ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Школа. КАК СОЗДАЕТСЯ УЧЕБНИК

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 10 марта 2013
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Задача нашей школы - учить всех, и учить хорошо. В ее решении важная роль принадлежит учебнику. Конечно, сегодня важен и репетитор онлайн, но без учебника - никуда. Каким должен быть школьный учебник, какова практики его создания, жизненной проверки, совершенствования, - все это интересует самую широкую общественность, волнует наших читателей. Сегодня мы опросим директора издательства "Просвещение" Дмитрия Дмитриевича Зуева.

- Какое место занимает учебник среди книг, которые вы издаете? Каковы требования к современному учебнику?

- Школьный учебник - самая массовая книга, занимающая первое место (23,5 процента) в общем объеме книжной продукции России. Учебник - трудная книга. Он должен быть доступным, понятным. Но его простота отнюдь не упрощенчество, ибо учебник должен стоять на высоком научном уровне. Учебник должен давать по каждому предмету максимум необходимого. И тут тоже заложено диалектическое противоречие, ибо все необходимое должно быть изложено лаконично, без перегрузок. Когда говорят об образовании в век научно-технической революции, то почти непременно указывают на мощный поток информации, на бурный рост объема знаний. Но в каждой науке есть основа, слой, дольше сохраняющий свою ценность, и та часть, которая отражает сегодняшний процесс перехода от незнания к знанию: что-то из нее войдет в основной фонд, а что-то отсеется. То, например, что мы называем сегодня "элементарной математикой", - результат более чем двухтысячелетнего развития математической мысли и важная часть "золотого фонда" науки. Потому не столь уж случайно рекорд долголетия (22 века) поставили в качестве школьного учебника "Начала" Эвклида.

Объем и содержание общеобразовательных знаний растут отнюдь не в таком темпе, как объем знаний в целом. Школьный учебник излагает ту часть знаний в области науки, которая составляет ее "азы", ее долговременный фундамент. Возникшее у некоторых представление, что школьные учебники чуть ли не непрерывной чередой должны сменять друг друга, не отражает реального положения вещей.

При издательстве уже на протяжении ряда лет работает группа, занимающаяся теорией учебника. В центре нашего внимания такие проблемы, как место и функции учебника в учебном процессе, типология и структура учебников, их иллюстрирование, язык, критерии оценки учебника и т. д. Изучается советский и зарубежный опыт издания учебников. Продуманное аналитическое решение вопросов теории должно помочь нам в практике создания учебников.

- При переходе школы на новые программы произошла быстрая смена учебников. Как продолжается процесс их совершенствования? Как создаются новые учебники?

- На базе новых программ у нас в стране были созданы более современные школьные учебники и учебные пособия. Однако школьная практика в условиях всеобуча показала, что и программы, и учебники оказались несколько перегружены трудным и второстепенным материалом. Эти недостатки надо преодолеть. Создание учебника - не одноактное действие. А. П. Киселев, автор учебников по алгебре и геометрии, по которым учились многие поколения российских школьников, работал над учебником больше трех десятилетий. Живая практика учительства шлифует учебники: что-то вносится, что-то отбрасывается, что-то исправляется, уточняется и т. д. Так происходит и с ныне действующими учебниками. Четверть века совершенствует свой превосходный учебник по истории древнего мира Ф. П. Коровкин. Учебник этот был удостоен Государственной премии СССР. Сейчас мы намерены издавать его в цвете, но сначала рискнем сделать это лишь в пробном варианте, потому что в учебнике, более чем в какой-либо другой книге, форма должна гармонировать с содержанием. Академик И. К. Кикоин уже трижды дорабатывал учебник по физике с учетом пожеланий, поступивших от школы. А наряду с действующими, стабильными учебниками, которые продолжают совершенствоваться, готовятся новые, вступающие с ними в творческое соревнование.

- Читатели высказывают мнение: почему бы не создавать параллельные учебники по одному и тому же предмету, чтобы постепенно, в процессе естественного отбора, учительство проголосовало за лучший из них?

- В капиталистическом мире книжный рынок наводняется большим количеством параллельных, конкурирующих между собой учебников, отражающих различные методические системы. Выбор учебника определяется школой или попечительским советом, хотя проглядывается и тенденция централизованного решения вопроса органами образования.

Мы пробовали у себя практику подобных изданий. В школах Российской Федерации в течение 1969- 1973 гг. действовали параллельные учебники по чтению: "Родное слово", "Звездочка", "Флажок", "Наша Родина" для 1-3-х классов. Позднее они были заменены единым учебником "Родная речь", объединившим авторские коллективы параллельных учебников. С 1968 года по 1979 год в Российской Федерации действовали параллельные учебники английского языка, отражавшие разные методические системы обучения: одну - с большим упором на общение, другую - на чтение, грамматику. Но, как показала практика, получить сколько-нибудь объективные научные оценки сравнительной эффективности тех или иных книг в условиях их массового издания нам не удалось. Определенная часть учителей (причем происходит это, как правило, не по личному выбору, а по чисто территориальному признаку) приспосабливается к одной или другой системе, а затем, привыкнув, становится ее сторонниками. В то же время выявились и недостатки этой практики. Трудности приспособления к другой системе обучения возникают при миграции как учащихся, так и учителей. Требуются значительные затраты: дополнительный тираж каждого учебника в этих условиях должен составлять примерно 10-15 процентов от всего тиража - примерно 450 тысяч экземпляров! А к учебнику нужны и пособия.

Мы избрали другой путь соревнования различных методических систем, разных авторов и авторских коллективов. Прежде чем учебник станет стабильным, он должен успешно пройти этап экспериментального и этап пробного учебника.

- А как учитывается на этих этапах мнение учительства?

- Для наглядности попробую пояснить это на примере создания нового "Букваря". Букварь - первый учебник школьника. И это был пока единственный из учебников, которого не коснулись существенные изменения в период перехода школы на новые программы. Однако при обучении по прежнему букварю дети долго не могли переходить к чтению связных текстов. Страницы букваря выглядели однообразно. Все это учли авторы нового букваря В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкина и А. Ф. Шанько. В 1969 году был создан первый вариант экспериментального букваря. С этого же года и по 1974 год по нему учились в 1.500 классах общеобразовательных школ. В ходе этого эксперимента учителя и методисты высказали замечания и предложения, на основании которых букварь был доработан. В 1976 году мы издали его уже в качестве пробного учебника. И два следующих учебных года по пробному букварю уже 10 тысяч учителей обучали около 300 тысяч учащихся в одном-двух районах каждой области, края, автономной республики РСФСР. Анализ 2.600 анкет, полученных от учителей, работавших по новому букварю, показал, что абсолютное их большинство (96 процентов) пришло к выводу: первоклассники более успешно овладевают по нему навыками осмысленного чтения. Длительная массовая проверка нового букваря подтвердила его право стать стабильным учебником.

Наш опыт убеждает, что в условиях огромной страны, единой системы образования, единой школы наиболее эффективным путем является не стихийная конкуренция параллельных учебников, а путь организованной, научно обоснованной проверки новых учебников, соревнования учебников на стадии эксперимента и пробы в достаточно широких, но все-таки ограниченных масштабах. Сейчас у нас в школах испытываются четыре пробных учебника по физике для 8-го класса, пробные учебники по геометрии для 6 - 8-го, 6 - 10-го классов, пробный учебник по биологии для 9-10-х классов и другие. На 1981 год у нас запланировано издание девяти пробных учебников.

Работа над каждым учебником проходит при тесном взаимодействии научно-исследовательских учреждений, Министерства просвещения и издательства. К созданию учебников наряду с учеными, научными сотрудниками учреждений Академии педагогических наук привлекаются и опытные учителя, преподаватели вузов и техникумов.

- Сегодня школа стремится к тому, чтобы повысить и общий уровень образования, и помочь развитию индивидуальных способностей каждого ребенка. Но есть среди ребят те, которым учение дается легко, и те, кому по разным причинам трудно. Как это учитывается при подготовке учебников?

- Может ли учебник, предназначенный для единой общеобразовательной школы, пусть даже самый совершенный, "дать простор развитию" каждого учащегося? И опыт советской школы, и мировая практика издания школьных учебников, думается, ответят на это отрицательно. Школьный учебник по существу своему всегда остается моделью конкретного учебного предмета, границы изучения которого обусловлены жесткими рамками школьной программы. Как же помочь каждому ученику проявить и развить свои способности и дарования? С помощью учебного комплекса. Что это такое? Приведу в качестве примера учебный комплекс по физике для учащихся 6-7-х классов. Учебную книгу, включающую учебники для 6-го и 7-го классов, "Физика 6 - 7", дополняют пособия. С помощью пособия В. И. Лукашика "Физическая олимпиада в 6-7 классах" учитель может готовить увлеченных предметом ребят к участию в олимпиадах. Книга для чтения предлагает ребятам рассказы, углубляющие и дополняющие учебник. Дидактический материал содержит задания, контрольные и проверочные работы разной степени трудности. Особое место в системе подготовки одаренных учащихся занимает факультативный курс, призванный максимально развить способности школьника, углубить интерес к предмету.

В перспективе совершенствоваться будут не только учебники, но целые учебные комплексы, что позволит полнее удовлетворить требования общественности к учебной книге.

XXV съезд партии указал на необходимость дальнейшего серьезного совершенствования всей общеобразовательной системы, подчеркнув, что главную ставку уже невозможно делать на усвоение очередной суммы фактов, а важно прививать подрастающему поколению умение самостоятельно пополнять свои знания. Эта установка определяет и наш подход к совершенствованию учебной книги, которая должна учить человека мыслить, вырабатывать у него способность к самостоятельному труду.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)