно возвращался и в связи с дискуссиями, имевшими место на таллинской (1958 г.), московской (1959 г.), киевской (1960 г.) 4 и второй московской (1965 г.) сессиях симпозиума по аграрной истории Восточной Европы и на общесоюзной научной сессии по вопросам перехода от феодализма к капитализму в России. Мастерски пользуясь сравнительно-историческим методом рассмотрения сквозных проблем, С. Д. Сказкин выступал с критикой концепций той группы историков СССР, которые исходят из тезиса о синхронном развитии капитализма в РОССИИ и странах Западной Европы, не подкрепляя этого тезиса убедительной научно-теоретической аргументацией. С. Д. Сказкин много занимается теоретическими проблемами аграрной истории феодализма. Его перу принадлежат, в частности, две теоретические статьи: о характере феодальной собственности и внеэкономическом принуждении и об основном экономическом законе феодальной формации5 . Опираясь на положения марксистско-ленинской

2 С. Д. Сказкин. Исторические условия восстания Дольчино. "Десятый Международный конгресс историков в Риме. Сентябрь 1955 г. Доклады советской делегации". М. 1956; см. также С. Д. Сказкии. Первое послание Дольчино. "Из истории социально-политических идей". Сборник статей к 75-летию академика В. П. Волгина. М. 1955; его же. Восстание Дольчино. "Преподавание истории в школе", 1949" N 4.

3 С. Д. Сказкин. Основные проблемы так называемого "второго издания крепостничества" в Средней и Восточной Европе. "Вопросы историй", 1958, N 2.

4 См. "Ежегодники по аграрной истории Восточной Европы". Таллин. 1959; М. 1960; Киев. 1962.

5 С. Д. Сказкин. Классики марксизма-ленинизма о феодальной собственности и внеэкономическом принуждении. "Средние века". Вып. V. М. 1954; С. Д. Сказкин, М. Н. Мейман. Об основном экономическом законе феодальной формации. "Вопросы истории", 1954, N 2.

стр. 150
теории, С. Д. Сказкин дает определение феодальной собственности как верховного права сеньора на землю, находящуюся во владении крестьян, в отношении к которым феодал располагает правом (в известной степени ограниченным) внеэкономического принуждения. Феодальная собственность определяет форму эксплуатации, господствующую при феодализме, и систему производственных отношений феодальной формации. Эти факторы в совокупности с характером производительных сил, согласно концепции С. Д. Сказкина, составляют ту основу, исходя из которой может быть выведен основной экономический закон феодализма. Этот закон, как полагает С. Д. Сказкин, выражает историческую обусловленность и прогрессивность феодализма как формации, развивающей индивидуальное производство продукта на основе усиливающегося общественного разделения труда. С. Д. Сказкин формулирует этот закон как "производство крепостными и феодально зависимыми крестьянами прибавочного продукта, присваиваемого феодалами в форме феодальной ренты"6 .

Аграрные исследования остаются в поле зрения С. Д. Сказкина и в настоящее время. С 1963 г. он руководит исследованиями по истории крестьянства. На ближайшие годы запланировано издание серии книг, в том числе и монографии самого С. Д. Сказкина, посвященной узловым проблемам аграрной истории средневековой Европы, а также задумано создание обобщающего коллективного труда по истории европейского крестьянства.

Значительное место в трудах С. Д. Сказкина занимает проблема западноевропейского абсолютизма, Впервые он обратился к ней еще в конце 30-х годов. В то время по этому вопросу в советской исторической науке велись большие споры. Советские историки признавали единодушно классовую природу абсолютизма, однако расходились во взглядах на то, интересы какого класса представляла абсолютная монархия и каковы были социальные истоки ее происхождения. Некоторые историки считали абсолютизм органом политического господства "торгового капитала"; другие, справедливо указывая на феодальную природу этого государства, упрощали решение вопроса в целом, сводя причину возникновения абсолютных монархий в Западной Европе к очередному обострению классовой борьбы между крестьянами и феодалами в XVI - XVII вв. и игнорируя роль в этом процессе противоречий между дворянством и буржуазией. В противовес обеим этим точкам зрения С. Д. Сказкин выдвинул свою. Она опиралась на глубокое знание конкретной истории позднего средневековья, на анализ трудов Маркса, Энгельса, Ленина по этому вопросу. С. Д. Сказкин утверждал, что абсолютизм есть одна из форм (последняя по времени) феодального государства, при которой "правительственная власть была орудием классового господства дворянства..."7 , отвергнув концепцию его буржуазного характера. Однако специфические особенности этой формы государства - ее более высокая централизация и кажущаяся самостоятельность по отношению ко всем классам общества - не могут быть объяснены только в рамках антагонизма между основными классами феодального общества. Абсолютная монархия возникает в результате складывания в ряде стран в позднее средневековье нового соотношения социальных сил. Это последнее было связано с развитием капиталистических отношений и формированием в этот период нового класса - буржуазии, являвшейся противовесом дворянству. Между этими двумя классами установилось временное равновесие сил, которое создало условия для значительного усиления государственной власти, обеспечив ей возможность посредничества и лавирования между дворянством и буржуазией. Отсюда, в частности, политика известной поддержки буржуазии, характерная для многих абсолютных монархий на определенном этапе их развития, политика, которая, очевидно, и давала повод некоторым советским историкам считать эти монархии органом господства буржуазии. С. Д. Сказкин, напротив, подчеркнул и показал на конкретных примерах, что "независимость" абсолютной монархии от дворянства была лишь кажущейся, видимой. Он утверждал, что усиление центральной власти, характерное для этого государства, диктовалось в первую очередь стремлением дворянства сплотиться вокруг своего главы-короля перед лицом возросшего

6 "Вопросы истории", 1954, N 2, стр. 75.

7 "История средних веков". Учебник для вузов. Т. II. М. 1939, стр. 14; С. Д. Сказкин. Маркс и Энгельс о западноевропейском феодализме. "Ученые записки" Московского городского педагогического института. Т. III, вып. 1. М. 1941.

стр. 151
экономического и социального влияния буржуазии, тем более, что последняя имела потенциального союзника в лице обездоленного и эксплуатируемого крестьянства. С помощью сильного централизованного государства дворянству, все более терявшему свое общественное и политическое значение, легче было отстоять свои привилегии и доходы и обирать через посредство государственных налогов и поборов как крестьянство, так и буржуазию. Таким образом, С. Д. Сказкин рассматривает абсолютную монархию как феодальное государство последнего этапа развития средневекового общества, периода зарождения капиталистических отношений и класса буржуазии.

В более поздних работах, посвященных проблеме абсолютизма 8 , С. Д. Сказкин внес в свою концепцию ряд уточнений и дополнений с учетом новых исследований в этой области. В частности, если раньше он указывал на наличие открытого антагонизма между дворянством и, буржуазией уже на первом этапе развития абсолютизма, то теперь он пришел к выводу, что между ними было лишь соперничество, не мешавшее им объединиться друг с другом и с королем для подавления демократических и, в частности, крестьянских движений. Если ранее он подчеркивал возможность союза между буржуазией и крестьянством как один из стимулов для объединения дворянства вокруг короля, то теперь он отмечает, что до момента назревания ранних буржуазных революций существовало единство интересов между буржуазией, дворянством и королевской властью в деле эксплуатации крестьян, ремесленников и нарождавшегося пролетариата. В этой связи С. Д. Сказкин еще более подчеркнул роль мощного централизованного аппарата абсолютной монархии в выкачивании феодальной ренты из крестьянства и различных поборов с буржуазии, в своей основной части поступавших в руки дворянства. Исходя из такого понимания феодальной сущности абсолютизма, С. Д. Сказкин высказывает мысль о том, что "не абсолютизм является ответом на обострение классовой борьбы, а, наоборот, сами восстания вызваны нажимом абсолютизма на податное население"9 .

Заслугой ученого является также постановка проблемы многообразия форм абсолютизма. Еще в 30-е годы он указывал на большую специфику испанского абсолютизма. Позднее, характеризуя наиболее "классический", французский абсолютизм, он останавливался на особенностях английского абсолютизма Тюдоров. К разновидностям этой формы государства С. Д. Сказкин относит также австрийскую и прусскую монархии XVII - XVIII вв., мелкодержавный абсолютизм князей Западной Германии и с некоторыми оговорками - итальянскую тиранию XV века. Значительный интерес представляет также поставленный С. Д. Сказкиным вопрос о том, насколько можно считать абсолютную монархию самой сильной и крепкой организацией класса феодалов. Сам он высказывает предположение, что характерная для абсолютизма политика лавирования во многих случаях не укрепляла, а ослабляла феодальное государство, так как мешала ему достаточно энергично и целеустремленно проводить в жизнь интересы господствующего класса.

Концепция абсолютизма, выдвинутая С. Д. Сказкиным, оказалась весьма плодотворной для советской медиевистики, так как позволила без излишней вульгаризации и с разных сторон осветить роль политической надстройки в развитии централизованных государств Западной Европы в позднее средневековье. Она намечает дальнейшее направление исследований в этой области.

Среди исследований С. Д. Сказкина, посвященных истории идеологии и культуры, одной из сложнейших областей исторической науки, наиболее значительное место занимают работы по истории Возрождения и гуманизма. Известно, что литература, относящаяся к этому сюжету, почти необъятна, но работы С. Д. Сказкина выделяются прежде всего глубокой постановкой методологических проблем. Пишет ли он о Копернике и его времени, о Леонардо да Винчи, Данте, Петрарке, Боккаччо, Джордано Бруно и других деятелях Возрождения10 , вопросы методологического характера -

8 С. Д. Сказкин. Проблема абсолютизма в Западной Европе. "Из истории средневековой Европы X - XVII вв.". М. 1957; статья "Абсолютизм" в "Советской исторической энциклопедии". Т. I.

9 С. Д. Сказкин. Проблема абсолютизма в Западной Европе, стр. 16.

10 С. Д. Сказкин. Коперник и Возрождение. "Исторический журнал", 1943, N 10; его же. Эпоха Коперника и ее люди. В кн.: "Николай Коперник". М. -Л, 1947; его же. Леонардо да Винчи (1452 - 1519). "Преподавание истории в школе", 1952, N4;

стр. 152
классовые корни и сущность Возрождения и гуманизма, философский аспект и реальное содержание гуманистической идеологии, историческая обусловленность Возрождения и гуманизма и др. - получают в его работах ясное и глубокое истолкование.

Отмечая то прогрессивное и правильное, что внесла буржуазная историография в изучение вопроса о сущности и идейном содержании Возрождения и гуманизма, С. Д. Сказкин вскрывает реакционность трактовки этой проблемы многими современными буржуазными историками. Если прежде буржуазные исследователи противопоставляли культуру Возрождения культуре средневековья и стремились выявить то новое, что принесла она в искусство, в развитие общественно-политической мысли, то в конце XIX - начале XX в. они стали закрывать глаза на это новое и прогрессивное, односторонне подчеркивая лишь связь людей Возрождения со средневековьем, и притом с его наиболее отрицательными сторонами. Но буржуазная историография даже в прогрессивный период своего развития (это относится и к немногочисленным современным буржуазным историкам, не разделяющим реакционных взглядов на Возрождение) не в состоянии была по самой своей природе поставить вопрос о классовых корнях Возрождения и гуманизма, всячески подчеркивая его общечеловеческий и вневременной характер. Тем самым она не связывала Возрождение и гуманизм с реальными условиями жизни общества, с исторической обстановкой. С. Д. Сказкин показал, что и решение и сама постановка этого вопроса возможны только с позиций марксистско-ленинской методологии истории. Анализируя существующие у советских историков различные точки зрения на классовые корни и социальную сущность Возрождения (у одних это крен в сторону переоценки влияния феодального, дворянского элемента на формирование и развитие культуры Возрождения, у других - тенденция видеть в идеологии гуманизма прежде всего отражение интересов ремесленников и широких трудящихся масс вообще), С. Д. Сказкин подвергает тщательной проверке аргументацию, приводимую исследователями в обоснование своих взглядов. Он приходит к выводу, что нет оснований для отказа "от представления об обусловленности основных идей и характерных черт возрожденческой культуры реальными интересами нового класса, каковым на данном историческом этапе была буржуазия"11 . Другое дело - необходимость определить те ступени развития буржуазии, которым соответствуют различные периоды культуры Возрождения. Считая Возрождение необходимым порождением буржуазных отношений, С. Д. Сказкин видит его истоки в средневековом феодальном городе периода складывания в нем новых, буржуазных отношений. Носителем идеологии Возрождения является бюргерство, перерождающееся в буржуазию. Начальный этап и различные периоды в развитии культуры Возрождения совпадают по времени с появлением буржуазии как нового класса и различными фазами и ступенями ее развития, имевшими место еще до того, как капиталистический способ производства вполне сложился. Это не противоречит тому, что ряд черт возрожденческой культуры и идеологии мог соответствовать потребностям буржуазии на всех этапах ее развития. Так, индивидуализм - "основная черта возрожденческого миросозерцания"12 - выступает как характерная черта, закономерно присущая праву, морали, различным областям деятельности буржуазии на всем протяжении ее существования.

Но определение социальных корней Возрождения не исчерпывается указанием на его буржуазную сущность. Возрождение - сложное явление в истории культуры. Оно, несомненно, впитало в себя многообразные социальные элементы и различные течения в области идеологии и культуры, в числе которых были и аристократические - феодально-дворянские и демократические - народные, в частности крестьянско-плебейские. Достаточно сослаться на народные корни многих произведений искусства эпохи Возрождения. Однако при всем этом идейной основой Возрождения являлось мировоззрение складывающейся буржуазии, а его социально- экономической базой - городское хозяйство в тот период, когда оно переходило в капиталистическое. Такова диалекти-

его же. Средневековая культура и зарождение буржуазной идеологии. Стенограмма лекций (ВПШ при ЦК ВКП(б). М. 1940); его же. К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма. "Средние века". Вып. XI. М. 1958; см. также статью "Возрождение" в "Советской исторической энциклопедии". Т. 3.

11 С. Д. Сказкин. К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма, стр. 125.

12 Там же, стр. 136.

стр. 153
ка тех сложных исторических явлений, какими были Возрождение и гуманизм, убедительно раскрытая С. Д. Сказкиным.

При изучении культуры Возрождения исследователь имеет дело с такими надстроечными явлениями, как право, мораль, философия, научные знания, религия, искусство, имеющими разную "степень близости" к материальному базису. С. Д. Сказкин показал, в какой последовательности необходимо их изучать, чтобы правильно понять целое. Он определяет свой метод исследования Возрождения как исторического явления следующим образом: "...от эмпирии общественной жизни к ее реальным обобщениям, от классово определенной материальной деятельности к ее нормам и ее идеальному выражению в морали, от этих двух сфер идеологии к ее принципиальному обоснованию в мировоззрении и, наконец, к своеобразному выражению общественного бытия в формах прекрасного" 13 . Следуя этому методу, С. Д. Сказкин анализирует как классовые корни и социально-экономическую основу Возрождения и гуманизма, так и философскую и идеологическую сущность этих замечательных явлений, сыгравших столь большую роль в истории культуры.

Работы С. Д. Сказкина в области идеологии не только показывают роль церкви и церковных догм в формировании мировоззрения средневекового человека и пути освобождения его от духовной диктатуры церкви, от "пут всесильной теологии" в эпоху Возрождения, но и разоблачают реакционную роль церкви и религиозного мировоззрения в современном мире (политическую деятельность современного папства, различные формы клерикализма в наши дни, идеологию и тактику современного католицизма и др.) 14 .

Разрабатывая теоретические и методологические проблемы средневековой истории, С. Д. Сказкин неоднократно обращался к анализу научного наследия классиков марксизма-ленинизма в связи со средневековой тематикой. Помимо уже упоминавшихся статей о феодальной собственности и внеэкономическом принуждении, а также об абсолютизме, ему принадлежит ряд статей историографического характера по этой тематике 15 .

На всем протяжении своей научной и педагогической деятельности С. Д. Сказкин ведет борьбу с ошибочными и откровение фальсификаторскими концепциями буржуазных историков в области медиевистики и новой истории. Его перу принадлежит большое количество критических рецензий, которые отличаются острой полемичностью, умением связать исторические работы о далеком прошлом с современностью, а также поставить на основе рецензируемых работ общие исторические проблемы и наметить их оригинальное решение. Примером таких рецензий может служить сохранившая до наших дней свое научное значение критическая статья по поводу работы фашистского историка Гюнтера Франца о крестьянской войне 1525 г. в Германии, написанная С. Д. Сказкиным еще в 1939 году 16 . Следует отметить также постоянное внимание С. Д. Сказкина к советской и зарубежной марксистской историографии, которое нашло отражение в его многочисленных рецензиях на марксистские исследования по самой разнообразной тематике. В своих рецензиях он выявляет научное значение рассматриваемых работ и то новое, что они вносят в понимание исследуемых проблем 17 .

13 Там же, стр. 134.

14 С. Д. Сказкин. Предисловие к книге Дж. Дэвиса "Капитализм и его культура". М. 1949; его же. Рец. на книгу: Г. Мор. Католическое "апостольское движение". К стратегии и тактике политического католицизма. "Вопросы истории", 1963, N 12; его же. С позиций глубокого знания. "Наука и религия". 1964, N 1.

15 С. Д. Сказкин. Энгельс об особенностях исторического развития Германии. "Преподавание истории в школе", 1946, N 2; С. Д. Сказкин, В. М. Лавровский. Энгельс как историк крестьянской войны в Германии в 1525 г. "Доклады и сообщения исторического факультета МГУ". Вып. 5. 1947; его же. В. И. Ленин и некоторые проблемы медиевистики. "Средние века". Вып. XVIII. М. 1960.

16 С. Д. Сказкин. Фальсификация крестьянской войны 1525 г. в фашистской "историографии". "Против фашистской фальсификации истории". М. 1939. Такой же полемический и критический характер носят рецензии С. Д. Сказкина на книги немецких историков Лютге ("Историк-марксист", 1935, N 8 - 9) и Геринга ("Историк-марксист", 1936, N 5) и ряд других.

17 См. рец. на книги: Ш. Эншлен. Происхождение религии. М. 1954 ("Вопросы истории", 1954, N 9); G. Веrti. Russia e Stati Italiani ne Resorgimento. Rome. 1957; E. Winter. Josefinism. Berlin. 1962 ("Новая и новейшая история", 1959, N 6, 1964, N 1).

стр. 154
Особое место среди трудов С. Д. Сказкина занимают работы по истории международных отношений и дипломатии в средние века и в новое время 18 . Эта работы содержат ценные теоретические положения и выводы, а также большой конкретный материал, яркие факты из истории международных отношений и дипломатии в различные периоды истории европейского общества - с V по XVIII век. "Марксистская история дипломатии, - говорил С. Д. Сказкин, - не есть... только история дипломатического искусства. Она есть и должна быть историей международных отношений, она должна связывать само искусство с реальными силами истории. Она должна показать, почему в тот или иной исторический период международные отношения оформлялись в ту, а не иную систему дипломатии. Все эти вопросы могут быть разрешены только в том случае, если для нас ясна классовая структура общества, задачи и потребности господствующего класса и та политическая форма, в которую облекается на данном историческом этапе власть господствующего класса"19 .

Дипломатические приемы должны изучаться не сами по себе, а лишь в связи со всем комплексом внешнеполитической деятельности государств и международными отношениями. И этому принципу строго следует в своих работах С. Д. Сказкин. Он приводит яркий фактический материал, подтверждающий положение о несамостоятельном значении дипломатического искусства. Особенно наглядны примеры из истории дипломатии абсолютизма. Интересен вывод, который делает из рассмотренных фактов С. Д. Сказкин. В начальный период существования абсолютной монархии, когда она играет прогрессивную роль, ее дипломатия действует уверенно и дает плодотворные результаты даже в тех случаях, когда сами дипломаты "не могут похвалиться большим искусством". В период же упадка абсолютизма, когда он ставит во внешней политике столь же реакционные цели, как и во внутренней, "все искусство дипломатии не может прикрыть убожества и объективной глупости внешней политики обветшавшего и идущего к своей гибели класса и соответствующего ему политического строя" 20 .

Еще в годы первой мировой войны С. Д. Сказкина заинтересовала проблема русско-германских отношений как раз в наиболее "критический", переломный момент - в 70 - 80-е годы. Впервые он начал работу над этой темой в семинаре А. Н. Савина в 1915 - 1916 годах. Октябрьская революция раскрыла для историка секретнейшие фонды, к которым никогда еще не прикасалась рука исследователя. В течение почти десяти лет с величайшим увлечением и чрезвычайно напряженно работал С. Д. Сказкин над избранной им темой. В результате появилась фундаментальная монография "Конец австро-русско-германского союза. Исследование по истории русско- германских и русско-австрийских отношений в связи с восточным вопросом в 80-е годы XIX столетия", т. 1, 1879 - 1884 (М. 1928).

Книга поражает богатством своей документации. С. Д. Сказкин первый использовал такие ценнейшие фонды, как секретный архив русского министра иностранных Дел за 1878 - 1888 гг., переписку русских посольств за эти годы в Вене, Берлине, Копенгагене, Константинополе, Софии, Белграде, фонд азиатского департамента и т. д. Но ценность работы заключалась не только в этом. Книга отличалась и новизной своей методологии. Это было одно из первых специальных исследований по истории дипломатии, в котором важнейшее значение было придано выяснению роли экономических факторов. Отвечая Н. И. Карееву на упрек в "экономизме", С. Д. Сказкин возражал ему: "...Теперь относительно экономизма. Я думаю, что в области фактов внешней политики никакое подчеркивание экономической стороны не будет излишним. К высокой оценке роли экономики в области внешней политики меня приучили сами дипломатические документы, затем теоретическая и практическая деятельность политиков такого калибра, как Бисмарк. Значение экономических расчетов становится в особенности ясным,

18 С. Д. Сказкин. История международных отношений и дипломатии в средние века. Стенограмма лекций. История международных отношений и дипломатии западноевропейских государств в XVI - XVIII вв. Стенограмма лекций. М. 1945 (Высшая школа партийных организаторов при ЦК ВКП(б)); см. также написанные С. Д. Сказкиным главы в коллективном труде "История дипломатии". Т. 1. (М. 1941; 2-е изд. - М. 1959).

19 С. Д. Сказкин. История международных отношений и дипломатии в средние века, стр. 4.

20 С. Д. Сказкин. История международных отношений и дипломатии западноевропейских государств в XVI - XVIII вв., стр. 4.

стр. 155
когда читаешь не то, что публикуется для всеобщего сведения (здесь, конечно, принципы на первом месте), а то, что остается в глубине канцелярий. Реализм, в такой мере свойственный политике Бисмарка, - черта, присущая всем крупным политикам-практикам, а циничность их расчетов иной раз просто поразительна"21 . Этот единственно правильный подход привел С. Д. Сказкина к выводу, что одной из основных причин ухудшения русско-германских отношений в 80-х годах явились экономические отношения этих государств.

С. Д. Сказкин освещал политику великих держав в восточном вопросе и в других своих работах, в частности в статье о Берлинском конгрессе и в очень интересной статье о дипломатической деятельности А. М. Горчакова 22 . Деятельность этого видного русского дипломата XIX в. до сих пор почти не изучена, а последние годы его канцлерства вообще мало кому известны и по документам никем еще специально не изучались. С. Д. Сказкин дал точную и объективную характеристику дипломатической деятельности А. М. Горчакова. Он убедительно показал, что позиция Горчакова и его политическая линия в важнейших вопросах дипломатии России 70- : 80-х годов существенно отличались от политики, проводимой царским самодержавным правительством, которое "не могло не делать ошибок даже тогда, когда его лучшие дипломаты сознавали весь их вред для русских интересов" 23 .

С. Д. Сказкин - подлинный знаток всеобщей истории. Крупнейший представитель советской медиевистики, он выступает одновременно и как автор ряда оригинальных исследований в области новой истории. При этом характерной чертой С. Д. Сказкина является то, что он с одинаковой основательностью исследовал историю не одной, а целого ряда европейских стран. Из сохранившегося отчета А. Н. Савина, бывшего руководителем С. Д. Сказкина в период его магистрантских занятий, следует, например, что в 1911 г. в программе занятий значились такие темы: "1) Русско-германские отношения 70-х гг.; 2) Учение Прудона о собственности; 3) Ришелье и абсолютная монархия; 4) Крестьянский вопрос во Франции накануне великой революции; 5) Салическое законодательство"24 . Такая широкая программа, предложенная А. Н. Савиным, была тогда общепринятой, но для С. Д. Сказкина характерно, - что почти все эти разнообразные разделы истории продолжали привлекать его внимание на протяжении дальнейшей научной деятельности.

Проблемы аграрной истории нового времени, так же как и в области медиевистики, всегда вызывали особый интерес ученого. Уже в первом научном семинаре в Московском университете, работавшем в 1912 - 1913 гг. под руководством А. Н. Савина, им была избрана тема "Отражение хозяйства виноградарей в наказах бальяжей Труа и Орлеана" 25 . Несколько лет спустя он заканчивает кандидатскую работу о крестьянах Шампани накануне революции, удостоенную специальной премии университета. С тех пор эта тема - положение французского крестьянства накануне революции - становится одной из центральных в научных исследованиях С. Д. Сказкина. Неоднократно к ней возвращаясь, он опубликовал ряд ценных работ по аграрной истории Франции XVIII века26 .

В известном споре между И. В. Лучицким и М. М. Ковалевским по вопросу о характере аграрного строя предреволюционной Франции С. Д. Сказкин выдвинул свою

21 Рукописное отделение Государственной библиотеки имени В. И. Ленина (далее: ГЛБ), ф. 119, 11/21 (С. Д. Сказкин - Н. И. Карееву. Письмо не датировано, но относится, судя по содержанию, к 1929 г.).

22 С. Д. Сказкин. Берлинский конгресс 1878 г. "Дипломатический словарь". Т. 1. М. 1948; его же. Дипломатия А. М. Горчакова в последние годы его канцлерства. "Международные отношения. Политика. Дипломатия. XVI - XX века". Сборник статей к 80-летию академика И. М. Майского. М. 1964.

23 С. Д. Сказкин. Дипломатия А. М. Горчакова в последние годы его канцлерства, стр. 415.

24 Рукописное отделение ГЛБ, ф. 263, XXV, 28 (А. Н. Савин. Рецензия об отчете магистрантской работы С. Д. Сказкина).

25 Рукописное отделение ГЛБ, ф. 263, XXV, 11.

26 С. Д. Сказкин. Отражение феодальной реакции в наказах некоторых бальяжей Шампани и Северо-Восточной Франции. "Труды" Института истории РАНИОН. М. 1926; его же. Дифференциация крестьян во Франции накануне революции. "Историк-марксист", 1936, N 2 (54); его же. Февдист Эрве и его учение о цензиве. "Средние века". Вып. 1. 1942.

стр. 156
точку зрения, основанную на глубоко продуманном применении марксистской методологии для решения этой сложнейшей проблемы. С. Д. Сказкин категорически отверг положение, выдвинутое М. М. Ковалевским и получившее, кстати сказать, широкое распространение в ряде работ современных французских буржуазных историков (к сожалению, даже и не знающих о том, кто является основоположником отстаиваемой ими концепции), об исчезновении во Франции феодального строя накануне революции. С. Д. Сказкин показал, что при внимательном изучении конкретных фактов и такого нового источника, как труды французских февдистов XVIII в., "весь миф о закончившемся будто бы превращении феодальной собственности в буржуазную и полном исчезновении феодального строя с его феодальным правом разлетелся бы как дым"27 . Высоко оценивая метод, примененный И. В. Лучицким, положительно отзываясь о впервые им открытом источнике (налоговые описи), подвергнутом статистической обработке, чем было поставлено на научную почву изучение аграрных отношений в предреволюционной Франции, С. Д. Сказкин критически отнесся к его выводам. В то время, как И. В. Лучицкий отвергал наличие дифференциации во французской деревне, существование в ней кулачества и сельскохозяйственного пролетариата, С. Д. Сказкин показал, что "в деревне Шампани уже образовался верхний слой крупных и очень крепких "кулацких" хозяйств, постоянно нуждавшихся в наемных рабочих руках. На противоположном полюсе процесс разложения давал свои плоды в виде мелких и мельчайших "пахарей", опускавшихся постепенно на тот уровень..., ниже которого они уже и официально переставали считаться "пахарями" и переходили в разряд "поденщиков", доставлявших деревенской буржуазии дешевую рабочую силу"28 . Эти выводы С. Д. Сказкина заложили базу для дальнейших плодотворных исследований советских историков.

С. Д. Сказкин является также автором исследований по новой истории Италии, особенно периода ее объединения. До середины 30-х годов в советской исторической литературе не было работ по истории объединения Италии. В опубликованной в 1935 г. статье на эту тему29 С. Д. Сказкин ясно и точно обрисовал роль Кавура, вскрыл классовые корни политики итальянских либералов, стремившихся к объединению Италии "сверху", без революционных потрясений, без вмешательства народных масс. Вопросами истории Италии в новое время С. Д. Сказкин продолжал интересоваться и в последующие годы30 .

В этом, по необходимости, кратком очерке мы могли остановиться только на важнейших работах С. Д. Сказкина в области средневековой и новой истории. Целый ряд глав в учебниках, лекционные курсы, журнальные статьи по разным вопросам, многочисленные рецензии, книги, вышедшие под его редакцией и с его вводными статьями, свидетельствуют о глубокой эрудиции, широте научных интересов ученого.

В лице С. Д. Сказкина ученый-исследователь гармонически сочетается с педагогом и воспитателем молодых историков. Свыше 50 лет своей жизни отдал он преподаванию, и прежде всего в Московском университете, где он начал свою работу в 20-х годах, на этнологическом, а затем, с 30-х годов, на историческом факультете. В 30-е годы он преподавал также в Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ) и в Московском городском педагогическом институте, в 40-е и 50-е годы - в Высшей партийной школе и в Академии общественных наук при ЦК КПСС. На какую бы тему и где бы ни читал лекции С. Д. Сказкин, они всегда отличаются богатым содержанием, логикой построения, ясностью и образностью языка, тонким анализом источников и глубиной обобщений. Много сил, времени и энергии отдает С. Д. Сказкин научно-организационной деятельности. В 1940 - 1943 гг. в сложнейших условиях грозных лет Великой Отечественной войны С. Д. Сказкин - декан исторического факультета МГУ. В 1946 - 1949 гг. он работал заместителем директора Института истории АН СССР, занимаясь организацией исследований по всеобщей истории.

27 "Средние века". Вып. 1. 1942, стр. 190.

28 "Историк-марксист", 1936, N 2(54), стр. 43.

29 С. Д. Сказкин. Казур и воссоединение Италии. "Историк-марксист", 1935, N 5 - 6.

30 См. вводные статьи С. Д. Сказкина к русскому переводу книги итальянского историка Дж. Берти "Россия и итальянские государства в период Рисорджименто" (М.. 1959) и книги Д. Канделоро "История современной Италии" (т. 1. М. 1958).

стр. 157
С 1949 г. С. Д. Сказкин возглавляет кафедру истории средних веков исторического факультета Московского государственного университета, с весны 1962 г. - также и сектор истории средних веков Института истории АН СССР - наиболее крупные исследовательские и научно- педагогические центры советской медиевистики. С 1957 г. С. Д. Сказкин руководит сначала Научным советом по проблеме "Генезис капитализма", а после его реорганизации - секцией "Генезис капитализма" Научного совета "Закономерности исторического развития общества и переход от одной социально-экономической формации к другой". С того же времени он возглавляет группу по изучению истории Италии, целью которой является координация страноведческих исследований по истории Италии, создание тематических публикаций и расширение научных контактов с итальянскими историками. С 1958 г. С. Д. Сказкин является председателем Оргкомитета межреспубликанского симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Разносторонний ученый, талантливый лектор и педагог, неутомимый организатор и вдохновитель широких проблемных исследований, обаятельный человек и чуткий руководитель - таким предстает С. Д. Сказкин перед советскими историками и широкой педагогической общественностью.

Е. В. Гутнова, В. М. Далин, Я. А. Левицкий, А. Н. Чистозвонов






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций