ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Взаимоотношения Европейского Союза и Беларуси

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 24 сентября 2004
АвторОПУБЛИКОВАЛ: maskaev
АвторРУБРИКА: ПОЛИТИКА ВНЕШНЯЯ




АВТОР: Мартынов Сергей, посол РБ в Королевстве Бельгия, Постоянный представитеь РБ в ЕС, Постоянный представитель РБ в НАТО

ИСТОЧНИК: Журнал "Беларусь в мире" №2 от 2002 года "ЕС-Беларусь: Требования времени"


Европейский союз и Республика Беларусь переживают в настоящее время особо важный период с точки зрения будущего своих взаимоотношений. Целая совокупность факторов указывает не только на целесообразность, но и необходимость серьезного улучшения отношений. Нужно оставить в прошлом близорукую политику санкций, которая была тормозом для этих отношений. Да и не только для них, а в целом для перспектив строительства по-настоящему новой Европы в центральной и восточной части нашего континента. Нет сомнения, что без Беларуси такое строительство будет, как минимум, незавершенным, а то и ненадежным. Развитие событий просто подталкивает к этому выводу.
Основой для нового процесса в отношениях Европейского союза и Республики Беларусь призвано стать принципиально важное, прорывное заключение международных наблюдателей во главе с ОБСЕ и с участием Европейского парламента, Парламентской Ассамблеи Совета Европы, Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, Евросоюза за президентскими выборами в нашей стране: "Изоляция страны не отвечает интересам белорусского народа и не благоприятствует усилению демократического развития".
Это заключение заслуживает особого внимания лиц, принимающих решения в Европейском союзе, поскольку является делом коренного принципа: не изоляция Беларуси, а напротив - взаимодействие с нею является инструментом для содействия дальнейшему развитию европейских ценностей.
За заключением последовала и совершенно ясная рекомендация международных наблюдателей о том, что "международное сообщество на его высших уровнях должно переоценить свою политику по отношению к Беларуси".
Президентские выборы 2001 года и убедительная, вне зависимости от критики, для всех международных кругов победа на них А.Лукашенко подвели важный политический итог. Этот итог приглашает Европейский союз к осуществлению реалистической, а не иллюзорной, дальновидной, а не близорукой политики по отношению к Беларуси -средней по масштабам европейской стране, стратегически расположенной в сердце нашего континента.
Президентские выборы были также важным импульсом для внутреннего развития Беларуси. Президент провозгласил после выборов необходимость нового курса, направленного на либерализацию экономики и консолидацию политической системы общества. Он также публично объявил об открытости страны к гораздо более глубокому взаимодействию с ЕС.
Беларусь позитивно относится к формированию объединенной Европы в качестве одного из глобальных центров политической и экономической силы. Мы считаем, что Европейский союз и его расширение будут иметь гораздо более серьезное воздействие на Беларусь, нежели расширение НАТО. Причиной является то, что Беларусь, в отличие от большинства бывших государств СССР, имеет активную, обрабатывающую, экспортоориентированную экономику с акцентом на сложные и высокие технологии. Беларусь экспортирует более 55 % своего валового национального продукта и 80 % промышленного производства. В мире немного стран с такими показателями доли экспорта.
В этой связи тесное экономическое сотрудничество с Европейским союзом имеет все возрастающее жизненное значение для Беларуси. В 2001 г. торговый оборот Беларуси с Европейским союзом составил 37 % ее общего товарооборота со странами вне СНГ, и доля эта продолжает расти. Доля ЕС в импорте в Беларусь из стран вне СНГ поднялась в последнее время до 52 %.
Хотелось бы, чтобы рекомендация международных наблюдателей была прорывной не только в теории, но и на практике, чтобы она подтолкнула Европейский союз к новому, свежему, взгляду на решения 1997 года. Эти решения, принятые ЕС 15 сентября 1997 года, были основой изоляции Беларуси в европейской политике. Они приостановили процесс ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) и заморозили Временное торговое соглашение, задуманное в качестве мостика на период длительного процесса ратификации СПС всеми пятнадцатью государствами-членами Европейского союза. Решения 1997 года также ограничили контакты между ЕС и Беларусью уровнем заместителей министров и прекратили практически всю техническую помощь за исключением помощи на региональной основе. Решения 1997 года, однако, оставили возможность контактов между председательством Европейского союза и Беларусью. Характерно, что этот рычаг Евросоюзом никогда не был использован.
Уже к 2000-2001 гг. для всех, кто непосредственно занимался отношениями между Европейским союзом и Беларусью, стало предельно ясно, что эти решения были ошибочными. Ошибочными не потому, что не нравились Беларуси, и это совершенно очевидно, а потому что эти решения были неэффективными - в том числе и с точки зрения целей ЕС.
Однако по целому ряду причин на Западе, включая ЕС, сложились оторванные от реалий стереотипы в восприятии Беларуси. Парадоксально: чем меньше страна знакома с Беларусью, тем более мрачными являются ее представления. Люди же, которые активно работают с нашей страной, живут там или достаточно часто посещали ее, хотя и бывают критично настроены к отдельным аспектам белорусской жизни, обычно с гораздо большим уважением относятся к нашей стране, чем те, кто судит о Беларуси, не зная ее.
Поэтому для европолитиков было бы важно принять во внимание некоторые факты о реальной Беларуси, далеко выходящие за стереотипы, насаженные инерционным, поверхностным и зачастую высокомерным подходом прессы.
Страна, которая первой среди государств СНГ восстановила экономический потенциал 1990 г., которая лидирует на постсоветском пространстве по таким показателям как уровень производства и потребления на душу населения основных сельскохозяйственных товаров; доля ВНП на образование; доля студентов вузов в населении; которая опережает все государства СНГ по обобщенному индексу человеческого развития, рассчитанному ООН, - совсем не та страна, легко укладывающаяся в рамки дежурных клише, населяющих страницы прессы и умы части аналитиков и политиков.
Эти клише также не увязываются с, пожалуй, наиболее надежным и всеобъемлющим индикатором жизни в Беларуси - фактом того, что на жительство в страну в последние годы приезжает вдвое больше людей, чем эмигрирует из нее.
Бесспорно, у нашего общества имеется целый ряд недостатков - так же, как и у любой другой страны в постсоветском мире. Всем нам предстоит преодолевать в значительной степени одни и те же проблемы и препятствия. И исполнительная, и законодательная власть Беларуси системно и основательно работают над этим.
Однако если сравнить природу отношений между Беларусью и Европейским союзом, с одной стороны, и между ЕС и Россией, Украиной, Казахстаном, Азербайджаном и Узбекистаном, с другой, то контраст будет очевидным. Есть ли для этого основания? Ответ - явно отрицательный.

Политические опции Европейского союза

Европейский союз придерживается мнения, что Беларусь нуждается во многих переменах для того, чтобы достичь полнокровных европейских стандартов. Руководство Беларуси также видит необходимость в работе над крупными преобразованиями в стране. Недавнее ежегодное послание Президента Беларуси Национальному собранию - это фактически программа взвешенных, продуманных преобразований именно в этом направлении. Вот здесь и лежит коренная проблема: какой должна быть оптимальная политика ЕС для того, чтобы содействовать трансформациям в Беларуси?
Как представляется, европейская политика по Беларуси стоит перед выбором двух возможных путей. Как часто бывает в жизни, есть простой путь и более сложный.
Простой - это дежурный подход. Его можно кратко сформулировать следующим образом: пусть Беларусь сначала изменится - на условиях, выдвигаемых ЕС, а уже только потом ЕС вступит с ней во взаимодействие.
Эта опция не сработает.
Не сработает, поскольку такая политика будет лишь новой упаковкой старой политики 1997 года, которая, как теперь все признают, была неудачной. Приговор этой политике вынесен сотнями международных наблюдателей из многих стран мира в их окончательных заключениях после президентских выборов в Беларуси.
Более того, эта опция означает порочный круг в отношениях между ЕС и Беларусью. Она ведет в застарелый тупик, негативно воздействующий на будущее. Стоит ли говорить, что такой подход, подход ультиматумов, не приемлем для Беларуси. Скорее всего, в таком случае Беларусь, в свою очередь, предложит ЕС сделать то же самое - развернуть свою политику, и тогда Беларусь ответит положительными шагами. Этот путь - дорога никуда.
Лицам, принимающим в ЕС решения, важно, кроме того, понимать, что силой давления воздействовать на Беларусь невозможно. Беспрецедентное сопротивление белорусов во второй мировой войне в условиях невыносимых страданий - самое бесспорное тому подтверждение. Для народа, пережившего такое, внешние санкции - вряд ли решающий фактор в его укладе жизни.
Это, однако, не означает, что Беларусь не хочет или не будет двигаться во многих областях, к которым испытывает интерес ЕС. Перемены в Беларуси уже происходят, и они будут продолжаться. Беларусь уже двигается. Важно, вместе с тем, понимать, что Беларусь будет проводить преобразования, только исходя из собственных потребностей, руководствуясь своими интересами. Мы делаем это не для аплодисментов извне.
Зарубежным политикам важно также понимать, что в трансформациях Беларусь не пойдет путем революций. Белорусы достаточно хлебнули революций и экспериментов. Они осторожны и консервативны по природе - и это хорошие качества.
Таким образом, если опция предварительных условий будет принята, или, точнее говоря, если ЕС по инерции поддержит ее, результат будет совершенно очевидным: ничего не произойдет. Это - нежизнеспособная опция. Как часто бывает, самое простое - не самое эффективное.
Другой опцией европейской политики в отношении Беларуси было бы вовлечение страны в широкое взаимодействие по вопросам, которые имеют реальное и глубокое значение для Беларуси. Ведь нет взаимодействия - нет и влияния.
Конечно, это было бы уже не рутинным, не дежурным подходом к формированию политики мощного союза по отношению к небольшой среднеевропейского размера стране, проходящей трудный период развития. Такой подход требует и творческого отношения, и политической смелости.
Однако, хотелось бы надеяться, что растущие зрелость и значимость ЕС могли бы привести его руководителей к мудрым решениям, большей открытости, неортодоксальным подходам, которые обеспечат по-настоящему новую роль ЕС в центральной и восточной части Европы.
Такая опция, возможно, будет трудной для согласия всех 15 правительств, особенно принимая во внимание разнообразие их взглядов на ситуацию в Беларуси.
Однако, результатом такого неортодоксального, мудрого решения был бы прорыв в тупике в отношениях ЕС со страной, расположенной на стратегическом перекрестке Европы.

Факторы

Какие факторы необходимо учитывать европейским политикам при рассмотрении выбора между двумя различными опциями в их белорусской политике? Следует упомянуть, по крайней мере, некоторые из них:
а) ЕС и Беларусь к концу 2004 года станут прямыми, непосредственными соседями с общей границей более чем в 1000 км. Беларусь хотела бы, чтобы эта граница нас не разъединяла, а объединяла. Кроме того, это соседство подразумевает гораздо более важные компоненты, нежели просто географическая близость.
б) Беларусь является главным наземным транзитным путем из ЕС в Москву и Россию в целом. Любой транзит через Беларусь, по крайней мере, в полтора раза короче, чем транзит через соседние страны. Это имеет серьезное значение с точки зрения бизнеса. Сюда следует также отнести гораздо лучшую инфраструктуру транзита в Беларуси, чем во многих других странах бывшего Советского Союза.
в) Нельзя упускать и другие важные деловые возможности. Беларусь в качестве члена Евразийского экономического сообщества вместе с Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном предоставляет возможность любому предпринимателю ЕС, разместившему свои производственные мощности в Беларуси, не только прямого доступа к собственному рынку в 10 млн. человек, но и к 200-миллионному комбинированному рынку Евразийского сообщества. Беларусь, кроме того, имеет несколько свободных экономических зон. Одна из них, Брестская, расположена в самом западном и самом важном приграничном железнодорожном и шоссейном пункте бывшего Советского Союза, а теперь Беларуси. После расширения ЕС Брестская СЭЗ будет единственной свободной экономической зоной прямо на границе с ЕС. Не требуется безудержного воображения для того, чтобы представить деловые возможности, которые создаются этими факторами.
г) ЕС работает над созданием энергетического партнерства с Россией. Энергетическая зависимость ЕС от российских поставок будет только нарастать, становиться все более стратегической. Беларусь, Польша и Украина явно являются наиболее важными для ЕС странами с точки зрения энергетического транзита. Беларусь уже имеет на своей территории стратегический газопровод Ямал-Европа. На ее территории также расположена крупнейшая система нефтепровода "Дружба". Предполагается строительство нового газопровода Кобрин-Велке Капушаны через Беларусь и Польшу в ЕС. На саммите между Россией и ЕС в октябре 2001 года объединение электросетей сторон было также признано важным общим интересом. Можно ли обеспечить остро необходимую Европе единую новую инфраструктуру транспортировки энергии без Беларуси? Как можно обеспечить физическую защиту нефте- и газопроводов между Россией и ЕС без Беларуси, особенно в новой ситуации после 11 сентября 2001 года? В чем ЕС должен быть более заинтересован - в стабильности или нестабильности в Беларуси, через которую в ЕС проходят главные энергетические артерии?
д) ЕС намеревается создать общее экономическое пространство с Россией. Можно ли реалистически вообразить себе действующее эффективное единое экономическое пространство между ЕС и Россией, если Беларусь, находящаяся между ними, не принимает в нем участия? Давайте вспомним еще один факт, дополняющий это соображение. Беларусь является торговым партнером номер два для России, уступая только Германии. Десятимиллионная Беларусь имеет товарооборот с Россией 11 млрд. долларов, по сравнению с 10,5 млрд. долларов миллиардного Китая.
е) Западная Европа в целом, и в частности ЕС, очень озабочены, и справедливо, притоком нелегальной миграции. Не все, однако, отдают себе отчет в том, что именно Беларусь на своей западной границе не дает волне миграции из Азии докатиться до Европы. Используя самые осторожные оценки белорусских экспертов, следует отметить, что в настоящее время на территории Беларуси находятся от 100 000 до 200 000 нелегальных мигрантов, стремящихся проникнуть далее на Запад. Таким образом, Беларусь своими усилиями и с помощью своих собственных ресурсов сдерживает крупный вал нелегальной миграции, нацеленный в конечном итоге на страны Европейского союза. Эти усилия осуществляются явно в интересах ЕС. К сожалению, ЕС до сих пор не предоставил Беларуси никакого содействия в этом отношении.
По уже названным причинам международная борьба против терроризма также трудно вообразима без активного участия Беларуси, расположенной на ключевых направлениях между Европой и Азией. Стало уже общим местом повторять, что мир изменился после событий 11 сентября. Однако практических выводов в сотрудничестве ЕС с Беларусью по этим приоритетным вопросам явно не сделано. Отметим в качестве примера, что ЕС из-за опасений катастроф инвестирует значительные политические и финансовые ресурсы в закрытие Чернобыльской АЭС на Украине и в предполагаемое закрытие Игналинской АЭС в Литве. И та, и другая расположены практически на границе с Беларусью. Можно ли вообразить в сегодняшнем мире, пораженном терроризмом, возможность обеспечения физической безопасности этих атомных электростанций, особенно с воздуха, без участия Беларуси? Возможно, уже наступила пора задуматься над этой проблемой, в том числе по линии не только двусторонних, но и многосторонних договоренностей с участием ЕС об обеспечении совместной физической защиты ядерных энергетических установок? Мир и Европа вряд ли хотят новых "чернобылей".
ж) Беларусь - весьма стабильная страна. Отсутствие территориальных споров с кем-либо из соседей, межэтнической, межконфессиональной вражды в белорусском обществе, колоссальный вклад Беларуси в положительное решение опасной проблемы ядерного наследия СССР делают Беларусь чистым поставщиком безопасности в свое субрегионе, и соответственно, во всем европейском контексте. Европа, заплатившая недавно и продолжающая платить высокую цену за региональные и локальные конфликты, очевидно, должна бы больше ценить эту роль Беларуси.
з) Наконец, существование независимой и жизнеспособной Беларуси является важным фактором региональной стабильности на стратегическом в геополитическом смысле перекрестке Европы. И Евросоюз, и все ее соседи, и Россия заинтересованы в том, чтобы Беларусь успешно развивалась именно в таком качестве. Нет нужды говорить о том, что значение многих из этих факторов и, соответственно, значимость белорусского вклада будут со временем только нарастать.
Подводя итог, следует сказать, что для ЕС наступило время более внимательно присмотреться к реалиям дня сегодняшнего и дня завтрашнего и разрешить для себя острую дилемму: продолжать ли в каких-либо вариациях прежнюю, неэффективную политику или же приступить к новой политике взаимодействия с Беларусью на равной основе, делая ее надежным партнером в новой Европе. Конечно, в большой международной политике серьезные изменения редко происходят мгновенно. Для значительного улучшения отношений между ЕС и Беларусью потребуется адекватное время. Постепенный подход, основанный на взаимности, должен лежать в основе движения.
Постепенное наращивание взаимодействия между ЕС и Беларусью может принимать различные формы. Однако, это взаимодействие должно быть осязаемым, а не поверхностным и лицемерным. В качестве примеров осязаемых шагов можно назвать установление, наконец, отношений подлинного сотрудничества по вопросам нелегальной миграции и контртерроризма, совместное изучение последствий расширения ЕС для Беларуси, одновременно с определением способов максимизации позитивных и минимизации негативных последствий для торговых потоков и других сфер взаимоотношений, практические развязки проблем свободы передвижения граждан в условиях визового режима, ликвидацию устаревших квот ЕС на экспорт текстиля из Беларуси, размораживание и введение в действие Временного соглашения о торговле, ратификацию Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Беларусью.
На взаимодействие Беларусь ответит только позитивно. Нормализация отношений ЕС и Беларуси была бы важным и долгосрочным вкладом в создание по-настоящему объединенной Европы.
И, наконец, последнее замечание. Находясь на историческом перекрестке, будучи и бенефициаром, и жертвой своего геостратегического положения, жизненно зависящая от торговых потоков в Европе, Беларусь озабочена не только ближними, но и долгосрочными перспективами. Независимо развивающиеся интеграционные процессы на востоке и на западе Европы в конечном итоге могут привести к созданию новых закрытых блоков - на этот раз экономических, в отличие от военных блоков прошлого. Вряд ли это подходящая перспектива для европейского континента. Хотелось бы видеть в перспективе "интеграцию интеграции", объединение двух основополагающих интеграционных процессов на Востоке и на Западе нашего континента в единую эволюцию. Такая суперинтеграция служила бы общим интересам всех европейских народов. Время требует нового старта в отношениях между Европейским союзом и Беларусью для нашего общего будущего.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)