ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


ЛУЖИЧАНЕ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 11 января 2017
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




В середине апреля 1945 г. войска 1-го Украинского фронта вместе с частями Войска Польского форсировали Нису Лужицку. Здесь, в Лужице, жили славяне, лужицкие сербы, которые с большой надеждой ожидали прихода Красной Армии. Еще шли ожесточенные бои, когда делегация от лужицких сербов отправилась с посланием в штаб 1-го Украинского фронта. Командующий фронтом И. С. Конев, ознакомившись с содержанием послания, информировал Ставку Верховного Главнокомандования. Сбылись надежды лужичан. Красная Армия, освободившая мир от угрозы коричневой чумы и принесшая новую жизнь немецкому народу, освободила лужичан от долгого национального угнетения. В 1945 г. начался качественно новый этап истории лужицких сербов.

Лужичане (самоназвание "сербский люд"; немцы называли их ранее "венды", а теперь - "сорбы") живут в Дрезденском и Котбусском округах ГДР, в Верхней и Нижней Лужице с центрами в г. Бауцен (Будышин) и в г. Котбус (Хочебуз). Самая крупная река Лужице Шпрее с многочисленными притоками и каналами образует низменность Шпреевальд (по-лужицки "Блота"), где основным видом транспорта летом, являются лодки. Язык лужичан (точнее - два диалекта: верхне - и нижнелужицкий, постепенно сливающиеся) относится к западнославянской языковой группе. Нижнелужицкий диалект ближе к польскому языку, верхнелужицкий - к чешскому. Оба они испытали сильное влияние со стороны немецкого. В свою очередь, немцы, живущие поблизости от лужичан, заимствовали ряд их слов. В языке лужичан в результате их длительной исторической изоляции от других славянских народов сохранились архаические формы (имперфект, аорист, двойственное число и пр.). Большинство верующих лужичан были лютеранами, около 10% - католиками. Официальные переписи давали следующую численность лужичан: в 1849 г. - 142 тыс. человек, в 1861 г. - 136 тыс., в 1880 г. - 132 тыс., в 1900 г. - 117 тыс., в 1910 г. - 104 тыс., в 1925 г. - 71 тыс., в 1939 г. - 425 человек1. Эти данные, особенно за 1930-е годы, являются фальсифицированными. В настоящее время, с учетом смешанных браков и процесса интеграции, исследователи приводят цифры от 70 тыс. до 120 тыс. человек2.

Лужичане - самый маленький славянский народ. Однако научный интерес к ним велик. В 1929 г. насчитывалось 4713, а в 1952 г. - 7580 названий книг и статей о лужичанах3. Значительный вклад в их изучение внесли русские ученые. Особенно выделяются работы И. И. Срезневского, А. Ф. Гильфердинга, Л. В. Щербы, А. А. Шахматова. В СССР изданы библиографические указатели и обзоры4, появились специальные труды.

В начале второй половины I тыс. н. э. обширное пространство между Одером (Одрой), Эльбой (Лабой) и Заалой (Салой) было заселено многочисленными западнославянскими племенами, в том числе находившимся у Рудных и Лужицких гор сербско-лужицким племенным союзом. Собственно лужичане занимали территорию между современными Котбусом и Люббеном. Под Бауценом обосновались мильчане. Между Эльбой и Заалой жили сербы. Хотя у лужицких племен рано начали зарождаться феодальные отношения, объединение их в государственно-политическое образование не успело завершиться и самостоятельное историческое развитие было прервано немецким завоеванием. В 861 г. основатель династии немецких Каролингов король Людовик покорил сербов. К тому времени основой их жизни являлись земледелие и скотоводство. Охота, рыбная ловля, бортничество отошли на второй план5. Развивалась торговля, ремесло начало отде-

1 М. И. Семиряга. Лужичане. М. -Л. 1955, стр. 11.

2 "Народы зарубежной Европы". Т. I. М. 1964, стр. 279; "Атлас народов мира". М. 1964, стр. 141; "Die Sorben". Bautzen. 1964.

3 J. Jatzwauk. Wendische (Sorbische) Bibliographie. Leipzig. 1952.

4 Д. К. Зеленин. Современное изучение славянства в Западной Европе. "Советская этнография", 1932, NN 3 - 4; Е. Бинкевич. Лужичане (материал к библиографии). "Советская этнография", 1947, кн. VI - VII.

5 J. Herrmann. Siedlung, Wirtschaft und Gesellschaftsverhaltnisse der slawischen Stamme zwischen Oder/Neisse und Elbe. Deutsche Akademie der Wissenschaften zu Berlin. "Schriften der Sektion fur Vor und Fruhgeschichte". Bd. 23, S. 89.

стр. 216

ляться от земледелия, росли первые города. Цветущий край привлекал немецких феодалов, и они усилили проникновение в славянские земли. В 932 г. Генрих I подчинил лужичан и мильчан.

Параллельно шел процесс сближения сербских и лужицких племен. Обитателей и Верхней Лужицы (область мильчан и гломачей) и Нижней (собственно лужичане) стали называть лужицкими сербами. Впрочем, различия между ними сохранились доныне, особенно в языке и некоторых элементах традиционной материальной культуры. Тем не менее все лужичане давно и достаточно отчетливо осознавали свое этническое единство и на протяжении многих веков в крайне неблагоприятных для национального развития условиях сумели сохранить самобытность культуры и этническое самосознание, хотя уже к концу XV в., допустим, в Верхней Лужице осталось лишь 468 славянских деревень, а 256 были немецкими6. Появились новые города - Дрезден, Бауцен, Лейпциг и др., возникавшие в основном в местах былых славянских поселений или укреплений. В городах был особенно велик удельный вес немцев и образовался исключительно немецкий патрициат. Однако среди ремесленников и городских низов имелись лица славянского происхождения. В Бауцене, например, в 1400 г. 36% горожан были славянами. Сербские ремесленники играли значительную роль в классовых столкновениях. 29 мая 1405 г., когда в Бауцене дело дошло до открытого народного восстания, его возглавил серб, староста гильдии суконщиков7. Ярким свидетельством роли сербов в общественной жизни лужицких городов могут служить гражданские присяги, приносившиеся на сербском языке. Уже тогда существовали различные препятствия для получения гражданских прав лицами славянского происхождения. Ремесленников-славян во многих городах не принимали в цеховые организации.

Исключительно тяжелым было положение славянских крестьян в обеих Лужицах, где они, находясь под двойным гнетом социального и национального закабаления, постепенно превращались в крепостных. Немецкому крестьянину, несмотря на то, что ему тоже приходилось испытывать тяготы крепостничества, жилось все же легче. Показательно, что батракам в сербской местности платили меньше. Феодалы всячески старались подчеркнуть этнические различия в среде крестьян и помешать объединенной антифеодальной борьбе. Стремясь избегнуть дополнительного гнета, часть мужчин шла навстречу ассимиляции и онемечивалась, преимущественно в городах. А с XIV в. онемечивание славян приняло почти насильственный характер. В конечном итоге на данной территории сохранился лишь небольшой славянский островок, который вплоть до 1635 г. политически принадлежал Чехии в рамках империи Габсбургов.

Тридцатилетняя война (1618 - 1648 гг.) оказалась страшным бедствием для лужичан, чья земля стала одним из главных театров военных действий. Многие города и деревни были разрушены шведами, дотла был сожжен Бауцен. К тому же со времен Реформации, расколовшей лужичан на две враждебные религиозные группировки, усилился их разрыв с католиками Чехии и Польши. Но, с другой стороны, Реформация с ее требованием проповедовать "слово божие" на родном языке способствовала скромным начаткам сербского народного образования. Мартин Лютер был против перевода церковных книг на сербский язык. "Зачем вы будете начинать напрасный труд? Что, вам не хватает немецких книг?" - ответил он лужичанам-лютеранам, обратившимся к нему8. И все-таки перевод Нового завета на нижнелужицкий диалект был осуществлен в 1548 г. Н. Якубицей, что явилось важной вехой на пути становления лужицкой письменности. Первопечатной книгой на нижнелужицком диалекте стал катехизис Лютера (1574 г.). Первая книга на верхнелужицком диалекте увидела свет в 1597 году. Михаил Френцель, основатель целой династии местных сербских просветителей, создал основы лужицко-сербского правописания.

Культурное развитие лужичан всячески тормозилось. Во многих лужицких районах был запрещен родной язык. В 1667 г. прусский курфюрст отменил церковную службу на нижнелужицком диалекте. Принимались законы, единственная цель которых состояла в том, чтобы унизить лужичан. Бауценским лужичанам запрещалось ходить с палками, танцевать, носить длинные волосы, перья на шляпах и сапоги с высокими каблуками9. В постановлениях от 1717, 1731,

6 "Die Slawen in Deutschland. Ein Handbuch". Hrsg. von J. Herrmann. B. 1970, S. 98 - 100, 120.

7 Ibid., S. 391.

8 См. М. И. Семиряга. Указ. соч., стр. 24.

9 Там же, стр. 32.

стр. 217

1735 гг. прусский король Фридрих-Вильгельм I требовал "отмены" лужицкого языка. Он запретил жениться сербам, не владевшим немецким языком. Однако правящий класс не отказывался привлекать их к солдатской службе. В 1714 г. был создан лужицкий полк. Лужичане служили и в королевской гвардии10. В XIX в. усилилось развитие буржуазных отношений в лужицких районах, как и во всей Германии. Многие крестьяне, особенно после 1871 г., ушли в города, а часть лужичан еще ранее покинула родину и отправилась на поиски лучшей доли в Америку и Австралию. В 1849 г. лужицкие колонии возникли около Аделаиды и Мельбурна, в 1854 г. несколько селений лужичан появилось в штате Техас.

Тем временем в Лужице росло движение за национальное возрождение. Его возглавила местная интеллигенция, получавшая поддержку со стороны других славянских народов. Представители лужичан участвовали в славянских съездах в Москве (1867 г.) и в Праге (1868 г.). Поэт Х. Зейлер (1804- 1872 гг.) и композитор К. А. Коцор (1822 - 1904 гг.) внесли особенно заметный вклад в сокровищницу культуры лужицких сербов. Первого можно назвать основоположником их национальной литературы, второго - их классической музыки. Написанная ими песня "Ряна Лужица" стала как бы национальным гимном лужичан. С 1842 г. Зейлер издавал еженедельную газету, будущую "Serbske Nowiny" (с 1854 г.). Коцор ввел в обычай праздники хорового пения, с 1845 г. ставшие постоянной традицией. В 1875 г. была организована первая "скадованка"- вселужицкая встреча молодежи и студентов. В 1847 г. возникло научно-издательское общество "Матица Сербска" с печатным органом "Часопис" ("Casopis Macicy Serbskeje"). "Матица Сербска" почти в течение века играла огромную роль в общественной и культурной жизни лужичан. Она объединила всех видных представителей лужицкого возрождения, в том числе таких, как Я. Смоляр, Я. Барт-Тишински, Я. Радысерб- Вела, А. Мука. В день 50-летия "Матицы Сербской" в Бауцене был заложен "Сербский дом". Деньги на его строительство прислали многие зарубежные славянские общества. В здании разместились редакция, типография, библиотека и музей. (Разграбленный в 1937 г. и сожженный эсэсовцами в 1945 г., "Сербский дом" был заново отстроен в 1956 году.)

В последние десятилетия XIX в. началась новая волна германизации лужичан. В 1888 г. были прекращены факультативные занятия по сербскому языку в котбусской гимназии. В 1896 г. министр внутренних дел Пруссии издал распоряжение об ограничении "вендской национальности"11. В противовес официальному нажиму в 1912 г. возник союз лужицких обществ "Domowina" ("Родина"), Веймарская республика не принесла лужичанам национального равноправия. Специальные юридические оговорки в школьном законодательстве Саксонии сводили на нет планы преподавания сербского языка. Зато в 1920 г. был создан "Вендский отдел", целью которого стали разработка методов скорейшей ассимиляции лужичан и "предотвращение возможного влияния социализма на движение вендов". Тогда же усилился международный резонанс лужицкого вопроса. В защиту прав малого народа выступили видные ученые-слависты Европы И. А. Бодуэн де Куртенэ, Т. Грабовский, Т. Лер-Сплавиньский, Л. Нидерле, И. Пата и другие. В мае 1922 г. они обратились даже в Лигу Наций. Создавались общества друзей лужичан. Усилился интерес к их истории, литературе и этнографии. Издавались специальные исследования о лужичанах, например, книга бельгийского историка А. Бирсе под красноречивым названием "Народ- мученик"12.

Коренное улучшение положения лужичан было невозможно в условиях буржуазного государства. Только одна партия со всей последовательностью выступала в защиту их интересов - КПГ. Первая местная коммунистическая ячейка была организована в Грюневальде в 1919 году. В 1926 и 1927 гг. КПГ вносила в Саксонский ландтаг проекты законов, в которых выдвигались требования обязательного преподавания сербского языка, пресечения любого социального и политического угнетения лужичан. Но законопроекты были отвергнуты реакцией. К концу 20-х годов усилилось социальное размежевание в освободительном движении лужичан. Пролетариат, полупролетарские слои и мелкое крестьянство все настойчивее боролись за социальные и национальные преобразования. Мелкая буржуазия города и кулачество создали в 1926 г. отдельную организацию "Лужицкий кресть-

10 H. Bruchner. Ein Volk in Ketten. "Schriftenreihe iiber die Sorben". Hf. 2. Bautzen. 1958, S. 56 - 57.

11 "Die Sorben", S. 140.

12 A. Vierset. Un peuple-martir, Bruxelles. 1923.

стр. 218

янский союз". Правое крыло его стояло на позициях антикоммунизма.

Самые мрачные страницы в истории лужицкого народа связаны с периодом фашизма. В марте 1933 г. Гитлер в демагогических целях устроил прием "шпреевальдцев", а в мае 1933 г. громогласно заявил, что "отвергает" политику германизации. Правые лидеры лужичан, изменив делу прогресса, приветствовали национал-социализм13. Но вскоре иллюзии рассеялись. Были арестованы все местные коммунисты и многие лидеры национального движения, запрещены газета "Сербске Новини", "Лужицкий крестьянский союз", спортивная организация "Соколы". Председателя "Домовины" П. Недо выслали, а ее в 1937 г. вообще закрыли. Затем запретили употребление лужицкого языка даже в быту. Уничтожались не только лужицкие книги, но и надписи на лужицком языке, высеченные на могильных плитах. Лужичан Гитлер собирался переселить в Эльзас и Лотарингию. Их обучение разрешалось в таких масштабах: считать до 500, уметь подписываться, читать не полагалось14.

Сербские лужичане, призванные в немецкую армию, гибли на всех фронтах второй мировой войны. Часть их, опьяненная первоначальными фашистскими победами, отреклась от своего народа. Но имелось немало истинных патриотов, которые, не щадя жизни, боролись с фашизмом и были замучены в застенках гестапо и концентрационных лагерях: М. Грелльмуз, основатель организации КПГ в Бауцене П. Некк и многие другие. Когда Красная Армия приблизилась в 1945 г. к Лужице, местных мужчин фашисты почти поголовно угнали в "фолькс-штурм". Разгром "тысячелетнего райха" спас лужицких сербов от уничтожения. Пробил долгожданный час освобождения. Однако не все еще трудности были преодолены. Долго и упорно трудящимся-лужичанам пришлось бороться с влиянием мелкобуржуазной националистической организации "Сербский народный совет" (СНС), тесно связанной с чехословацкой буржуазией и имевшей тогда в Праге свое представительство15. Националисты пытались отвлечь лужицких сербов и возродившуюся в апреле 1945 г. "Домовину" от решения насущных социальных задач. Большую помощь лужичанам оказали советская военная администрация в Восточной Германии, КПГ, а затем СЕПГ. Сильным ударом по СНС явился крах февральского контрреволюционного мятежа 1948 г. в Чехословакии.

23 марта 1948 г. Саксонский ландтаг принял "Закон об охране прав лужицкого народа". Аналогичный закон был принят 12 сентября 1950 г. правительством земли Бранденбург. Впервые за свою многовековую историю лужичане получили права на свободное развитие. Они с энтузиазмом приветствовали провозглашение Германской Демократической Республики, первого рабоче-крестьянского государства на немецкой земле. О коренных изменениях, которые произошли ныне в жизни лужичан, свидетельствуют факты. Действуют 9 чисто лужицких и 85 смешанных школ, где изучается сербский язык. Открыто сербское педагогическое училище. Имеется свое издательство, выпускающее учебники, книги, журналы, газеты. Среди последних наиболее популярна ежедневная "Nowa doba". В Бауцене работают Центральная лужицкая библиотека и немецко-сербский национальный театр, где ставятся и переводные пьесы, и оригинальные произведения лужицких авторов, среди которых наиболее известен Ю. Брезан. Плодотворно трудится композитор Ю. Винар. Оба они лауреаты Национальной премии ГДР. С 1966 г. проводятся фестивали лужицкой культуры. Часто выступают Центральный хор "Домовины" и Государственный ансамбль лужицкого народного искусства (организован в 1952 г.), выступавший также в ПНР, ЧССР, Англии и ФРГ. Другой лужицкий танцевальный коллектив с большим успехом участвовал в Будапештском фестивале молодежи и студентов. В 1951 г. при Славянском институте Лейпцигского университета был создан Институт лужицкого языкознания, при Историческом институте функционирует Лужицкое историческое отделение. Учрежден Институт лужицкого народоведения, который входит в систему Германской Академии наук. Его руководитель, известный педагог и литературовед П. Новотни, в сентябре 1969 г. на объединенной научной сессии Института марксизма-ленинизма, Академии общественных наук при ЦК КПСС и институтов АН СССР в Москве выступил с интересным докладом "Развитие культуры и науки лужицких сербов в ГДР".

Лужицкую проблему, которая в феодальном и буржуазном государствах остава-

13 "Die Slawen...". S. 24.

14 "Die Sorben", S. 34 - 35, 45, 227.

15 См. B. Cuz. Die DDR und die Sorben. Eine Dokumentation zur Nationalitatenpolitik in dcr DDR. Bautzen. 1969, S. 76, 78,

стр. 219

лась нерешенной на протяжении столетий, социалистический строй решил в считанные годы. В приветственном обращении ЦК СЕПГ к VII конгрессу "Домовины" (1969 г.) был высоко оценен вклад лужицких трудящихся в создание развитой системы социализма. Успехи ГДР в социалистическом строительстве общеизвестны. В них вложен труд и лужицких сербов, наконец-то обретших право на свободную и счастливую жизнь.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций