ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


О программе поддержки малого предпринимательства в Крыму (1997)

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 17 октября 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:





О программе поддержки малого предпринимательства в Крыму (1997)

Можно считать, что Крым возвратился к традиции советско-партийных времен -- встречать съезды трудовыми свершениями и подарками. На этот раз подарок подготовлен второму этапу VI съезда УСПП. Как раз в канун этого события Совет Министров АРК утвердил региональную программу поддержки малого предпринимательства.

Ничего не скажешь: своевременная, необходимая мера, в духе новых веяний. Хоть сейчас засылай в Крым за опытом делегации тех регионов, где "хромает" развитие малого и среднего бизнеса. В информации, которую распространила по этому поводу правительственная пресс-служба, говорится, что документ (читай, Программа -- Г.М.) "содержит детальный анализ состояния предпринимательства, элементов рыночной инфраструктуры и приоритетов направлений развития этой сферы бизнеса".

К слову сказать, в "детальном анализе" хоть и перечислены причины кризисного характера, вследствие которых малый бизнес развивается с трудом, но ни слова не упоминается о том, что в городах и районах автономии частные предприятия закрываются десятками и сотнями, как неработающие. Может, это и так, большинство из них действительно поставлены на колени, но делается это в нарушение законодательства "чохом", просто по спискам исполкомов. Не говорится и о том, что заниматься производственной и хозяйственной деятельностью нынче не только сложно, но и опасно. Похоже, что имена руководителей предприятий из регистрационных списков перекочевывают прямо на траурные мраморные таблички. Можно сказать, " первая волна" предпринимательства уже там, откуда не возвращаются...

50 процентов финансовых средств автономии вращаются в теневом секторе, провоцируя борьбу за передел собственности, криминальные разборки. В апреле хоронили еще двух руководителей частных предприятий -- "Ланкон" и "Фаворит-тур" -- оба не сумели дожить до 40 лет. Сбываются самые мрачные прогнозы крымского Союза предпринимателей, в которые в свое время никто не хотел верить.

Два года назад СП совместно с Советом профсоюза "Единство" провели в столице автономии символическую акцию, развеселившую средства массовой информации. По улицам несли гробы с надписями: "Предприниматель", "Фермер", "Инженер", "Врач", "Учитель"... То есть хоронили тех, чей труд в условиях деформированной экономики оказался невостребован, не оценен. Акция прошла при массовом скоплении зевак и полном отсутствии внимания со стороны властных структур. Инициаторы ее заранее отказались от каких-либо речей и митингов, подчеркивая, что новая экономика гибнет и все при этом молчат. А вместе с экономикой гибнет и надежда на самодостаточность, самостоятельность Крымской Республики.

Что ж, акция удалась. Но пора справлять по ней двухлетние поминки, а перемен по отношению к малому бизнесу нет. Хотя в массовом настроении определенные изменения происходят. Уходит в прошлое неприязнь к предпринимателям, "челнокам", владельцам "комков" и частных баров, на которых прежде стояло одинаковое клеймо спекулянтов. Нынче зависти и ревности к ним у "трудящихся" поубавилось. Сами трудящиеся -- те, кто не хотел бы превратиться в откровенных люмпенов, -- двинули в мелкие предприниматели. Вокруг "оптовок", "толчков", "комков" кормится три четверти населения. И хоть число малых предприятий убывает, количество занятых в них людей продолжает расти.

А вот у местных властей сохраняется прежнее отношение к предприимчивым людям. Принцип все тот же: поменьше дать, побольше содрать. Годится любой предлог, чтобы присосаться к предпринимательским деньгам. Для примера назовем хотя бы решение Симферопольского горсовета о выделении земельных участков для субъектов предпринимательской деятельности на основе договоров. За оформление права, уже законодательно закрепленного за субъектом, горсовет решил снимать "дурные" деньги.

Пожалуй, только мэр Ялты Н.Б.Дискин созрел к новым, партнерским отношениям с предпринимателями города. То, что курортник вернулся на ЮБК, он ставит в заслугу не только горсовету и начальству местных здравниц, но и руководителям частных ресторанов, баров, казино, отелей, которые поднимают курортную инфраструктуру Большой Ялты до международных стандартов. "А "челночникам" я готов в ноги поклониться, -- говорит мэр, -- и не только за то, что обеспечивают жителей и гостей курорта товарами и продуктами. А за то, что, лишившись рабочих мест на госпредприятиях, сами обеспечивают себя и свои семьи "сняв эту заботу с горсовета..."

В Ялте за последнее время появилось 6 новых рынков. И несмотря на то, что пришлось закрыть десятки частных киосков, загромождавших Набережную и уродовавших ее лицо, сделано это столь аккуратно и продуманно, что не вызвало вспышки неприятия решения со стороны их владельцев.

Что-то не видно такой симпатии к уличным торговцам в других городах. А все знают, что живется им не просто. Заплати 150 "зеленых" за патент, отстегивай ежемесячно за место, да ежедневно клади в карман "договоренную" сумму бритоголовым "братцам". Одним словом: крутись.

О судьбе государственных предприятий говорить вообще не приходится. Фискальная система налогообложения делает их существование почти бессмысленным. Причем острие этой системы направлено как раз против тех, кто пытается хоть что-то предпринимать. Куда легче тем, кто стоит. Как говорит председатель профсоюза "Единство" Я.А.Резников, "теневой бизнес -- новое достижение чиновничьего аппарата", то есть тех, кто контролирует производство и бизнес. Производителям невыгодно платить налоги, а чиновникам невыгодно ловить, выводить на чистую воду тех, кто уклоняется от уплаты: иначе их перестанут подкармливать.

Можно ли было поискать какой-то собственный выход из кризиса в условиях Крыма? Можно, особенно в первый период существования автономии, когда у нее было больше прав и возможностей. Союз предпринимателей и профсоюз "Единство" активно действовали в те времена. Парламенту и Совмину они предложили два варианта развития экономики: либо взять за основу одну из похожих стран, к примеру, Кипр, и перенести на крымскую почву весь пакет ее законодательных основ, либо пойти по пути разработки программы малого и среднего бизнеса, типичной для Америки 33 года, или Японии и Германии -- 45-го. Сгодился бы и пример Москвы, где принята собственная программа, которая в короткий срок позволила наполнить городской бюджет.

Предложения предпринимателей не были услышаны. Ныне они выступают единым блоком с аграриями и Советом директоров госпредприятий. Поскольку проблемы у всех одни, СППАК и теперь предлагает свою помощь и услуги правительству. Используя мощный научно-технический и производственный потенциал, Союз готов выступить разработчиком и исполнителем программ, связанных с развитием приоритетных отраслей хозяйственного комплекса: курортной сферы, переработки сельхозпродукции, виноградарства, виноделия... И эти предложения легли под сукно. Предприниматели и чиновники ходят только "в гости" друг к другу, присутствуют свадебными генералами на торжественных мероприятиях.

Так случилось и с принятием последней программы. Как и прежние, разрабатывали ее люди, далекие от бизнеса. Предпринимателям программу дали на экспертизу, чисто для соблюдения "протокола". Не получила развития инициатива СППАК о создании специального Фонда поддержки малого бизнеса. Хотя ссылки на этот несуществующий фонд в программе есть. Короче говоря, ее просто "подшили в дело" -- классический вариант ухода от реальных проблем.

Выступая на заседании Совмина, генеральный директор исполнительной дирекции СППАК В.П.Неруш, назвал вещи своими именами, обозвав программу очередной декларацией. Она не проработана ни в финансовом, ни в экономическом отношении. Да и творилась она в пору очередного затяжного кризиса в крымском правительстве, больше занятом выяснением отношений с парламентом, чем непосредственно экономикой.

Итог можно подвести такой. Малый и средний бизнес в Крыму развиваются не благодаря, а вопреки поддержке госуарственных структур. Нет помощи ни из бюджета, ни от многочисленных международных фондов, заинтересованных в реформировании нашей экономики. И все же частный бизнес развивается, зреет. Становится силой, способной дать не только экономическую, но и политическую оценку действиям властей. С уверенностью можно прогнозировать, что он скажет свое слово на очередных выборах, назвав и тех, кто помогал в пути, и тех, кто стоял поперек дороги. Симферополь.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций