ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


ИСТОЧНИК СЮЖЕТА "ТАРАСА БУЛЬБЫ"

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 ноября 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Основу сюжета героической повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" составляет история отца и двух его сыновей, один из которых, старший, верен заветам отца, а второй, младший, изменяет их общему делу и переходит в стан врагов. Трагической гибелью всех троих, причем отца и старшего сына - от страшных, мучительных пыток и казни, заканчивается сюжетная линия повести. Как известно, Н. В. Гоголь предпочитал брать сюжеты из действительности. Мы знаем реальные источники сюжетов таких произведений Н. В. Гоголя, как "Ревизор", "Шинель", "Мертвые души". Что касается "Тараса Бульбы", то об источнике этой повести нам и хотелось бы рассказать. Существуют две редакции ее текста. Первая, над которой Н. В. Гоголь работал в начале 1830-х годов, напечатана в 1835 г. в сборнике "Миргород". Вторая, переработанная в 1842 г., опубликована в "Сочинениях Н. В. Гоголя в 4 томах" в том же году. Сравнение этих текстов дает некоторые данные для определения истории сюжета.

Происхождение сюжета повести "Тарас Бульба", ее исторические, фольклорные или литературные источники давно интересуют исследователей, причем не только литературоведов, но и историков. Однако тщательное изучение летописей и различных исторических сочинений о прошлом Украины, которые знал и которыми пользовался Н. В. Гоголь в работе над повестью, не дало ничего похожего на гоголевский сюжет. Исследователи пришли к выводу, что сила этой повести заключается "не в воспроизведении какого-то конкретно- исторического события, липа и прочего, но в том, что она смогла вобрать в себя весьма существенные жизненные типические черты всей эпохи национально- освободительной борьбы украинского народа"1 . Были также предприняты попытки установить влияние на Гоголя и связь Гоголя с его литератур-

1 С. И. Машинский. Историческая повесть Гоголя. М. 1940, стр. 37.

стр. 206
ными предшественниками, писавшими об освободительной борьбе украинского народа. Но и здесь связь ограничивается только общностью темы. Сюжета, даже отдаленно напоминающего содержание "Тараса Бульбы", ни в русской, ни в зарубежной литературе никто не разрабатывал. Наконец, третье направление поисков темы повести и ее героев шло по линии изучения украинского песенного фольклора. Среди подходящих исторических песен можно назвать две думы - "Отступник Тетеренок" и "Убиение Тетеренка", опубликованные И. Срезневским в 1833 г., - как наиболее близкие к сюжету повести. Но и они не являются основой для нее. Вот их содержание: молодой казак Тетеренок, сын известного воина, казака Тетери, внезапно переходит на сторону польских панов. Казаки захватывают Тетеренка в плен и привозят в Сечь, где он гибнет от страшной казни.

Отсутствие определенного жизненного источника для сюжета "Тараса Бульбы" привело некоторых специалистов к отрицанию реалистического характера повести вообще. "Многие критики и исследователи видели в "Тарасе Бульбе" произведение, образы которого лишены жизненной и исторической правды. По мнению такого рода исследователей, гоголевская эпопея представляет собой уход писателя от действительности в романтический мир, в сферу чистой мечты, фантазии, породившей эффектные, но не реальные образы"2 , - пишет один из исследователей творчества Н. В. Гоголя. Так ли это? Только ли из головы взял Гоголь сюжет любимейшей своей повести - трагическую историю отца и двух его сыновей? Несмотря на общее мнение, что в "Тарасе Бульбе" Гоголь "весь обратился к прошлому", некоторые исследователи отмечают все же в повести веяние современности. Так, советский исследователь С. И. Машинский справедливо видит "в бессмертной исторической повести Гоголя своеобразную реакцию на современность - героическое прошлое украинского народа, его национально-освободительная борьба особенно контрастировали с душной, затхлой атмосферой самодержавно-полицейского государства... Неудовлетворенность современностью заставила Гоголя осмыслить борьбу казаков против польских панов не только в плане темы национально-освободительного движения, но и как конфликт между двумя вековыми антагонистическими силами: народом и угнетающим его феодально- поместным строем"3 . Другой советский исследователь творчества Н. В. Гоголя видит идейный смысл повести "Тарас Бульба" "не в историческом идеале прошлого, а в гражданском идеале настоящего" и утверждает, что эта повесть откликается на современные Гоголю события, что "Тарас Бульба" в понимании великого писателя "ясно повертывается укором современности, картина свободы - укором миру рабства"4 . Это ощущение отклика на современность соответствует принципам Н. В. Гоголя при изображении им исторического прошлого. Он отмечал в одном из писем: "Бей в прошедшем настоящее, и тройной силой облечется твое слово"5 . Для автора "Тараса Бульбы" исторические события прошлого находили связь с фактами современной ему действительности, наблюдаемыми острым взглядом историка и писателя - гражданина и патриота.

В чем же могла быть сходна эпоха 1820 - 1830-х гг. с эпохой борьбы Украины за независимость? Где Гоголь мог видеть или слышать о героической борьбе украинских казаков, о страшных, зверских казнях, совершаемых слугами самодержавия, об исключительных подвигах, героической твердости характеров и силе сопротивления? Мог ли он в современной ему России найти материал для подготовки сюжета своей повести? В работах о творчестве Н. В. Гоголя при поисках подходящих исторических катаклизмов его времени обычно ограничиваются Отечественной войной 1812 г. и восстанием декабристов. Но порой совершенно забывают о том, что Гоголь жил в пору организации аракчеевских военных поселений, непрекращавшихся восстаний поселенцев и их жестоких усмирений. В истории русской литературы отображения восстаний военных поселенцев обычно ассоциируются с именем А. С. Пушкина, с его откликами на Новгородское и Старорусское восстания, с известной эпиграммой на Аракчеева. Между тем в жизни Гоголя знакомство с военными поселениями на Украине и возмущением поселенных там казаков занимало очень большое место.

Установившееся еще со времен первых биографов Гоголя изображение радостного и беспечального детства и ранней юности писателя в идиллически- патриархальной обстановке родного хутора с трудом уступает ныне место реальному описанию жизни ребенка в крепостном имении России александровской эпохи. Картины детства Гоголя дополняются многими мрачными чертами. Такова, например, история бегства крепостных от "доброго помещика" В. А. Гоголя (отца писателя)6 . Может быть, именно детские впечатления о розыске и возвращении полицией беглых крестьян в отцовское имение как раз и дали Николаю Васильевичу материал для изображения беглых крестьян и их водворения под власть помещиков в "Мертвых душах" при описании размышлений Чичикова над списком купленных им умерших и беглых крестьян? Обратимся к украинской действительности 1810 - 1820-х гг., ко времени юности Гоголя. На фоне обычной для того времени жизни народа в страшных условиях крепостного права особенно выделялись жестокие расправы над военными поселенцами со стороны

2 М. Б. Храпченко. Творчество Гоголя. М. 1954, стр. 193.

3 С. И. Машинский Указ. соч., стр. 76.

4 Г. А. Гуковский. Реализм Гоголя М. -Л. 1959. стр. 141, 162.

5 Н. В. Гоголь, Соч. Т. XII. М. 1952. стр. 421.

6 Д. Иофанов. Н. В. Гоголь. Детские и юношеские годы. Киев. 1951, стр. 20 - 23.

стр. 207
их начальников. Военные поселения начали организовываться в 1810 г. и к 1818 г. охватили Новгородскую, Могилевскую, Херсонскую и Харьковскую губернии. Было создано пять округов военных поселений с десятками тысяч поселенцев. В те же годы казаки Слободско-Украинской губернии подняли восстание, не желая переходить на положение поселенцев. В 1819 г. разразилось Чугуевское восстание с центром в Чугуеве, расположенном на реке Северский Донец, в полутораста километрах от хутора Васильевки, где жили Гоголи. К чугуевцам примкнули поселенные казаки Ставропольской, Екатеринославской, Таганрогской губерний, Миргородской округи, так называемая "Украинская уланская дивизия", расположенная в непосредственной близости от Васильевки7 . Для усмирения послали 6-тысячное войско с артиллерией и восстание подавили. Арестовали 2003 участника, 363 человека предали военному суду, 273 приговорили к смертной казни, замененной затем 12 тысячами ударов шпицрутенами каждому. 18 августа 1819 г. в присутствии Аракчеева из 40 человек, наказанных в первый день, половина была забита насмерть. Остальные остались калеками на всю жизнь. Только трое "раскаялись" и были тут же помилованы8 . Карательные войска оставались в Харьковской губернии в течение почти полугода. Все это время по округе ездили конные патрули. Неужели это не было известно в Васильевке?

Сплоченность, единодушие и взаимная поддержка - вот отличительные черты восставших поселенцев. Зверская эксплуатация, палочная дисциплина, бессмысленная муштра, отнятие ранее принадлежавших поселянам земель и лишение прежних привилегий объединили их всех. Современников поражали организованная подготовка восстания, чувство товарищества между восставшими, согласованность их действий, вынесение общего решения начать восстание, клятвы верности товарищам по борьбе. Эти сведения позволяют сказать, что речь Тараса Бульбы о товариществе, обращенная к казакам, была, возможно, отражением исторических фактов, а не проявлением только славянофильских и консервативных взглядов Гоголя, как это утверждается в некоторых современных работах о "Тарасе Бульбе". Речь Тараса перед решительным боем под Дубно замечательна; так вполне могли выступать казаки, призывавшие поселенцев к восстанию. Он говорил: "Всё взяли басурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая так же, как и мы, земля наша! Вот в такое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей... Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.."9 . Н. Л. Степанов отмечает, что по своему патриотическому пафосу и общей идее речь Тараса несколько напоминает известную речь Богдана Хмельницкого к казакам: "Я и окружающее меня товарищество есть единокровная и единоверная ваша братия; интересы и пользы наши одни суть с пользами и нуждами вашими. Мы подняли оружие не для корысти какой или пустого тщеславия, а единственно на оборону отечества нашего, жизни нашей и жизни чад наших, а равно и ваших! Все народы, живущие во вселенной, всегда защищали и будут защищать вечно бытие свое, свободу и собственность, и самые даже пресмыкающиеся по земле животные, каковы есть звери, скоты и птицы, защищают становища свои, гнезда свои и детища свои до изнеможения"10 . Тарас считает товарищество высочайшей формою объединения людей, благословляет Остапа, борющегося вместе с ним за общее дело, и убивает своего сына Андрия, изменившего человеческому товариществу. Надо отметить, что отличительной чертой восставших чугуевцев было полное единомыслие и взаимная поддержка между отцами и детьми: отставные казаки поддерживали своих сыновей. Начальству не удалось ни уговорить, ни застращать стариков11 .

В тогдашней России известия о восстаниях военных поселенцев не публиковались. В зарубежных изданиях страшные и волнующие эпизоды из истории усмирения восставших сохранились на страницах произведений А. И. Герцена и декабриста Н. И. Тургенева. В книге "Россия и русские" Н. И. Тургенов писал о военных поселениях и их организации: "Еще хуже вышло, когда пожелали основать их в южных губерниях (Харьковской губернии и др.), где подвергли поселениям, кроме крестьян, казаков, которые пользовались неприкосновенностью, до сих пор более или менее уважаемой. Можно было видеть, что старые солдаты, покрытые ранами, полученными на службе отечеству, умирали в мучениях, все-таки упорствуя и завещая то же своим сыновьям, свидетелям их последнего часа, стоять, как они, когда дойдет до них очередь постра-

7 П. П. Евстафьев. Восстание военных поселян в 1831 г. М. 1934, стр. 64; "Из записок сенатора А. Я. Стороженко". "Киевская старина". Т. X., ноябрь, 1884, стр. 447 - 477.

8 В. А. Федоров. Восстание военных поселян в Чугуеве в 1819 году. "Исторические записки". Т. 52. 1955, стр. 321.

9 Н. В. Гоголь. Соч. Т. II, стр 133, 134.

10 Н. Степанов. Гоголь. М. 1955, стр. 181 - 182.

11 В. А. Федоров. Указ. соч., стр. 311.

стр. 208
дать... Один старый унтер-офицер из чугуевских казаков, украшенный несколькими медалями.., отказался повиноваться приказам, назначавшим поселение. Из двух его сыновей один последовал его примеру, другой подчинился. Последний, видя приготовления к пытке, ожидавшей его отца, бросился на колени, умоляя его не упорствовать в своем решении. Старый казак оставался непоколебим. После перенесения пытки, которая состояла в прохождении несколько раз между двумя рядами солдат, вооруженных плетьми, он попросил стакан воды и справился о своих двух сыновьях. Ему ответили, что один сейчас будет наказан, как он, а другой остался цел и невредим, так как покорился приказу. Старик благословил первого, проклял второго и умер на глазах своих палачей"12 .

Видимо, об этом же трагическом и величественном эпизоде писал и А. И. Герцен в статье "Русское крепостничество" (1852 г.). При этом Герцен прямо связывает данный случай с повестью Н. В. Гоголя: "Даже читавшие повесть Гоголя "Тарас Бульба" не имеют понятия о том, что сходный случай произошел в царствование Александра I. Пожилой казак, отказавшийся подчиниться свирепой дисциплине военных поселений, вытерпел несколько тысяч палочных ударов и после этого молча присутствовал при варварском наказании своего старшего сына; он открыл уста лишь для того, чтоб спросить, почему пощадили младшего. Узнав, что тот купил свою безнаказанность ценою покорности, престарелый отец обнял старшего сына, а младшего, устрашившегося казни, проклял. Завернувшись затем в свой казакин, он лег на землю и умер"13 . Одним из доказательств того, что именно этот потрясающий по силе рассказ лег в основу сюжета повести Гоголя, служит сравнение текста первой и второй редакции повести.

Как писали и Герцен и Тургенез, младший сын переходит на сторону врагов, сначала только из страха перед шпицрутенами. Никакой иной мотивировки его поведения не высказывается. Трусость Андрия подчеркнута Гоголем в первой редакции повести, при описании встречи с отцом после перехода сына к врагам: "Андрий узнал его издали, и видно было издали, как он весь затрепетал. Он, как подлый трус, спрятался за ряды своих солдат и командовал оттуда своим войском... Нужно было взглянуть только на лицо его (Тараса Бульбы. - Е. С. ), чтобы увидеть олицетворенное свирепство, чтобы извинить трусость Андрия, чувствовавшего свою душу не совсем чистою". Дальше опять говорится о том же: "Спасите!" - кричал он, отчаянно простирая руки14 . Во второй редакции характеристика Андрия изменена: в битве с казаками он проявляет храбрость и увлеченность боем до самозабвения. Образ Андрия приобретает иные очертания, что соответствует общей идее Гоголя дать эпическое прославление казачества. С уверенностью можно сказать, что черты трусости Андрия - это дань действительному факту. Проклятие младшего сына разгневанным отцом, упомянутое и Н. И. Тургеневым и А. И. Герценом, тоже нашло отражение в повести. "Что, сынку? - повторил Тарас. - Помогли тебе твои ляхи? - Андрий не произнес ни слова; он стоял, как осужденный. - Так продать, продать веру? Проклят тот и час, в который ты родился на свет! - Сказавши это, он глянул с каким-то исступленно-сверкающим взглядом по сторонам. - Ты думал, что я отдам кому-нибудь дитя свое? Нет! Я тебя породил, я тебя и убью. Стой и не шевелись, и не проси у господа бога отпущения: за такое дело не прощают на том свете!"15 . В ранней редакции повести Тарас и Остап хоронят Андрия; в окончательной редакции они бросают тело убитого на растерзание сиромахам и хищным птицам. Мы видим, как скупые строки публицистов "проклял младшего" под пером художника развертываются в трагическую сцену гибели изменника от руки отца, судьи и мстителя, в картину, исполненную высоких идей нравственного возмездия, довершающих героический образ Тараса.

Мог ли Гоголь знать про эпизод отца с двумя сыновьями? Ответим на это утвердительно. Дело в том, что устройство военных поселений сопровождалось уничтожением целых деревень, переселением помещиков на другие земли, иногда просто конфискацией имения с оплатой его стоимости владельцам по очень низкой цене. Все эти действия властей, конечно, не могли не волновать помещиков, не желавших расставаться со своими землями и крестьянами. Волновались и крестьяне. С большой долей уверенности можно предположить, что Гоголи боялись и за свой хутор: переселения помещиков проходили и в их округе. Неизбежны были разговоры на эту тему, которые не могли быть скрыты от будущего писателя, отличавшегося к тому же тонкой наблюдательностью и прекрасно знавшего обстановку и жизнь крестьян крепостного имения.

С 1818 по 1821 г. Н. В. Гоголь большей частью находился в Полтаве. Сначала он учился в Полтавском уездном училище. Среди его сверстников были дети разночинцев и крестьян-казаков. Потом он жил у учителя Гавриила Сорочинского, подготавливаясь к поступлению в Нежинскую гимназию. Ему в это время шел одиннадцатый год. Общение с товарищами - учениками школы и жизнь у Сорочинского, конечно, давали Гоголю возможность более подробно узнать о восстании и страшных, поражающих воображение эпизодах расправы с поселенцами, услышать рассказ о старом казаке и двух его сыновьях.

12 Н. Тургенев. Россия и русские. Ч. II. М. 1908, стр. 238 - 239.

13 А. И. Герцен. Соч. Т. XII. М. 1957, стр. 45.

14 Н. В. Гоголь. Соч. Т. II, стр. 321.

15 Там же, стр. 322.

стр. 209
Не исключено, что у Гоголя был еще и другой источник сведений о восстании военных поселенцев. Родители Н. В. Гоголя дружили с семьей писателя В. В. Капниста, сын которого Алексей Васильевич был декабристом. В имении Капнистов Обуховке бывали декабристы М. И. и С. И. Муравьевы-Апостолы, М. П. Бестужев-Рюмин, П. И. Пестель, Н. И. Лорер и ряд других. Биографы Гоголя отмечают, что дружеское общение родителей Гоголя с семьей Капнистов, несомненно, способствовало формированию прогрессивных идеалов у юного Гоголя. У Капнистов не раз говорили о военных поселениях и восстаниях крестьян. Будущие декабристы были против этого начинания Аракчеева и возмущались зверствами начальников. А некоторые даже видели в поселениях возможный очаг революции. С. П. Трубецкой в своих "Записках" писал: "Жестокие меры, употребленные против жителей мирных селений, возбудили всеобщее негодование. Исполнители Аракчеев и Витт сделались предметом всеобщего омерзения"16 . В семье Капнистов Гоголь мог слышать и рассказ о замученном отце - участнике восстания и двух его сыновьях. Декабрист В. И. Штейнгель писал о Чугуевском возмущении: "Всей России сделались известны сцены, которых никто не мог полагать возможными"17 .

Итак, широкая известность рассказов о казнях позволяет думать, что Гоголь знал и об этом эпизоде. К тому же восстания 1829 г. в Змиеве, расположенном недалеко от Васильевки, и 1831 г. в Старой Руссе и Новгородской губернии, новая свирепая расправа над поселенцами оживили в его памяти события 1819 г., чему могло способствовать его общение с А. С. Пушкиным весной - летом 1831 года. 20 мая на вечере у П. А. Плетнева Н. В. Гоголь был "подведен под благословение Пушкина", познакомился и даже сблизился с ним. Все лето, живя в Павловске у А. И. Васильчиковой, Гоголь постоянно посещал Царское Село, бывал у А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. 3 августа А. С. Пушкин писал П. А. Вяземскому о восстании военных поселян: "Нам покаместь не до смеха: ты верно слышал о возмущениях Новогородских и Старой Руси. Ужасы. Более ста человек генералов, полковников и офицеров перерезаны в Новг. поселен, со всеми утончениями злобы... Плохо, Ваше сиятельство. Когда в глазах такие трагедии, некогда думать о собачей комедии нашей литературы"18 .

Не тогда ли Гоголь вспомнил о Чугуевском восстании и воспользовался известной ему с детства историей отца и сыновей для создания сюжета повести "Тарас Бульба", работу над которой он начал уже в 1832 году? Не Пушкин ли посоветовал ему взяться за этот сюжет? Ведь Гоголь писал, что ничего он не начинал без совета Александра Сергеевича. Если все это так, то понятно, почему чувствуется в "Тарасе Бульбе" отклик на события окружающей Гоголя жизни в укор современности, равно как "картина свободы - укор миру рабства".

16 "Записки декабриста С. П. Трубецкого". СПБ. 1906, стр. 16.

17 В. И. Штейнгель. О внутреннем состоянии России при воцарении императора Николая Павловича. "Русский архив", 1895, N 2, стр. 168.

18 А. С. Пушкин. Соч. Т. 14. М. 1941, стр. 204 - 205.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций