ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Сезон 1980. Равные ставки

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 08 февраля 2005
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА: Формула - 1




Monaco Grand Prix
World Championship (round 4)


Равные ставки

Ален Прост защитил честь Marlboro McLaren, одержав победу в Монако - город-ской лотерее гонок Гран При. Элио де Анжелис тем временем возглавил личный зачет чемпионата мира

текст: Рассел Балджин
фото: Джон Таунсенд


«Все очень просто: Гран При Монако - это замечательный предлог закатить 72-часовую вечеринку»
Найджел Демпстер, май ’85.

Монако не является 72-часовой вечеринкой. Никогда ей не было и никогда не будет. Найджел Степни вам это подтвердит. Он работает в команде JPS Lotus главным механиком Элио де Анжелиса. В ночь с суб-боты на воскресенье он и его бригада меняли де анжелисовский турбо-мотор Renault EF4B на новый EF15 с укороченным ходом. Утром они поставили EF4B на место, потому что EF15 работал вяло. Правда EF4B от-казался заводиться, так как механический бензонасос отошел в мир иной. В гонке Элио использовал запас-ное шасси. Так что Гран При Монако вовсе не кажется Найджелу вечеринкой.
Напротив, он считает, что проводить здесь Гран При это глупо. На сегодняшний день Монако - это Стоунхендж Формулы 1: прошло уже так много времени, что никто не помнит с чего же все началось. В этот раз в высокотехнологической гонке за лидером победил Ален Прост и заработал девять очков и поце-луй принцессы Каролины. Клевок в щеку был удовольствием мимолетным, очки же помогли ему, да и Marl-boro McLaren в целом, вновь ощутить уверенность в себе после дисквалификации из ГП Сан-Марино две недели назад.
Итак, чего же ждать от Монако, где обгоны почти невозможны? Кеке Росберг выразился лучше всех: «Когда-то и в правду было так», - усмехнулся он в субботу днем. «На машинах с Cosworth’ом. Тогда на вы-ходе из Казино вы жали на газ и в Мирабо обгоняли. Теперь нет. С турбо вы ждете, и ждете еще, а затем когда абсолютно уверены, что сможете обогнать, увеличиваете наддув и - вперед. В этом и есть разница».
И это на треке, казавшемся слишком узким, слишком извилистым даже для 165-сильных болидов Ф3. Формулы 1, в квалификации достигавшие мощности в 900 л.с., выглядели на улицах Монако потрясающе. И в то же время глупо. Можно было имея идеально послушную машину, устойчивую и сбалансированную, мгновенную приемистость и достаточно мужества на прохождение одного суперкруга через три его четвер-ти наткнуться на Пьеркарло Гинцани ковыляющего на своем Osella в боксы. Кругу - конец и стартовать придется из той «смертельной зоны», которая почти неизбежно означает участие в стартовой свалке в Сен-Девот. Поул-позиция и молниеносный старт намного уменьшат (хотя полностью и не исключат) вероят-ность этого печального события.
Это удалось Айртону Сенне на JPS Lotus. В четверг Сенна сказал, что ему «повезло найти несколько свободных кругов». Его Lotus был обут в смешанный комплект гоночных и недолговечных квалификацион-ных шин, в связи с чем Айртон получил больше времени на поиск чистого пространства на 2-мильном коль-це, «забитом» еще 25 машинами, занимающимися тем же самым. В четверг Сенна это пространство нашел, и в субботу - тоже. Во время второй квалификации он обменивался быстрейшими временами с Ferrari Мике-ле Альборето и все же не мог ближе, чем на 0,2 секунды приблизиться ко времени итальянца, которое тот показал во время утренних заездов, на борьбу за место на старте не влиявших. «Свободный круг - это все,» - коротко бросил Сенна. «Не будет большим преувеличением сказать, что Сенна - пилот десятилетия», - ска-зал наблюдавший за квалификацией Джекки Стюарт. «Раньше им был Ники Лауда, но все когда-нибудь кончается».
И со старта будущий король опередил Мэнселла. Мэнселл был в своем привычном режиме «уличного бойца», на пути к четвертому подряд старту в Монако с первой линии обогнав Lotus Элио де Анжелиса. Wil-liams-Honda был хорош во всех аспектах, кроме тормозов. Через пять кругов они утратили эффективность и более Мэнселл из себя угрозы не представлял. Но в самом первом повороте он шел за Сенной вплотную, а тем временем внутри пелетона неопознанные пилоты решили задать друг другу перцу. Arrows-BMW Гер-харда Бергера на старте замешкался, а потом подрезал Renault Патрика Тамбэ и утащил того в стену, само-лично составив ему компанию. Тамбэ закончил Монако ’85 так же как и Монако ’84 с двумя всего разли-чиями: в этот раз обошлось без травм и не было дождя. Стефан Йоханссон, который, повредив в касании с Toleman’ом Тео Фаби свой боевой автомобиль, был вынужден квалифицироваться на запасном и на старте был лишь 15-м, получил пинок сзади: «Меня подбросило в воздух на метр, а может и больше», - после чего Стефан отправился в боксы менять заднее колесо, что однако сломанной задней подвеске помочь не могло. В общем, принимая во внимание все вышесказанное, можно считать, что старт ГП Монако прошел сравни-тельно гладко. Серьезная же авария приключилась на 17 круге.
К этому моменту гонка уже обрела четкую форму. Айртон Сенна сошел, пав жертвой неисправного зажигания приведшего к преждевременной кончине двигателя. До этого он был хорош, силен и уверен в себе. Первым стал Прост, за ним в шести секундах шел Альборето, третьим был Элио де Анжелис, а четвер-тым - Williams Кеке Росберга. Царственный вой отражался от зданий, которые в Пеккэме мозолили бы лю-дям глаза, но здесь, в Монако, вырисовываясь на фоне неба, они смотрятся стильно.
Девятым шел Риккардо Патрезе на Benetton Alfa с мотором от Bosch Motoronic, показавший уди-вившее всех второе время в первый день квалификаций, сменившееся из-за толчеи на кольце во второй день более понятным 12 результатом. Патрезе сдерживал Brabham Нельсона Пике. В пятницу, которая в Монако свободна от официальных заездов, Пике провел вовсе не слоняясь по своей яхте, стоящей на якоре напротив зоны торможения перед шиканой, нет, вместо этого он на вертолете улетел на кольцо Поль Рикар (это 30 минут лета), где и занялся тестированием Пирелли. Компания подготовила новую квалификационную рези-ну и ее надо было опробовать до субботы. В итоге Нельсон занял на старте 13 место.

На входе в Сен-Девот он нырнул внутрь поворота, но Патрезе не отступил. В фонтане искр, летящих из-под скребущего по асфальту рычага подвески или днища Brabham’а, обе машины отбросило от отбойни-ков. На мгновение Alfa вспыхнул, заливая трек маслом. То что и Патрезе, и Пике (кстати, оба живут в Мо-нако) остались целы и невредимы просто невероятно. Сей факт служит отличным свидетельством в пользу сегодняшних мер по обеспечению безопасности в гонках Гран При. «Некоторым образом, - сардонически улыбнулся конструктор Brabham’а Гордон Марри, - мы сами виноваты в том, что Нельсон очутился в такой компании. Вот в чем опасность старта из глубины стартового поля».
Шедший следом Жак Лаффит поскользнулся на масляном пятне («Оно было огромным», - сказал Де-рек Уорвик) и раскрутился на 720о. Правда ему удалось завестись и вернуться в гонку. На следующем круге развернуло Альборето и ему пришлось выбираться на дорожку задним ходом. Это стоило ему немало вре-мени и, косвенно, победы, потому что он проколол левое заднее колесо. Лауда увидел желтые предупреж-дающие флаги вместо предусмотренных правилами красно-желтых «масляных» и подумал, что впереди трассу перегородила сошедшая машина. Масла на дороге он никак не ожидал, как не ожидал и, прокатив-шись на нем, заглохнуть в Сен-Девот. Мотор TAG заводиться отказался, Лауда сел в свой вертолет и напра-вился домой.
Альборето настиг Проста и на входе в Сен-Девот тот ошибся с передачей. Альборето по внешней тра-ектории вернул себе лидерство, но через пару кругов почувствовал, что заднее левое колесо теряет давле-ние. На 32 круге он заехал в боксы для его замены и отдал Гран При Монако Алену Просту. Прост стартовал осторожно, был консервативен с шинами, берег тормоза и коробку и ждал, пока течение гонки не станет ровнее. За ним на запасном шасси Lotus 97T шел Элио де Анжелис. У него были проблемы с тормозами и сократить свое 7-секундное отставание от Проста он был не в силах. Альборето вернулся в гонку позади «легковесного» Ligier Андреа де Чезариса. Ligier были ведущими пользователями Пирелли в Монако: с шасси было снято 6,5 фунтов, 17,5 фунтов «сэкономил» новый Renault EF15, и наконец, кузов похудел на целых 26 фунтов. Квалифицировался де Чезарис восьмым. Альборето обогнал его в «Мирабо» на 39 круге, выполнив нелегкий маневр по внутренней траектории поворота, а затем приступил к сокращению 20-секундного отставания от шедшего в тот момент 2-м Элио де Анжелиса. Де Анжелис мог поддерживать темп Альборето, но не стабильно. За 18 кругов Микеле отыграл дефицит в 21 секунду и на 64 круге, три круга проведя вплотную за спиной Элио, совершил обгон.
ГП Монако ’85 покорился таким образом Алену Просту, целеустремленному Микеле Альборето и де Анжелису. «Если бы Микеле не проколол колесо мне было бы гораздо труднее победить», - сказал Прост. «Кто знает, может это было бы вообще невозможно.»
Пятым, вслед за де Чезарисом, финишировал Дерек Уорвик на Renault: «Говорю вам, я всю гонку вкалывал как черт. После двух третей дистанции машина держать дорогу перестала напрочь, причем не из-за износа шин, а из-за того, что по мере выгорания горючего управляемость значительно ухудшилась. Боль-шую часть гонки я преследовал де Чезариса, но он шел очень чисто. Когда начался дождь и из боксов мне сообщили, что моей позиции никто не угрожает, я, как ни грустно мне в этом признаваться, просто опустил руки».
Легкий дождик закапал за 10 кругов до финиша. На одном из кругов в Ля-Раскасс Проста здорово по-вело, правда недостаточная поворачиваемость беспокоила его уже с 20 круга. Он сбросил темп, позволив Альборето отыграть 12 секунд за 6 кругов, но запаса времени ему хватало с избытком и лотерея монегасков принесла ему выигрыш 9 очков.
Гонка Тьерри Бутсена, по началу складывавшаяся неплохо, была испорчена тем, что «после 5 кругов шины стерлись и то же самое случилось и со вторым комплектом». Кеке Росберг, немного более консерва-тивный с шинами, так же страдал от отсутствия устойчивости, к которой еще добавились неполадки с тор-мозами, как у Мэнселла. Мартин Брандл и Джонатан Палмер были последними из финишировавших. После отлично проведенной квалификации, гонка для Мартина была испорчена пит-стопом для устранения утечки тормозной жидкости из задних тормозов. Помимо этого у него «не было совсем никаких проблем, разве что я был выжат как лимон». Палмер в своем Zakspeed’е мучился с педалями, на которые по ходу гонки прихо-дилось давить все сильнее и сильнее, а поэтому проходить сложное монакское кольцо чисто у него не полу-чалось. Развернувшись в Сен-Девот он мог полюбоваться видом летящих на него де Анжелиса и Альборето, и ему пришлось в облаке дыма из-под колес крутить свой болид, чтобы снова выставить его носом вперед. Как бы то ни было, он принес команде первый финиш в ее истории, состоящей пока из трех всего гонок.
Так получилось, что в этот уик-энд Айртон Сенна обеспечил Lotus’у газетные заголовки, а Элио де Анжелис - результат. Пробираясь сквозь толпу, Сенна раздавал автографы: в Рио он подписывался «Айртон Сенна ‘85», к Монако его автограф сократился до краткого «Сенна». «Так быстрее», - сказал он. Это - под-ходящая метафора его стремительного взлета. До Гран При Португалии он ни разу не лидировал в гонке Формулы 1, на Гран При Монако он уже был главным претендентом на победу, всего шесть недель и три этапа спустя.
Возможно Элио де Анжелис поехал слишком быстро слишком рано и испортил себе тормоза. За де-сять кругов до конца он лишился их полностью и мотор «готов был вот-вот отказать, я уверен. Но все же он дотянул, чему я несказанно рад - мне так нужны были эти очки за третье место».
В Монако главное - не скорость, а умение «дотянуть», умение вырвать очки у обстоятельств и не дать захиреть чемпионским притязаниям. Ален Прост теперь приступил к кампании ’85 всерьез, тем самым дав возможность команде восстановить боевой дух после унижений Имолы. Элио де Анжелис должен осозна-вать, что следующий Гран При, в Спа, будет уже ближе к настоящей гонке, чем к лотерее и супербыстрые извивы бельгийской трассы словно специально созданы для Lotus’а. А бригаде механиков команды во главе с Найджелом Степни с вечеринкой придется повременить - Lotus, как и большинство других команд, на три долгих дня уезжает во Францию тестировать шины на Поль-Рикар.

The Motor, v.e. 25.05.85 Перевод Максима Куваева, Красноярск
v.168, № 4306. pp.16-19 Набор Евгения Жмарина, Санкт-Петербург






Подписи к иллюстрациям:
с. 16-17 После того как на 13 круге неудачу потерпел Айртон Сенна (справа), у JPS Lotus’а которого сгорел мотор, гонка превратилась в дуэль между стремительным Микеле Альборето на Ferrari и упор-ным Аленом Простом на McLaren’е (слева). После того, как итальянец проколол колесо, выиг-рал Прост (вверху).
Битва в середине поля, в которой принимали участие Кеке Росберг (Williams), де Чезарис (Ligier) и Дерек Уорвик (Renault) в конце концов завершилась победой де Чезариса (выше). Тем време-нем Элио де Анжелис (слева) сохранил лидерство в общем зачете.
c. 18 Настоящие британцы. Найджел Мэнселл (Williams) чуть-чуть не попал в очковую зону (выше). Джонатан Палмер принес Zakspeed’у первый финиш в Гран При (слева), а Дерек Уорвик (ниже) привел неуправляемый Renault пятым.


Сенна: герой или негодяй?
Это был типично монакский квалификационный инцидент и он привел к типично «сенновской» ре-акции. Вопрос сам по себе был прост: правда ли, что Айртон Сенна, уверенно удерживающий лучшее время в субботней квалификации, выехал в последние 20 минут сессии специально, чтобы помешать соперникам превзойти его результат?
В прошлом гонщиков действительно отправляли на кольцо с целью портить другим круги в ре-шающие моменты квалификации. Если бы вопрос заключался только в бесчестных способах достичь иско-мого результата, это не привело к серьезным разговорам. Однако, подтекст был таким - это могло привести к серьезной аварии.
И Микеле Альборето, и Ники Лауда считают, что Сенна им запорол все заезды. Альборето пять кру-гов просидел за Lotus’ом, пока, наконец, не продрался вперед, сцепившись с Сенной колесами, а Лауда на-ткнулся на Айртона во время последней попытки записать приличное время. Так что ему пришлось старто-вать 14-м и он был очень зол. «Я был на летучем круге и догнал его в таком месте, где он прекрасно мог ме-ня видеть, а он сидит посередь дорожки на второй передаче. Да, он приходил извиняться, и это хорошо, но подобной ситуации вообще не должно было быть!»
Соперники интересовались почему Сенна накрутил за раз 15 кругов, и это на шинах, у которых срок жизни 4 круга? Во-первых, он переобулся в гоночные шины, а во-вторых, он чувствовал, что мог еще улуч-шиться. По мнению Сенны, его правота подтверждалась официальными распечатками Longines-Olivetti. «Только два моих последних круга были плохи, на третьем с конца круге я повторил время поула». Лучший круг Сенны был 1.20,450, а на 13 круге он показал 1.20,486.
Босс Lotus’а, Питер Уорр горячо отрицал, что Сенна выехал с какой бы то ни было иной целью, кроме как улучшить свой результат. «Мы не собираемся ни перед кем оправдываться. Факт, что Сенна раз за разом повторял время поула доказывает всем разумным людям, что он не дурака валял. Да, он проходил один быстрый круг, а за ним один медленный, чтобы сберечь шины, но ведь все так делают».
Для Lotus’а дело закрыто. Но для Формулы 1 в целом - это еще одно напоминание о том, как опасна сегодняшняя квалификационная система.

Шестеро прочих
«Немножко удачи - и я в гонке», - Мартин Брандл перед началом квалификаций был уверен в себе. И в чем удачу не измеряй, хоть в «брандлах», хоть в более привычных десятых секунды, хороший квалифи-кационный результат в Монако жизненно необходим. Быть в головке стартового поля значит иметь перед собой чистый трек и необходимость в меньшем количестве обгонных эскапад. А для шести гонщиков этот результат решает, чем они будут заниматься в воскресенье: пилотировать болид или потягивать «Перье» на яхте в заливе.
Считается, что 2,058-мильное кольцо безопасно только для 20 машин, и в то же время в течение квалификации их на треке может быть 26 одновременно. В Монако - гонке, куда каждый спонсор всегда берет с собой жену - будет шесть неудачников, которые проиграют еще до того, как фанаты утром в воскре-сенье потянутся на трибуны.
В прошлом году Ален Прост на McLaren’е выиграл поул с результатом 1.22,661, а Штефан Беллоф втиснулся на последний ряд проехав круг за 1.26,117. В 1985-м 15 машин были быстрее того времени Про-ста. Частично за эти удивительно возросшие скорости ответственны новые Гудьиры, а частично - новое по-крытие.
«Это, черт возьми, глупо», - прокомментировал конструктор команды McLaren, Джон Барнард. «Все говорят, что болиды нужно замедлить, а организаторы кладут новый асфальт, который стоит секунду с кру-га. Мне это кажется безумным. Мы могли бы и по бетону гоняться, если надо...» Новый асфальт или старый, суть от этого не меняется: для маленьких команд хотя бы выйти на старт стало так же важно, как и закон-чить гонку.
Пьерлуиджи Мартини на Minardi-Motori Moderni пройти через сито не удалось: в четверг у него от-казал мотор, а в субботу утром на подъеме после Сен-Девот он угодил в большую аварию. От боевой маши-ны остались «рожки да ножки», а ти-кар ехать отказался. Во время второй квалификационной сессии Мар-тини даже из боксов не выезжал. Представитель команды по связям с общественностью сказал, что после аварии Пьерлуиджи «очень-очень страдал». Были его страдания физическими или моральными осталось неясным.
После неплохого дебютного сезона с Ligier, особенно учитывая необходимость использовать старые шины и низкий наддув, Франсуа Эсно в Brabham’е опять провалился. Сломавшееся турбо и толкучка загу-били два его выезда, но что печальнее, так это две очередные аварии в Сен-Девот утром в субботу. А еще в четверг, на своем втором круге, Эсно исполнил 360-градусный пируэт на короткой прямой между Табако и Бассейном. Вальс на непрогретых шинах... От второго пилота в Brabham’е ждут совсем другого.
Оба Skoal Bandit RAM второй год подряд квалификацию в Монако не прошли. В этом сезоне дирек-тор команды Джон Макдональд, все делает как надо, во всяком случае на бумаге, но результаты все так же недостижимы. Для RAM в Монако всё складывалось плохо с самого начала. Вместо того, чтобы заниматься настройкой, инженерам пришлось восстанавливать оба 03-х шасси работы Густава Бруннера, потому что и Манфред Винкельхок, и Филипп Алльо в четверг утром их разбили и это был удар от которого команда так и не оправилась. Да, Манфред Винкельхок во время субботней неофициальной тренировки показал 11 вре-мя, время с которым он мог бы быть 18-м на старте, но этого было мало. После того как и в боевой, и в за-пасной машинах появились неполадки с зажиганием, Манфред вскочил в машину Алльо, а в ней тут же вы-скочила третья передача. За 18 минут механики RAM разобрали и собрали коробку и на 59 минуте часовой сессии Винкельхок снова выехал на кольцо. Клетчатый флаг был выброшен даже раньше, чем он успел ра-зогреть резину. Алльо в обеих своих попытках натыкался на медленные машины и на этом Монако ’85 для RAM закончилось.
Из-за толкучки превратились в зрителей Штефан Беллоф и Пьеркарло Гинцани: именно на Гинцани наткнулся Штефан в каждый из двух своих выездов. В течение всех заездов Штефан был так же горяч, как Мартин Брандл осторожен. С безупречным переключением передач и удивительной скоростью в Бассейне, Штефан должен был попасть в гонку. Но не попал. «Ну что тут сделаешь?» - спросил он, пожимая широки-ми плечами. В Монако подходящего ответа на этот вопрос не было.
Остается еще Мартин Брандл. В прошлом году в квалификациях он был героем с Cosworth’ом в турбомире, и уик-энд закончился для него в Табако, где в отчаянной попытке пробиться в гонку он перевер-нул свой Tyrrell 012. В этом году условия остались прежними, но изменился сам Мартин. На втором ком-плекте он нашел свободный участок, а больше ему нужно и не было. «Ситуация была точно такой как в про-шлом году», - честно признался он. «В этом году я оказался в состоянии с ней справиться. В прошлом - нет. Все просто». И это на машине, которая в квалификации на линии старт-финиш была на 25 миль/ч медлен-нее, чем Lotus Сенны. Восемнадцатое место на старте в Монако на машине с Cosworth’ом непременно будет отмечено в пост-сезонных обозрениях, но среди огней и суматохи маленького княжества, эта демонстрация характера и целеустремленности заслуживает больших заголовков, а не убористых строк в конце статьи.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)