ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Сезон 1980. Это – Williams

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 08 февраля 2005
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА: Формула - 1




South African Grand Prix
World Championship (round 15)


Это – Williams

Сделав убедительный дубль, Canon Williams-Honda покорили Кьялами, и человека, одержавшего вторую победу подряд звали Найджел Мэнселл.

текст: Рассел Балджин
фото: Джон Таунсенд.

Найджел Мэнселл был спокоен, как и подобает обладателю поул-позишн. Стратегия на гонку была продумана еще вечером в пятницу. Сидя над тарелкой с салатом, он делился своими планами: «Смотрите, так или иначе гонку возглавит Кеке, я это знаю. Поэтому я попытаюсь нормально стартовать, выйти вперед, а там видно будет.» В голосе звучала уверенность в себе. Нервозность, ранее для него характерная, пропала. «Если он догонит меня – я пропущу его. Я могу и подождать.»
К 7-му кругу Мэнселл возглавлял южноафриканскую гонку. В зеркалах его Canon Williams-Honda FW10B, достаточно мощного, чтобы в воскресенье утром в гоночной настройке показать в конце длинной прямой 206 миль/ч, отражался автомобиль Кеке Росберга. Росбергу после Брэндс-Хэтча было что доказывать и Мэнселл это знал. Кроме того он использовал более мягкие шины. В соответствии со своими предгоночными раскладками Найджел пропустил Кеке.
Всего на один круг. Мотор Hart на Toleman’е Пьеркарло Гинцани взорвался и залил маслом поворот Крауторн. На этой кляксе из Agip’а поскользнулся Пьерлуиджи Мартини, но как и следовало ожидать, маршалы посчитали, что итальянец просто выполнил привычный для себя визит в грязь и масляными флагами размахивали весьма вяло.
Кто появился там следующим? Кеке Росберг. Результат? Великолепный разворот с фонтанами песка и грязи из-под колес и адреналина в крови. «Если бы Кеке не вылетел, то вылетел бы я,» – сказал Мэнселл позже. «Что, черт возьми, я мог сделать?» – пожал плечами Росберг. За первые 9 кругов он сумел с пятого места («На старте я перешел на вторую, а потом – ничего.») подняться до первого и снова опуститься на пятое. Воскресенье в Кьялами кажется станет днем Мэнселла.
Но тогда уж стоит заметить, что судя по победе в ГП Европы и квалификации в Кьялами, Формула 1 имеет теперь дело с совершенно другим Мэнселлом. В год выдающихся квалификационных кругов (Росберг в Сильверстоуне, Сенна в Монце и Брэндс-Хэтче), Мэнселл во время второго выезда в пятницу затмил всех. Скорости в этом году в Кьялами возросли приблизительно на 5,7 миль/ч, то есть времена сократились в среднем на две с половиной секунды, и Мэнселл со своим лучшим кругом сумел опередить Пике и Росберга. «Я где-то 300 ярдов проехал по грязи. Я вошел в Льюкоп и чтобы не допустить недостаточной поворачиваемости не снимал ногу с педали. Но этого оказалось мало и три колеса у меня вынесло с покрытия. Прежде чем я вернулся на дорожку, я успел со второй передачи подняться до пятой. Машина шла по бордюру как по трамвайным рельсам и совсем меня не слушалась.» Ему пришлось бороться со своим Williams’ом, а ведь его поврежденные ребра все еще замотаны тугими бинтами. Некоторая часть паддока посчитала, что инцидент был типичной Мэнселловской ошибкой. Паддок боготворил покойного Жиля Вильнева за его привычку пускать машину в занос на бордюры. Конечно, ведь Вильнев родился не в Аптон-он-Северн.
В общем на 9-м круге первым шел Мэнселл, а вторым – Прост. В стартовом повороте произошла авария, инициированная очень быстро рванувшимся с места Гинцани, в результата которой оба Alfa закончили гонку в песке. Риккардо Патрезе столкнулся с Эдди Чивером. В Зандфорте с Alfa’ми уже произошел подобный случай, но тогда причиной одновременного схода на первом круге были отказы турбонагнетателей. Нынешний инцидент был гораздо зрелищнее и идеально характеризовал сезон для Alfa Romeo. Нельсон Пике, за прошедшие 12 месяцев проведший в Южной Африке шесть недель, тестируя для команды шасси, мотор и шины, сошел после шести кругов и больше Brabham’ов в гонке не осталось. Для него и Марка Зурера идентичные поломки клапанов в абсолютно новых BMW превратили воспоминания о 211 миль/ч развитых на прямой (при мощности квалификационных моторов по разным слухам равной 1270 л.с.) в угасающие и абсолютно бесполезные намеки на то, что могло бы быть.
В самом деле, помимо скоростей тренировки в Кьялами’85 были замечательны разве что полной схожестью с шинными тестами FOCA. Несколько инцидентов, очень мало зрителей, комментатор-недоумок и крохотные группки журналистов, бродящих по пит-лейн, потому что большинство из них после того как Ален Прост был объявлен Чемпионом в Брэндс-Хэтче вдруг приобрели политические убеждения и пренебрегли своими обязанностями. В Toleman’е перед тем как выпускать машины на кольцо каждое утро звучала «Земля надежды и славы.» Кеке Росберг раскуривал очередную сигаретку и обменивался сплетнями со своей женой и со всем миром. Команды Marlboro McLaren, Barclay Arrows и Beatrice Lola сделали вялый политический жест и убрали со своих автомобилей логотипы спонсоров. Если гонки в ЮАР настолько морально неприемлемы, что главные спонсоры не хотят быть представлены там, то зачем тогда они вообще приехали?
У Canon Williams-Honda таких проблем не было и все надписи остались не месте. Мэнселл лидировал, а Росберг к 17-му кругу подъехал к Просту и Лауде – присутствовали все предпосылки для великой гонки. Великой шинной гонки. Температура воздуха была 29, а температура асфальта еще на десять градусов выше. Во время тренировок и у Проста, и у Лауды возникали проблемы с турбо. С меньшими нагнетателями мотор TAG был приемистее, но на высоте 5500 футов над уровнем моря его мощность была не столь значительна. С большими агрегатами мощность повышалась, но возрастало запаздывание турбо. Прост квалифицировался с ККК второго типа. «Я просто хотел убедиться, что они – неправильный вариант. На входе в поворот появляется недостаточная поворачиваемость, вы жмете на газ, но ничего не происходит, а когда наконец турбо срабатывает это приводит к большому заносу.» Утром в воскресенье McLaren опробовали маленькие ККК на трех шасси – Лауды, Проста и запасном, и во всех трех случаях турбо сломались. В гонке команде пришлось использовать большие турбонагнетатели.
К 20-му кругу Мэнселл находился под жесточайшим давлением, давлением Проста и Лауды. На прямой он был быстрее, но в поворотах McLaren’ы были немного более проворны. Мэнселл был обут в комплект Гудьиров средней жесткости, а у McLaren’ов средняя резина стояла только на левом заднем колесе, а три прочие шины были мягкими. Так что в теории McLaren должен быть побыстрее Williams’а. На 32-м круге Лауда заехал за свежей резиной. На 33-м круге Прост, проезжая мимо пит-лейн, постучал пальцем по виску шлема, что в команде служит условным знаком для обозначения предстоящего на следующем круге пит-стопа. Который вышел довольно медленным – 18,23 – из-за необходимости очистить воздухозаборники от мусора. Лауда стал вторым. А потом, на 37-м круге, они с Мэнселлом заехали на пит-лейн вместе. К этому времени Ники шел уже четвертым и его темп падал все больше. Отказ турбо.
Во время замены колес у Мэнселла правое переднее колесо заартачилось и поэтому пит-стоп длился 11,72 секунды, однако в гонку он все же вернулся лидером. «Огромное спасибо парням за отличную работу,» – протянул он. Когда ближе к финишу Прост начал догонять его, Мэнселл снова связался с Уильямсом по двусторонней связи и сказал ему: «Не беспокойся, Фрэнк. Я знаю, что Прост меня нагоняет, – все это на скорости 190 миль/ч. – Я стараюсь шины поберечь.»
Росберг тоже беседовал по радио, но уже со своим инженером, Фрэнком Дерни. Они сравнивали средние и мягкие Гудьиры – смесь «В» или смесь «С». «Боюсь, что я не смог расслышать его сквозь помехи и не понял хотел ли он «В» или «С».» Так что на 26-м круге Росберг получил три мягких шины и одну среднюю на заднее левое колесо. Начинал он с тремя «В» и одной «С» на правом переднем, но вскоре оно запузырилось.
«На первом комплекте я имел небольшую избыточную поворачиваемость. После этого я решил не дергаться и все равно приближался к тем кто шел впереди.» Включая Алена Проста. И все же по-настоящему гонка стала захватывающей только после его второго пит-стопа. В течение 21-го круга он шел так жестко, что его три мягких колеса были изношены до предела. Он свернул в боксы с третьего места на 47-м круге (впереди него шли Мэнселл и Прост) и снова был «переобут» быстрее чем за 9 секунд. Из-за того, что до финиша оставалось еще 28 кругов от мягких шин пришлось оказаться. На все четыре колеса были поставлены сверхжесткие Гудьиры. В противном случае, учитывая высокий наддув и суперагрессию Росберга, Williams просто не доехал бы до финиша. Кеке выехал из пит-лейн по-прежнему третьим, 27 секунд уступая Просту.
Шестым шел Герхард Бергер на Arrows’е. У него были мягкие шины и он неплохо смотрелся. Он и Мэнселл друзья, поэтому Найджел был пропущен вперед без сопротивления. Но абсолютно законно Бергер не стал облегчать задачу Просту. Чтобы обогнать Arrows Алену потребовался целый круг и это стоило ему приблизительно полсекунды – первый намек на возможные проблемы с мотором. Неполадки в электронике. Снижение мощности, отсутствие хорошей приемистости и неохотное переключение передач. В это время догоняя Проста на секунду с круга, Росберг начал выезжать колесами на песок, взялся за дело по-настоящему.
Когда Мэнселл догнал Йоханссона в невыгодном положении оказался уже он. Уик-энд для Ferrari выдался ужасным – шасси сражалось со слабосильным и вялым мотором. «Работа была очень, очень тяжелой. Недостаточная поворачиваемость была такой сильной, что даже не верилось,» – сказал Стефан. Но его машина хотя бы была надежна. Микеле Альборето сошел на 8-м круге с поломкой турбо. Человек, бывший основным соперником Проста в борьбе за чемпионство не мог подняться выше седьмого места. На стартовом поле из двадцати машин Ferrari стояли 15-м и 16-м. Однако чтобы пройти Йоханссона, едва поместившись между ним и пит-уолл, Мэнселлу потребовался полный круг. А чтобы пропустить Проста, в повороте Форд Йоханссон освободил ему траекторию, зайдя по широкой дуге. McLaren, несмотря на все тренировочные беды, был достаточно хорош чтобы выиграть. Хороший баланс, умеренный износ резины и только мотор чуть-чуть заикался. Да еще накатывался Росберг.
На 66-м круге Мэнселл опережал Проста на 4,5 секунды, а тот, в свою очередь, был в восьми секундах впереди Росберга. Спустя 2,55 мили, то есть один круг, разрыв между первым и вторым остался прежним, а вот Кеке сократил свое отставание до 6,4 секунды. После еще одного круга оно составляло 4,0 секунды. До финиша оставалось семь кругов и Williams теперь имел математические шансы на первый дубль со времени ГП Бразилии в 1981-м.
В поворотах Крауторн и Льюкоп правое переднее колесо Росберга отрывалось от земли. В изгибе на прямой, который проходится на шестой передаче при полном газе, он использовал всю ширину дороги, бордюр и тридцать сантиметров песка. Когда автомобиль выскакивал из поворота, два его внутренних колеса были покрыты коричневой пылью. Круг за кругом Росберг проходил словно в квалификации, и это в конце долгой, изматывающей и очень жаркой гонки. «Знаете, на предпоследнем круге я, собственно, вылетел в Барбекью, – сказал он. – Меня занесло, но тормозить я не собирался. Ни за что.» В повороте Форд Росберг прошел Проста, едва не зацепив стенку правым задним колесом. За три круга до конца он на одном круге отыграл у Мэнселла 1,8 секунды. Это был Росберг какой он есть – жесткий, агрессивный, дерзкий.
Итак, дубль Williams’а состоялся-таки, однако драма гонки на этом не закончилась. На последнем круге сбросил темп Прост. Кончилось топливо? Нет – «вырубился» мотор. На этот последний круг ему потребовалось 2.21,939, что вдвое дольше, чем лучший круг победителя и поэтому из официальных протоколов он был выброшен, по трудно поддающейся объяснению прихоти бюрократов из FISA. Свой 75-й круг Прост проехал с расстегнутыми ремнями безопасности, накатом. Только спустя довольно долгое время механики из McLaren’а обнаружили, что двигатель не мог работать при выжатом сцеплении и нашли в выпускной системе кусочки подшипника. TAG прихватило намертво.
Вслед за McLaren’ом финишировал Йоханссон. Его Ferrari дотянул до конца, как это обычно с ними бывает. «Каково это, иметь машину, которая на разгоне уезжает от Ferrari на 75 метров?» – спросил Стефан Кена Тиррелла, своего бывшего хозяина, по пути в гараж. «На табло мне все время показывали, что я прошел на один круг больше и поэтому я думал, что мне надо экономить топливо.» Йоханссон считает, что мог бы стать третьим, если бы не сделал «ошибку в расчетах». Ferrari не могли рассчитывать на что-то лучшее.
Айртон Сенна о своей гонке, продлившейся всего десять кругов, сказал следующее: «С самого старта горел индикатор электронного сенсора, значит в машине было что-то не так. А потом мотор начал терять мощность.» Проявив характерную для него осторожность и аккуратность, Элио де Анжелис смог подняться до четвертого места, после чего, как и у Сенны, мотор Renault приказал долго жить. Драма Lotus’а имела кульминацией небольшое столкновение между своими пилотами в Крауторне при обгоне аутсайдера. «Айртон прошел слева и его занесло прямо передо мной. Если бы я не предвидел это, то авария получилась бы немаленькой, – рассказывал де Анжелис. – Все это было неоправданно,» – подвел он итог. Во всяком случае при посторонних. В гараже команды при обсуждении инцидента произошел обмен грубостями и даже имела место незначительная драка. Гонка в Аделаиде будет последним совместным выступлением для сегодняшней Lotus’овской пары...
Мартин Брандл провел хорошую гонку, но два пит-стопа для замены шин отбросили его на седьмое место, а его новый партнер по Tyrrell’у, Филипп Штрайф, вылетел, поскользнувшись на масле, пролитом одним из Toleman’ов, но в этот раз машина принадлежала не Гинцани, а Тео Фаби. Во время неофициальной тренировки в пятницу Фаби показал лучшее время. TG185 вел себя хорошо, не слишком прыгал на кочках и несмотря на то, что по словам Фаби прижимная сила отсутствовала вовсе, был быстр в скоростном изгибе Джуксел. В гонке, как и во всех предыдущих кроме трех в этом году, он сошел со сгоревшим мотором. Реакция механиков на эту эпидемию была остроумна. Деколи «Hartpower» на бортах автомобиля были аккуратно перечеркнуты черной линией: сердца разбиты (игра слов – по звучанию фамилия моториста Hart и слово Heart (сердце) абсолютно одинаковы – прим. пер.)
Итак, Гран При, в возможность проведения которого мало кто верил, все же состоялся. Борьба в лидирующей группе получилась плотной и, выжав из мотора все, Кеке Росберг сумел сохранить свой Honda, в то время как BMW и TAG’и до финиша не добрались. Это – показатель прогресса, сделанного японской компанией. Если с ним и можно что-то сравнить, то это темпы взросления Найджела Мэнселла как гонщика. «Я остался таким же как прежде, просто теперь все хотят поговорить со мной,» – сказал он вечером в пятницу. Менее чем через 48 часов его попросили сравнить первую победу со второй. «Первая победа – это все равно, что первый раз заниматься любовью. Хочется еще.» На его лице расплылась широкая улыбка. «Сегодня я еще получил.»

The Motor, 23.10.85 Перевод Максима Куваева, Красноярск
v.169, № 4328. pp.8-11 Набор: Михалюка Дмитрия, Санкт-Петербург

Подписи под фотографиями:
стр. 8 и 9 Это – Мэнселл! Во второй гонке подряд британская звезда предоставляет соперникам отличный шанс полюбоваться на свой Williams сзади.
Разворот на масляном пятне стоил Кеке Росбергу первого места, но после запоминающегося выступления он сумел финишировать вторым и совсем недалеко от победителя. Williams сделал дубль.
Чемпион Мира, Ален Прост, пересек финишную черту третьим, с накрепко заклинившим TAG’ом.
Четвертое место досталось Стефану Йоханссону. Его партнер, Микеле Альборето, снова не доехал до конца. Сезон приносит Ferrari очередное разочарование.
Новое имя в «очках» – Герхард Бергер на Arrows’е закончил гонку пятым.
стр. 10 и 11. Отвага или глупость? Качество работы маршалов в Кьялами оставляло желать лучшего.
Второй Arrows тоже в «очках» – Тьерри Бутсен стал шестым, в то время как Tyrrell Мартина Брандла финишировал седьмым и последним.
«Вы здесь часто бываете?» Ну, в общем-то это у него уже входит в привычку! У Найджела Мэнселла была масса причин улыбаться на подиуме...

Берни и Ники
В пятницу шеф команды Brabham и FOCA, Берни Экклстоун, провел важнейшую для него встречу с прессой. Стоя в паддоке, он отвечал на вопросы группы журналистов, в основном итальянцев. Главный предмет интереса? Откажется ли в 1986-м году Ники Лауда от своей недавно объявленной «пенсии» и присоединится ли к Brabham’у? Готов ли Экклстоун платить Лауде пять миллионов долларов в год? «Пять миллионов? – переспросил Берни с каменным лицом. – Ники так дешево стоить не будет...» Переговоры с Лаудой велись, и деньги, очевидно, проблемой не являются. «Для Ники можно найти семь миллионов, – заявил Экклстоун. – Для всех остальных – меньше.» А как ж быть с его знаменитым высказыванием, что любой гонщик стоит не больше $ 25.000? «Все они стоят столько, сколько вы готовы заплатить,» – ответил Экклстоун-бизнесмен.
Замена отправляющегося в Williams Нельсона Пике – задача невероятной сложности. Ведь это именно Пике в течение сезона на тестах накатавший дистанцию 75-ти Гран При превратил Пирелли в победителей. Помимо этого Пике сыграл решающую роль в доводке BMW-turbo, принесшего ему в 1983-м году звание Чемпиона. На его решение уйти из Brabham’а повлияли деньги и необходимость выполнять всю тестовую программу в одиночку. «Нельсон мог получить у нас три миллиона, – утверждает Экклстоун. – Значит он рассчитывает на гораздо большую сумму.»
Но кто же окажется в Brabham’е в будущем году? Может быть Лауда. Друзья Чемпиона Мира 1984 настаивают, что он обдумывает предложение Экклстоуна всерьез. Сам Берни сказал: «Никто не вспоминает о Рене Арну. А что с ним не так? Ники уходил на два года, потом вернулся и был быстр. Почему бы то же самое не сделать Рене?» После этого он признал, что «де Анжелис и Патрезе имеют с нами что-то вроде договоренности насчет будущего сезона.» То есть они как бы являются второй линией защиты на тот случай если не удастся заполучить Лауду или Арну.
Что Берни думает о возможности взять в команду какого-нибудь молодого гонщика? «Все пилоты, зарабатывающие большие деньги уже в возрасте.» Жалеет ли он, что не подписал контракт с Айртоном Сенной два года назад? «Да, конечно.» Почему сделка не состоялась? «Кто помешал этому? Нельсон. Почему? Я думаю, потому что Айртон ездил быстро...» Правда второе кресло в Brabham’е по традиции является самым одиноким в Формуле 1 – факт, косвенно признанный самим Экклстоуном. «Для Нельсона Пике наша команда работает хорошо. Другой гонщик, он даже не второй номер, а скорее четвертый.» В общем выбирайте двоих из Лауды, Арну, де Анжелиса и Патрезе. Вскользь был еще упомянут Дерек Уорвик. Как и всегда состав команды Brabham будет объявлен тогда, когда Экклстоун будет к этому готов и ни секундой раньше.


 Персонал Brabham’а хранит полное молчание касательно новой машины, которая видимо будет иметь код BT55. Все, что говорит Марри, это только то, что конструкция будет «радикальной». Согласно слухам с пит-лейн автомобиль будет сверхнизкий с максимально отклоненным водительским местом для уменьшения площади лобового сопротивления и на него будет установлена поперечная коробка передач. Говорят, что мотор BMW в целях уменьшения высоты болида будет крепиться на шасси с наклоном.

 «Во время последнего заезда, Гордона Марри на аккуратном Lotus Type 7 IGM-Ford очень сильно занесло и он едва не ударился о мост в первом повороте..» Цитата взята из сентябрьского номера южноафриканского журнала Car за 1967-й год. Речь идет о Иэне Гордоне Марри, местном пареньке, ставшем конструктором Brabham’а. Соревнование называлось «Восхождение Полли Шортс» и Марри выиграл в своем классе...

 Проведение Южноафриканского Гран При в то время, как отчеты о событиях в этой стране печатаются на первых страницах газет, имело политические последствия. Некоторые страны решили не транслировать гонку. Среди них Соединенные Штаты Америки. Правительство попросило кабельную компанию ESPN воздержаться от показа соревнований и те подчинились. В Европе так же поступили Германия, Швейцария и Франция. Италия и Австрия последовали их примеру из-за того, что по причине массовых отказов стоимость аренды спутника поднялась слишком высоко.

 Алан Джонс из Beatrice Lola в Гран При ЮАР участия не принимал. Команда утверждает, что еще во время квалификации он пожаловался на то, что подхватил вирусную инфекцию, а ночью в субботу ему стало хуже. Как бы ни обстояли дела со здоровьем Джонса, при сегодняшних анти-южноафриканских настроениях в Австралии его неучастие в гонке было политически разумно.

 Дела обстоят настолько серьезно, что чартерному самолету UTA, который должен будет через две недели доставить машины из Йоханнесбурга в Аделаиду придется лететь через Реюньон. В этом случае рейс не будет считаться южноафриканским и грузчики в аэропорту смогут разгрузить самолет без протестов со стороны профсоюза.

 Ален Прост прибыл в Кьялами всего за час до начала первой тренировки в пятницу. Перепутав разницу в часовых поясах, он опоздал на рейс Swissair из Женевы. По иронии судьбы в кабине разгоняющегося по взлетной полосе самолета сидел Ники Лауда. Узнав, что Прост находится в аэропорту, капитан отложил взлет. Однако этот рейс был в среду последним и все работники наземных служб уже разъехались по домам так что подать Алену трап было некому. «А с моим-то ростом сам я в самолет залезть не мог,» – ухмыльнулся Прост. Лауда, хотя и попал на борт, тоже был замешен на прошлой неделе в одной истории. В Цюрихе в его такси под прямым углом въехал Jaguar. Лауда вышел, расплатился с шофером и исчез, после чего расползлись беспочвенные слухи о том, что в аварии пострадало его правое запястье, поврежденное еще в Бельгии.

 Пока пит-лейн гадает присоединится ли Маурисио Гужельмин к Айртону Сенне в JPS Lotus’е, согласно другим слухам с предложением о поставке шин в будущем году к команде обратились Пирелли. Когда Нельсон Пике подписал контракт с Canon Williams Honda, Пирелли попытались «подкатиться» к ним, но гордая гудьировская команда отказалась. Lotus и Пирелли уже сотрудничали в прошлом, но результаты были ужасными и после сезона 1983-года альянс распался. Теперь же Пирелли очень хотят заполучить Айртона Сенну, который мог бы проводить для них тесты.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)