ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


К ИТОГАМ III ВСЕСОЮЗНОГО КОНКУРСА СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 18 декабря 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Всесоюзные конкурсы студенческих работ по общественным наукам получают все большее признание вузовской молодежи. Они способствуют более глубокому изучению и усвоению студентами марксистско-ленинской теории и научного метода, а также приобщению их к пропаганде полученных ими знаний. Наиболее ярко и убедительно это отразилось в проходившем в течение 1969 - 1970 гг. III Всесоюзном конкурсе студенческих работ по проблемам общественных наук, истории ВЛКСМ и международного молодежного движения, посвященном 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Итоги этого конкурса были подведены Всесоюзной научной студенческой конференцией, состоявшейся 28 - 30 октября 1970 г. в г. Ульяновске - на родине В. И. Ленина.

Важнейшей особенностью III Всесоюзного конкурса в отличие от предшествовавших ему первых двух конкурсов явилась массовость: в нем участвовал 713 391 студент, что в четыре раза больше, чем во втором (182951 студент), и в восемь с половиной раз больше, чем в первом (85 421 студент) конкурсах. Увеличение числа участников конкурса произошло за счет включения в него студентов негуманитарных вузов и факультетов, составивших почти 60% общего числа участников конкурса, слушателей военных академий и курсантов высших военных училищ, а также иностранных граждан, обучающихся в Советском Союзе. Большее участие, чем в первых двух "конкурсах, приняли в нем студенты вечерних и заочных отделений, а также самостоятельных филиалов, отделений и факультетов. III Всесоюзный конкурс отличался еще I тем, что в процессе его подготовки и проведения проявился рост общественно-политической активности его участников, выступавших с докладами и лекциями перед трудящимися, товарищами по учебе, школьниками и в других аудиториях. Они прочитали свыше 205 тыс. лекций и докладов. Представленные на конкурс студенческие работы отличались глубиной содержания, хорошим оформлением научного аппарата. В этом виден процесс дальнейшего повышения качества подготовки студентами конкурсных работ.

Значительное большинство конкурсных работ было посвящено актуальным темам, охватывая при этом обширный круг вопросов и проблем. Методологической основой для их написания послужили произведения основоположников марксизма-ленинизма, Документы КПСС и Советского правительства. Широко использованы в конкурсных работах местный краеведческий и архивный материал, результаты конкретно-социологических исследований и данные статистики. В ряде работ содержатся выводы и практические рекомендации по улучшению деятельности комсомольских и хозяйственных организаций. Около 80% всех представленных на конкурс работ связано с изучением теоретического наследия, жизни и деятельности В. И. Ленина. Все это дает основание утверждать, что всесоюзные конкурсы студенческих работ по общественным наукам превращаются в одну из важных и эффективных форм идейно-воспитательной работы с вузовской молодежью.

Как и всякая новая, еще проверяемая форма, она требует тщательного изучения. Этому, в частности, должен способствовать анализ тематики и содержания представленных на конкурс студенческих работ, что является основной целью данного обзора. Для анализа нами взяты работы, поступившие в секцию истории КПСС. При этом следует иметь в виду, что в этой секции фактически были сосредоточены работы и по

стр. 153

истории КПСС, и по истории СССР, и по всеобщей истории. Из поступивших в секцию 515 работ, составляющих примерно треть всех представленных на всесоюзный тур этого конкурса, по истории КПСС было 316, по истории СССР - 142 и по всеобщей истории - 57. Все эти работы по своим темам очень тесно связаны, и указанное разделение является в какой-то мере условным. Целесообразно поэтому подразделить их тематически.

Наибольший удельный вес занимает ленинская тематика (376 работ). Поскольку же почти все конкурсные работы касались ленинских произведений, его оценок и указаний по избранным авторами темам, можно считать, что в представленных на конкурс студенческих работах ленинская тематика доминирует. Другую тематическую группу составили работы по отдельным проблемам истории; их насчитывается около 120. Затем следует выделить группу работ, раскрывающих пролетарский интернационализм и его проявление в деятельности КПСС, Советского государства и советского народа. Формально в эту группу можно отнести всего 20 работ, а фактически их число значительно больше, потому что работы, рассматривающие эту проблему под углом зрения ленинской тематики, отнесены к первой группе. И, наконец, небольшую группу работ составляют персоналии. Особенностью всех этих тематических групп, за исключением разве только последней, является обилие затрагиваемых в конкурсных работах вопросов и проблем.

Подтверждением этого является многообразие основных проблемных направлений в группе работ по ленинской тематике. Если проблема жизни и деятельности В. И. Ленина, отдельных сторон его биографии (черты характера, стиль работы, пребывание в различных местах нашей страны и за ее пределами и.т. д.) представлена 65 работами, а ленинский вклад в военную теорию, историю и организацию Советских Вооруженных Сил и их боевых действий-30 работами, то такая проблема, как ленинизм и практическое претворение в жизнь его основных принципов и положений, охватывает наибольшее число работ - 253, что составляет почти 70% всех работ по ленинской тематике. Отметим и такой факт, как наличие среди конкурсных студенческих работ сочинений по историографии и источниковедению, анализирующих в этом плане ленинские труды. Таких работ всего 16, что, конечно, мало. И, наконец, 12 работ посвящено борьбе В. И. Ленина с оппортунизмом, ревизионизмом и буржуазной идеологией. Эти проблемные направления и их соотношение ярко демонстрируют громадный интерес студенчества к изучению и усвоению ленинского теоретического наследия.

Если проанализировать содержание хотя бы некоторых студенческих работ, то можно убедиться, что многие из них написаны на достаточно высоком теоретическом уровне, убедительно аргументированы и свидетельствуют о некоторых навыках их авторов в исследовательской работе. О. В. Дорофеев посвятил свою работу "В. И. Ленин в Риге" конкретному событию из жизни Владимира Ильича: его приезду в Ригу в 1900 году. Это сочинение было отмечено высшей наградой конкурса - дипломом I степени. Автор показал, как скрупулезно анализируется буквально каждое слово очевидцев, архивных документов для точного определения ленинских мест. Каждая находка ведет к тому, что вновь выявленные места пребывания В. И. Ленина в Риге отмечаются мемориальными досками. Высокая оценка труда О. В. Дорофеева станет особенно примечательна, если учесть, что автор - студент первого курса вечернего отделения технического вуза. Е. В. Никитин представил на конкурс работу "В начале великого пути (из самарского периода жизни и деятельности В. И. Ленина. 1889 - 1893 гг.)", которая выходит за рамки обычного представления о реферате даже студента гуманитарного вуза. Автор рассматривает указанные годы жизни и деятельности В. И. Ленина в четырех аспектах: овладение учением К. Маркса и Ф. Энгельса; применение марксизма к исследованию общественно-экономического СТРОЯ России; участие в самарских революционных кружках, работа в качестве помощника присяжного поверенного в Самарском окружном суде. Реферат оригинален, написан на большом, основательно изученном круге источников, среди которых - четыре фонда ЦПА ИМЛ при ЦК КПСС. Автор обнаружил серьезные познания в области истории, философии и политической экономии.

Наличие работ о военно-теоретической и организаторской роли В. И. Ленина показывает разносторонность интересов студенчества. Об этом свидетельствуют сочинения

стр. 154

Ю. Г. Вербицкого "В. И. Ленин - великий пролетарский полководец", В. М. Красникова "Борьба В. И. Ленина за создание кадровой регулярной Красной Армии на VIII съезде РКП(б)", В. Ю. Кораблева "В. И. Ленин и политработники Красной Армии" и т. д. Основное внимание в них уделено деятельности В. И. Ленина по созданию Красной Армии и руководству ею в период гражданской войны. Есть также работы, авторы которых очень оригинально пытаются рассмотреть различные стороны политики Советского государства в области укрепления обороноспособности нашей Родины. Работы В. А. Лучникова "В. И. Ленин о развитии тяжелой промышленности и ее роли в укреплении обороноспособности социалистического государства" и О. Г. Сухопяткина "В. И. Ленин об экономических основах военной мощи социалистического государства" заслуженно получили высокие награды. Значительное внимание было уделено студентами такой волнующей проблеме современности, как проблема войны и мира.

Огромный интерес проявило студенчество к ленинскому теоретическому наследию и деятельности партии и Советского правительства по претворению в жизнь ленинских предначертаний. Об этом свидетельствует содержание большинства конкурсных работ. Назовем некоторые из них: М. Ф. Антонюк "Развертывание деятельности и сплочение большевистских организаций Украины на основе Апрельских тезисов В. И. Ленина", Л. И. Арустамова "В. И. Ленин и социалистические преобразования в быту колхозного крестьянства Азербайджанской ССР", П. А. Быков "В. И. Ленин о гегемонии пролетариата в первой русской революции", Л. М. Оргина "В. И. Ленин о развитии производительных сил Севера России", С. Кожахметова "В. И. Ленин и развитие народного образования в Казахстане", С. Ф. Власов "В. И. Ленин о культурной революции как закономерности строительства социализма и коммунизма", А. В. Возженков "Борьба трудящихся Урала за осуществление ленинского плана построения социализма", А. И. Немой "В. И. Ленин о создании материально-технической базы сельского хозяйства", В. В. Савиных "В. И. Ленин о германском империализме и современный империализм ФРГ" многие другие. Темы их очень актуальны в политическом и научном отношениях. Так, М. Ф. Антонюк на материале многочисленных источников раскрыла деятельность украинских большевиков в марте - апреле 1917 г., сделав это на фоне общероссийских событий и критического анализа современных буржуазных, оппортунистических и ревизионистских извращений. При этом автор показала не только свое умение наблюдать, но и правильно оценивать деятельность партийных организаций, что особенно наглядно проявилось в первой части реферата.

Изучение студентами ленинского теоретического наследия велось также в историографическом и источниковедческом плане. Работы первого рода (их четыре) посвящены раскрытию ленинского вклада в историческую науку, деятельности В. И. Ленина как историка. Как известно, эта проблема недостаточно исследована и в настоящее время привлекает пристальное внимание советских историков. Подавляющее большинство их исследований знакомо авторам конкурсных работ и использовано ими при написании рефератов. Вместе с тем сложность и трудность проблемы, пробелы в теоретических знаниях и неумелое использование методов научного анализа сказались на качестве представленных работ. Нельзя, однако, принижать значение попыток студентов разобраться и в этой сфере деятельности В. И. Ленина. Источниковедческий аспект представлен 12 работами, среди которых есть такие, которые по своему идейно-теоретическому уровню, глубине раскрытия темы достойны особого внимания. Характерно, что в большинстве случаев авторами этих работ являются студенты неисторических факультетов. Так, студент экономического факультета Азербайджанского института народного хозяйства Е, К. Баранов написал реферат "Роль личной переписки В. И. Левина в изучении его идейного наследия" - оригинальную и интересную работу, имеющую определенное познавательное значение. Эпистолярное наследие В. И. Ленина - неиссякаемый источник его мыслей и идей - сосредоточено в десяти томах Полного собрания сочинений В. И. Ленина. Достижение Е. К. Баранова состояло в том, что он делает попытку, и довольно удачную, показать важнейшие идеи, имеющиеся в ленинских документах эпистолярного характера.

Группа студенческих работ, посвященная раскрытию отдельных проблем истории, представлена разнообразными темами, проблемами и направлениями. Так, в сочинении А. Пашикова "Из истории проведения земельно-водной реформы в Тедженском районе

стр. 155

Туркменской ССР (1926 - 1927 гг.)" использованы архивные материалы и документы, которые свидетельствуют о новом подходе к разрешению жизненно важных для туркменских земледельцев проблем. В этом подходе, делает вывод автор, проявился внутренний смысл Октябрьской революции, а именно: все преобразования на обширной территории страны осуществлять для блага трудящихся. Интересные работы были представлены на конкурсе Ю. А. Проскуриным, Н. И. Алымовой, С. Ф. Загоруйко и другими. Все они получили высокие оценки и были отмечены наградами.

Рецензированием студенческих работ на заключительном всесоюзном туре занимались 845 преподавателей кафедр и факультетов общественных наук ведущих вузов Москвы. Среди рецензентов 43 профессора, доктора наук и 743 доцента, кандидата наук. Рецензирование было закрытым. Дважды были отрецензированы все работы, получившие неудовлетворительные оценки и большая часть - отличные оценки. Это было сделано во избежание субъективизма при оценке качества студенческих работ.

Говоря о положительном опыте всесоюзных конкурсов по общественным наукам как новой эффективной форме идейно-политического воспитания студенчества, нельзя оставить без внимания и некоторые негативные стороны, проявившиеся в процессе их проведения. Часть представленных на третий тур III Всесоюзного конкурса работ была оценена рецензентами неудовлетворительно. Как могли попасть эти работы на третий тур конкурса? Очевидно, на предшествующих двух турах при их оценке были занижены требования. Наблюдались и такие явления, как компиляция, недостаточно точное оформление научного аппарата и плана работы, слабое раскрытие некоторых поставленных в работах вопросов, наличие стилистических погрешностей. Ясно, что эти и другие недостатки не снижают большого значения конкурса. Дальнейшее проведение такого рода мероприятий, безусловно, необходимо. Поэтому совершенно правильным является решение о том, чтобы превратить всесоюзные конкурсы студенческих работ по общественным наукам в традицию. Готовясь к очередному, IV конкурсу, важно учесть как положительные, так и отрицательные моменты организации предшествующего конкурса. Это поможет добиться повышения его воспитательной роли.

П. А. Носов, А. И. Токарев






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций