ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ГУМАНИЗАЦИЯ ПРЕВЕНТИВНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕВИАНТНЫМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 октября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




А. В. Дубровский

доктор педагогических наук, профессор Пермского военного института внутренних войск МВД России

E-mail: general-1962@mail.ru

В статье обозначена проблема функционирования системы личностно-ориентированной превентивно-воспитательной работы с девиантными военнослужащими. В качестве путей реализации функционально-деятельностного компонента данной системы рассматриваются организация разнообразной коллективной деятельности, стимулирование и поддержка инициативы военнослужащих с девиантным поведением.

Ключевые слова: система, личностно-ориентированная превентивно-воспитательная работа, девиантное поведение военнослужащих, функционально-деятельностный компонент, микрогруппа, гуманизация, ценности в межличностных отношениях.

Глубокие социально-экономические изменения, происходящие в России, а также реформа армии воздействуют на различные психические функции человека, меняют его взгляды, убеждения, привычки, нравственные ценности и социальные роли. По данным Всемирной организации здравоохранения, "демографическая яма", вызванная падением рождаемости в стране, за последние годы привела к снижению численности мужчин призывного возраста. Положение усугубляется тем, что свыше 2,5 млн. граждан России регулярно употребляют наркотики, причем 76% из них - молодежь от 16 до 20 лет, то есть категория населения, за счет которой производится комплектование армии и флота страны [1].

На этом фоне оптимизация кадровой структуры системы Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) вызывает значительные трудности. Формирование личных качеств военнослужащих становится не менее значимым, чем непосредственно воинское обучение и воспитание. Готовность к профессиональной деятельности военнослужащего предполагает учет специфики современных боевых действий, которые требуют исключительной воли, психической устойчивости, высокого уровня понимания моральных и нравственных установок, следование кодексу чести защитника Отечества. Имеющийся опыт экспериментальных исследований в вузах и воинских частях МО РФ указывает на необходимость достижения гуманистической направленности подготовки девиантных военнослужащих, их социализации и воспитания в условиях реальной армейской жизни. Необходима методология педагогической поддержки, учитывающая мотивационные и функционально-деятельностные компоненты системы личностно-ориентированной превентивно-воспитательной работы. Для девиантных военнослужащих наиболее эффективными методами, позволяющими преодолевать их асоциальное поведение, является достижение ими воинской дисциплины, обеспечение устойчивости трудовых навыков и умственных действий. Все это должно находить подтверждение в образцах поведения офицеров, организующих их службу [1; 2].

Проведенное педагогическое исследование повседневной деятельности войск и различных войсковых подразделений свидетельствуют о существовании практически в каждом коллективе двух относительно самостоятельных организационных структур, оказывающих непосредственное влияние на поведение военных: официальной
стр. 54

и неофициальной, сложившихся в процессе межличностных отношений военнослужащих [4]. Анализ неофициальной структуры воинских коллективов вскрыл существование как положительных, так и негативных микрогрупп. Членами последних, как правило, являются военнослужащие с девиантным поведением, а лидерами - воины с неустойчивым и стойким стереотипами поведения, нарушающие общественный порядок, а также военнослужащие с неадекватной реакцией на педагогические воздействия. Такие группы отличаются довольно высоким уровнем сплоченности вокруг лидеров, особенно на начальном и завершающем этапах службы. Встречаются и микрогруппы с невыраженной направленностью (нейтральные группы), которые при неблагоприятных обстоятельствах занимают неправильную позицию по каким-либо частным вопросам. Именно поэтому, организуя систему личностно-ориентированной привентивно-воспитательной работы в отрицательно настроенной микрогруппе, важно знать отношение ее членов к лидеру, между собой, коллективу подразделения в целом. При этом важно увлечь военнослужащих с девиантным поведением данной группы на социально-значимую деятельность, сформировать коллективистские взаимоотношения.

Анализ результатов проведенного эксперимента позволил сформулировать следующие теоретические и практические рекомендации, касающиеся рассмотренной категории военнослужащих:

1) воспитательная работа в войсковых подразделениях должна быть направлена на устойчивое формирование ценностей военной службы, коллективных взаимоотношений на основе гуманистических ценностей, настроений, мнений, традиций армейской жизни, задающих правильную психическую ориентацию в деятельности девиантных военнослужащих;

2) следует повысить роль коллектива в достижении нормативных, уставных требований организации воинской службы за счет формирования уклада жизни девиантных военнослужащих, общей духовно-нравственной атмосферы в войсковых подразделениях, обеспечивающей предупреждение и преодоление отклонений в их поведении. Необходима специальная программа социальной и профессиональной адаптации военнослужащих с девиантным поведением, основанная на вовлечение их в социально позитивные виды коллективной деятельности;

3) придание креативного характера работе офицеров с различными категориями военнослужащих, формирование у них мотивации, ценностных ориентиров, стиля поведения и жизнедеятельности [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Андруник А. П., Дубровский А. В. Воспитание и развитие личности курсанта в образовательных учреждениях правоохранительных органов. - Пермь: ПВИ ВВ МВД, 2006. - 205 с.

2. Кудрявцев Ю. М. Профессиональное предназначение выпускника училища и возможности его профессиональной адаптации. - Казань: КФЧТИ, 1999.

3. Липский И. А. Методология военной педагогики: структура, модель, прогноз развития. - Ч. 1. - СПб.: СПВВИУС, 1994. - 92 с.

4. Куликова Л. Н. Личность в воспитательной системе учебного заведения: взаимосвязанное развитие // Личность в воспитательной системе учебного заведения: Межвуз. сб. тезисов Всероссийской научно-практической конференции. - Хабаровск, 1993, с. 1-29.
стр. 55

HUMANIZATION OF PREVENTIVE-EDUCATIONAL WORK WITH DEVIANT MILITARY MEN

A.V. Dubrovsky

doctor of pedagogical sciences, professor of the Perm Military Institute of Internal Armies of the Ministry of Internal Affairsof Russia

The article is devoted to problem of functioning of personal-focused preventive-educational work system with deviant military men. Organization of various collective activities, stimulation and support of the initiative of military men with deviant behavior are considered as realization ways of functionally active component of the given system.

Keywords: system, personal-focused preventive-educational work, deviant behavior of military men, functionally active component, microgroup, humanization, values in interpersonal relations.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)