ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 ноября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




М. Я. Виленский

доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, главный ученый секретарь Международной академии наук педагогического образования, академик Международной академии наук педагогического образования

Тел.: 8 - 985 - 194 - 70 - 55

О. Ю. Масалова

кандидат педагогических наук, доцент Смоленского гуманитарного университета

Тел.: 8 - 910 - 726 - 44 - 43

В статье рассматриваются способы, механизмы и условия присвоения студентом в образовательном процессе по физической культуре ее ценностей. Интериоризация студентом ценностей физической культуры зависит от познания себя, своих сущностных характеристик; прежнего опыта и познанных на его основании возможностей; заинтересованности в своем развитии для ожидаемого и желательного будущего, связанного с удовлетворением определенных потребностей; определения целей, достижение которых приблизит к осуществлению воспринятого идеала; способности реализовывать собственные замыслы, волевые качества.

Ключевые слова: ценности, ценности физической культуры, ценностно-смысловая сфера личности.

Образование по физической культуре - это процесс передачи студентам ее ценностей, которые определяют их мировоззрение, самосознание, мотивацию и направленность учебной и внеучебной деятельности, жизнедеятельность в целом. Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности как средства удовлетворения потребностей, формируемых в процессе усвоения личностью социального опыта. В ценностях отражены цели, убеждения, идеалы, интересы студентов, их представления о желаемом. В присвоении студентами определенных ценностей проявляется их физическое, психическое и социальное развитие. Студент может вести себя определенным образом, потому что такое поведение соответствует его ценностям или потому что "так положено", "так принято", "так велено", "так выгодно". Ценность выступает внутренним, эмоционально освоенным студентом ориентиром его деятельности, собственной духовной интенцией, глубоко личным, выработанным им самим отношением. Ценности физической культуры обладают познавательным значением, обосновывают цели, к которым студент должен стремиться и основные средства их достижения, помогают осуществлять социально одобряемый выбор поведения. Познанные ценности стимулируют поведение и поступки, программируя желаемое будущее, заставляют совершать должное в повседневной жизни, в чем и состоит их значение при формировании норм, привычек, образа жизни, стиля поведения.

Ценности физической культуры в профессионально-ценностной ориентации будущих специалистов детерминируют свободное самоопределение и самоутверждение в профессиональной деятельности, наиболее
стр. 69

полную самореализацию в ней в соответствии со своими способностями и возможностями; творчество в организации оптимального режима и условий индивидуального и коллективного труда, использовании рекреативно-восстановительных мероприятий в свободное время, ведение здорового образа жизни.

Практика образования по физической культуре в вузе показывает, что формальный характер презентации социальных ценностей физической культуры, типичные прямолинейные воздействия на сознание, поведение и отношение студентов не приводят к их превращению в личностные. Поэтому необходимым условием педагогического процесса является обращение к ценностным аспектам формирования сознания, так как ценности являются той содержательной, мировоззренческой, методологической, фундаментальной формирующей основой, изначально обеспечивающей достижение требуемого в воспитании результата.

Принятие и усвоение ценностей происходит по следующей схеме: получение сведений о существовании ценностей и условиях ее реализации (информация); "перевод" информации на собственный индивидуальный язык (трансформация); познанная ценность принимается или отвергается (активная деятельность); включение ценности в лично признанную систему ценностей (инклюзия) и изменения личности, связанные с принятием или отрицанием ценностей (динамизм) [5].

Чтобы выработать суждение о ценности или неценности того или иного явления, студент должен знать о нем. Например, знание может быть итогом обычного жизненного опыта или образовательного процесса в вузе, самообразования. Ориентация студента на освоение ценностей возникает тогда, когда после их предварительной положительной оценки, он проектирует в своем сознании овладение ими и делает это, учитывая не только свои потребности, но и возможности. Отдельные студенты перенимают от окружающих взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности и тем самым закладывают в себе основы новой потребности, которой раньше у них не было. Познание стимулирует познавательную активность в том направлении, которое студент считает желательным. Ценности образования не могут быть навязаны, они должны быть приняты субъектами педагогического процесса. Лишь имеющие для студента ценность знания и умения (образовательный аспект), качества, свойства, развиваемые способности, психические, физические и другие функции (воспитательный аспект) ведут к преобразованию его индивидуальности.

В противоположность объективной природе ценностей физической культуры их восприятие и оценивание индивидом всегда субъективно. Оценка может быть как истинной (если она соответствует ценности), так и ложной (если не соответствует). Диалектичная по своей природе, она может приводить к переоценке ценностей в связи с изменением как деятельности студента, так и объективных условий его развития на разных этапах обучения. На эмоциональном уровне оценка ценностей физической культуры сопровождается чувством удовлетворенности или неудовлетворенности, на рациональном - осознанием их полезности и значимости.

Однако само по себе то, что нечто рассматривается личностью в качестве ценного, желательного, заслуживающего обладания им, отнюдь не обязательно сопровождается действиями, направленными на реализацию ценности, не детерминирует однозначно определенную линию социального поведения и тем более конкретные поступки. Вскрыть причины, основания и связи между предпочтениями и соответствующими действиями и поступками личности позволяет рассмотрение содержания ее ценностного сознания. В его структуре выделяются различные виды ценностных представлений: одни усваиваются в форме значений, но не разделяются личностью, другие приобретают для нее личностный смысл. В первом случае ценностное представление принадлежит обществу, социальной группе и присутствует в сознании личности как оценка явлений и обстоятельств со стороны их социально-функциональной значимости, позволяет ей ориентироваться на соответствующую формулу социального поведе-
стр. 70

ния. Во втором случае ценностное представление включает соответствующие объекты в контекст реальной жизнедеятельности студента, превращает их в конкретные цели деятельности. Последние реально управляют поведением индивида, подталкивают его к определенным практическим шагам, реализации поведенческой стратегии. Однако в реальной жизнедеятельности ценностные представления, усвоенные ранее на уровне значения, могут превращаться в реальные мотивирующие факторы социального поведения, а имеющие личностный смысл - переходить на уровень значения.

Механизм формирования ценностного сознания личности состоит в следующем. Воспринимаемые ею ценностные представления проходят через "фильтр" самосознания и дифференцируются на знания и личностные смыслы. Далее, преломляясь через условия жизнедеятельности, они распределяются на подтвержденные и неподтвержденные, реально управляющие действиями и поступками личности и на те, которые хранятся в ее сознании [3]. Ценность, присутствующая в сознании как только знаемая, но не имеющая реального личностного смысла и побудительной силы, может впоследствии, приобретая и то и другое, становиться истинной личностной ценностью. Промежуточным этапом на этом пути является ее "обкатка" в плане воображения, как бы примерка к себе и своей жизни. Ценность, функционирующая в плане воображения, уже имеет личностный смысл, но еще не обладает побудительной силой. Для воздействия на спектр ценностей студентов недостаточно сообщать им "готовые" представления о ценном, раскрывать объективную значимость тех или иных форм жизнедеятельности, явлений, отношений. Необходимо, чтобы ценностные представления наполнялись личностным смыслом, верифицировались, превращались в проверенную личным опытом мотивацию поведения.

Как катализатором, так и барьером к усвоению общественных ценностей физической культуры могут выступать ценности референтной для студента малой группы. Полноценная интериоризация возможна только тогда, когда студент вместе с группой включился в практическую реализацию этой общей ценности, ощущая ее как свою. Формальное отношение к социальным ценностям не приводит к превращению их в личностные [2]. Основной механизм формирования ценностных отношений к физической культуре заключается в решении конкретных повторяющихся задач, в ходе которых студент учится оценивать свои возможности соотносительно с задачами и себя по своим реальным достижениям. С определенного этапа он начинает совершенствовать свою деятельность на сознательной основе, что связано с механизмами самооценки, оценки своих достижений и неудач, включения оценочного механизма регуляции качества деятельности [1].

Значимым звеном в цепи побуждений студентов к деятельности по освоению ценностей физической культуры являются интересы. Они определяют их отношение к объектам, обладающим определенной значимостью и эмоциональной привлекательностью. Выделяют три компонента интереса: эмоциональный (удовольствие, удовлетворение, величина потребности, оценка личной значимости), познавательный (убежденность и признание личной необходимости знаний и умений, стремление к их расширению) и поведенческий, в котором отражаются наиболее рациональные способы удовлетворения потребности. Соотношение между этими компонентами интереса зависит от общего уровня осознанности тех задач, в которые включается студент. Интересы могут быть непосредственными (к процессу деятельности) и опосредованными (к ее результатам), реализованными (объективная потребность удовлетворяется на практике) и нереализованными, активными (действенными) и пассивными (созерцательными), устойчивыми (длительными, связанными с основным содержанием и свойствами личности) и неустойчивыми, широкими и узкими, глубокими и поверхностными. Они дают простор для использования необходимых педагогических решений и воздействий для активизации деятельности студентов по освоению ценностей физической культуры.
стр. 71

Приобщение индивида в образовательном процессе к культурным ценностям имеет разные механизмы: знания передаются на основе коммуникаций, умения и навыки - в ходе практической деятельности, а ценности - в процессе духовного общения людей. При рационально-логическом истолковании ценностей методами, приемами, средствами учебно-научной деятельности студент приобщается к теоретическому уровню их познания, что требует самостоятельной, напряженной мыслительной деятельности. Если результаты такой деятельности приобретают позитивную эмоционально-ценностную окраску, рациональное содержание знаний превращается в "личное достояние" студентов, в установки определенного поведения.

Формированию ценностно-смысловой сферы личности способствует информация: осмысливаемая с различных точек зрения, независимых друг от друга подходов, содержащая наряду с формально утверждающими смыслопоисковые фрагменты, которые не принимаются на веру, а критически оцениваются, нуждаются в поиске альтернативных путей и источников [4]. Любая информация ценностного характера должна быть созвучна представлениям, в которых студент осознает себя как уникальную личность. Духовно-практические формы воздействия (праздники, торжественные церемонии, ритуалы и др.) эмоционально объединяют студентов, поднимают духовное общение на высоту, недоступную в повседневной будничной обстановке.

Одной из форм духовно-практического общения является обращение к образцам жизнетворчества (выдающихся ученых, специалистов, спортсменов), которые побуждают студентов к подражанию, созданию своеобразного "биографического фона" высших ценностей своей жизни, профессиональной деятельности, культуры. Если студент переживает эти образцы как должное, а не просто отвлеченное знание, то они становятся предметом его личных устремлений, идеалами. В них, воплощающих наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, ярко проявляется и формируется общая направленность личности студента.

Студенты проходят обучение в том возрасте, когда процесс их ценностного самоопределения не завершен, ценностные представления подвержены колебаниям, изменениям, не наделены законченным личностным смыслом, не имеют прочной мировоззренческой основы. Поэтому необходимым условием образовательного процесса по физической культуре выступает формирование у студентов мировоззренческих ценностных структур самосознания, ведущих к активному, свободному, творческому самоосуществлению в жизнедеятельности, утверждению в ней гуманистических ценностей. Цель учебного процесса по физической культуре должна заключаться не столько в освоении студентом определенного объема знаний, умений и навыков, сколько в формировании у него мотивированной личностной активности, предопределяющей путь к расширению своего социокультурного опыта.

Те или иные ценностные представления действенны в том случае, если способствуют реализации личности в соответствующем ей образе жизни. В процессе обучения происходит коррекция самосознания студента, уточнение представлений о самом себе, своей сущности, необходимых для ее реализации формах жизнедеятельности. В конечном счете формируется устойчивая ценностная направленность личности, сквозь призму которой воспринимается любая информация ценностного характера. Формирование ценностного сознания успешно решается в том случае, когда возникшая система ценностных представлений, участвуя в определении жизненных планов личности, организующих и направляющих ее активность, устойчиво подтверждается жизненными ситуациями и обстоятельствами, придает ей качественное своеобразие, неповторимый социальный облик.

Интериоризация студентом ценностей физической культуры зависит от познания себя, своих сущностных характеристик; прежнего опыта и познанных на его основе возможностей; заинтересованности в своем развитии для ожидаемого и желательного будущего, связанного с удовлетворением определенных потребностей; определения целей, достижение которых приблизит к
стр. 72

осуществлению воспринятого идеала; способности реализовывать собственные замыслы, волевых качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука. 1980.

2. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. - М.: Смысл, 1993.

3. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. - 1998. - N1.

4. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - М: Академия, 2002.

5. Чавчавадзе Н. Э. Человек и его ценности. - М.: Наука, 1988.

VALUE AND SEMANTIC CHARACTERISTIC OF EDUCATION ON PHYSICAL TRAINING AT HIGHER SCHOOL

M.Ya. Vilensky

doctor of pedagogical sciences, professor of the Moscow Pedagogical State University, senior scientific secretary of the International Teacher's Training Academy of Science, academician of the International Teacher's Training Academy of Science

O.Yu. Masalova

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the Smolensk Humanitarian University

The article is devoted to analysis of ways, mechanisms and conditions of assignment of physical training values by students in educational process on physical training. Interiorization of physical training values depends on knowledge of a student and intrinsic characteristics; former experience and the possibilities learnt on its basis; interest in the development for the expected and desirable future connected with satisfaction of certain requirements; definitions of the objectives that achievement will approach to realization of apprehended ideal; abilities to realize own plans, strong-willed qualities.

Keywords: values, values of physical training, value and semantic sphere of a person.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)