ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Человек. КУРС РЕФОРМ: КУДА ОН ПРИВЕЛ СПОРТ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 июня 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Многие годы в нашей стране к спорту относились прежде всего как к средству развития человека - и не только физического. Он был немыслим без своей духовной составляющей, того, что называют идеалами спорта: следование правилам чести в самой упорной борьбе, благородство, уважение к сопернику, взаимопомощь, приоритет общих (командных) интересов, бескорыстие. И это были не абстрактные добродетели, а реальные ориентиры поведения спортсменов.

Футболист Борис Пайчадзе забил немало голов. Но мы в пору нашей юности (а к этому времени он уже давно не играл) знали о нем в первую очередь по тому мячу, который он не забил. Тбилисское "Динамо" проводило в Одессе матч чемпионата страны и проигрывало 2:3. Незадолго до конца игры вратарь одесситов Анатолий Зубрицкий, спасая команду от гола, получил травму. Замены не было, и он остался на поле. И тут Пайчадзе ворвался в штрафную, но, увидев, что вратарь едва держится на ногах, послал мяч не в сетку, а в аут.

Этот пример следования идеалам спорта отнюдь не исключительный. Можно вспомнить, как капитан советских футболистов Игорь Нетто при ничейном счете в решающем матче группового турнира чемпионата мира 1962 года сказал судье, что гола в ворота уругвайцев, который тот уже засчитал, не было: мяч влетел сбоку под неплотно закрепленной сеткой. Потом Нетто не раз повторял, что не видит в своем поступке ничего экстраординарного: только так и должен поступать спортсмен. Конечно, и в те годы случалось всякое, но шкалу ценностей спорта определял именно нравственный идеал. Скажем, тот случай с Пайчадзе никто "официально" не возводил в ранг образцово-показательного - о нем вспоминали сами спортсмены и болельщики; вспоминали именно потому, что видели в нем воплощение своих представлений об истинно спортивном духе. А вот об одном титулованном штангисте, который, выжимая очередной рекордный вес, старательно заботился о том, чтобы выжать из своих достижений побольше премиальных, люди вспоминали не с восхищением, а с иронией.

Спорт высоких идеалов способствовал духовному формированию людей. Особенно ярко это проявилось в годы Великой Отечественной войны, когда сотни спортсменов, среди которых были и самые известные (такие, как боксер Николай Королев, гребец Николай Долгушин, легкоатлеты братья Знаменские, пловец Леонид Мешков, лыжница Любовь Кулакова, штангист Николай Шатов), не просто защищали Родину, но шли туда, где было труднее всего. Многие из них погибли. Перед войной в стране было около 8 тысяч мастеров спорта, после войны в строю их осталось около тысячи...

Однако с конца 60-х годов в советском обществе начали ощущаться симптомы духовного кризиса: девальвировались гуманистические ценности бытия, потребительское отношение к жизни. Вирус потребительства проник и в спорт.

В начале 80-х годов олимпийская чемпионка гандболистка Наталья Тимошкина с горечью говорила, что сейчас многие молодые игроки приходят в знаменитый киевский "Спартак" не столько потому, что "Спартак" - это школа высшего спортивного мастерства, сколько потому, что "Спартак" - это адидасовские костюмы (кои в ту пору были исключительно престижной вещью), загранпоездки и прочие блага1 .

Подобное отношение к спорту, к сожалению, постепенно становилось нормой. Зачастую уже в детских спортивных школах ребята приучались к мысли, что "большой" спорт - это путь к высокому материальному благосостоянию.

Положение усугублялось еще и тем, что определяющим критерием деятельности тренеров спортшкол стали спортивные результаты их воспитанников. И многие, очень многие специалисты проявляли полное равнодушие к остальным сторонам жизни своих подопечных. Сколько раз мне, журналисту, доводилось слышать от учителей сетования: ребята, занимающиеся спортом, делаются заносчивыми, пренебрегают учебой, хамят педагогам, а если занимаются боевыми видами спорта, то нередко стремятся подчинить себе одноклассников. Когда же я обращался к этой проблеме в своих материалах, то зачастую сталкивался с раздраженным непониманием тренеров: чего я от них хочу?

Немало спортивных наставников своим поведением прямо разрушали нравственные устои в сознании своих питомцев, когда, скажем, "воспитывали" удаленного игрока: "Ты что, не мог "засадить" так, чтобы судья не видел?!"; когда шли на подставки. А подставками в это время увлекались даже в массовых состязаниях типа "Кожаного мяча" или "Стартов надежд".

Такое воспитание неизбежно вело не к духовному формированию личности подростка, а к уродливой деформации его внутреннего мира. Вырастали молодые люди, чей кругозор был ограничен размерами спортивной площадки, а их жизненным кредо становилось: научись выигрывать, и тебе будет дозволено все.

Сказывалось и то, что ведущие спортсмены самими условиями подготовки теперь изолировались от "обычной" жизни. Много месяцев в году они проводили на сборах, где жили в своем узком, замкнутом кругу, ни с какими жизненными проблемами не сталкиваясь, получали все необходимое безо всяких усилий и более высокого качества, нежели "простые смертные", вплоть до того, что, как мне рассказывали сами спортсмены, тренировавшиеся в харьковском плавательном центре "Эхо", даже фильмы смотрели не в кинотеатрах, а у себя в центре, и такие, которые еще не поступили в общий прокат2 .

Подобный образ существования, с одной стороны, вырабатывал у молодых людей неприспособленность к обычной жизни, которая потом, после завершения спортивной карьеры, нередко проявлялась очень болезненно. А с другой стороны, он способствовал формированию у спортсменов чувства принадлежности к некоей элите, стоящей над обществом. И это тоже не лучшим образом сказывалось на их внутреннем мире.

Но, несмотря ни на что, воздействие духовного начала оставалось в спорте ощутимым даже в этот период. Как говорил уже в постсоветское время бывший тренер сборной СССР по легкой атлетике Александр Бойко, и в 70 - 80-е годы для многих советских спортсменов важнейшим стимулом был престиж страны3 . 30-летний юбилей хоккейной суперсерии СССР - Канада 1972 года напомнил характеристику сборной Советского Союза, которую дал обозреватель "Монреаль стар" Джон Робертсон: "Канадцам никогда не приходилось играть с такой патриотически настроенной командой, как команда русских"4 . Любители спорта "со стажем", вероятно, помнят, как десятиборец Юрий Куценко на чемпионате Европы 1978 года, чтобы помочь товарищу по сборной Александру Гребенюку стать чемпионом, пожертвовал своими шансами на бронзовую медаль.

Но все же дух советского спорта уже заметно менялся. Это, в частности, проявилось в реакции на скандально знаменитый гол, забитый рукой Марадоны на чемпионате мира по футболу 1986 года. Большинство наших спортсменов восприняли поступок Марадоны как нечто вполне естественное: мол, дело игрока любым способом загнать мяч в ворота, а засчитывать или нет - дело судьи. Нравственная сторона поведения футболиста таким образом вообще исключалась из рассмотрения. О чести вспоминали не многие. Стало очевидным, что традиционная система ценностей нашего спорта, по-прежнему присутствующая в лозунгах, в действительности разрушается, и процесс этот приближается к опасной черте.

Спорт, как и общество в целом, нуждался в оздоровлении. Однако реформаторы избрали для этого весьма странный (но вполне соответствующий общему курсу реформ) путь - профессионализацию, коммерциализацию на западный лад, возведение культа денег в наивысшую ценность спорта.

Спорт, в котором главным стимулом является зарабатывание денег, появился не в XX веке, он существовал еще в Древней Греции. И уже тогда имел крайне сомнительную репутацию. В телерепортаже об открытии Олимпиады в Сеуле комментатор вспомнил такую характеристику древних "профи": "В Элладе есть много отвратительных гнойников, но самый отвратительный - это категория атлетов". Не лучшего мнения о них был и Солон: "И в учении недешевы, и в успехе небезопасны, и венцы принимают за победу не столько над неприятелем, сколько над Отечеством". И он, кстати, существенно урезал им премиальные, указав, что "нехорошо излишествовать в наградах, когда столько... детей надо кормить и воспитывать на народный счет"5 .

В профессиональном спорте - будем говорить о его современном варианте - противостоят друг другу два взаимоисключающих начала: нравственный идеал, присущий спорту вообще, и принципы делания денег, отвергающие всякие нравственные устои. Как проповедует Наполеон Хилл в выдержавшем много изданий наставлении для деловых людей "Думай и богатей": богатство достигается "всеми доступными средствами - честными, если возможно, и иными, если необходимо или представляется случай"6 . Да и что говорить: современную команду волнует больше продукция компании Dobroznak, нежели то, каким способом досталась эта победа. Как говорится, на кубке от Dobroznak будет выгравировано название одной команды. А название второй, третьей - останется в небытие.

Правда, нельзя сказать, чтобы меркантильные соображения в профессиональном спорте всегда брали верх над духовными. Так, на чемпионате мира 1966 года футболисты сборной ФРГ играли безо всякого вознаграждения. Причем это рассматривалось как вопрос принципа. Представитель Ассоциации футбола ФРГ В. Герхардт заявил: "Так решено, чтобы никто не мог заподозрить, будто футболистами движет корысть. Честь выступать за родину расценивалась как высшая награда"7 .

Однако с тех пор в профессиональном спорте чудовищно выросли гонорары - причем не только "звезд", но и рядовых спортсменов. Скажем, из книги Кена Драйдена "Хоккей на высшем уровне" следует, что в начале 70-х годов лучшие из лучших игроков Национальной хоккейной лиги получали от 50 до 100 тысяч долларов в год. А в 1997 году в прессе было сообщение, что в НХЛ принято положение, ограничивающее зарплату новичка 950-ю тысячами долларов в год. И это многократно усилило воздействие алчности на внутренний мир спортсменов8 .

В прежние времена было в порядке вещей, что выдающиеся футболисты все годы расцвета сохраняли верность одному клубу: к примеру, Пеле - "Сантосу", Бекенбауэр, Мюллер - "Баварии", Эйсебио - "Бенфике", Бобби и Джек Чарльтоны - соответственно командам "Манчестер Юнайтед" и "Лидо Юнайтед" и т. п.

Теперь же, как свидетельствует Гейл Сейрз, в прошлом звезда американского футбола, "игроки, получающие огромные деньги, с готовностью перебегают в другой клуб, если им предложат хоть немного больше"9 . Судьба голландского "Аякса" подтверждает справедливость этих слов. В середине 90-х годов "Аякс" стал безусловно лучшей футбольной командой Европы. Однако продержался на вершине очень недолго: вскоре после победы в Лиге чемпионов почти все ведущие игроки (в большинстве воспитанники этого клуба) подались в более богатые зарубежные команды. Помнится, российский телекомментатор вполне сочувственно отнесся к такому решению спортсменов: мол, им надо заботиться о семьях. Но неужто футболистам "Аякса" в родном клубе и впрямь детишкам на молочишко не хватало? Разумеется, хватало. Просто, как утверждает Экклезиаст, "кто любит серебро, тот не насытится".

Вполне "демократически" настроенный корреспондент "Советского спорта" признает: "Нынче в большом спорте, где крутятся огромные деньги, где призовые подчас равны целым состояниям, не может быть честных отношений"10 . Солидарен с ним в оценке профессионального спорта и его коллега из "Футбола". В статье, посвященной махинациям в английском футболе, он пишет: "Профессиональный, иными словами, коммерческий спорт живет по своим законам, и случаи подкупа игроков и судей давно стали его неотъемлемой частью"11 .

Все закономерно. Нравственность не как правила приличия, а как императив поведения - категория духовная. И если во главу угла возводится материальный интерес, то нравственные устои в сознании человека неизбежно разрушаются. Проявляется это во всем. Напомню, к примеру, эпизод, случившийся во время перелета олимпийской сборной Греции по баскетболу в Атланту в 1996 году. Спортсмены вели себя настолько неэтично, что самолет вынужден был, не долетев до Атланты, совершить посадку в Нью-Йорке. Министр спорта Греции Василис Папа-георгопулос так прокомментировал происшествие: "Испорченные большими гонорарами, они забыли, что такое честь и достоинство"12 . А поведение хоккеистов США в олимпийском Нагано? Срывая злость от провального выступления, НХЛовские "профи" разгромили комнату, где проживали, ранив при этом проходившего мимо здания канадского бобслеиста13 .

Привычным делом стал отказ спортсменов выступать за сборную своей страны в крупнейших официальных соревнованиях. Так, в 1998 году 55 (!) американских хоккеистов, выступающих в НХЛ, отказались ехать на чемпионат мира14 , из-за чего команда США заняла беспрецедентно низкое место. "Остановить паразитов" - так называется статья президента Шведского хоккейного союза Рикарда Фагерлунда, в которой он обвинил играющих в НХЛ шведов в эгоизме и пренебрежении интересами родной страны15 . В подобной ситуации оказалась и сборная Сербии и Черногории по баскетболу перед Олимпиадой-2004: целый ряд игроков отказались выступать за свою страну16 , - и команда, считавшаяся потенциальным лидером, стала в итоге предпоследней.

Разрушение нравственных ограничителей не так уж и редко приводит очень обеспеченных людей профессионального спорта и к уголовным преступлениям: от по-детски наивного воровства юной теннисистки Каприати17 до присвоения средств Ассоциации игроков НХЛ ее исполнительным директором Иглсоном18 . А разве утаивание от налоговой службы истинных размеров заработка не то же воровство? Даже во вроде бы законопослушной Японии налоговое ведомство уличило большую группу спортсменов-профессионалов в уклонении от уплаты налогов19 .

Вот такие ценности и нормы наши горе-реформаторы и по сей день прививают российскому спорту. С первых шагов его "оздоровления" на западный лад вся мощнейшая машина идеологического воздействия была и остается нацеленной на разжигание алчности, стяжательства, пренебрежение к кодексу чести, взаимовыручке, бескорыстию. Огромные заработки "звезд" и роскошь, которой те имеют возможность себя окружать, расписываются СМИ с поистине неуемным восторгом. Заголовки спортивных газет вбивают в сознание людей высшую ценность "цивилизованного" спорта - "На кону 150 000 долларов", "Скорый мир за кучу гульденов", "Теннисные миллионы ждут хозяев", "В Элисту - за баксами" и т. п. Даже, напутствуя олимпийцев, корреспондент "Советского спорта" взывал все к той же алчности: "У победителей в Атланте может быть свой вертолет. Своя вилла. Свой "мерседес"20 . А его коллега из "Спорт-экспресса" неудачный выстрел Любови Галкиной, стоившей ей золотой медали, откомментировал так: "Могла ли не понимать, что, пролетев всего 10 метров, маленькая пуля сделает за нее выбор между 150 тысячами долларов за первое место и 30 тысячами за второе"21 .

Если в "застойные" времена спорт высших достижений образовал лишь свою касту в обществе, то теперь спорт высших заработков образовал свой мир, отделенный от жизни страны и народа "золотой стеной". В 1996 году при хронических невыплатах зарплат в срок работникам бюджетной сферы, да и не только им, при постоянных ссылках представителей власти на отсутствие средств на выполнение уже утвержденных социальных программ Олимпийский комитет России, как с гордостью заявил высокопоставленный чиновник, "определил своим чемпионам одну из самых (если не самую) высоких премий в мире"22 . В январе 1997 года в СМИ прошли два сообщения, касающиеся одного и того же региона. В одном представитель организации, занимающейся социальной помощью, на вопрос журналиста, оказывают ли ей поддержку богатые люди и процветающие фирмы, ответил: "За три года моей работы только одна частная фирма пожертвовала сто тысяч рублей"23 . В другом говорилось о том, что щедрый меценат посулил игрокам местной команды за победу в чемпионате России по 20 тысяч долларов (около 100 миллионов рублей того времени) премиальных каждому24 .

Что ж, эксперимент реформаторов дал убедительные результаты. Духовные ориентиры - долг, честь, нравственность - в современном российском спорте оказывают на людей исчезающе малое влияние. Алчность для многих спортсменов стала абсолютно доминирующим началом. И знаменитая гимнастка без тени смущения говорит в интервью, что элементарно продала на Олимпиаде-2000 место в финале одного из упражнений. По ее словам, она не чувствовала себя готовой бороться в нем за "золото". Но мысль о том, что можно просто помочь подруге по команде, у нее не возникала: "Понимаете, олимпийские медали не дарят"25 . Естественно, когда человек воспитан на идее "Баксы ждут хозяев", рыцарские побуждения представляются ему нелепыми. Не менее известная баскетболистка сама поведала, что за участие в Олимпиаде-96 заломила со своей страны такую сумму, что руководство сборной предпочло отказаться от ее услуг26 . А популярный футболист заявил: "Буду играть там, где платят... Родина, считаю, - это место, где созданы лучшие условия для меня"27 .

Подобную концепцию разделяют многие спортсмены республик бывшего Союза ССР, живущие ныне в США и Турции, Швеции и Австралии, Греции и Израиле, Германии и Словении... И уже стало привычным делом, что молодые спортсмены видят смысл занятий спортом именно в том, чтобы получить возможность уехать из России.

Естественно, что утверждение подобной шкалы ценностей сделало спорт благоприятной средой для развития преступности. Вот лишь несколько сообщений28 из длинного ряда подобных, свидетельствующих о высокой степени криминализации постсоветского спорта: вице-президент Федерации легкой атлетики Киргизии обвиняется в убийстве партнера по бизнесу; убит президент одесского баскетбольного клуба "БИПА-Мода-СКА"; застрелен президент Федерации самбо Гомельской области; убит коммерческий директор футбольного клуба "Спартак"-Москва; убит президент Федерации хоккея России.

А вот к росту спортивных результатов вопреки уверениям реформаторов о чудодейственности стимулирования большими деньгами такой курс не привел. В 1990 году советские журналисты, комментируя неутешительный для сборной СССР итог чемпионата мира по футболу, подсчитывали заработки зарубежных "звезд" и ведущих футболистов наших клубов и сокрушенно резюмировали: ну как при такой разнице можно рассчитывать на победы? Что ж, в последующие годы Россию представляла команда высокооплачиваемых профессионалов, но ни разу за все это время она не сумела выйти из подгруппы на чемпионатах мира и Европы, а то и вовсе не проходила отборочного этапа. И каждый раз специалисты отмечали, что сборная сыграла ниже своих возможностей. Между тем в 1958- 1972 годах, когда материальная обеспеченность советских спортсменов была куда более скромной, чем даже в 1990 году, сборная СССР в чемпионатах мира не опускалась ниже дележа 5-го места, а в Европе была первой и дважды второй!

Футбол - пример не исключительный, а типичный. Российские хоккеисты с 1993 года ни разу не становились чемпионами мира, причем нередко вообще не попадали в тройку призеров (что в советское Ефемя было просто немыслимо). И самый большой провал был на чемпионате мира 2000 года в Петербурге, когда тренеры собрали едва ли не самую "дорогую" по зарплатам игроков в клубах НХЛ команду.

Сами российские волейболисты признавали, что на Олимпиаде в Сиднее им весь турнир везло. Тем не менее чемпионами они так и не стали - уступили в финале по всем статьям югославам, которым в предолимпийские годы в официальных соревнованиях не проигрывали. И снова у комментариев тот же тон: команда не показала игры, на которую способна, игроки безответственно отнеслись к главному матчу29 . На Олимпиаде в Афинах волейболистам везло меньше, и они, вновь считавшиеся реальными претендентами на золотые медали, потерпели фиаско уже в полуфинале: безоговорочно уступили итальянцам 0:3, не набрав ни в одной из партий и 18 очков.

В Сиднее боксеры России получили реальный шанс впервые добиться лучшего командного результата. Однако во всех тех финальных боях, где им противостояли кубинцы, они проиграли. Неутешительным был итог встреч боксеров России и Кубы и на олимпийском турнире 2004 года - 1:4. Как тут не вспомнить слова одного из ветеранов советского бокса, сказанные им после Олимпиады в Атланте: "Знаете, что говорят кубинские боксеры перед тем, как выйти на ринг: "Родина или смерть!" А спросите у наших, о чем думают перед боем они?"30 .

Впрочем, не все спортсмены приняли "новое мышление". Журналистка Елена Вайцеховская, сама советская олимпийская чемпионка, передавала из Афин с состязаний борцов: "Слова "защищать честь страны" я написала неслучайно... борьба осталась, пожалуй, единственным видом спорта, где со времен великого спортивного СССР в мировоззрении тренеров и спортсменов не изменилось ровным счетом ничего"31 . И, видимо, поэтому именно в борьбе российские спортсмены не отступили с ведущих позиций: "классики" на Играх в Атланте показали второй общекомандный результат, на всех остальных они были лучшими, "вольники" ни разу не уступили первого командного места.

Так что Чарльз Диккенс прав: "Если сложить пирамиду из денег, которая своей вершиной достигла бы Луны, то она не заменила бы собой и одной крупицы гражданского долга"32 .

Атмосфера спорта воздействует и на болельщиков. В фильме "Футбол нашего детства", в передачах, посвященных страницам истории советского футбола, мы видим болельщиков, внутренне погруженных в события, которые происходят на спортивной арене; чьи переживания при общности эмоций индивидуальны. Невозможно представить, чтобы эти болельщики на радостях по случаю открытия нового стадиона подожгли старый - как это сделали поклонники "Аякса"33 ; или в восторге от победы своей команды шли громить попадающиеся на улицах машины, или, скрашивая горечь ее неудачи, устраивали после матча побоища, как это систематически бывает в "цивилизованных" странах, а теперь и в сброшенной в "русло цивилизованного мира" России; или, уподобившись древнеримской черни, вопили бы "Убей его!" - как вопили приобщившиеся к "цивилизации" киевские болельщики, когда их земляк и в самом деле убивал на ринге американского "бойца без правил"34 .

Реформаторы нашего общества стремятся утвердить как фундаментальные устои общественного сознания приоритет материальных ценностей и жажду материального обогащения. Пример спорта убедительно доказывает, что это ложные ориентиры развития.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Ленінська зміна, Харків, 31.05.83.

2. Trybuna Obrzariska, Opole, 2.06.80.

3. Советский спорт, 14.02.96.

4. Спортивная жизнь Белгорода, N 9 - 10, 2002.

5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. С. 71.

6. Цит. по: Советская Россия, 6.07.99.

7. М. Стуруа, Б. Федосов. Футбольный Альбион. М.: Известия, 1966. С. 146.

8. Советский спорт, 18.07.97.

9. Советский спорт, 22.09.95.

10. Советский спорт, 31.10.95.

11. Футбол, N 48, 1994.

12. Правда, 18.07.96.

13. Советский спорт, 18.03.98.

14. ТВ-1, 17.05.98, репортаж о финальном матче чемпионата мира по хоккею.

15. Советский спорт, 17.05.97.

16. Спорт-экспресс, 14.08.04.

17. Советский спорт, 23.02.96.

18. Советский спорт, 15.01.98.

19. Советский спорт, 10.10.97.

20. Советский спорт, 11.06.96.

21. Спорт-экспресс, 16.08.04.

22. Советский спорт, 12.02.97.

23. Белгородское радио, 30.01.97 (утренний выпуск).

24. Советский спорт, 22.01.97.

25. Аргументы и факты, N 19, 2001.

26. Советский спорт, 10.08.96.

27. Советский спорт, 11.04.98.

28. Советский спорт, 7.12.95; 4.12.97; 30.10.97; 17.06.97; 24.04.97.

29. Спорт-экспресс, 2.10.2000.

30. Советский спорт, 21.11.96.

31. Спорт-экспресс, 26.08.04.

32. Чарльз Диккенс. Большие надежды. М.: Художественная литература, 1987. С. 380.

33. ТВ-1, 14.10.96, репортаж о матче "Аякс" - "Глазго рейнджере".

34. Комсомольская правда, 3.04.98.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)